Урок литературного чтения Носов Н.Н. "Затейники", 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Саттарова Ольга Ивановна

УМК: «Школа России» А.А. Плешаков;

Предмет: Литературное чтение;

Количество часов в неделю: 3;

Учебник: Литературное чтение 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, в  2 частях, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. – Москва. Просвещение, 2017 год.

Раздел календарно-тематического планирования: Писатели – детям

Тема: Носов Н.Н. «Затейники»;

Место урока в изучаемой теме: 13  урок;

Тип урока: урок изучения нового материала;

Цель урока:

  • познакомить кратко  с биографией Н.Н. Носова, его произведением «Затейники»;
  • развивать навыки беглого осознанного чтения и умения составлять план;
  • воспитывать интерес к творчеству автора. Прививать любовь к чтению;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

УМК: «Школа России» А.А. Плешаков;

Предмет: Литературное чтение;

Количество часов в неделю: 3;

Учебник: Литературное чтение 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, в  2 частях, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. – Москва. Просвещение, 2017 год. 

Раздел календарно-тематического планирования: Писатели – детям

Тема: Носов Н.Н. «Затейники»;

Место урока в изучаемой теме: 13  урок;

Тип урока: урок изучения нового материала;

Цель урока: 

  • познакомить кратко  с биографией Н.Н. Носова, его произведением «Затейники»;
  • развивать навыки беглого осознанного чтения и умения составлять план;
  • воспитывать интерес к творчеству автора. Прививать любовь к чтению;

Задачи урока:

1. Образовательные:

- учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом, за переживанием лирического героя;

- учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

2. Развивающие:

-  развивать художественную образную речь;

-  развивать логическое и образное мышление;

-  развивать творческие способности, слух, воображение;

- развивать познавательную активность обучающихся;

- развивать внимание (через разные виды деятельности);

- развивать саморегуляцию (через самоконтроль и самооценку).

3.Воспитательные:

- воспитывать интерес к чтению;

- воспитывать культуру чтения;

- воспитывать самостоятельность, взаимопомощь;

- воспитывать культуру общения друг с другом и с учителем.

Планируемые результаты:

Учащиеся в сотрудничестве с учителем и одноклассниками научатся:

- ставить и решать учебные задачи, делать умозаключения к результатам исследований;

-отвечать на поставленные учителем вопросы, отстаивать свою точку зрения;

- составлять план текста;

- составлять кластер.

Методы и формы обучения, применяемые на уроке:

Технологии: инфомационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, разноуровневой  дифференциации, игровые.

Методы: стимулирование мотивации учащихся, проблемно-поисковый, самоанализ своей деятельности, моделирование.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: экран, мультимидийный проектор, презентация. Карточки с заданием, учебник.

Характеристика класса

Во втором классе обучаются девять учащихся, шесть мальчиков и три девочки.  Дети воспитываются в благополучных семьях. Трое детей из неполных семей. Все учащиеся класса участвуют в учебной деятельности, у большинства сформирована учебная мотивация, выраженная активность на уроках, стремление получить хорошую оценку от учителей в устной и письменной работе,  похвалу от родителей. Все хотят иметь высокие учебные результаты, но не у всех получается, так как у нескольких учащихся класса не сформированы такие качества, как усидчивость, внимательность, любознательность.

Учащиеся второго класса активны, общительны, доброжелательны, помогают друг другу. Принимают активное участие в делах класса и школы. В общении мальчиков и девочек проявляется тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, начинает складываться  дружный коллектив.

Технологическая карта урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

I. Самоопределение к деятельности

Организационный момент

Цель: Подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности.

- Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

- Давайте начнём наш урок с пожелания  добра и удачи.  

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

- Сегодня на уроке мы узнаем новое, вспомним уже изученный материал, постараемся помочь друг другу, если в этом возникнет необходимость.

Демонстрируют свою готовность к уроку

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- Ребята,  отгадайте загадку:

Он не знает ничего.

Все вы знаете его.

Мне ответьте без утайки,

Как зовут его?

- Какие книжки вы про Незнайку знаете?

Незнайка действительно не знает ничего, а я думаю,   вы знаете,  кто написал сказку об этом смешном  малыше?

Незнайка

«Незнайка в цветочном городе»

 «Незнайка на Луне»

Николай Николаевич Носов

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

III.Постановка учебной задачи

(Создание проблемной ситуации)

Цель: Обсуждение затруднений (Почему возникли затруднения?)

Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность, актуализировать личностный опыт учащихся.

(Приложение 1)

Николай Носов родился в 1908 году в семье актера. После школы учился в институте 
кинематографии. Поставил несколько 
мультфильмов. О том, чтобы быть писателем не думал. Он стал сочинять для своего маленького  сына

- Если вы составите слово из данных слогов, то узнаете название рассказа Н.Н.Носова.

ТЕЙ ЗА КИ НИ

(Приложение 2)

- Какое слово получилось?

- Как вы думаете, с каким рассказом мы сегодня познакомимся?

«Затейники»

- Кто же такие затейники? Как сказать по-другому?

Рассмотрите иллюстрацию (Приложение3)

-  Как вы думаете, о ком и о чём будет рассказ?

- А каким будет рассказ  грустным или веселым?

- Давайте посмотрим ещё на одну иллюстрацию к рассказу «Затейники» (Приложение 3)

- Ребята, у нас проблема. Назовите её.

Как вы думаете, что нам предстоит сделать?

- Что нам надо провести, чтобы разобраться в этой проблеме?

Тогда начнём.

