Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса. УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению (2 класс)

Кириллова Светлана Николаевна

Рабочая программа по литературному чтению  для 2 класса. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_lit._cht._2_kl_2019-2020_avtosohranennyy.docx58.86 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Воронцовская средняя школа» структурное подразделение       «Новотимофеевская начальная школа»

Полтавского муниципального района Омской области

РАССМОТРЕНО

на заседании МС

протокол №___

от «___» ______20___

________Ж.Ю.Притульская

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

«___» _______ 20___

________Ж.Ю.Притульская

УТВЕРЖДАЮ

Директор БОУ «Воронцовская СШ»

«___» _______ 20____

________ Я.В.Бауэр

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование учебного предмета:  ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Класс: 2

Уровень общего образования: начальный

Срок реализации программы: 1 год

Учебный год: 2019 – 2020

Количество часов по учебному плану за год: 136

Количество часов в неделю: 4

 Название программы: авторская программа «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, М.В.Головановой, В.Г.Горецкого, 2019 г.

Программу разработала Кириллова Светлана Николаевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 2 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

1. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования

2. Примерной образовательной программой по литературному чтению.

3. Планируемыми результатами начального общего образования.

4. Программой к предметной линии учебников по литературному чтению для 2 класса под редакцией Л.Ф.Климановой .

5. Основной общеобразовательной программой начального общего образования БОУ «Воронцовская СШ».

6. Учебным планом БОУ «Воронцовская СШ» на 2019 – 2020 учебный год.

УМК «Школа России»

  • Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы.Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2019;
  • Литературное чтение. Учебник. 2  класс. В 2 ч. Ч. 1. \ сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Головина, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина.  - М.: Просвещение, 2017;
  • Литературное чтение. Учебник. 2  класс. В 2 ч. Ч. 2. \ сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Головина, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина.  - М.: Просвещение, 2017.

Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане

На изучение литературного чтения в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 448 ч: в 1 классе — 40 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные

Учащиеся научатся:

  • на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
  • с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
  • с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях o Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
  • самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;
  • формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы;
  • понимать учебную задачу урока;
  • читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
  • коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
  • коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
  • контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
  • оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
  • оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
  • составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
  • выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
  • оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
  • определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
  • фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
  • предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
  • отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
  • понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
  • сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;
  • сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
  • создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
  • определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;
  • понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
  • сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
  • самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
  • определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
  • сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
  • соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;

  • оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
  • не конфликтовать, использовать вежливые слова;
  • в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
  • употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
  • оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
  • принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
  • оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
  • готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя  пришкольного интерната и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • понимать цель своего высказывания;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
  • участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
  • создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
  • объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
  • опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
  • формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
  • определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
  • определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
  • руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
  • объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
  • готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);

озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
  • читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
  • ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;
  • осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
  • распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
  • соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
  • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
  • осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями o прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
  • составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
  • творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
  • находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;
  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
  • находить в произведении средства художественной выразительности;

понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.

Содержание учебного предмета

           Вводный урок (1 ч)

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.

           Самое великое чудо на свете (4 ч)

Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.

            Устное народное творчество (15 часов)

Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки.  Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики»,  «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».

            Люблю природу русскую. Осень (8 ч)

Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.

          Русские писатели (14 ч)

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.

          О братьях наших меньших (12 ч)

Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.

           Из детских журналов (9 ч)

Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.

          Люблю природу русскую. Зима ( 9 ч)

Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.

Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.

         Писатели детям (17 ч)

К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.

        Я и мои друзья (10 ч)

Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.

        Люблю природу русскую. Весна (9 ч)

Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.

        И в шутку и всерьёз (14 ч)

Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой.Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.

        Литература зарубежных стран ( 14 ч)

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.

Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых каждой теме

Вводный урок по курсу литературное чтение        (1ч.)

Самое великое чудо на свете- 4часа

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация)

– структуру учебника;

– приемы ориентирования в учебнике.

- Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач

Устное народное творчество- 15 часов

- понятие «устное народное творчество».

