Урок обучения грамоте "Звуки [й' у], буквы Ю, ю". 1 класс
методическая разработка по чтению (1 класс)

Программа "Школа России".1 класс. Урок обучения грамоте "Звуки [й´у], буквы Ю, ю" знакомит учащихся с буквой Ю,с ее "работой" в языке. Представлен подробный конспект и небольшая презентация. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

р ю кр ю к бр ю ки т ю тр ю м кл ю шка с ю кл ю ч кл ю ква д ю из ю м кост ю м л ю сал ю т л ю стра н ю ут ю г Н ю ра

Слайд 2

ю г ю мор ю нга ю бка ю ный Ю рий



Предварительный просмотр:

Тема: Звуки [й´у], буквы Ю, ю.

Цель: создать условия для знакомства учащихся с буквой Ю, обозначающей  звуки [у] , [й' у].

Планируемые результаты:

Предметные:

• узнать роль буквы Ю в обозначении звуков [у], [й' у] в определенных позициях в слове

• понимать функцию буквы Ю, как показателя мягкости согласных

• читать слоги и слова с буквой Ю

Метапредметные:

• понимать и сохранять учебную задачу урока

• высказывать и аргументировать свою позицию

• учиться действовать по алгоритму

слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре; участвовать в учебном диалоге

Личностные:   

• проявлять интерес к родному языку, к чтению

• проявлять уважение к иному мнению

• развивать мышление, речь, внимание, словарный запас, творческую фантазию.

Ресурсы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор с экраном, юла, кинетический песок.

ХОД УРОКА

I. Орг. м.

II. Актуализация знаний

1). На  доске :

д

м

л

Н

а

с

о

к

У

- Найдите букву Л. Это первая буква.

- 2 шага вниз. Это вторая буква.

- 1 шаг влево. Это третья буква.

- Какое слово получилось? ( лук)

- Что обозначает это слово? (многозначность слова - картинки) (Лук – оружие для метания стрел)

- Составьте предложения с этими словами.

Мотивация познавательной деятельности

2)- Произнесите слово – ЛУК .

- Составьте схему этого слова. Положите листочки в клетку. На них запишите схему. ( + 1 чел. у доски)

 – А теперь давайте превратим слово ЛУК  – в ЛЮК.

- Что такое ЛЮК? (отверстие с крышкой для проникновения вниз)

- Какие правила безопасности надо соблюдать,

если вы увидели ЛЮК?

- составьте рядом схему этого слова.

3)- Сравним схемы.

- Чем похожи?

- Чем отличаются?

- Дадим характеристику звукам первого слова ЛУК и запишем их буквами:

Л У К.

IлI- согл., зв., тв., непарный, обозначим буквой Л

IуI- гл.,ударн., обозначим буквой У

IкI- согл., глух., тв., парный, обозначим буквой К

4)- Какие буквы надо заменить, чтобы слово ЛУК превратилось в ЛЮК?

- Нужны ли разные буквы для твердого и мягкого согл. зв.? (нет)

-Надо ли заменять первую букву? (нет,  на доске во втором слове первой ставится та же буква Л)

-Нужна ли другая буква для последнего звука (нет, ставится буква К)

- Можно ли и вторую букву на месте гласного звука оставить той же? (пробуем У)

-Слово ЛЮК не получается.

Вывод: нужна другая буква гласного - буква Ю.

Организация познавательной деятельности

III. Сообщение тема и задачи урока.

- Какова тема нашего урока?

 - Чему будем учиться?

IV. Работа по теме.

  1. Представление буквы Ю- буквы гласного звука У.

- На что похожа буква Ю ?

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква (хором) Ю.

а)- Нарисуйте на ладошке букву Ю.

- Из каких элементов состоит буква Ю? ( наклонной палочки и овала)

б)- Вылепите эту букву из кинетического песка. Разделите песок на 2 части- побольше и поменьше. Из одной части вылепим овал, из другой палочку.

Чтобы О не укатилось,
Крепко к
палочке прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква (хором) Ю.

в) - Найдите и покажите букву Ю в алфавите.

2. Чтение слогов и слов с буквой Ю после согласного.

 -Какую работу выполняет буква Ю в слове ЛЮК? (2 работы)

- Какие ещё буквы показывают на мягкость согласного звука?

На доске слайд

рю

крю                            

крюк

тю

стю

клюшка

сю

трю

брюки

дю

пню

костюм

лю

влю                      

люстра

ню

мню

Нюра

- Какое слово непонятно? (трюм-нижняя часть корабля для перевозки грузов)

а) - Какое слово в третьем  столбике   вы назвали бы «лишним»?

- Почему?

На доске :  Нюра.

-Как будут звать девочку, когда она вырастет?

-какие работы выполняет буква Ю в слове НЮРА?

б) - Как это имя девочки превратить в другое слово – имя мальчика?

