Урок литературного чтения в 4 классе. М. Ю. Лермонтов Парус
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Смирнова Маргарита Витальевна

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Лермонтова, прбудить интерес к его произведениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

Урок литературного чтения. М.Ю. Лермонтов «Парус»

в 4 классе составила и провела Смирнова Маргарита Витальевна.

Цели урока: познакомиться с творчеством Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям;

Закрепить умение анализировать стихотворный текст;

Продолжить обучение декламированному чтению;

Вырабатывать умение обобщать материал с использованием таблицы;

Развивать интерес к дальнейшему изучению творчества поэта;

Способствовать развитию творческого воображения;

Развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;

Воспитывать ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма;

Прививать культуру умственного труда, эстетического вкуса учащихся.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент

Мотивация

Определение целей

-Сегодня на уроке мы продолжаем работать над разделом «У искусства есть своя особенная правда» и познакомимся с творчеством великого русского поэта М.Ю.Лермонтова.

-Нужно ли нам знакомиться с его творчеством? Зачем?

-Определите цели нашего урока.

Я надеюсь, что наш урок получится интересным, полезным. С урока вы вынесете новые знания, хорошее настроение .Пусть работают не только ваша память, ум, но и душа и сердце.

Ответы детей на вопросы, рассуждение, доказательство.

Познакомиться с биографией поэта, узнать тайны творчества поэта, сделать какие-то открытия. Научиться выразительно читать стихи.

2. Знакомство с  биографией поэта.

- К сегодняшнему уроку вы изучали страницы жизни великого поэта, что позволит нам приоткрыть дверь в удивительный мир поэзии М.Ю.

Вывод: какая жизнь была у М.Ю.? Каким он был человеком?

Как вы думаете, зачем мы знакомились с биографией поэта.?

Рассказ ученика о жизни поэта.

Ученики дополняют информацию о жизни поэта.

Жизнь трудная, нелёгкая. Умный, разносторонний, эрудированный, одинокий.

Знакомство с жизнью поэта поможет нам разобраться с тайнами его творчества.

3. Погружение в атмосферу настроения поэта при создании стиха.

В 18 лет Лермонтов приехал в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся перед его глазами картину. ( Шум моря)

Как вы думаете, что увидел Лермонтов?

Закройте глаза, попробуйте представить себя на скалистом берегу, а у ваших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется волнуется самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море.  Оно шумит , зовёт в голубую  даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в бесконечные просторы.

-Какие чувства может испытывать в этот момент человек?

Кто бывал из вас на море? Какое оно?

- Близость моря всегда волнует человека, поражает своей изменчивостью. Посмотрите на картины известного всему миру художника – мориниста  Ивана  Айвазовского.

Море всегда манило к себе человека. Людям хотелось обуздать непокорную стихию, бороться с ней и побеждать. Люди строили лодки, крепили к ним паруса. Парус для человека всегда был  символом надежды, светлой мечты.

Стоя на берегу Лермонтов долго смотрел вдаль ,и вдруг увидел белеющий в морской синеве парус. Именно после той прогулки поэт написал стихотворение «Парус»

Ваше впечатление.

- Хотите раскрыть секрет его впечатляющей силы? Отправляемся в творческую мастерскую поэта.

Высказывание предположений картин природы.

Человек волнуется, гордится, любуется красотой моря.

Высказывания учащихся.

Чтение наизусть стиха учеником.

Какое красивое стихотворение!

4. Актуализация знаний.

-Прочитайте слово «стихотворение» какие ассоциации оно вызывает?

Определите морфемный состав слова- стих, творить., творение стихов. Как красиво звучит. Творение стихов- это настоящее искусство .Какими инструментами пользуются поэты?

В стихот. «Парус» есть своя тайна. Оно пробуждает настроение, которое невозможно выразить словами. Предлагаю эту тайну раскрыть .Что нам нужно для этого сделать?

На доске  тайна творения стиха:

- смысловой параллелизм

-антитеза

-инверсия (необычный порядок слов, выразительное средство, помогающее передать настроение)

Поэт, рифма, строфа…

Тропы: олицетворение, эпитеты, сравнение, контраст- выразительные средства языка.

Проанализировать стихотворение, быть внимательным читателем.

5.Анализ текста.

1.- Какими словами рисует Лермонтов море?

Какого цвета парус?    Какие это цвета?  Какие чувства рождают они?

Каким эпитетом о парусе поэт начинает стих?

Одинокий- о ком так можно говорить? О человеке, человеческой жизни.

