Конспект урока "Первые русские князья"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Мешковец Ольга Алексеевна

Окружающий мир (4-й класс)  ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО  УМК «Планета знаний»  ГЛАВА I. Древнерусское государство.    Урок ОНЗ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_meshkovets1.doc341 КБ
Файл prilozhenie.docx578.08 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир (4-й класс)

ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО 

УМК «Планета знаний»

ГЛАВА I. Древнерусское государство

УМК Планета знаний

Урок ОНЗ

Тема: Первые русские князья

Цели:

  1. Формировать представление о древнерусском государстве через знакомство с первыми русскими князьями.

Оборудование презентация, видео, дополнительные сведения, иллюстрации князей

 Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

 Меня зовут Ольга Алексеевна, и сегодня я проведу урок окружающего мира. Я надеюсь, что вы будете активно работать, и тогда в конце урока нас ждет успех.

– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по реке времени. И начнем своё  путешествие с Древнерусского государства.

Но прежде чем отправиться в путешествие, мы с вами должны собрать багаж знаний, который нам пригодиться. И начнем мы складывать в багаж, те знания, кторые вы приобрели на прошлом уроке.

-Что вы  изучали на прошлом уроке? (Исторические источники)

- Какую помощь нам могут оказать исторические источники?

-А для чего нам нужно это знать?

-Действительно, ребята, народ, незнающий своего прошлого, не имеет будущего. Итак, первый вопрос

1. Как называют учёные, всё то, что хранит память о прошлом

а) учебник

б) словарь

в) исторические источники

2.Какая книга на Руси считается первой летописью:

а) Повесть временных лет

б) Библия

в) Энциклопедия

3. Как звали монаха Киево-Печерского монастыря

а)Владимир

б)Нестор

в)Владислав

4.Из «Повести временных лет» мы можем узнать:

а) о расселении славян, о первых князьях

б) о боге

в) о современном государстве

5.Устным историческим источником является:

а) рассказ

б) былина

в) роман

Теперь поменяйтесь листочками. Сейчас вы будете проверять друг друга. Давайте, заранее договоримся, как вы будете оценивать.

«5»-5      «4»-4        «3»-3     «2»-2  

Видео.

О чем вы узнали. (Что наше отечество до 862 года было слабым) Давайте попробуем ответить почему? Ребята, а кто-нибудь из вас знает, кто такой монарх?

Монарх-. единовластный правитель (царь, король, император)

Перед  вами карта 8-9 века. Посмотрите, пожалуйста, на неё.

-А теперь посмотрите на карту 9-…. Века. Скажите, чем они отличаются (есть границы, нет границ).

-Что это обозначает?

(Есть государство, нет государства)  

-Какое противоречие вы заметили? (Сначала не было, затем появилось)

-Какой возникает вопрос? (Почему появилось государство)

-Попробуйте сами ответить на этот вопрос? Дети говорят, учитель записывает

-Из какого источника мы можем узнать и сравнить ваш ответ на данный вопрос?( Из повести временных лет)

-Кто её написал? ( Монах Нестор)

-Давайте  к ней обратимся. Слайд  Северные племена пытаются управлять собой сами, но не имеют общих  законов и оттого втягиваются в постоянные воины, ведут войну на самоуничтожение.

-Какую информацию мы получили? (Сами управляют собой, не имеют законов, ииз-за этого втягиваются в войны)

Какая возникает необходимость у северных племен? (Найти человека, который ими бы управлял)  А как называется  человек, который всеми управляет? (Царь, князь)

Если не могут ответить, до дальше спрашиваю.  

-К чему приводят военные действия?

Смерть ---------разорение хозяйства---------------нищета.

--Какой возникает вопрос? (Что нужно сделать для того, чтобы не было воин?)

Ваши гипотезы (Дети высказывают свои гипотезы, учитель записывает на доске)

- Нужен был один руководитель, а в то время -единый князь, который бы управлял всей страной.

Давайте составим план действия ( чтобы вы хотели узнать о первых русских князях?

План

1. Князь (имя)

2. Период правления

3. Исторический портрет

4. Исторический вклад

Работа с таблицей  «Знаю, не знаю»

Молодцы, мы очень хорошо поработали, а теперь нам нужно отдохнуть.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из карт,  текстов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

3. Обобщать и классифицировать по признакам.

4. Ориентироваться в учебнике.

7. Находить ответы на вопросы .

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в письменной форме.

