Шкатулка
| Проверяет правильность выполнения домашнего задания. - Ребята, вспомним литературные термины. Открывается музыкальная шкатулка. На листах написаны термины. Былина. Народные сказки Литературные сказки Пейзажная лирика
| Дети вынимают листочки с литературными терминами и дают им определение Былина – жанр устного народного творчества. Это было, рассказ не вымышленный, а правда иногда вымысел, но сбыточный, не сказочный. Народные сказки – жанр устного народного творчества, которые создавались народом и передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Литературные сказки записываются и навсегда сохраняют имя автора. Пейзажная лирика – вид литературного произведения, в котором поэт воспевает картины природы. | Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание Личностные: Интерес к различным видам деятельности Регулятивные: выполнять действия в устной форме Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью | Взаимоконтроль/Индивидуальная
|
Мозговая атака
Кластер
Инсерт
Синквейн
З-Х-У | Создает условия для включения каждого ученика в процесс целеполагания.
Портрет Сергея Есенина. - Какие ассоциации возникают, глядя на портрет этого человека.
- Составим определение используя записанные слова.
- Какие стихи Есенина мы изучали ранее? -Представим информацию в графическом оформлении (раздает карточки со схемой к приему «Кластер»). Приложение 1.
Читает стихотворение. -Он так любил, что мы забыть не в силах, Тоску поэта, радость и печаль, Ведь главная любовь его – Россия Земля добра и голубая даль. И в дом его со ставнями резными По–прежнему мы входим не дыша. Сергей Есенин, то не просто имя, - России стихотворная душа.
- Теперь, когда имя автора названо, перейдем к его биографии. Перед вами лежат карточки с биографией С.Е. Есенина. Прочитайте внимательно текст, промаркируйте его, используя приём «Инсерт» (приложение 2)
-Скажите, пожалуйста, много ли у вас на полях значков - это я знал? -А новая информация для вас? -А есть ли информация, которая осталась непонятной для вас? О чём бы хотелось узнать? - Где можно найти нужную информацию?
- Картина лебедушки с лебедятами. -Посмотрите на картинку. Кто на ней изображён? - Что вы можете сказать о лебедях? Какая лебедушка мать? Составим синквейн о лебеди матери 1. Назовите имя существительное по теме. 2. Два имени прилагательных 3.Три слова-действия 4. Предложение 5. Слово-смысл темы.
- Легко предположить тему нашего урока?
-Да, вы правы. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Сергея Есенина «Лебёдушка» — О чем может быть стихотворение с таким названием? — Что может произойти в стихотворении с таким названием? — Можно ли по названию определить, будет ли стихотворение шуточное, серьёзное, поучительное?
Заполним таблицу «З-Х-У». (приложение 3, в первом столбце информация подведена, напечатано).
|
Составляют ассоциативную цепочку - Поэт, стихи, береза, лирика, природа, черемуха, зима, … .
Сергей Есенин- поэт, пишет лирические стихи о природе.
Сергей Есенин: «Черёмуха», «Белая берёза», «Пороша», «Бабушкины сказки», «Нивы сжаты, рощи голы», «Поет зима — аукает», «С добрым утром», … .
Выполняют предложенные задания, систематизируют и анализируют информацию. Во время чтения текста дети делают на полях пометки: " V " - уже знал " + " - новое " - " - думал иначе " ? " - не понял, есть вопросы
- Обратится в библиотеку, найти в сети интернет.
Дети рассматривают картинки, делятся своими наблюдениями, знаниями.
1.Лебедь. 2.Добрая, заботливая. 3.Плавает, заботится, охраняет. 4. Лебедь - величавая и грациозная птица, символ чистоты, благородства, верности. 5. Мать.
Формулируют тему и цель урока - Сергей Есенин писал стихи о природе. На уроке мы будем читать лирическое стихотворение и узнаем о жизни лебедей.
Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения
З – что мы знаем | Х– что мы хотим узнать | У– что мы узнали | Произведение «Лебёдушка» Написал С.А. Есенин. Это стихотворение. Факты из биографии автора. |
|
|
| Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку Регулятивные: в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
|
Многовариативный/ Фронтальная.
Взаимоконтроль /Индивидуальная
Самоконтроль/ Индивидуальная
Взаимоконтроль/ Групповая
Внешний контроль/ Фронтальная
Самоконтроль/ Комбинированная |
З-Х-У
Физкультминутка. Птицы
Чтение с остановками
Первая остановка
Вторая остановка
Дерево предсказаний
Третья остановка
| Организует самостоятельную и осмысленную (с отслеживанием собственного понимания) работу учащихся с новой информацией -Ставим учебную задачу. Что мы хотим узнать? Запишем. (Возвращаемся к таблице)
Лебеди летят, крыльями машут. Прогнулись над водой, качают головой. Прямо и гордо умеют держаться. Очень бесшумно на воду садятся.
– Слушаем историю о лебедушке, рассказанную Сергеем Александровичем Есениным. Учитель выразительно читает часть произведения до слов: «Но не чуяла лебедушка…». – Прочитайте, как начинался день, как просыпалась природа. – Как поэт описывает лебедушку? Прочитайте. – Какие слова, выражения говорят о том, что поэт любуется прекрасной, гордой птицей? – Как описана лебедь-мать? - Как вы думаете, что будет дальше? Затем учитель читает следующую часть текста до слов: «В это время лебедь белая…». – Кого противопоставляет поэт лебеди? - С чем он его сравнивает? Почему?
