Конспект урока "Мои первые книжки" УМК "Перспектива"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Конспект урока по литературному чтению "Мои первые книжки" в 1 классе. УМК "Перспектива".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote.docx | 29.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте по программе «Перспектива»
Тема урока: Мои первые книжки.
Класс: 1б
Учитель: Казанцева Наталия Анатольевна
Цель урока: сформировать первоначальное представление о книге, как о друге, наставнике, источнике добрых мыслей и важных знаний.
Задачи урока:
- Закрепление умения читать слова с изученными буквами, развитие самостоятельности чтения;
- Расширение представлений о жанровых особенностях текстов;
- Развитие желания посещать библиотеку.
1. Организационное начало урока
Учебник на столе у вас?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны, наблюдательны.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.
– С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу.
2. Актуализация знаний
- Прочитайте.
О И А Ж У Э
- Что вы сейчас произнесли? (звуки)
- На какие группы делятся все звуки? (гласные и согласные)
- Как произносятся гласные звуки? Согласные?
- Чем обозначаются звуки на письме? (буквами)
Игра « Лишняя буква»
- Посмотрите на ряд букв и определите, какая буква заблудилась?( А, О, Б; З-С,Б-П, Д_Р –Т)
- Какой звук обозначает буква ж? (только твердый ж)
- Что узнали об этом звуке на прошлом уроке? (звук ж - согласный, звонкий, всегда твердый.
- Прочитаем чистоговорку вместе.
Чистоговорка.
Жук упал, и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
- Кто бы из вас мог помочь жуку?
- Надеюсь, что, сегодня на уроке, вы будете во всём помогать друг другу.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
1) Беседа о значении книги в жизни человека:
- Что такое книга? (печатное издание, которое состоит из страниц, на которых размещена информация)
- А можно ли книгу назвать другом?
- Как называлась самая первая книга, которую вы прочитали? Поделитесь впечатлениями о своей первой прочитанной книге. Кто является вашим любимым героем? Почему?
- Для чего нужно читать книги?
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (О книгах)
- Сформулируйте тему нашего урока?
- Вы ещё только начинаете читать свои первые книжки, поэтому тема нашего урока так и называется "Мои первые книжки".
Учитель рассказывает о том, как появились первые печатные книги на Руси.
В 1563 году первопечатниками на Руси стали Пётр Мстиславец и Иван Фёдоров. Самым первым печатным изданием была книга "Апостол", которая, в те времена, считалась основным учебником для духовенства. По ней учились монахи, крестьяне, дворяне.
2) Работа над родственными словами
- Прочитайте слова. Объясните их значение.
Книга
Книжечка (ласково)
Книжный (н-р: книжный переплет, стиль)
Книголюб (любитель книги)
- Что в них общего? (корень - главная часть слова и общая часть однокоренных слов)
- Можете ли вы себя назвать книголюбами?
- Как вы думаете, какое из этих слов появилось первым? (книга, через слово книга мы можем объяснить значение всех остальных однокоренных слов)
- А где живут книги?
- В библиотеке.
- Мы отправляемся в библиотеку, чтобы выбрать ваши первые книги.
Надпись БИБЛИОТЕКА
-Что такое библиотека? (Учреждение, где собираются и хранятся книги, журналы для общественного пользования)
4. Открытие нового знания. Первичное усвоение новых знаний
Откройте учебники на стр.16.
- Чем заняты Аня и Ваня? Где они находятся?
- Они выбрали книги в библиотеке.
- Как же удалось ребятам выбрать нужные книги из такого множества? Давайте попробуем сегодня на уроке сделать своё маленькое открытие.
Знакомство с жанровыми особенностями произведений.
В литературе все произведения имеют свой жанр. Давайте узнаем, какие есть жанры литературных произведений.
-Ребята, внимательно посмотрите на стеллаж с книгами, представьте, что вы в настоящей библиотеке.
-Что это? (книги со сказками)
- Эти книги стоят на одном стеллаже в библиотеке. А как же мы назовём все эти произведения одним словом?
- Надпись «Сказки»
- В чём главная особенность сказок?
- В сказках есть волшебство, разговаривают животные и предметы.
- Когда вы были маленькими, мама или бабушка, укладывая вас спать, рассказывала вам сказки. И в далеком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые. Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом и передавались «из уст в уста».
- Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства?
- В сказку народ вкладывал свои мечты о добре и справедливости.
- Ребята, а давайте мы докажем, что сказка – это волшебство.
Инсценировка русской народной сказки «Теремок». Вместо костюмов маски животных, сделанных учениками на кружке Оригами».
-Молодцы, ребята!
-А теперь посмотрите на следующий стеллаж или полку.
- А кто узнал эти произведения? Назовите автора и название.
- Как же назовём все эти произведения одним словом?
- Рассказы. (Надпись «Рассказы»)
- Чем отличается рассказ от сказки?
В рассказе говорится о том, что могло быть на самом деле.
- А мы возле следующего стеллажа ПРИБАУТКИ
- Прочитайте названия книг.
- Что такое прибаутки?
- Прибаутка - это веселая стихотворная шутка. Похожа на песенки. (Надпись «Прибаутка»)
- Послушайте прибаутку.
Егор и мухомор (Мансурова Виктория)
Шёл Егор через бор,
Видит:
Вырос мухомор. -
Хоть красив, а не беру,
Вслух сказал
Егор в бору.
Верно ты сказал, Егор! -
Так ему ответил бор.