Дети рассматривают фотографию Н.Н. Носова

Затейники

Мы познакомимся с рассказом «Затейники».

Фантазёры, выдумщики, организаторы

Ответы детей

Весёлым. Дети устроили интересную игру, им весело.

А здесь мы видим, что детям страшно.

Весёлый и смешной или страшный рассказ Н.Н. Носова «Затейники»

Исследование

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: формулирование проблемы.

IV. Открытие нового материала (Выход из проблемной ситуации)

Цель: Добиться усвоения и осознания учащимися путей, способов, средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность.

Первичное целостное восприятие произведения.

Прослушивание текста (аудиозапись)

 - Понравилось вам произведение?

 - Кто главные герои произведения?

 Что можно сказать про них?

-Было ль вам страшно?

-А героям рассказа  было страшно?

- Понравилась ли вам игра детей? А детям?

Что бы вы посоветовали героям рассказа?

А вы боитесь темноты? Почему?

Откуда берутся страхи?

- Так можно ли назвать рассказ «Затейники» весёлым и смешным?

Ответы детей

Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из любой трудной ситуации.

- Рассказ «Затейники оказался весёлым и смешным

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

Познавательные: Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск выхода из затруднения;

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

V. Первичное закрепление

Цель: создать условия для проверки понимания материала учащимися

- Дети из рассказа «Затейники» любили играть, а вы любите играть?

Давайте и мы поиграем.

Но начала внимательно прочитайте текст.

А теперь игра.

Я прочитаю маленькие отрывки из текста. Если вы согласны с  тем, что я прочитаю, то поднимите красную карточку, а если не согласны  - зелёную.

 - Главных героев звали Валя и Петя.

- Однажды дети читали сказку «Три медведя»

- Дети решили сделать домик  как у трёх поросят

- Мама ушла на базар, а дети стали делать домик

- Валя и Петя стащили с кровати покрывало и

накрыли им стол

- Мама сдёрнула одеяло со стола, а там никого нет.

- И не стали больше в «три поросёнка» играть.

Дети поднимают: красную карточку.

зелёную карточку

красную карточку

зелёную карточку

зелёную карточку

зелёную карточку

красную карточку

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения

Физминутка

Физминутка «Матрёшки»

Дети проводят физминутку

VI.Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Дети получают карточки ( Приложение 4)

Задание:

1.Расположите части текста в определённом порядке.

Проверьте каждый себя по учебнику, правильно ли вы выполнили задание.

2. Дайте название каждой части  и запишите  план  на карточках

Выполняют задание

Регулятивные: планируют собственную деятельность

Личностные: самоконтроль, самоанализ;

VII. Включение нового знания в систему знаний. Повторение

Цель: организовать работу в парах, в группах, самостоятельную работу. 

Работа в парах

- Ребята, как вы думаете, можно ли этот рассказ прочитать по ролям.

Сейчас вы разобьётесь на пары, определите,  кто чьи слова будет читать.

Даю вам несколько минут на подготовку  чтения по ролям, заранее отмеченного мною текста

Чтение по ролям

-Да, можно.

Работают в паре.

Регулятивные: контролируют свои действия;

Коммуникативные: развивают умения работать в паре;

вносят свой вклад в достижение общих результатов; участвуют в обсуждении.

VIII. Повторение

Цель: организовать работу в группах

Работа в группе.

Составление кластера

(Приложение 5)

Составляют кластер

Коммуникативные:

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию

IX. Домашнее задание

Перечитайте рассказ «Затейники». Составьте свой рассказ на ту же тему, подготовьтесь рассказать от своего имени. Нарисуйте рисунок к своему рассказу.

Записывают домашнее задание в дневник

X. Рефлексия деятельности

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса

- Понравился вам урок?

-Что нового узнали сегодня на уроке?

-Какое произведение мы изучили?

 -Какую проблему мы сегодня решили?

- Что у вас хорошо получилось на этом уроке?

 - Над чем ещё надо поработать?

Покажите, с каким настроением вы заканчиваете наш урок. Для этого

Вы возьмёте яблочки и нарядите ими яблоньку. Если настроение у вас хорошее, всё на уроке у вас получилось и всё понравилось, то возьмите красные яблочки.

А если что-то у вас не получилось, возьмите жёлтые яблочки

Ну а теперь каждый из вас оценит свою работу на уроке и скажет, какую оценку он себе бы поставил.

Урок окончен, идите отдыхать.

Ответы детей

Дети выходят и прикрепляют яблочки выбранного цвета на яблоньку.

Оценивают свою работу на уроке

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия

Личностные: смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения с использованием ИКТ. 1 класс Г..Юдин "верблюжонок Бюль-Бюль"

Урок с использованием ИКТ. На конкурсе уроков занявший 1 место....

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

Конспект урока по литературному чтению. Носов. Приключения Незнайки. 2 класс

Урок - обобщения по произведению Н.Носова .Цели урока:продолжать работу над развитием беглого, выразительного чтения;умением находить нужный ответ из текста, совершенствовать навык выборочного чтения,...

Урок литературного чтения (УМК «Школа России»). 4 класс. Тема урока: В. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Урок-исследование соответствует требованиям ФГОС, содержит технологическую карту. Урок открытия новых знаний для детей с ЗПР....

урок литературного чтения носов "Живая шляпа"

урок по творчеству н.носова "живая шляпа"...

Урок литературного чтения. Сказка "Рукавичка". 1-й класс УМК « Школа России» Тип урока: открытие новых знаний.

конспект открытого урока по литературному чтению 1 класс.  По программе "Школа России"...