- только ли надо убрать букву Н? (ещё заменить строчную букву Ю на заглавную)

- Какое слово получилось? (Юра)

На доске: Нюра   Юра

-Сравним звучание слов Нюра и Юра.

Закрываю слова Нюра   Юра.

в) - Составьте звуковые схемы этих слов( на листочках и 2 человека у доски)

- Почему схемы получились одинаковые?

г) - Обозначим каждый звук буквой.

Нюра

,I- согл., зв., мягк., непарный, обозначим буквой Н

IуI- гл.,ударн., обозначим буквой Ю, чтобы показать мягкость предш. согл.зв.

IрI- согл., зв., тв., непарный, обозначим буквой Р

IаI- гл.,безударн.,

(Юра)

д) -Схема второго слова показывает, что в нем 4 звука, а букв  в слове Юра (открываю) – три.

- Почему? Кто догадался? ( под двумя первыми звуками прикрепляем букву Ю, дети отмечают в тетрадях)

3. Вывод:

Буква Ю может выполнять ещё 1 работу – обозначать 2 звука в начале слова.

- Какие ещё буквы могут выполнять такую же работу?

-Стоит этим буквам попасть в начало слова, как их «работа» сейчас же меняется — они начинают, кроме своего гласного звука, обозначать ещё и звук [й’].

4. Правило чтения:

- Как же читать слова, когда в слове есть буква ю ?

- Вижу букву Ю в начале слова-читаю как два звука.

- Вижу букву Ю после согласного – читаю – у, а согл. – мягко.

- какие ещё буквы подчиняются этому правилу?

(буквы е, ё, ю, я в начале слова читаем как два звука)

На слайде: Юля, Юна, Юлиана, юбка, юный, юмор, юг

ФИЗМИНУТКА

5. Работа с текстом стр.48

У Юры юла.

– Дай мне, Юра, пожалуйста, юлу, – просит Юля.

– Будем вместе играть, – сказал Юра. Запела юла: «Ю-ю-ю...»

- О ком текст? Кто герои текста?

- Чем заняты дети? Что у Юры? Что делает Юля? Что предложил Юра? Что узнали об игрушке юле?

- Кто видел юлу? Кто играл?

- Что хотел сказать автор текста вам, своим читателям?

 - Как можно озаглавить текст? (Будем вместе играть)

 чтение по ролям

- сколько человек нам нужно для чтения по ролям?(3)

- Кто? (Юля, Юра, автор)

- найдите слова автора

- Когда так говорят?

Юра очень утомился – целый день юлой крутился.

6.Работа в парах.

- У вас на листочках слова, но гласные буквы убежали.

Поставьте их на место.

Л…ба

пл…с

р…ки

бр…ки

др…г

- Проверка на компьютере.

V. Рефлексия

У: Кому было трудно на уроке?

У: Что понравилось делать на уроке?

У: Вы сегодня были молодцы.

- Подведите итог разговора о «работе» букв гласных.

-Они «труженицы» и «помощницы»: не только свои гласные звуки обозначают, но и согласным звукам и их буквам помогают.

- В каком же домике будет жить наша буква?

- Попрощаемся с буквой Ю до следующего урока.

-Превратите песочную букву   Ю в смайлик, который показывает ваше настроение (Дети из песка выкладывают букву Ю).

VI. Орг. м.

Литература

1. Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л.А., Бойкина М. В. «Азбука» в 2-х частях (В комплекте с электронным предложением) М.: Просвещение, 2015

2. Бойкина М.В., Баканча Н. В., Бубнова И. А., Илюшин Л. С., Галактионова Т. Г., Роговцева Н. И. Обучение грамоте: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 1 класс: Пособие для учителей. М.: СПб.: Просвещение, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»

Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву  Ш (ш);  -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...

Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Урок обучения грамоте "Изучаем буквы. Буква А"

Урок обучения грамоте по программе "Начальная школа. XXI век", но учителя работающие по другим образовательным программам могут использовать в своей работе. К уроку составлена презентация, в которой в...

Урок обучения грамоте "Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами"

Познакомиться с заглавной буквой Э, с людьми искусства, с энциклопедиями...

Урок обучения грамоте (чтения) в 1 «Б» классе на тему: «Буква Д. Чтение слов с изученными буквами»

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе на тему: "Буква Д. Чтение слов с изученными буквами"....

Урок обучения грамоте (чтению) в 1 инклюзивном классе на тему: ФГОС НОО - «Гласный звук у. Буквы У, у.» ФГОС О У/О - «Звук и буква У, у.»

Урок обучения грамоте (чтению) в 1 инклюзивном классе на тему: ФГОС НОО - «Гласный звук у. Буквы У, у.»  ФГОС О У/О -  «Звук и буква У, у.»...

Конспект урока обучения письму "Заглавная буква В" 1 класс

Цели деятельности учителя:Формирование умения воспроизводить прописную букву «В» и её элементы, соединять её с другими буквами Планируемые результаты:Предметные:Знать: из каких элемен...