Урок литературного чтения в 4 классе. М. Ю. Лермонтов Парус
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Лермонтова, прбудить интерес к его произведениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения. М.Ю. Лермонтов «Парус»
в 4 классе составила и провела Смирнова Маргарита Витальевна.
Цели урока: познакомиться с творчеством Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям;
Закрепить умение анализировать стихотворный текст;
Продолжить обучение декламированному чтению;
Вырабатывать умение обобщать материал с использованием таблицы;
Развивать интерес к дальнейшему изучению творчества поэта;
Способствовать развитию творческого воображения;
Развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;
Воспитывать ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма;
Прививать культуру умственного труда, эстетического вкуса учащихся.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Оргмомент Мотивация Определение целей | -Сегодня на уроке мы продолжаем работать над разделом «У искусства есть своя особенная правда» и познакомимся с творчеством великого русского поэта М.Ю.Лермонтова. -Нужно ли нам знакомиться с его творчеством? Зачем? -Определите цели нашего урока. Я надеюсь, что наш урок получится интересным, полезным. С урока вы вынесете новые знания, хорошее настроение .Пусть работают не только ваша память, ум, но и душа и сердце. | Ответы детей на вопросы, рассуждение, доказательство. Познакомиться с биографией поэта, узнать тайны творчества поэта, сделать какие-то открытия. Научиться выразительно читать стихи. |
2. Знакомство с биографией поэта. | - К сегодняшнему уроку вы изучали страницы жизни великого поэта, что позволит нам приоткрыть дверь в удивительный мир поэзии М.Ю. Вывод: какая жизнь была у М.Ю.? Каким он был человеком? Как вы думаете, зачем мы знакомились с биографией поэта.? | Рассказ ученика о жизни поэта. Ученики дополняют информацию о жизни поэта. Жизнь трудная, нелёгкая. Умный, разносторонний, эрудированный, одинокий. Знакомство с жизнью поэта поможет нам разобраться с тайнами его творчества. |
3. Погружение в атмосферу настроения поэта при создании стиха. | В 18 лет Лермонтов приехал в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся перед его глазами картину. ( Шум моря) Как вы думаете, что увидел Лермонтов? Закройте глаза, попробуйте представить себя на скалистом берегу, а у ваших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется волнуется самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море. Оно шумит , зовёт в голубую даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в бесконечные просторы. -Какие чувства может испытывать в этот момент человек? Кто бывал из вас на море? Какое оно? - Близость моря всегда волнует человека, поражает своей изменчивостью. Посмотрите на картины известного всему миру художника – мориниста Ивана Айвазовского. Море всегда манило к себе человека. Людям хотелось обуздать непокорную стихию, бороться с ней и побеждать. Люди строили лодки, крепили к ним паруса. Парус для человека всегда был символом надежды, светлой мечты. Стоя на берегу Лермонтов долго смотрел вдаль ,и вдруг увидел белеющий в морской синеве парус. Именно после той прогулки поэт написал стихотворение «Парус» Ваше впечатление. - Хотите раскрыть секрет его впечатляющей силы? Отправляемся в творческую мастерскую поэта. | Высказывание предположений картин природы. Человек волнуется, гордится, любуется красотой моря. Высказывания учащихся. Чтение наизусть стиха учеником. Какое красивое стихотворение! |
4. Актуализация знаний. | -Прочитайте слово «стихотворение» какие ассоциации оно вызывает? Определите морфемный состав слова- стих, творить., творение стихов. Как красиво звучит. Творение стихов- это настоящее искусство .Какими инструментами пользуются поэты? В стихот. «Парус» есть своя тайна. Оно пробуждает настроение, которое невозможно выразить словами. Предлагаю эту тайну раскрыть .Что нам нужно для этого сделать? На доске тайна творения стиха: - смысловой параллелизм -антитеза -инверсия (необычный порядок слов, выразительное средство, помогающее передать настроение) | Поэт, рифма, строфа… Тропы: олицетворение, эпитеты, сравнение, контраст- выразительные средства языка. Проанализировать стихотворение, быть внимательным читателем. |
5.Анализ текста. | 1.- Какими словами рисует Лермонтов море? Какого цвета парус? Какие это цвета? Какие чувства рождают они? Каким эпитетом о парусе поэт начинает стих? Одинокий- о ком так можно говорить? О человеке, человеческой жизни.
