Рабочая адаптированная программа по речевой практике 2 класс ФГОС ОВЗ
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс)
Рабочая адаптированная программа по речевой практике 2 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_praktika_fgos_ovz_2_klass_2018.docx | 41.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа является частью адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями МКОУ «Самарская СОШ», составленной в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с интеллектуальными нарушениями, рекомендациями ТПМК.
Программа отражает содержание обучения предмету «Речевая практика» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета:
Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью, как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи учебного предмета «Речевая практика»:
- способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний
детей;
- формировать выразительную сторону речи;
- учить строить устные связные высказывания;
- воспитывать культуру речевого общения.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая
практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе курс речевой практики рассчитан на 68 ч. (34 учебные недели).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные
подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.
Аудирование и понимание речи
Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2—3 слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет—пакет, удочка—уточка, гладит—глядит и др. (С опорой на наглядные средства.)
Выполнение действий по инструкции с противопоставляемыми предлогами: в—на, у—за, над—под, с—на, к—от и др. Например: «Положи книгу на парту», «Положи книгу в парту», «Встань у парты», «Зайди за парту», «Подержи руку над партой, а теперь — под партой» и т. д.
Выполнение движений или заданий по словесной двухчленной инструкции учителя с последующим речевым отчётом о действии («Что ты делал?»).
Прослушивание заданий в аудиозаписи. Выполнение каждого задания.
Например: «Наташа, подойди к доске и напиши своё имя», «Миша, выйди к доске и допиши её фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши свои имя и фамилию» и т. д.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-родственники или слова, обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку — Коля сделал маленькую скамейку; Дети слепили во дворе снеговичка — Дети вылепили во дворе снегурочку.
Дикция и выразительность речи
Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение.
Дыхательные упражнения: посчитаем Егорок на горке. Сначала двух Егорок на одном выдохе, потом трёх и т. д. (Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки. Раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка…)
Пение слогов и слов на знакомые мотивы детских песен.
Громкая, тихая и шёпотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.
Помощники устной речи: мимика и жесты в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока.
Выражения лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое.
Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.
Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к материалу, изучавшемуся в 1 классе).
Обращение, привлечение внимания.
«Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения.
Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения.
Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.).
Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»).
Знакомство, представление, приветствие.
Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы
«Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание.
Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания.
Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорόво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Поздравление, пожелание.
Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на
поздравления и подарки.
Телефонный разговор.
Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи).
Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет.
Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку.
Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям.
Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…».
Благодарность.
Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо, … (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы.
Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и
др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление,
пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)»,
«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение.
Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим,ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я дома»: «Алло! Алло!», «С Днём рождения!».
«Я и мои товарищи»: «Истории о лете», «Три поросёнка», «Новогодняя сказка», «Красная Шапочка», «Я поздравляю тебя!», «Вспоминаем любимые сказки», «Скоро лето».
«Я за порогом дома»: «Добро пожаловать!», «Расскажи мне о школе», «Новогодний карнавал», «Дежурство», «Пошли в столовую!», «Я записался в кружок», «Поклонимся памяти героев».
«Я в мире природы»: «У меня есть щенок!».
