Рабочая адаптированная программа по музыке 1 класс ФГОС ОВЗ
календарно-тематическое планирование по музыке (1 класс)
Рабочая адаптированная программа по музыке 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_fgos_ovz_1_klass_2017.docx | 40.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа является частью адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями МКОУ «Самарская СОШ», составленной в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с интеллектуальными нарушениями, рекомендациями ТПМК.
Программа отражает содержание обучения предмету «Музыка» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета:
Цель – формирование основ музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как неотъемлемой части духовной культуры личности.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
- накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
- приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению выступлений профессиональных и самодеятельных музыкальных исполнителей, самостоятельной музыкальной деятельности;
- развитие способности получать удовольствие от слушания музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально-исполнительской и музыкально-оценочной деятельности;
- развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально познавательные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.);
- обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовно-нравственных качеств личности (любовь к Родине,патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру), как в урочной, так и во внеурочной деятельности;
- формирование у обучающихся элементарных представлений и умений о процессах сочинения, аранжировки, звукозаписи, звукоусиления и звуковоспроизведения, а также самостоятельного использования доступных технических средств для реализации потребности в слушании музыкальных произведений в записи;
- реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики возможной социальной дезадаптации.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный предмет «Музыка» проводится в 1 классах – 2 часа в неделю, 66 часов 33 учебных недели.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
При определении содержания учебного предмета «Музыка» необходимо учитывать
следующие требования:
- социокультурные требования современного образования;
- приоритет отечественной музыкальной культуры и музыкальных традиций в
контексте мировой культуры;
- художественная ценность музыкальных произведений;
- доступность содержания учебного предмета «Музыка» обучающимся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- психотерапевтические и психокоррекционные возможности музыкальной
деятельности.
Содержание программы по музыке базируется на изучении обучающимся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основ музыкального искусства:
- жанры музыки (песня, танец, марш и их разновидности);
- основные средства музыкальной выразительности;
- формы музыки (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная);
- зависимость формы музыкального произведения от содержания;
- основные виды музыкальной деятельности: сочинение, исполнение, музыкальное
восприятие.
Основу содержания Программы составляют: произведения отечественной (русской)
классической и современной музыкальной культуры: музыка народная и композиторская;
музыкальный фольклор как отражение жизни народа, его истории, отношения к родному
краю, природе, труду, человеку; устная и письменная традиции существования музыки;
основные жанры русских народных песен; песенность как основная черта русской народной и профессиональной музыки; народные истоки в творчестве русских композиторов.
Повторяемость музыкальных произведений отвечает принципу концентризма построения
учебного материала. Повторение обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) ранее изученных музыкальных произведений
способствует лучшему пониманию, осознанию средств музыкальной выразительности,
возникновению новых переживаний, закреплению уже полученных представлений, знаний, исполнительских умений и навыков, совершенствованию собственного музыкального опыта.
Выбор музыкальных произведений для слушания зависит от соответствия содержания
музыкальных произведений возможностям восприятия их обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Необходимо учитывать наличие образного содержания, что соответствует соблюдению принципа художественности.
Обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом: ситуации взаимодействия со сверстниками и родными, игры и игрушки, образы животных, сказочно-героические персонажи, школьная жизнь, общественные и природные явления, трудовая, профессиональная деятельность. Музыка для слушания отличается: четкой, ясной структурностью, формой; простотой музыкального языка; классической гармонией; выразительными мелодическими оборотами; использованием изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов.
В разделе «Музыкальное восприятие» обучающиеся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) овладевают: умением слушать музыку, адекватно
реагируя на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях;
элементарными представлениями о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; эмоциональной отзывчивостью и эмоциональным реагированием на произведения различных музыкальных жанров, разных по своему характеру; умением передавать словами примерное содержание музыкального произведения; умением определятьразнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; веселая, грустная, спокойная мелодия); умением самостоятельно узнавать и называть музыкальные произведения по вступлению; умением выделять мелодию и аккомпанемент в песне и в инструментальном произведении; умением различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); представлениями о сольном и хоровом пении; о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр); представлениями о музыкальных инструментах и их звучании.
Песенный репертуар раздела «Хоровое пение» составляют произведения отечественной
музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая,
современная. Используемый песенный материал характеризуется смысловой доступностью, отражает знакомые образы, события и явления, имеет простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствующие требованиям организации щадящего голосового режима. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Среди жанров: песни-прибаутки, шуточные песни, игровые песни, трудовые песни, колыбельные песни и пр.
Для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) навыка пения осуществляется: обучение певческой установке
(непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки); работа над певческим дыханием (развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); пение коротких попевок на одном дыхании; формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания (развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения); развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой – способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
активизация внимания к единой правильной интонации (развитие точного интонирования
мотива выученных песен в составе группы и индивидуально); развитие умения четко
выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне; развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента; дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух; развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения); развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников (развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля); развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы
над выразительностью исполнения песен; пение спокойное, умеренное по темпу,
ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно
громко); укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1, – ля1, ре1, – си1, до1,стимулирование эстетического наслаждения от собственного пения.