– читать осознанно текст художественного произведения;

– пересказывать текст;

– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

– различать сказки народные и литературные;

приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

– различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация)

- Учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию.

- Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

- Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Читать целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы.

- Устанавливать причинно-следственные связи, строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Читать целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы.

- Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

- Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Люблю природу русскую. Осень -8 часов

- различать произведения русских поэтов о природе.

анализировать средства художественной выразительности;

выразительно читать стихотворения;

– использовать интонацию;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

- Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

- Учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Декламировать произведения. Определять эмоциональный характер текста.

- Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Декламировать произведения. Определять эмоциональный характер текста.

- Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию. Декламировать произведения. Определять эмоциональный характер текста.

- Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Декламировать произведения.

Русские писатели- 14 часов

- знать и распознавать произведения А. С. Пушкина;

– понятие «басня»;

– басни И. А. Крылова;

– творчество Л. Толстого.

– читать выразительно и осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– читать стихотворное произведение наизусть (по выбору)

- Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. Развивать воссоздающее и творческое воображение.

- Учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

- Выделять существенную информацию. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

- Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство.

- Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию.

- Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Развивать воссоздающее и творческое воображение

О братьях наших меньших -12 часов

-знать произведения о животных.

– читать осознанно текст художественного произведения;

– пересказывать, анализировать произведения

- Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении.

- Видеть красоту природы, изображённую в художественном произведении, составлять план и пересказывать. Участвовать в обсуждении.

- Сравнивать художественные и научно-познавательные тексты, сказки и рассказы о животных.

- Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся.

- Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся.

- Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Выбирать книги по темам и по авторам.

Из детских журналов- 9 часов

- знать названия детских журналов.

– представлять свой любимый журнал;
– пересказывать понравившиеся произведения, строки из них;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

- Находить интересные и нужные статьи в журнале, создавать свой журнал и устно его описывать. Выразительно читать.

- Планировать работу на уроке. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.

- Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.

- Читать вслух с постепенным переходом про себя, отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале.

- Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

- Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

- Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов

- Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов

- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения ученика, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

- Выделять существенную информацию. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Люблю природу русскую. Зима- 9 часов

– читать осознанно текст художественного произведения;

– рассказывать об изображении зимнего времени года в произведениях;

– читать стихотворные произведения о зиме наизусть (по выбору)

- Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении.

- Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворение.

- Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Различать стихотворный и прозаический текст. Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения.

- Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотво-рение.

- Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

- Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство.

- Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов

- Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Писатели – детям (17 час.)

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– создавать небольшой устный текст на заданную тему;

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

– различать сказки народные и литературные;

– приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

– различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация)

- Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

- Воспринимать на слух художественный текст. Характеризовать и сравнивать героев, использовать слова-антонимы для их характеристики. Читать по ролям.

- Определять смысл произведения, составлять план, давать характеристики героям, выражать своё мнение в адрес главной героини. Читать по ролям.

- Пересказывать в прозе и наизусть. Коллективно составлять картинный план. Анализировать отношение автора к главной героине в начале сказки и в конце.

- Анализировать заголовок стихотворения, определить тему и главную мысль произведения, дать характеристику герою стихотворения.

- Учиться основам смыслового чтения художественных и юмористических текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения ученика, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

- Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

- Учиться основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

- Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

- Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей, близких по тематике произведений.

- Делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Сравнивать произведения схожей тематики.

- Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

- Декламировать произведения. Определять эмоциональный характер текста. Соотносить название произведения с его содержанием.

Я и мои друзья( 10часов)

– прогнозировать жанр произведения;

– определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– оценивать события, героев произведения;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему

- Дать характеристику персонажу. Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения.

- Анализ заголовка произведения. Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Определение идеи произведения.

- Дать характеристику персонажу. Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения

- Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу

- Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Составление плана. Характеристика персонажа.

- Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам. Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению).

Проверка предметных и универсальных учебных умений.

- Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики.

- Делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определять собственное отношение к персонажу. Озаглавливать текст, иллюстрацию

- Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Соотносить название произведения с его содержанием.

