Конспект урока "Первые русские князья"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Окружающий мир (4-й класс) ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО УМК «Планета знаний» ГЛАВА I. Древнерусское государство. Урок ОНЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_meshkovets1.doc | 341 КБ |
prilozhenie.docx | 578.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир (4-й класс)
ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО
УМК «Планета знаний»
ГЛАВА I. Древнерусское государство
УМК Планета знаний
Урок ОНЗ
Тема: Первые русские князья
Цели:
- Формировать представление о древнерусском государстве через знакомство с первыми русскими князьями.
Оборудование презентация, видео, дополнительные сведения, иллюстрации князей
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | Меня зовут Ольга Алексеевна, и сегодня я проведу урок окружающего мира. Я надеюсь, что вы будете активно работать, и тогда в конце урока нас ждет успех. – Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по реке времени. И начнем своё путешествие с Древнерусского государства. Но прежде чем отправиться в путешествие, мы с вами должны собрать багаж знаний, который нам пригодиться. И начнем мы складывать в багаж, те знания, кторые вы приобрели на прошлом уроке. -Что вы изучали на прошлом уроке? (Исторические источники) - Какую помощь нам могут оказать исторические источники? -А для чего нам нужно это знать? -Действительно, ребята, народ, незнающий своего прошлого, не имеет будущего. Итак, первый вопрос 1. Как называют учёные, всё то, что хранит память о прошлом а) учебник б) словарь в) исторические источники 2.Какая книга на Руси считается первой летописью: а) Повесть временных лет б) Библия в) Энциклопедия 3. Как звали монаха Киево-Печерского монастыря а)Владимир б)Нестор в)Владислав 4.Из «Повести временных лет» мы можем узнать: а) о расселении славян, о первых князьях б) о боге в) о современном государстве 5.Устным историческим источником является: а) рассказ б) былина в) роман Теперь поменяйтесь листочками. Сейчас вы будете проверять друг друга. Давайте, заранее договоримся, как вы будете оценивать. «5»-5 «4»-4 «3»-3 «2»-2 Видео. О чем вы узнали. (Что наше отечество до 862 года было слабым) Давайте попробуем ответить почему? Ребята, а кто-нибудь из вас знает, кто такой монарх? Монарх-. единовластный правитель (царь, король, император) Перед вами карта 8-9 века. Посмотрите, пожалуйста, на неё. -А теперь посмотрите на карту 9-…. Века. Скажите, чем они отличаются (есть границы, нет границ). -Что это обозначает? (Есть государство, нет государства) -Какое противоречие вы заметили? (Сначала не было, затем появилось) -Какой возникает вопрос? (Почему появилось государство) -Попробуйте сами ответить на этот вопрос? Дети говорят, учитель записывает -Из какого источника мы можем узнать и сравнить ваш ответ на данный вопрос?( Из повести временных лет) -Кто её написал? ( Монах Нестор) -Давайте к ней обратимся. Слайд Северные племена пытаются управлять собой сами, но не имеют общих законов и оттого втягиваются в постоянные воины, ведут войну на самоуничтожение. -Какую информацию мы получили? (Сами управляют собой, не имеют законов, ииз-за этого втягиваются в войны) Какая возникает необходимость у северных племен? (Найти человека, который ими бы управлял) А как называется человек, который всеми управляет? (Царь, князь) Если не могут ответить, до дальше спрашиваю. -К чему приводят военные действия? Смерть ---------разорение хозяйства---------------нищета. --Какой возникает вопрос? (Что нужно сделать для того, чтобы не было воин?) Ваши гипотезы (Дети высказывают свои гипотезы, учитель записывает на доске) - Нужен был один руководитель, а в то время -единый князь, который бы управлял всей страной. Давайте составим план действия ( чтобы вы хотели узнать о первых русских князях? План 1. Князь (имя) 2. Период правления 3. Исторический портрет 4. Исторический вклад Работа с таблицей «Знаю, не знаю» Молодцы, мы очень хорошо поработали, а теперь нам нужно отдохнуть. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из карт, текстов. 2. На основе анализа объектов делать выводы. 3. Обобщать и классифицировать по признакам. 4. Ориентироваться в учебнике. 7. Находить ответы на вопросы . Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в письменной форме. 4. Умение работать в и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
ΙΙ. Частично-поисковая работа | Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 14 и назовите, первых князей Древнерусского государства. Слайд Сейчас вы будете работать историками-исследователями и мы выполним исследовательскую работу по нашей теме. Я приглашаю по одному представителю от групп. В конверте фото одного из князя, вы должны определить кто он и ответить на все вопросы нашего плана. Если вам недостаточно будет информации из учебника, то вы можете воспользоваться дополнительной информацией, она находится у вас в конверте. На работу вам отводиться 5 мин. Кто был первым русским князем? (Рюрик) Представитель от группы выходит и зачитывает информацию. И так по порядку. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
|
Рефлексия | Багаж. Сегодня на уроке я узнал….. Меня удивило…… Мне захотелось…… | |
ΙV. Домашнее задание | Обязательное задание для всех: перечитать стр. учебника 14-15 |
Предварительный просмотр:
Приложение
Таблица 1
Князь (имя) | |
Период правления (даты) | |
Исторический вклад (что сделал для государства) | |
Дополнительная информация |
Тема урока: Первые русские князья
План
- Князь (имя)
2. Период правления
- Исторический вклад
- Дополнительные сведения
Дополнительная информация
Князь Рюрик (862-882). Его пригласили сами северные племена. Столица Новгород. Создает единое государство. Издает первые законы.