Изучение элементов музыкальной грамоты делится на три периода, соответствующих
познавательным возможностям обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Первый, пропедевтический период – от 6 до 8 лет (дополнительный 1 – 1 класс).
Дети накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные
впечатления, опыт музыкально-слуховых и ритмических представлений, интонирования
мелодии голосом. Происходит ознакомление с характером музыки (спокойная, веселая,
грустная); с динамическими особенностями (громкая, тихая); развиваются элементарные
представления о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка, баян, гитара, труба); формируются элементарные представления о форме песни (вступление, запев, припев, проигрыш, окончание), некоторых жанрах (песня, танец, марш), видах музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, танец и т.д.) и правилах поведения на уроках. Во втором периоде – от 9 до 11 лет (2 – 4 классы) – происходит более осознанное овладение знаниями, исполнительскими умениями. Обучающиеся знакомятся с музыкальнымипонятиями: высота и длительность звука, музыкальный коллектив (ансамбль, оркестр, хор);
продолжают изучать многообразие музыкальных инструментов (орган, арфа, флейта,
виолончель, саксофон, балалайка, другие народные инструменты) и музыкальной формы
(части произведения). У обучающихся формируются элементарные представления о
полифункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха, трудовой деятельности); разновидностях маршей (военный, спортивный, праздничный, траурный) и танца (вальс, полька, танго, полонез, хоровод). В третьем периоде – в возрасте от 12 до 14 лет (5 класс) – знания, полученные практическим путем, систематизируются и обобщаются. У обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формируются представления о способах графического фиксирования музыки с помощью нотного письма
(нотный стан, нота, звук, пауза, размер, длительность, мелодия, аккомпанемент и др.).
Обучающиеся приобретают знания о музыкальных профессиях, специальностях (композитор, дирижер, музыкант, певец); особенностях творчества композиторов; о составе и звучании симфонического оркестра, современных творческих объединений; о жанрах музыкальных произведений (опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада).
Обучение игре на музыкальных инструментах детского оркестра предполагает использование таких музыкальных инструментов, как металлофон, ксилофон, триола, детские саксофон и кларнет, треугольник, бубен, маракасы, румба, кастаньеты, трещотки, ложки, детский баян и аккордеон и др. Обучая игре на металлофоне, необходимо научить правильным приемам звукоизвлечения. Ударный молоточек, лежащий на указательном пальце, слегка прижимается сверху большим пальцем. Кисть в момент удара нужно расслабить. При этом очень важно соблюдать меру, поскольку, если молоточек держится слишком слабо, он выпадет из руки, а если она будет зажатой и скованной, звук становится глухим, жестким. Удар наносится ровно посередине металлической пластинки, не задевая соседних пластинок. В таком случае звук получается чистый, звонкий. При обучении игре на маракасах, румбе, треугольнике, трещотках, кастаньетах необходимо сформировать осознанное восприятие музыки ребенком.
Для этого надо научить слушать музыкальное сопровождение на фортепиано, после чего
позволить ребенку самому исполнить простейшее сопровождение к какой-либо пьесе: держа инструмент в руке, передать ритмический рисунок произведения. На маракасах, румбе играют кистевым движением, а по треугольнику наносят спокойные удары палочкой посередине горизонтальной перекладины. Для приглушения звука к инструменту прикасаются пальцем.
При игре на трещотке, состоящей из деревянных пластин, обучающиеся учатся правильно, ритмично встряхивать ими, чтобы пластинки, касаясь друг друга, извлекали четкий звук. При игре на кастаньетах обращается внимание на излишнюю громкость звучания. Для предотвращения этого обучающиеся учатся брать инструмент в одну руку и правильно ударять «лепестками» кастаньет о ладонь другой. Звук от такого игрового приема становится более приглушенным, но и более четким, ритмичным. При игре на бубне обучающиеся учатся различному звукоизвлечению: кончиками пальцев или основанием кисти по центру натянутой мембраны или по краям обруча. При игре на триоле, детском саксофоне или кларнете, происходит обучение правильному расходованию дыхания, координируя взаимосвязь между силой звучания и интенсивностью выдоха. Кроме этого, синхронизируется умеренный, равномерный выдох с одновременным нажатием на нужную кнопку или клавишу. Перед игрой
у каждого духового инструмента мундштук обязательно протирается влажной салфеткой.
После успешного овладения правильными приемами звукоизвлечения, осуществляется
переход к разучиванию инструментальных партий в музыкальных произведениях для
ансамбля или шумового оркестра. Как правило, это элементарное ритмическое сопровождение без изменения звуковысотности. После отработки ритмической фигуры содержание партии обогащается несложным голосоведением. При обучении игру на музыкальных инструментах детского оркестра ребенок должен хорошо помнить мелодию, иметь музыкально-слуховые представления, уметь пропеть звуки мелодии голосом.