- Соотносить пословицы с произведениями. Различать жанры произведений: малые фольклорные и литературные формы.

Люблю природу русскую. Весна (9часов)

– выразительно читать стихотворения наизусть;

– анализировать средства художественной выразительности

- Анализировать заголовки стихотворений, подбирать свои, выразительно читать

-Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении.

- Формировать нравственную позицию, а также личностные качества: трудолюбия, правдивости, доброжелательности, стремления прийти на помощь, смелости, скромности

- Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

- Делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

- Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений

- Отвечать на вопросы по содержанию литературных текстов. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

И в шутку и в серьез( 14 часов)

– определять характер произведения по рисункам;

– работать с иллюстрациями;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– читать стихотворные произведения наизусть

- Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении.

- Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

- Делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

- Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.

- Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

- Соотносить название произведения с его содержанием. Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками

- Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей близких по тематике произведений.

Литература зарубежных стран (12часов)

– ориентироваться в книге по обложке;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация)

- Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими).

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана.

- Анализ заголовка произведения. Определение собственного отношения к литературному персонажу.

- Сравнивать произведения, персонажи разных произведений. Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими).

- Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Сотрудничать с одноклассниками.

- Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

- Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Учиться основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

- Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Резервные уроки (2часа)

Календарно- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

Планируемая

Фактическая

Вводный урок по курсу литературного чтения – 1 ч

1

Знакомство  с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

1

Самое великое чудо на свете – 4ч

2

Знакомство с названием раздела «Самое великое чудо на свете»

1

3

Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»

1

4

Старинные и современные книги.

1

5

Напутствие читателю Р.Сефа. Пересказ содержания научно-познавательных текстов.

1

Устное народное творчество – 15ч

6

Знакомство с названием раздела. Малые и большие жанры устного народного творчества.

1

7

Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма.

1

8

Потешки и прибаутки – малые жанры УНТ. Отличия прибаутки от потешки

1

9

Считалки и небылицы – малые жанры УНТ.  Ритм – основа считалки. сравнение считалки и небылицы.

1

10

Загадки – малые жанры УНТ. Распределение загадок по тематическим группам.

1

11

Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В.Даль – собиратель пословиц русского народа

1

12

Сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идет»

1

13

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко». Рассказывание сказки по рисункам

1

14

Русская народная сказка «У страха глаза велики». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом

1

15

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера

1

16

Русская народная сказка «Лиса и журавль». Подбор пословиц к сказке

1

17

Русская народная сказка «Каша из топора». Чтение по ролям

1

18

Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Составление плана сказки

1

19

Русская народная скака «Гуси-лебеди». Пересказ по составленному плану А. Шибаев «Вспомни сказку»

1

20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Устное народное творчество»

1

Люблю природу русскую.Осень - 8ч

21

Картины осенней природы. Осенние загадки. Соотнесение загадки и отгадки

1

22

Лирические стихотворения Ф.Тютчева и К.Бальмонта

1

23

Лирические стихотворения А.Плещеева и А.Фета

1

24

Лирические стихотворения А.Толстого и С.Есенина

1

25

Лирические стихотворения В.Брюсова и И.Токмаковой

1

26

Средства художественной выразительности В.Берестов «Хитрые грибы».

«Грибы»

1

27

Сравнение художественного и научно-популярного текстов. «Осеннее утро» М.Пришвин

1

28

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люблю природу русскую. Осень»

1

Русские писатели  - 14ч

29

Русские писатели. А.С. Пушкин – великий русский писатель.

1

30

Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса.

1

31

Лирические стихотворения А.С. Пушкина «Вот север, тучи…», «Зима..»

1

32

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок

1

33

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке

1

34

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев произведения

1

35

И.А.Крылов.Басня «Лебедь, рак  и щука». Нравственный смысл басен

1

36

И.А.Крылов «Стрекоза и муравей». Структура басни. Характеристика героев басни

1

37

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек». Соотнесение пословицы со смыслом басни

1

38

Л.Н.Толстой «Филипок». Характеристика героя произведения

1

39

Л.Н.Толстой «Филипок», «Правда всего дороже». Подробный пересказ

1

40

Л.Н.Толстой «Котенок». Деление текста на части

1

41

Разноцветные страницы.И.Токмакова

«Десять птичек- стайка»

1

42

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Русские писатели»

1

О братьях наших меньших – 12 ч

43

Н.Сладков «Они и мы», А.Шибаев «Кто кем становится?». Весёлые стихи о животных

1

44

Веселые стихи о животных.