Пауза, которая обозначена многоточием не позволяет пейзажу слиться со строками, рисующими состояние героя -Сколько раз употребляется слово парус?. Чем потом заменяется? Можно так говорить о неодушевлённом предмете? Как мы начинаем относиться к парусу? Смысловой параллелизм наблюдается в каждой строфе: две строки о парусе, что его окружает, две строки о состоянии лирического героя. ( творение) Прочитайте вторые строчки 1 строфы. Где находится парус? Это . ребята, любимый приём поэта – антитеза (модель) | Голубое, лазурь, луч солнца, золотой Белый Это тёплые цвета, близкие человеку, рождают чувства радости. Одинокий, это вызывает чувство тоски, грусти. Сожаления. 2. Картины природы- небо, сияние солнца, море, ветер….Среди воды и воздуха – парус. 4. Голос самого поэта, его размышления.
Один . Местоимением .Он ищет, он кинул… Парус это живое существо, он не боится бури, оставил родной край, как гордый смелый человек. Парус затерялся между родным краем и неведомой далёкой страной. Родной – далёкая, ищет – кинул. Под ним – над ним. |
6 Физ минтка | Предлагаю вам ещё раз послушать шум моря , отдохнуть и набраться сил для дальнейшей работы. | |
7.Работа с таблицей, подготовка к выразительному чтению. | 1. – Поговорим подробнее о каждой строфе, вдумаемся в каждое слово и подготовимся к выразительному чтению. Поможет нам таблица. 1 строфа. Что видим? Поэт не только нарисовал изумительную картину природы, но и заставил нас проникнуться сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы простые слова! Но в том то и чудо поэзии, и слова здесь не такие уж простые. Если бы сказать об этом простой фразой, то она бы была построена иначе. Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. И вся поэтичность и очарование слов исчезают. - Лермонтов ставит эпитеты на необычное место, в конце строк, что делает их особенно заметными, придаёт им дополнительную силу. - Такой необычный порядок слов в предложении называется- инверсией Это выразительное средство стихотворной речи помогает передать настроение. ( таблица) Как читаем? 2. Проанализируйте 2 и 3 строфы. | Море. Небо, парус , затишье. Спокойно. Повествовательно. Движения нет. Работа в группе. Отчёт работы. |
8. Выразительное чтение стихотворения. | Послушайте одноклассников, оцените их работу. | Читают стихи |
9.Романс Александра Варламова | Послушайте романс. -Удалось ли композитору в музыке передать настроение стихотворения. Сами по себе стихи и музыка могут существовать, но в единстве они сильнее. | Слушают романс. Высказывания детей. |
10.Рефлексия. | - Какие открытия вы сделали на уроке? Достиг ли наш урок цели ? Какие желания у вас появились? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературного чтения 4 класс. М.Ю.Лермонтов Ашик-Кериб
В основе сказания об Ашик-Керибе лежит международный сюжет «возвращения мужа на свадебный пир жены». Этот сюжет представляет собой завершение классического развития ситуации: «любовь – разлука – верно...
Технологическая карта урока литературного чтения на тему: "М.Ю. Лермонтов « ДАРЫ ТЕРЕКА» " 4 класс
Конспект урока...
Презентация к уроку литературного чтения 4 класс "М.Ю.Лермонтов "Парус"
Презентация к уроку литературного чтения 4 класс "М.Ю.Лермонтов "Парус"...
Презентация к уроку литературного чтения 4 класс "М.Ю. Лермонтов"
Презентация к уроку литературного чтения 4 класс "М.Ю. Лермонтов"...
Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: "М.Лермонтов «Утес». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация И.Рериха «Стражи ночи».". УМК "Перспективная начальная школа"
Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: "М.Лермонтов «Утес». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация И.Рериха «Стражи ночи».". УМК "Перс...
Урок литературного чтения, 3 класс. М.Ю. Лермонтов "Утес"
Урок литературного чтения по УМК "Школа России" в 3 классе.Цель урока: осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения, анализа лирическо...
Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс.М.Ю.Лермонтов « Дары Терека». Картины природы в стихотворении.
Урок литературного чтения, 4класс, " Школа России". Тема урока: "М.Ю.Лермонтов « Дары Терека». Картины природы в стихотворении".Раздел " Чудесный мир классик...