Рабочая адаптированная программа по изо 1 класс ФГОС ОВЗ
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс)
Адаптированная программа разработана согласно методическим рекомендациям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_fgos_ovz_1_klass_2017.docx | 39.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа является частью адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями МКОУ «Самарская СОШ», составленной в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с интеллектуальными нарушениями, рекомендациями ТПМК.
Программа отражает содержание обучения предмету «Изобразительное искусство» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета:
Цель курса состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции
недостатков психофизического развития обучающихся.
- всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;
- формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;
- развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
Воспитание интереса к изобразительному искусству.
Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего
мира, художественного вкуса.
Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного
искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения
анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.
Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных
материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и
работа в нетрадиционных техниках.
Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации,
лепке).
Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента
и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и
по образцу, по памяти, представлению и воображению.
Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах,
выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной
деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Освоение предмета «Изобразительное искусство» предусмотрено при 5-дневной учебной неделе по 1 часу в неделю для 1 класса, что составляет 33 часа за учебный год.
В 1 классе продолжительность учебного года составляет 33 недели. Продолжительность урока составляет 35 минут.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы в 1 классе представлено в четырех разделах, отражающих направления освоения курса: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
Подготовительный период обучения планируется для обучающихся 1 дополнительного класса и предполагает пропедевтическую и коррекционную работу, направленную на формирование познавательной деятельности и навыков работы с художественными материалами. В ходе выполнения практических видов деятельности обучающиеся 1 дополнительного класса получают первоначальные представления о человеке и изобразительном искусстве, уроке изобразительного искусства, правилах поведения и работы на уроках изобразительного искусства, правилах организации рабочего места, материалах и инструментах, используемых в процессе изобразительной деятельности, и правила их хранения.
Обучающимися 1 класса усвоение общих сведений о предмете, развитие сенсорного
восприятия, мелкой моторики рук и накопление практических умений происходит в процессе освоения учебного материала по ниже указанным разделам программы.
Обучение композиционной деятельности
Понятие «композиции» (без использования термина). Представления о форме
изобразительной плоскости. Разные по форме листы бумаги: формы прямоугольника,
квадрата, овала. Расположение листа бумаги вертикально и горизонтально относительно
рабочего стола, парты, мольберта (без терминологии, только в практическом применении).
Ориентировка на плоскости листа бумаги. Соотношение изображаемого предмета с
параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально). Выбор варианта расположения прямоугольного листа в зависимости от формы планируемого изображения.
Установление отношений между изобразительной плоскостью и самим изображением.
Расположение изображения посередине, слева, справа, внизу, вверху листа. Применение
выразительных средств композиции: передача величинного контраста между несколькими
объектами в изображении (большой/маленький, высокий/низкий, толстый/тонкий).
Оценка результата расположения изображения: красиво/некрасиво,
правильно/неправильно.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и
декоративном рисовании (узор в полосе).
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
Понятия: «предмет», «форма», «изображение», «силуэт», «часть», «части тела», «узор», «части узора».
Разнообразие форм предметного мира. Выделение из предметной окружающей
действительности объектов разной формы. Сходство и различие форм. Геометрические фигуры (круг, прямоугольник, квадрат, овал). Знание о простых формах путём сравнения: овал, прямоугольник – это формы, похожие на круг и квадрат. Узнавание, выделение признаков простой формы при рассматривании предметов простой и сложной формы.
Передача разнообразных форм предметов на плоскости и в пространстве. Изображение
предметов простой и сложной формы.
Соотнесение объемной формы с плоскостной формой геометрической фигуры.
Конструирование сложных форм из простых (по образцу и собственным представлениям).
Трансформация форм при работе с бумагой (при делении формы на части: получение полоски бумаги из большой прямоугольного листа, маленького прямоугольника из прямоугольника вытянутой формы; при удалении лишнего: получение круга из квадрата).
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Передача пропорций предметов (с помощью учителя, воспроизведение силуэта по пунктирам, по шаблону, трафарету).
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т. п.
Узор в полосе: геометрический, растительный. Принципы построения узора в полосе
(повторение одного элемента на всем протяжении полосы; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов посередине, по краям, слева/справа, друг под другом по вертикали).
Наблюдение и передача различия в величине предметов. Сериация (большой — поменьше — еще меньше — маленький, и обратно). Рисование простых форм (круг, квадрат, прямоугольник) от большого к маленькому и наоборот.
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке,
аппликации, рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в
живописи
Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь» и т. д.
Цвета: красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый. Узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра.
Соотнесение цвета изображения с реальной окраской объектов окружающего мира.
Разнообразие цвета в природе, в окружающей жизни, окраски конкретных предметов (овощей, фруктов, одежды и др.). Изображение предметов, объектов похоже/непохоже; соблюдение соответствия предмета и его окраски в момент наблюдения и его изображения в лепке, аппликации и рисунке. Передача сходства в изображении при работе с натуры.
Эмоциональное восприятие цвета. Противопоставление ярких, светлых и неярких, темных оттенков, передача посредством изобразительной деятельности состояния «грустно – радостно».
Практическое применение представлений о цвете для передачи образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Времена года в произведениях художников», «Рисуют художники», «Как и о чем создаются картины». Красота и разнообразие природы и предметов окружающего мира. Материалы, которые использует художник. Художники, создавшие произведения живописи и графики: И. Шишкин, А. Саврасов, И. Левитан, К. Коровин, Ф. Васильев, Н. Крымов, Б. Кустодиев и др.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Украшение жилища, предметов быта, костюма, роспись игрушек.
