Рабочая адаптированная программа по речевой практике 2 класс ФГОС ОВЗ
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс)

Паладьева Татьяна Валерьевна

Рабочая адаптированная программа по речевой практике 2 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_praktika_fgos_ovz_2_klass_2018.docx41.77 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа является частью адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями МКОУ «Самарская СОШ», составленной в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с интеллектуальными нарушениями, рекомендациями ТПМК.  

Программа отражает содержание обучения предмету «Речевая практика» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета:

Основная цель курса «Речевая практика»  -  развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью,  как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.  

Задачи учебного предмета «Речевая практика»:

-  способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;

-  корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний

детей;

-  формировать выразительную сторону речи;

-  учить строить устные связные высказывания;

-  воспитывать культуру речевого общения.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая

практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе курс речевой практики рассчитан на 68 ч. (34 учебные недели).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные

подразделы, содержание которых  постепенно расширяется и усложняется.

Аудирование и понимание речи

   Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2—3 слова).

   Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет—пакет, удочка—уточка, гладит—глядит и др. (С опорой на наглядные средства.)

   Выполнение действий по инструкции с противопоставляемыми предлогами: в—на, у—за, над—под, с—на, к—от и др. Например: «Положи книгу на парту»,  «Положи книгу в парту»,  «Встань у парты»,  «Зайди за парту», «Подержи руку над партой, а теперь — под партой» и т. д.  

   Выполнение движений или заданий по словесной двухчленной инструкции учителя с последующим речевым отчётом о действии («Что ты делал?»).

   Прослушивание заданий  в аудиозаписи. Выполнение каждого задания.

Например: «Наташа, подойди к доске и напиши своё имя», «Миша, выйди к доске и допиши её фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши свои имя и фамилию» и т. д.

   Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-родственники или слова, обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку — Коля сделал маленькую скамейку; Дети слепили во дворе снеговичка — Дети вылепили во дворе снегурочку.

Дикция и выразительность речи

   Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение.  

   Дыхательные упражнения:  посчитаем Егорок на горке.  Сначала двух Егорок на одном выдохе, потом трёх и т. д. (Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки. Раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка…)  

   Пение слогов и слов на знакомые мотивы детских песен.

   Громкая, тихая и шёпотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.

   Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.

   Помощники устной речи: мимика и жесты в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока.

   Выражения лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое.

   Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.

 Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к материалу, изучавшемуся в 1 классе).

 

Обращение, привлечение внимания.

    «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения.

   Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения.

   Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.).

   Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»).  

Знакомство, представление, приветствие.  

   Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы  

«Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. 

   Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания».   Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания.

   Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.  

   Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы:  «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорόво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.  

   Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания:  «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».

 

Поздравление, пожелание.

   Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.

   Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками.  Формулы «Желаю тебе…», «Желаю  Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.  

Поздравительные открытки.  Формулы, сопровождающие вручение подарка:  «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на

поздравления и подарки.

Телефонный разговор.

   Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной  связи).    

   Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».

Просьба, совет.

   Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку.

   Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям.

   Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…».  

Благодарность. 

   Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста».  Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,  … (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы.

   Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и

др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление,

пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)»,

«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение.

   Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим,ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

   Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

 Примерные темы речевых ситуаций          

    «Я дома»: «Алло! Алло!», «С Днём рождения!».

    «Я и мои товарищи»: «Истории о лете», «Три поросёнка», «Новогодняя сказка», «Красная Шапочка», «Я поздравляю тебя!», «Вспоминаем любимые сказки», «Скоро лето». 

    «Я за порогом дома»: «Добро пожаловать!», «Расскажи мне о школе», «Новогодний карнавал», «Дежурство», «Пошли в столовую!», «Я записался в кружок», «Поклонимся памяти героев».

    «Я в мире природы»: «У меня есть щенок!».

Формы и методы работы с обучающимися

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);

наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

практический метод (упражнения, практическая работа);

репродуктивный метод (работа по алгоритму);

коллективный, индивидуальный;

творческий метод;

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(Речевая практика 2 класс 8 вид 2 ч. в неделю – 68 часов)

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

проведения

план

факт

1

Добро пожаловать!