- Давайте, попробуем предсказать, какие события могут произойти в дальнейшем. С этой целью построим «Дерево предсказаний» (приложение 4).
Учитель дочитывает произведение до конца, после чего выдерживает паузу. – Какие картины вы представили в своем воображении? – Какое настроение возникло у вас? Попробуйте объяснить свои эмоции.
| Выполняют самостоятельную и осмысленную (с отслеживанием собственного понимания) работу с информацией.
З – что мы знаем | Х– что мы хотим узнать | У– что мы узнали | Произведение «Лебёдушка» Написал С.А. Есенин Это стихотворение. Факты из биографии автора | О событиях в стихотворении. Почему стихотворение так называется. О героях стихотворения. Тему стихотворения. |
|
Дети машут руками Качают головой Распрямляют спину Садятся.
Дети зачитывают строки из стихотворения.
- Выплывала, словно зоренька, белоснежная лебедушка. Свободные высказывания обучающихся.
- Молодого коршуна. - Со стрелой, чёрной тучей. – Черный цвет – это цвет беды, зла, смерти, страха.
- Орел покружился и пролетел мимо. - Орел утащил птенца. - Лебедь уплыла вместе с лебедятами в безопасное место. - Орел напал на лебедь, и они начали сражаться. Лебедь – мать прогнала орла.
Свободные высказывания обучающихся. – Настроение печальное, тревожное, грустное. Стало жалко лебежатушек, что они остались без мамы; жалко лебедушку, которую погубил орел. | Познавательные: определение основной и второстепенной информации Личностные: понимание нравственного содержания поступков героев стихотворения Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации | Самоконтроль /Фронтальная
Самоконтроль/Фронтальная
Взаимоконтроль/Работа в паре
Самоконтроль/Фронтальная |
Дерево предсказаний
Если был бы я волшебником…
Цветовой индекс | Создает условия для рефлексии учебной деятельности учащихся на уроке для соотнесения целей и результатов учебной деятельности, фиксирования степени их соответствия. - Вернемся к «Дереву предсказаний», оправдались ли ваши предположения?
– Как вы считаете, какой лебедь была мамой? Ответ аргументируйте.
– У С. Есенина образ Родины слит с образом матери. На всю жизнь мама оставалась для него воплощением нравственной чистоты и мужества, самопожертвования ради своих детей. И оперение лебедушки в стихотворении – тоже чистый белый цвет– цвет чистоты. В своем стихотворении он уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая бесконечно любит, оберегает своих детушек и заботится о них.
-Вернёмся к таблице. Что узнали?
Проводит беседу по вопросам: – О чем хотел нам рассказать в своем стихотворении Сергей Есенин? Что нового вы узнали на уроке?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
– Сергей Есенин не любил сказок, стихотворений с плохим концом. Почему же стихотворение «Лебедушка» так грустно закончилось? Могла бы лебедушка поступить иначе? – Как вы думаете, зачем поэт рассказал нам эту историю? Что он хотел сказать читателям? – Кто символизирует в этом лирическом произведении добро? Зло?
- Почему орел совершил это зло?
- Самое страшное, если зло совершает человек. Надеюсь, что ваши поступки будут нести в себе только добро.
-Не хочется заканчивать этот урок на такой грустной минорной нотке. Давайте подумаем, если бы вы были волшебниками, что бы вы сделали, что бы вы изменили в сюжете? Как устроилась дальнейшая судьба лебедят?
- А теперь, ребята, возьмите на партах одну карточку из трех: красного, желтого или зеленого цвета, прикрепите к доске соответствующее вашему восприятию урока. (Карточка красного цвета обозначает: "Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня! Я получил заслуженную оценку!". Желтый цвет- "Урок был в определенной степени полезен для меня." Зеленый цвет- "Пользы от урока я получил мало, не очень понимал, о чем идет речь."
| Устанавливают соответствие между поставленной целью и результатом урока.
Мы предполагали … (проверяют гипотезы). А на самом деле оказалось, что лебедь погибла, защищая своих детей.
– Лебедь была заботливой, доброй, она наблюдала за детьми, чтобы они не попали в беду.
Выполняют самостоятельную и осмысленную работу с информацией.
З – что мы знаем | Х– что мы хотим узнать | У– что мы узнали | Произведение «Лебёдушка» Написал С.А. Есенин Это стихотворение. Факты из биографии автора | О событиях в стихотворении. Почему стихотворение так называется. О героях стихотворения. Тему стихотворения. | О самоотверженной любви родителей к детям. О мире живой природы, его радостях и трагедиях. Новые факты из биографии автора |
Устанавливают соответствие между поставленной целью и результатом урока.
– Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к своим детям – это вечный закон природы. - Добро символизирует лебедь. Зло совершает орел.
- Орел хотел есть. В мире животных это закономерно, чтобы выжить одно животное убивает другое.
Свободные высказывания обучающихся.
Обучающиеся оценивают свое состояние, результаты своей деятельности. | Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности Регулятивные: контроль, коррекция, оценка Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации | Фронтальная
Самоконтроль, взаимоконтроль
Внешний контроль/ Фронтальная
Индивидуальная
Самоконтроль/ Фронтальная |
Лингвистический анализ текста
Художественное чтение | Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания. Домашнее (дифференцированное) задание: 1.Подготовить лингвистический анализ стихотворения по плану (приложение 5).
2. Художественное чтение стихотворения (приложение 6). | Записывают домашнее задание в соответствии с выбранным уровнем.
Уточнение и запись домашнего задания. | Познавательные: определение основной и второстепенной информации. Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности. Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | Самоконтроль/ Дифференцированная |