Олег Олег (882-912) Продолжает объединение государства. Переносит столицу из Новгорода в Киев. Предпринял походы на Константинополь (Византия), подписал выгодный для Руси договор. Где Византия должна была платить Руси дань (натуральный (продукты) или денежный). В народе Олега называли вещий (умеет предсказывать)
Князь Игорь (912-945)
При этом князе у наших границ появляются печенеги(племена,живущие за Волгой), и он успешно отражает их набеги. Молодой князь не обладал осторожностью и поэтому терпел неудачи. Продолжает совершать походы на Византию, только не всегда удачно. Усиливает сбор дани (натуральный (продукты) или денежный).
Княгиня Ольга (945-964) стала первой русской христианкой в великокняжеской семье. Она посетила Византию, там приняла крещение и получила христианское имя Елена. Из Византии Ольга привезла на Русь священные книги. Вместе с ней приехали на Русь и православные священники. В народе княгиню Ольгу называли «Богомудрой».
Князь Святослав(964-972), сын Игоря и Ольги. Он был отважным войном и совершил ряд успешных походов.В народе его называли «Князь-воин»
Словарные слова: Монархический Дань Варяг Печенеги
Знаю | Узнал | |
Князь (имя) | ||
Дата правления | ||
Исторический вклад |
Фамилия Имя |
1. Как называют учёные, всё то, что хранит память о прошлом |
а) учебник |
б) словарь |
в) исторические источники |
2.Какая книга на Руси считается первой летописью: |
а) Повесть временных лет |
б) Библия |
в) Энциклопедия |
3. Как звали монаха Киево-Печерского монастыря |
а)Владимир |
б)Нестор |
в)Владислав |
4.Из «Повести временных лет» мы можем узнать: |
а) о расселении славян, о первых князьях |
б) о боге |
в) о современном государстве |
5.Устным историческим источником является: |
а) рассказ |
б) былина |
в) роман |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока по чтению и окружающему миру в 4 классе. Тема "Первые русские князья"
Урок по окружающему миру. "Первые русские князья". 4 класс. УМК "Планета Знаний"...
Первые русские князья.
Презентация "Первые русские князья" к уроку окружающего мира по системе Л.В. Занкова....
Конспект урока окружающего мира по теме "Первые русские князья" в 4 классе
В данном материале представлен конспект урока, технологическая карта, а также презентация....
Конспект урока :«Первые русские князья» 4 класс
Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: « Первые русские князья»Цели урока: формировать представление о первых князьях на Руси, развивать устную речь, воспитывать интерес к истории...
Конспект урока "Первые русские князья: Игорь, Олег, Ольга,Святослав" (3 класс)
В данном архиве представлен урок с презентацией. На уроке используется групповая работа....
Конспект по окружающему миру по теме: "Первые русские князья"
Содержание конспекта поможет сформировать у обучающихся начальной школы первичные представления о первых русских князьях....
Конспект урока по музыке "Святые Земли Русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели: духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре.Планируемые результаты:Предметные: познакомить учащихся со Святыми земли русской, проследить связь музыки и лит...