1

2

Добро пожаловать!

1

3

Добро пожаловать!

1

4

Добро пожаловать!

1

5

Истории о лете

1

6

Истории о лете

1

7

Истории о лете

1

8

Истории о лете

1

9

«Три поросёнка»

1

10

«Три поросёнка»

1

11

«Три поросёнка»

1

12

Расскажи мне о школе

1

13

Расскажи мне о школе

1

14

Расскажи мне о школе

1

15

Расскажи мне о школе

1

16

Вспоминаем любимые сказки

1

17

Вспоминаем любимые сказки

1

18

Вспоминаем любимые сказки

1

19

Алло! Алло!

1

20

Алло! Алло!

1

21

Алло! Алло!

1

22

Алло! Алло!

1

23

С Днём рождения!  

1

24

С Днём рождения!  

1

25

С Днём рождения!  

1

26

С Днём рождения!  

1

27

Новогодняя сказка

1

28

Новогодняя сказка

1

29

Новогодняя сказка

1

30

Новогодний карнавал

1

31

Новогодний карнавал

1

32

Новогодний карнавал

1

33

Дежурство

1

34

Дежурство

1

35

Дежурство

1

36

Дежурство

1

37

У меня есть щенок!

1

38

У меня есть щенок!

1

39

У меня есть щенок!

1

40

У меня есть щенок!

1

41

Пошли в столовую!  

1

42

Пошли в столовую!  

1

43

Я поздравляю тебя!    

1

44

Я поздравляю тебя!  

1

45

Я поздравляю тебя!  

1

46

Я поздравляю тебя!  

1

47

Пошли в столовую!  

1

48

Пошли в столовую!  

1

49

«Красная Шапочка»

1

50

«Красная Шапочка»

1

51

«Красная Шапочка»

1

52

«Красная Шапочка»

1

53

Я записался в кружок

1

54

Я записался в кружок

1

55

Я записался в кружок

1

56

Я записался в кружок

1

57

Вспоминаем любимые сказки

1

58

Вспоминаем любимые сказки

1

59

Вспоминаем любимые сказки

1

60

Вспоминаем любимые сказки

1

61

Скоро лето!

1

62

Скоро лето!

1

63

Скоро лето!

1

64

Скоро лето!

1

65

Поклонимся памяти Героев

1

66

Поклонимся памяти Героев

1

67

Поклонимся памяти Героев

1

68

Поклонимся памяти Героев

1

Итого

68

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты обучения

Достаточный  уровень:

—  выполнять различные задания по словесной инструкции учителя, понимать речь, записанную на аудионосителе;

—  использовать громкую и шёпотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации;  

—  участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и спрашивать ответы у товарищей;

—  правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова;  

—  уметь здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;

—  знать адрес дома, имена и отчества учителей и воспитателей, директора и завуча школы, ближайших родственников;

—  слушать сказку, рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно - символический план.

Минимальный  уровень:

—  выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;  

—  называть предметы и действия, соотносить их с картинками;

—  правильно выражать свои просьбы, используя вежливые слова;  

—  адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;

—  знать свои имя и фамилию, адрес дома;

—  участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами);

—  слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал.  

Личностные результаты, ожидаемые после 2-го года обучения по

программе «Речевая практика»:

—  зарождение представлений о праздниках  —  личных и государственных, связанных с историей страны;

—  практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын (дочь), воспитанник, одноклассник и др.);

—  принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство  с  нормами этикета и правилами культурного поведения;

—  овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го года обучения);

—  овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го  года обучения).

Лист внесения  изменений в рабочую программу

№ п/п

Тема урока

Дата по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятие

Новая тема

Дата проведения

Реквизиты приказа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая адаптированная программа по изо 1 класс ФГОС ОВЗ

Адаптированная программа разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа живой мир 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа живой мир 1 класс ФГО ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа по математике 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа по математике 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа по чтению 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа по чтению 1 класс ФГОС ОВЗ составлена согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа ручной труд 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа ручной труд  1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа по музыке 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа по музыке 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа по речевой практике 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа по речевой практике  1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....