  1. Прочитаем первые 2 строки каждого четверостишия. Что рисуют нам они?
  2. Одинокий парус между  бездонным небом и  морской глубиной.  Модель паруса.
  3. Прочитаем вторые строчки четверостиший. Чей голос звучит в них?
  4. Обратите внимание на пунктуацию. Что заметили?

Пауза, которая обозначена многоточием  не позволяет пейзажу слиться со строками, рисующими состояние героя

-Сколько раз употребляется слово парус?. Чем потом заменяется?    Можно так говорить о неодушевлённом предмете?  Как мы начинаем относиться  к парусу?

Смысловой параллелизм наблюдается в каждой строфе: две строки о парусе, что его окружает, две строки о состоянии лирического героя.  ( творение)

 Прочитайте вторые строчки 1 строфы. Где находится парус?

Это . ребята, любимый приём поэта – антитеза (модель)

Голубое, лазурь, луч солнца, золотой

Белый

Это тёплые цвета, близкие человеку, рождают чувства радости.

Одинокий, это вызывает чувство тоски, грусти. Сожаления.

2. Картины природы- небо, сияние солнца, море, ветер….Среди воды и воздуха – парус.

4. Голос самого поэта, его размышления.

  1. Многоточие.

Один .

Местоимением .Он ищет, он кинул…

Парус это живое существо, он не боится бури, оставил родной край, как гордый смелый человек.

Парус затерялся между родным краем и неведомой далёкой страной.

Родной – далёкая, ищет – кинул. Под ним – над ним.

6 Физ минтка

Предлагаю вам ещё раз послушать шум моря , отдохнуть и набраться сил для дальнейшей работы.

7.Работа с таблицей, подготовка к выразительному чтению.

1. – Поговорим подробнее о каждой строфе, вдумаемся в каждое слово и подготовимся к выразительному чтению. Поможет нам таблица.

1 строфа. Что видим?      Поэт не только нарисовал изумительную картину природы, но и заставил нас проникнуться сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы простые слова! Но в том то и чудо поэзии, и слова здесь не такие уж простые.

Если бы сказать об этом простой фразой, то она бы была построена иначе.  Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. И вся поэтичность и очарование слов исчезают.

-  Лермонтов ставит эпитеты на необычное место, в конце строк, что делает их особенно заметными, придаёт им дополнительную силу.

- Такой необычный порядок слов в предложении называется- инверсией Это выразительное средство стихотворной речи помогает передать настроение. ( таблица)

Как читаем?

2.  Проанализируйте 2  и 3 строфы.

Море. Небо, парус , затишье.

Спокойно. Повествовательно. Движения нет.

Работа в группе. Отчёт работы.

8. Выразительное чтение стихотворения.

Послушайте одноклассников, оцените их работу.

Читают стихи

9.Романс Александра Варламова

Послушайте романс.

-Удалось ли композитору в музыке передать настроение стихотворения.

 Сами по себе стихи и музыка могут существовать, но в единстве они сильнее.

Слушают романс.

Высказывания детей.

10.Рефлексия.

- Какие открытия вы сделали на уроке?

Достиг ли наш урок цели ?

Какие желания у вас появились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения 4 класс. М.Ю.Лермонтов Ашик-Кериб

В основе сказания об Ашик-Керибе лежит международный сюжет «возвращения мужа на свадебный пир жены». Этот сюжет представляет собой завершение классического развития ситуации: «любовь – разлука – верно...

Презентация к уроку литературного чтения 4 класс "М.Ю.Лермонтов "Парус"

Презентация к уроку литературного чтения 4 класс "М.Ю.Лермонтов "Парус"...

Презентация к уроку литературного чтения 4 класс "М.Ю. Лермонтов"

Презентация к уроку литературного чтения 4 класс "М.Ю. Лермонтов"...

Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: "М.Лермонтов «Утес». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация И.Рериха «Стражи ночи».". УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: "М.Лермонтов «Утес». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация И.Рериха «Стражи ночи».".  УМК "Перс...

Урок литературного чтения, 3 класс. М.Ю. Лермонтов "Утес"

Урок литературного чтения по УМК "Школа России" в 3 классе.Цель урока: осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения, анализа лирическо...

Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс.М.Ю.Лермонтов « Дары Терека». Картины природы в стихотворении.

Урок литературного чтения, 4класс, " Школа России".  Тема урока: "М.Ю.Лермонтов « Дары Терека». Картины природы в стихотворении".Раздел " Чудесный мир классик...