Формы и методы работы с обучающимися
-применение нетрадиционных форм проведения уроков (экскурсия, семинар, викторина, выставка,...);
-использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные, комбинированные, проектные, творческие мастерские,…);
-использование ИТК;
-использование игровых форм;
-диалогическое взаимодействие;
-проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации,..);
-использование различных форм работы (групповые, парные, совместно-индивидуальные, совместно-последовательные, совместно-взаимодействующие, коллективные,..);
-интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий…);
-внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа «Хочу спросить…»;
-использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных…);
-различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные..);
-деятельностный подход в обучении.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(Изобразительное искусство 1ч. в неделю – 33 часа)
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата проведения уроков | |
план | факт | |||
В мире волшебных линий | 9 | |||
1 | Осень золотая наступает. Осенний листопад. Цвета осени. Аппликация | 1 | ||
2 | Солнце на небе. Травка на земле. Забор. Рисование | 1 | ||
3 | Фрукты, овощи разного цвета. Рисование | 1 | ||
4 | Простые формы предметов. Сложные формы. Рисование | 1 | ||
5 | Линия. Точка. Пятно. Рисование | 1 | ||
6 | Изображаем лист сирени. Рисование | 1 | ||
7 | Лепим лист сирени | 1 | ||
8 | Лепим. Матрешка | 1 | ||
9 | Рисуем куклу- неваляшку. | 1 | ||
От линии к рисунку, бумажной пластике и лепке | 7 | |||
10 | Деревянный дом в деревне. Лепка | 1 | ||
11 | Изобрази деревянный дом из бревен. Аппликация | 1 | ||
12 | Аппликация «Рыбки в аквариуме» | 1 | ||
13 | Зима. Снеговик. Праздник Новый год. Аппликация. Лепка | 1 | ||
14 | Новогодняя елка. Флажки на веревке для елки. Рисование. Аппликация | 1 | ||
15 | Лепим человека из пластилина. Голова, лицо человека | 1 | ||
16 | Лепка и рисунок. Зима. Белый зайка. Изобрази зайку: слепи и нарисуй | 1 | ||
От замысла к воплощению | 9 | |||
17 | Рассматривание картин художников | 1 | ||
18 | Пирамидка. Рыбка. Аппликация | 1 | ||
19 | Ваза с цветами. Аппликация | 1 | ||
20 | Колобок. Нарисуй картинку | 1 | ||
21 | Дома в городе. Аппликация | 1 | ||
22 | Одноэтажный дом. Трехэтажный дом. Лепка | 1 | ||
23 | Многоэтажный дом. Аппликация | 1 | ||
24 | Весна пришла. Яркое солнце. Составить рассказ | 1 | ||
25 | Весна. Почки на деревьях. Рисование | 1 | ||
Замысел плюс опыт равно творчество | 8 | |||
26 | Весна пришла. Светит солнце. Бежит ручей. Плывет кораблик. Рисование | 1 | ||
27 | Цветок. Ветка акации с листьями. Рисование | 1 | ||
28 | Что украшают узором? Аппликация. Коврик для куклы. Узор в полосе. Аппликация | 1 | ||
29 | Весна. Праздник. Хоровод. Сделай аппликацию и дорисуй ее | 1 | ||
30 | Изобрази дом в деревне. Деревья рядом с домом. Рисование | 1 | ||
31 | Грибы. Грибы на пеньке. Аппликация | 1 | ||
32 | Придумай свой рисунок. (Учитывай понятия: наверху, внизу.) Рисование. Наверху облака. Внизу цветы. Рисование | 1 | ||
33 | Придумай свой рисунок (Учитывай понятия: «над», «под», «посередине», «в центре».) | 1 | ||
Итого | 33 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты обучения
в связи с усвоением учебной программы по изобразительному искусству:
положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;
понимание красоты в окружающей действительности и возникновение
эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
адекватные представления о собственных возможностях;
осознание своих достижений в области изобразительной деятельности;
способность к самооценке;
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности «нравится» или «не нравится»
проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и
изобразительной деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по
различным видам изобразительной и творческой предметно-практической
деятельности.
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
развитие эстетических потребностей и чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой
предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец I-го этапа обучения (IV класс):
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений;
их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических
требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы
предмета и др.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная
организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;
осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических
действий и корректировка хода практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению
предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных
произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с
целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы
предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности
цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных
предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт,
пейзаж и др.);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково,
Гжель, Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная
поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента,
стилизации формы предмета и др.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах
учебника, рабочей тетради;
следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям,
представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников
(красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения
аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача
всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения
к природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства;
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт,
сюжетное изображение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая адаптированная программа "Математика 2 класс" для обучающихся специальных коррекционных школ I и II видов
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:1. формирование элементов...
Рабочая адаптированная программа живой мир 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа живой мир 1 класс ФГО ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа по математике 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа по математике 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа по чтению 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа по чтению 1 класс ФГОС ОВЗ составлена согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа по русскому языку 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа по русскому языку 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа по физической культуре 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа по физической культуре 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа ручной труд 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа ручной труд 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....