Формы и методы работы с обучающимися
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(Речевая практика 2 класс 8 вид 2 ч. в неделю – 68 часов)
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | Добро пожаловать! | 1 | ||
2 | Добро пожаловать! | 1 | ||
3 | Добро пожаловать! | 1 | ||
4 | Добро пожаловать! | 1 | ||
5 | Истории о лете | 1 | ||
6 | Истории о лете | 1 | ||
7 | Истории о лете | 1 | ||
8 | Истории о лете | 1 | ||
9 | «Три поросёнка» | 1 | ||
10 | «Три поросёнка» | 1 | ||
11 | «Три поросёнка» | 1 | ||
12 | Расскажи мне о школе | 1 | ||
13 | Расскажи мне о школе | 1 | ||
14 | Расскажи мне о школе | 1 | ||
15 | Расскажи мне о школе | 1 | ||
16 | Вспоминаем любимые сказки | 1 | ||
17 | Вспоминаем любимые сказки | 1 | ||
18 | Вспоминаем любимые сказки | 1 | ||
19 | Алло! Алло! | 1 | ||
20 | Алло! Алло! | 1 | ||
21 | Алло! Алло! | 1 | ||
22 | Алло! Алло! | 1 | ||
23 | С Днём рождения! | 1 | ||
24 | С Днём рождения! | 1 | ||
25 | С Днём рождения! | 1 | ||
26 | С Днём рождения! | 1 | ||
27 | Новогодняя сказка | 1 | ||
28 | Новогодняя сказка | 1 | ||
29 | Новогодняя сказка | 1 | ||
30 | Новогодний карнавал | 1 | ||
31 | Новогодний карнавал | 1 | ||
32 | Новогодний карнавал | 1 | ||
33 | Дежурство | 1 | ||
34 | Дежурство | 1 | ||
35 | Дежурство | 1 | ||
36 | Дежурство | 1 | ||
37 | У меня есть щенок! | 1 | ||
38 | У меня есть щенок! | 1 | ||
39 | У меня есть щенок! | 1 | ||
40 | У меня есть щенок! | 1 | ||
41 | Пошли в столовую! | 1 | ||
42 | Пошли в столовую! | 1 | ||
43 | Я поздравляю тебя! | 1 | ||
44 | Я поздравляю тебя! | 1 | ||
45 | Я поздравляю тебя! | 1 | ||
46 | Я поздравляю тебя! | 1 | ||
47 | Пошли в столовую! | 1 | ||
48 | Пошли в столовую! | 1 | ||
49 | «Красная Шапочка» | 1 | ||
50 | «Красная Шапочка» | 1 | ||
51 | «Красная Шапочка» | 1 | ||
52 | «Красная Шапочка» | 1 | ||
53 | Я записался в кружок | 1 | ||
54 | Я записался в кружок | 1 | ||
55 | Я записался в кружок | 1 | ||
56 | Я записался в кружок | 1 | ||
57 | Вспоминаем любимые сказки | 1 | ||
58 | Вспоминаем любимые сказки | 1 | ||
59 | Вспоминаем любимые сказки | 1 | ||
60 | Вспоминаем любимые сказки | 1 | ||
61 | Скоро лето! | 1 | ||
62 | Скоро лето! | 1 | ||
63 | Скоро лето! | 1 | ||
64 | Скоро лето! | 1 | ||
65 | Поклонимся памяти Героев | 1 | ||
66 | Поклонимся памяти Героев | 1 | ||
67 | Поклонимся памяти Героев | 1 | ||
68 | Поклонимся памяти Героев | 1 | ||
Итого | 68 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты обучения
Достаточный уровень:
— выполнять различные задания по словесной инструкции учителя, понимать речь, записанную на аудионосителе;
— использовать громкую и шёпотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации;
— участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и спрашивать ответы у товарищей;
— правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова;
— уметь здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;
— знать адрес дома, имена и отчества учителей и воспитателей, директора и завуча школы, ближайших родственников;
— слушать сказку, рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно - символический план.
Минимальный уровень:
— выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;
— называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
— правильно выражать свои просьбы, используя вежливые слова;
— адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
— знать свои имя и фамилию, адрес дома;
— участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами);
— слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал.
Личностные результаты, ожидаемые после 2-го года обучения по
программе «Речевая практика»:
— зарождение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
— практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын (дочь), воспитанник, одноклассник и др.);
— принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с нормами этикета и правилами культурного поведения;
— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го года обучения);
— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го года обучения).
Лист внесения изменений в рабочую программу
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятие | Новая тема | Дата проведения | Реквизиты приказа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая адаптированная программа по изо 1 класс ФГОС ОВЗ
Адаптированная программа разработана согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа живой мир 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа живой мир 1 класс ФГО ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа по математике 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа по математике 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа по чтению 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа по чтению 1 класс ФГОС ОВЗ составлена согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа ручной труд 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа ручной труд 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа по музыке 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа по музыке 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа по речевой практике 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа по речевой практике 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....