Формы и методы работы с обучающимися
— метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
— метод интонационно-стилевого постижения музыки;
— метод эмоциональной драматургии;
— метод концентричности организации музыкального материала;
— метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
— метод игры;
— метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(Музыка 2 ч. в неделю – 66 часов)
№п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | Вводный урок | 1 | ||
2 | «Домашние животные» | 1 | ||
3 | «Домашние животные» | 1 | ||
4 | «Домашние животные» | 1 | ||
5 | «Домашние животные» | 1 | ||
6 | «Домашние животные» | 1 | ||
7 | «Домашние животные» | 1 | ||
8 | Обобщение по теме: «Домашние животные» | 1 | ||
9 | «Урожай собирай» | 1 | ||
10 | «Урожай собирай» | 1 | ||
11 | «Урожай собирай» | 1 | ||
12 | «Урожай собирай» | 1 | ||
13 | «Урожай собирай» | 1 | ||
14 | «Урожай собирай» | 1 | ||
15 | «Урожай собирай» | 1 | ||
16 | Обобщение по теме: «Урожай собирай» | 1 | ||
17 | «К нам гости пришли» | 1 | ||
18 | «К нам гости пришли» | 1 | ||
19 | «К нам гости пришли» | 1 | ||
20 | «К нам гости пришли» | 1 | ||
21 | «К нам гости пришли» | 1 | ||
22 | «К нам гости пришли» | 1 | ||
23 | Обобщение по теме: «К нам гости пришли» | 1 | ||
24 | «Новогодний хоровод» | 1 | ||
25 | «Новогодний хоровод» | 1 | ||
26 | «Новогодний хоровод» | 1 | ||
27 | «Новогодний хоровод» | 1 | ||
28 | «Новогодний хоровод» | 1 | ||
29 | «Новогодний хоровод» | 1 | ||
30 | «Новогодний хоровод» | 1 | ||
31 | Обобщение по теме: «Новогодний хоровод» | 1 | ||
32 | Контрольно-обобщающий урок | 1 | ||
33 | «Защитники Отечества» | 1 | ||
34 | «Защитники Отечества» | 1 | ||
35 | «Защитники Отечества» | 1 | ||
36 | «Девочек наших мы поздравляем» | 1 | ||
37 | «Девочек наших мы поздравляем» | 1 | ||
38 | «Девочек наших мы поздравляем» | 1 | ||
39 | «Девочек наших мы поздравляем» | 1 | ||
40 | «Девочек наших мы поздравляем» | 1 | ||
41 | Обобщение по темам: «Защитники Отечества»; «Девочек наших мы поздравляем» | 1 | ||
42 | «Дружба крепкая» | 1 | ||
43 | «Дружба крепкая» | 1 | ||
44 | «Дружба крепкая» | 1 | ||
45 | «Дружба крепкая» | 1 | ||
46 | «Дружба крепкая» | 1 | ||
47 | «Дружба крепкая» | 1 | ||
48 | «Дружба крепкая» | 1 | ||
49 | Обобщение по теме: «Дружба крепкая» | 1 | ||
50 | «Трудимся с охотой» | 1 | ||
51 | «Трудимся с охотой» | 1 | ||
52 | «Трудимся с охотой» | 1 | ||
53 | «Трудимся с охотой» | 1 | ||
54 | «Трудимся с охотой» | 1 | ||
55 | «Трудимся с охотой» | 1 | ||
56 | «Трудимся с охотой» | 1 | ||
57 | Обобщение по теме: «Трудимся с охотой» | 1 | ||
58 | «Вот оно какое наше лето» | 1 | ||
59 | «Вот оно какое наше лето» | 1 | ||
60 | «Вот оно какое наше лето» | 1 | ||
61 | «Вот оно какое наше лето» | 1 | ||
62 | «Вот оно какое наше лето» | 1 | ||
63 | «Вот оно какое наше лето» | 1 | ||
64 | «Вот оно какое наше лето» | 1 | ||
65 | Обобщение по теме: «Вот оно какое наше лето» | 1 | ||
66 | Контрольно-обобщающий урок | 1 | ||
Итого | 66 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной
деятельности;
- готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими
обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества,
толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия;
- готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в
урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с
обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми;
- осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;
- адекватная самооценка собственных музыкальных способностей;
- начальные навыки реагирования на изменения социального мира;
- сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей,
ценностей, чувств и оценочных суждений;
- наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
- сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к
собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- определение содержания знакомых музыкальных произведений;
- представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;
- пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
- выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими
элементами динамических оттенков;
- правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение
согласных звуков в конце и в середине слов;
- правильная передача мелодии в диапазоне ре1, -си1;
- различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
- различение песни, танца, марша;
- передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом);
- определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных
произведений (веселые, грустные и спокойные);
- владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
- самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным
сопровождением, так и без него;
- представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах и их
звучании;
- сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного
исполнения, с учетом средств музыкальной выразительности;
- ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
- различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
- знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки
(форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.
- владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического
изображения музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая адаптированная программа "Математика 2 класс" для обучающихся специальных коррекционных школ I и II видов
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:1. формирование элементов...
Рабочая программа по музыке1 класс "Школа России"ФГОС
Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Составлен в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"...
Рабочая адаптированная программа по изо 1 класс ФГОС ОВЗ
Адаптированная программа разработана согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа живой мир 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа живой мир 1 класс ФГО ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа по математике 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа по математике 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа по чтению 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа по чтению 1 класс ФГОС ОВЗ составлена согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа по русскому языку 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа по русскому языку 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....