Б.Заходер «Плачет киска..», И.Пивоварова «Жила-была собака»

1

45

В.Берестов «Кошкин щенок». Составление рассказа по рисунку

1

46

М.Пришвин «Ребята и утята». Нравственный смысл поступков

1

47

М.Пришвин «Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана

1

48

Е.Чарушин «Страшный рассказ». Характеристика героев рассказа

1

49

Б.Житков «Храбрый утенок». Составление рассказа с изменением главного героя

1

50

В.Бианки «Музыкант». Подробный пересказ на основе вопросов

1

51

В.Бианки «Сова». Составление плана

1

52

В.Бианки «Сова». Нравственный смысл сказки. Пересказ на основе плана

1

53

Разноцветные страницы. Стихи С.Брезкун, М.Бородицкой

1

54

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «О братьях наших меньших»

1

Из детских журналов  - 9ч

55

Знакомство с названием раздела. Вопросы из детских журналов. Придумывание своих вопросов

1

56

Произведения из детских журналов. Д.Хармс «Игра». Ритм стихотворного текста

1

57

Д.Хармс «Вы знаете?». Выразительное чтение на основе ритма стихотворения

1

58

Д.Хармс, С.Маршак «Веселые стихи».  Выразительное чтение на основе ритма стихотворения

1

59

Д.Хармс «Что это было?», Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог». Подстановка недостающих слов

1

60

Ю.Владимиров «Чудаки», А.Введенский «Ученый Петя». Соотнесение названий и содержания стихотворений

1

61

Защита проекта «Мой любимый детский журнал»

1

62

А.Введенский «Лошадка». Подбор вопросов к стихотворению

1

63

Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Из детских журналов»

1

Люблю природу русскую. Зима. – 9  ч

64

Зимние загадки. Соотнесение загадки и отгадки.

1

65

И.Бунин «Зимним холодом», К.Бальмонт «Снежинка». Слова, помогающие представить зимние картины

1

66

Я.Аким «Утром кот принес на лапках». Настроение стихотворения

1

67

Ф.Тютчев «Чародейкою зимою..», С.Есенин «Поет зима…». Олицетворение в стихах

1

68

С.Есенин «Береза». Метафоры, олицетворения и эпитеты в стихотворении

1

69

Русская народная сказка «Два мороза». Соотнесение пословиц со смыслом сказки

1

70

С.Михалков «Новогодняя быль». Особенности были. Чтение по ролям

1

71

Весёлые стихи о зиме. А.Барто«Дело было в январе», С.Дрожжин «Улицей гуляет»

1

72

Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люблю природу русскую. Зима»

1

Писатели детям – 17 ч

73

К.И.Чуковский «Путаница». Авторское отношение к изображаемому

1

74

К.И.Чуковский «Радость». Настроение стихотворения. Рифма

1

75

К.И.Чуковский «Федорино горе». Приём звукописи как средство создания образа

1

76

К.И.Чуковский «Федорино горе». Авторское отношение к изображаемому

1

77

С.Я.Маршак «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения

1

78

С.В.Михалков «Мой секрет». Эпическое стихотворение

1

79

С.В.Михалков «Сила воли». Характеристика героя стихотворения

1

80

С.В.Михалков «Мой щенок». Характеристика героя произведения с опорой на его поступки

1

81

А.Л.Барто «Веревочка». Настроение стихотворения

1

82

А.Л.Барто «Мы не заметили жука», «В школу», «Вовка – добрая душа». Звукопись как средство создания образа