- Почему Егор не взял мухомор?
- И вот наш последний стеллаж на сегодня ЗАГАДКИ
- Вы уже узнали эти книги и можете определить название стеллажа.
- Надпись «Загадки»
- Отгадайте загадки.
Ученики подготовили наизусть загадки.
Место есть для перехода,
Это знают пешеходы.
Нам его разлиновали,
Где ходить - всем указали.
(Пешеходный переход)
Ночь темна. Уж солнца нет.
Чтобы ночь пришла без бед,
Нужен людям маячок –
Блестящий светлячок.
(Светоотражающие элементы)
Он стоит на перекрёстках,
Светит для детей и взрослых.
Тот, кто плохо его знает,
На дороге пострадает!
У него всего три цвета.
Светит он для всей планеты.
Он машин решает спор,
Всем знакомый…(светофор).
Ребята, про что эти загадки? ( про пешеходов, про безопасность на дорогах улиц)
- Какие правила для пешехода мы знаем? (улицу переходить на пешеходном переходе на зеленый цвет светофора, а в темное время суток пользоваться светоотражающими элементами)
- В далекие времена люди верили, что если говорить о предмете не называя его, то нечистая сила не узнает, о чем идет речь и с этим предметом ничего плохого не случится. Так появились загадки.
- Вы ребята находитесь на правильном пути – вы определили жанры литературных произведений: сказки, рассказы, прибаутки, загадки.
Физминутка (проводит физорг)
5. Первичное закрепление новых знаний.
Откройте азбуку на стр.16.
- Прочитайте слова в столбике справа от картинок. (Рассказ, сказки, прибаутки, загадки)
- Что выбрали для чтения Аня и Ваня?
- Сказку «Колобок» и книгу сказок.
- Как ребята смогли выбрать первые книги для чтения?
- Они подошли к стеллажу со сказками и выбрали нужные.
- Кто из вас любит сказки?
- Узнаем какую сказку читает Аня. Прочитайте название. (Теремок)
- Чтение прибаутки "Музыканты".
- Давайте прочитаем следующий текст.
Жужжащее чтение.
Читаем хором (вместе с учителем).
- К какому литературному жанру данный текст относится? (Прибаутка)
- Почему? (это веселая стихотворная шутка).
Физминутка для глаз. (Восьмерка)
-Чтение сказки «Лиса и рак»
-Читает учитель, все следят
-Что предложила лиса раку? (побежать наперегонки)
-Что значит наперегонки? (кто скорее добежит)
-Кто оказался хитрее? (рак)
-Как рак перехитрил лису? (рак сел лисе на хвост, зацепился)
-Чтение по цепочке.
6.Итог урока
- С какими жанрами литературных произведений мы познакомились? (сказки, прибаутки, рассказы, сказки)
- Чему учат нас сказка "? (добру)
- Какое открытие вы сделали на уроке? Чему научились? (чтобы выбрать нужную книгу из множества, надо выбирать из нужного стеллажа, расположенных по жанрам.)
- Захотелось ли вам посетить библиотеку?
- Как нужно обращаться с книгой? Какие правила нужно соблюдать? (бережно относиться, не рвать, не писать на страничках, не слюнявить, не сгибать и т.д.)
7. Рефлексия
- Возьмите лист самооценки.
- Если вам всё было понятно на уроке, было легко работать, довольны своей работой прикрепите снежинку рядом с зимним деревом. А если вам было тяжело работать и что-то осталось непонятным - прикрепите снежок рядом с деревом.
Оценивание
-Молодцы, ребята! Вы все работали на уроке активно, и я довольна вами.
-И всем вам за урок ставлю…
-Встали все. Урок окончен.
Викторина "Отгадайте, о каких сказках идёт речь" (Если останется время)
Жили-были медведи. И была у них избушка лубяная, а еще была ледяная. Вот бежали мимо Мышка-норушка и Лягушка-квакушка, увидали избушку и говорят: "Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!". Стоит избушка, не двигается. Решили они войти, подошли к двери, потянули за ручку. Тянут - потянут, а вытянуть не могут. Видно, лежит там Спящая красавица и ждет, когда Емеля ее поцелует.
7 сказок: "Три медведя", "Заюшкина избушка", "Теремок", "Баба Яга", "Репка", "Спящая красавица", "По щучьему веленью".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Первый раз - в первый класс
Первый урок в 1 классе...
Конспект урока "Первый раз в первый класс"
Разработка урока на 1 сентября...
Конспект праздника "Первый раз в первый класс"
1 сентября- это не забываемый день в жизни каждого ребенка. Многое зависит от первого впечатления на уроке мира. Использование ИКТ позволяют сделать это мероприятие увлекательным и интересным....
Конспект урока "Первые русские князья"
Окружающий мир (4-й класс) ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО УМК «Планета знаний» ГЛАВА I. Древнерусское государство. Урок ОНЗ...
План - конспект урока "Первый раз в первый класс!
Данный план- конспект предназначен для учителей 1 классов работающих по любому УМК . Урок позволяет ввести детей в мир знаний, школьную жизнь, познакомить правилами поведения в...
Конспект урока. Первый раз в первый класс.
Урок-знакомство первоклассников со школой. Проводится после торжественной линейки посвященной Дню знаний....
Конспект урока "Первый раз - в первый класс!"
Знакомство детей со школьными правилами и основными требованиями учителя в игровой обстановке.Создание условий для быстрой и безболезненной адаптации детей в школе и классном коллективе....