Рабочая адаптированная программа по речевой практике 1 класс ФГОС ОВЗ
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс)
Рабочая адаптированная программа по речевой практике 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_praktika_1_klass_fgos_ovz_2017.docx | 38.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа является частью адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями МКОУ «Самарская СОШ», составленной в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с интеллектуальными нарушениями, рекомендациями ТПМК.
Программа отражает содержание обучения предмету «Речевая практика» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета:
Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи обучения в первом классе:
- учить школьников понимать и четко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать
друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу,
- развитие интонационной выразительности речи детей, совершенствования их лексики,
грамматического строя речи, формирование простейших умений в части построения связного монологического высказывания.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая
практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для дополнительного первого класса (I')-IV классов, курс речевой практики в первом классе рассчитан на 66 ч. (33 учебные недели).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные
подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.
Аудирование и понимание речи
Выполнение двухчленных инструкций по заданию учителя: сядь за парту и достань книгу,
возьми тетради на столе и раздай их, возьми вазу и поставь в нее цветы и т.д.
Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: жа-жа-жа – есть иголки у ежа; ша-ша-ша – мама моет малыша; тра-тра-тра – мы проспали до утра; тру-тру-тру – со скамейки пыль сотру.
Выбор из двух близких по содержанию картин той, которая соответствует услышанному
предложению: Шура вытирал пыль. - Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку. - Лена спускалась с горки.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по
мере изложения текста.
Дикция и выразительность речи
Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного
аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их
произнесение.
Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы
детских песен. Перечисление предметов (2 – 3) на одном выдохе с указанием на эти
предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.
Различение громкой и тихой речи в игре, в специально созданной учителем ситуации.
Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых
упражнениях.
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения в изменении
темпа речи в соответствии с заданной ситуацией, типа: бабушка медленно спрашивает:
Ты…куда…идешь,… внучка? Внучка быстро отвечает: Я бегу к подружке.
Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их
воспроизведением в ролевых играх.
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса
учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и
восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).
Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на
речь учителя, детей, в ситуациях с заданным содержанием.
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания.
«Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по
фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Ласковые обращения. Грубые и
негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.).
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в
зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые
(фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы).
Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными
взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Приглашение, предложение. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на
выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.).
Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником.
Обращение и мотивировка при извинении.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома»: «Готовимся к празднику», «Новогодние чудеса», «Надо, надо умываться….»,
«Помощники», «Спокойной ночи!», «Доброе утро!» . «Весенние праздники»
«Я и мои товарищи»: «Знакомство во дворе», «Теремок», «В магазине игрушек», «Заячья
избушка», «Петушок и бобовое зернышко» «Я за порогом дома»: «Давайте познакомимся!», «Знакомство в гостях», «Покупка школьных принадлежностей», «Зимняя прогулка», «День Победы».
По рекомендациям темы «Весенние праздники» (место уроков по данной теме в последовательности уроков 3 четверти определяется учителем по календарю, исходя из необходимости приблизить их к календарным датам 23 февраля и 8 марта) и «День победы» (место уроков по данной теме в последовательности уроков 4 четверти определяется учителем по календарю, исходя из необходимости приблизить их к календарной дате 9 мая).
Формы и методы работы с обучающимися
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(Речевая практика 1 класс 8 вид 2 ч. в неделю – 66 часов)
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | Давайте знакомиться | 1 | ||
2 | Давайте знакомиться | 1 | ||
3 | Давайте знакомиться | 1 | ||
4 | Давайте знакомиться | 1 | ||
5 | Знакомство во дворе | 1 | ||
6 | Знакомство во дворе | 1 | ||
7 | Знакомство во дворе | 1 | ||
8 | Знакомство во дворе | 1 | ||
9 | Дорога домой | 1 | ||
10 | Дорога домой | 1 | ||
11 | Дорога домой | 1 | ||
12 | Дорога домой | 1 | ||
13 | Теремок | 1 | ||
14 | Теремок | 1 | ||
15 | Теремок | 1 | ||
16 | Теремок | 1 | ||
17 | Знакомство в гостях | 1 | ||
18 | Знакомство в гостях | 1 | ||
19 | Знакомство в гостях | 1 | ||
20 | Знакомство в гостях | 1 | ||
21 | Покупка школьных принадлежностей | 1 | ||
22 | Покупка школьных принадлежностей | 1 | ||
23 | Покупка школьных принадлежностей | 1 | ||
24 | Покупка школьных принадлежностей | 1 | ||
25 | В магазине игрушек | 1 | ||
26 | В магазине игрушек | 1 | ||
27 | В магазине игрушек | 1 | ||
28 | В магазине игрушек | 1 | ||
29 | Готовимся к празднику | 1 | ||
30 | Готовимся к празднику | 1 | ||
31 | Готовимся к празднику | 1 | ||
32 | Готовимся к празднику | 1 | ||
33 | Новогодние чудеса | 1 | ||
34 | Новогодние чудеса | 1 | ||
35 | Новогодние чудеса | 1 | ||
36 | Новогодние чудеса | 1 | ||
37 | Зимняя прогулка | 1 | ||
38 | Зимняя прогулка | 1 | ||
39 | Зимняя прогулка | 1 | ||
40 | Зимняя прогулка | 1 | ||
41 | «Надо, надо умываться...» | 1 | ||
42 | «Надо, надо умываться...» | 1 | ||
43 | «Надо, надо умываться...» | 1 | ||
44 | «Надо, надо умываться...» | 1 | ||
45 | Помощники | 1 | ||
46 | Помощники | 1 | ||
47 | Помощники | 1 | ||
48 | Помощники | 1 | ||
49 | «Петушок и бобовое зернышко» | 1 | ||
50 | «Петушок и бобовое зернышко» | 1 | ||
51 | «Петушок и бобовое зернышко» | 1 | ||
52 | «Петушок и бобовое зернышко» | 1 | ||
53 | Весенние праздники | 1 | ||
54 | Весенние праздники | 1 | ||
55 | Весенние праздники | 1 | ||
56 | «Заячья избушка» | 1 | ||
57 | «Заячья избушка» | 1 | ||
58 | «Заячья избушка» | 1 | ||
59 | «Спокойной ночи!» | 1 | ||
60 | «Спокойной ночи!» | 1 | ||
61 | «Спокойной ночи!» | 1 | ||
62 | «Спокойной ночи!» | 1 | ||
63 | «Доброе утро!» | 1 | ||
64 | «Доброе утро!» | 1 | ||
65 | «Доброе утро!» | 1 | ||
66 | «Доброе утро!» | 1 | ||
Итого | 66 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые предметные результаты усвоения после 1 года обучения
Достаточный уровень:
- выполнять задания по словесной инструкции;
- называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками;
- внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
- соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
- уметь сообщить свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома;
- уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы;
- слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.
Минимальный уровень:
- выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;
- называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками;
- употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
- правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
- знать имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена ближайших родственников и товарищей по классу;
- слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их
содержанием.
Лист внесения изменений в рабочую программу
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятие | Новая тема | Дата проведения | Реквизиты приказа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая адаптированная программа по изо 1 класс ФГОС ОВЗ
Адаптированная программа разработана согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа живой мир 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа живой мир 1 класс ФГО ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа по математике 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа по математике 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа по чтению 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа по чтению 1 класс ФГОС ОВЗ составлена согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа ручной труд 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа ручной труд 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа по музыке 1 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа по музыке 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....
Рабочая адаптированная программа по речевой практике 2 класс ФГОС ОВЗ
Рабочая адаптированная программа по речевой практике 2 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....