4. Умение работать в  и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

ΙΙ. Частично-поисковая работа

Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 14 и назовите, первых князей Древнерусского государства. Слайд

 Сейчас вы будете работать историками-исследователями и мы выполним исследовательскую работу по нашей теме. Я приглашаю по одному представителю от групп. В конверте фото одного из князя, вы должны определить кто он  и ответить на все вопросы нашего плана. Если вам недостаточно будет информации из учебника, то вы можете воспользоваться дополнительной информацией, она находится у вас в конверте. На работу вам отводиться 5 мин.

Кто был первым русским князем? (Рюрик) Представитель от группы выходит и зачитывает информацию. И так по порядку.  

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

 

Рефлексия

Багаж. Сегодня на уроке я узнал…..

Меня удивило……

Мне захотелось……

ΙV. Домашнее задание

Обязательное задание для всех: перечитать стр. учебника 14-15



Предварительный просмотр:

Приложение

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\урок\рюрик.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\урок\олег1.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\урок\Игорь3(1).jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\урок\iОльга.jpg        C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\урок\Святослав4jpg.jpg

Таблица 1

Князь (имя)

Период правления (даты)

Исторический вклад (что сделал для государства)

Дополнительная информация

Тема урока:  Первые  русские   князья

План

  1. Князь (имя)

2. Период правления

  1. Исторический вклад
  2. Дополнительные сведения

       

Дополнительная информация

Князь Рюрик (862-882). Его пригласили сами северные племена. Столица Новгород. Создает единое государство. Издает первые законы.

Олег Олег (882-912) Продолжает объединение государства. Переносит столицу из Новгорода в Киев. Предпринял походы на Константинополь (Византия), подписал выгодный для Руси договор. Где Византия должна была платить Руси дань (натуральный (продукты)  или денежный). В народе Олега называли вещий (умеет предсказывать)

Князь Игорь (912-945)

При этом князе у наших границ появляются печенеги(племена,живущие за Волгой), и он успешно отражает их набеги. Молодой князь не обладал осторожностью и поэтому терпел неудачи. Продолжает совершать походы на Византию, только не всегда удачно. Усиливает сбор дани (натуральный (продукты)  или денежный).

Княгиня Ольга (945-964) стала первой русской христианкой в великокняжеской семье. Она посетила Византию, там приняла крещение и получила христианское имя Елена. Из Византии Ольга привезла на Русь священные книги. Вместе с ней приехали на Русь и православные священники. В народе княгиню Ольгу называли «Богомудрой».

         Князь Святослав(964-972), сын Игоря и Ольги. Он был отважным войном и совершил ряд успешных походов.В народе его называли «Князь-воин»

Словарные слова:   Монархический     Дань    Варяг   Печенеги

Знаю

Узнал

Князь (имя)

Дата правления

Исторический вклад

Фамилия Имя

1. Как называют учёные, всё то, что хранит память о прошлом

а) учебник

б) словарь

в) исторические источники

2.Какая книга на Руси считается первой летописью:

а) Повесть временных лет

б) Библия

в) Энциклопедия

3. Как звали монаха Киево-Печерского монастыря

а)Владимир

б)Нестор

в)Владислав

4.Из «Повести временных лет» мы можем узнать:

а) о расселении славян, о первых князьях

б) о боге

в) о современном государстве

5.Устным историческим источником является:

а) рассказ

б) былина

в) роман


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по чтению и окружающему миру в 4 классе. Тема "Первые русские князья"

Урок по окружающему миру. "Первые русские князья". 4 класс. УМК "Планета Знаний"...

Первые русские князья.

Презентация "Первые русские князья" к уроку окружающего мира по системе Л.В. Занкова....

Конспект урока окружающего мира по теме "Первые русские князья" в 4 классе

В данном материале представлен конспект урока, технологическая карта, а также презентация....

Конспект урока :«Первые русские князья» 4 класс

Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока:  « Первые русские князья»Цели урока: формировать представление о первых князьях на Руси, развивать устную речь, воспитывать интерес к истории...

Конспект урока "Первые русские князья: Игорь, Олег, Ольга,Святослав" (3 класс)

В данном архиве представлен урок с презентацией. На уроке используется групповая работа....

Конспект по окружающему миру по теме: "Первые русские князья"

Содержание конспекта поможет сформировать у обучающихся начальной школы первичные представления о первых русских князьях....

Конспект урока по музыке "Святые Земли Русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели: духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре.Планируемые результаты:Предметные: познакомить учащихся со Святыми земли русской, проследить связь музыки и лит...