1

83

Н.Носов «Затейники». Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним

1

84

Н.Носов «Живая шляпа». Герои юмористического рассказа

1

85

Н.Носов «Живая шляпа». Авторское отношение к героям произведения

1

86

Н.Носов «На горке». Составление плана текста

1

87

Н.Носов «На горке». Подробный пересказ на основе составленного плана

1

88

Разноцветные страницы. Выразительное чтение произведений

1

89

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Писатели – детям»

1

Я и мои друзья  - 10 ч

90

Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э. Мошковской

1

91

В.Лунин «Я и Вовка». Соотнесение пословиц и смысла стихотворения

1

92

Н.Булгаков «Анна, не грусти!». Смысл названия рассказа

1

93

Ю.Ермолаев «Два пирожных». Соотнесение нзвания рассказа с пословицей

1

94

В.Осеева «Волшебное слово». Составление плана рассказа

1

95

В.Осеева «Хорошее». Рассказ о взаимовыручке

1

96

В.Осеева «Почему». Поступки и переживания героя

1

97

В.Осеева «Почему». Составление рассказа на тему пословицы «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»

1

98

Разноцветные страницы.

Е.Благинина «Простокваша». скороговорка

1

99

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Я и мои друзья»

1

Люблю природу русскую. Весна. - 9 ч

100

Весенние загадки. Подготовка к проекту Газета «День Победы – 9 мая»

1

101

Ф.Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды». Приём контраста в создании картин зимы и весны

1

102

А.Плещеев «Весна», «Сельская песенка». Настроение стихотворений

1

103

А.Блок «На лугу», С.Маршак «Снег теперь уже не тот». Слово как средство создания весеней картины природы

1

104

Женский день.

И.Бунин «Матери», А.Плещеев «В бурю»

1

105

Е.Благининой «Посидим в тишине», Э.Мошковской «Я маму мою обидел». Настроение стихотворений

1

106

Лирическое стихотворение С.Васильева «Белая береза»

1

107

Проект Газета «День Победы – 9 мая»       стр. 123

1

108

Разноцветные страницы.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люблю природу русскую. Весна»

1

И в шутку и всерьез – 14 ч

109

Знакомство с названием раздела.

Веселые стихи Б.Заходера

1

110

Б.Заходер «Что красивей всего?». Анализ заголовка

1

111

Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха». Чтение стихотворений на основе ритма

1

112

Э.Успенский «Чебурашка». Составление плана сказки

1

113

Э.Успенский «Чебурашка». Подробный пересказ по плану

1

114

Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…». Заучивание стихотворения наизусть

1

115

Э.Успенский «Над нашей квартирой», «Память». Выразительное чтение стихотворений

1

116

В.Берестов «Знакомый, «Путешественники». Отношение автора к героям

1

117

Весёлые стихи В.Берестова. «Кисточка», И.Токмакова «Плим», «В чудной стране»

1

118

Г.Остер «Будем знакомы». Герои сказки

1

119

Г.Остер «Будем знакомы». Разыгрывание сценки знакомства

1

 120

В.Драгунский «Тайное становится явным». Прогнозирование продолжения рассказа

1

121

В.Драгунский «Тайное становится явным». Восстановление последовательности текста на основе вопросов

1

122

Разноцветные страницы.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «И в шутку и всерьёз»

1

Литература зарубежных стран - 12 ч + 2 ч резерв

123

Подготовка к проекту «Мой любимый писатель-сказочник»

Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог»

1

124

Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы»

1

125

Французская и немецкая народные песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»

1

126

Шарль Перро «Кот в сапогах». Герои зарубежных сказок

1

127

Итоговая контрольная работа

1

128

Шарль Перро «Красная шапочка». Чтение по ролям

1

129

Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на горошине». Составление диалога по теме сказки

1

130

Эни Хогарт «Мафин и паук».характеристика героев сказки

1

131

Эни Хогарт «Мафин и паук». Соотнесение смысла сказки с русской пословицей.

1

132

Эни Хогарт «Мафин и паук». Составление плана сказки

1

133

Разноцветные страницы.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литература зарубежных стран»

1

134

Защита проекта «Мой Любимый писатель-сказочник»

1

135

Урок-викторина «Книжкины друзья»

1

136

О чем мы будем читать летом. Урок-рекомендация.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....