урок литературного чтения носов "Живая шляпа"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Ефимова Татьяна Николаевна

урок по творчеству н.носова "живая шляпа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razraboka_uroka_nosov_2_kl_zhivaya_shlyapa_.docx36.72 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по литературному чтению 2 класс Н. Носов "Живая шляпа"

Тема урока: Н.Н.Носов «Живая шляпа»

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся развитие речи, умения давать характеристику героям.

 Задачи:

Обучающие: учить осознанному чтению, давать характеристику героям, восстанавливать последовательность событий, соотносить пословицы с содержанием прочитанного;

Развивающие: развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание;

Воспитательные: воспитывать доброе отношение друг к другу.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:  рассказ Н.Носова «Живая шляпа», проектор, экран, компьютер, карточки  для самостоятельной работы,  портрет Н. Носова,  шляпы, цветные  карандаши.

Планируемые образовательные результаты

Предметные умения: ознакомление с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников, планировать собственную деятельность и контролировать свои действия.

Познавательные: пользоваться приёмами анализа при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя, осознавать сущность и значение произведения, понимать читаемое, фиксировать прочитанную информацию в виде иллюстраций, уметь раскодировать слова, пользоваться условными знаками для передачи информации. Коммуникативные: строить диалог в паре; аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев,

оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства; строить связное высказывание; принимать и сохранять цель деятельности пары, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, через сеть Интернет.

Личностные: проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома; проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных ; допускать существование других точек зрения.

Методы: стимулирование мотивации учащихся, проблемные, моделирования.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, парные, групповые.

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

- Давайте улыбнемся друг другу.

Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

  1. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала

Шляпа – лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

- Что такое шляпа? ( высказывания детей)

А сейчас послушайте, как значение слова «шляпа» трактуется в толковом словаре.(ШЛЯПА - ГОЛОВНОЙ УБОР С ВЫСОКИМИ ПОЛЯМИ. По Ожегову)

- Какие бывают шляпы?(высказывания детей)

Проблемный вопрос:

- Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

Организует диалог с учащимися, подводит их к формулированию цели урока

*Произведение, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, написал один замечательный писатель. Имя его вам известно. Мы с ним знакомились на предыдущих уроках. Попробуйте догадаться, о каком писателе сейчас будут рассказывать(рассказывает заранее подготовленный учащийся):

1.Факты из биографии Н.Н.Носова(Арина С.)

- Николай Носов родился в 1908 году в семье актера. После школы учился в институте кинематографии. Воевал на фронте и там был награждён орденом Красной звезды. Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. Поставил несколько мультфильмов.

Интересный факт(Полина Б)

- Ребята, а вы знаете, что для создания мультфильма, который длится 5 минут, художнику-мультипликатору нужно нарисовать 420 рисунков.

Носов - детских книг творец.

Ну, какой он молодец!

Сколько книг смешных, чудесных

написать он нам успел.

Доброту, и смех, и юмор,

Показать всем нам хотел!

Учитель:-Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы? Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как вы.

Проводит словарную работу.

У.-О КОМ РАССКАЗЫВАЕТ Н. НОСОВ В СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ?

(О детях, о наших ровесниках)

У.- Какие у него рассказы по характеру?

(Весёлые, радостные, смешные, юмористические, жизнерадостные.)

Учитель.

Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Надо учиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, по доброму относиться к шуткам. Читая рассказы Николая Носова читатели познают понятия, как честность, долг, дружба, совесть, смелость, умение побороть смех( на прошлом уроке мы познакомились с рассказом «Затейники». Чему научил этот рассказ?(…)

У.-Об этом мы прочитаем в рассказе «Живая шляпа».

- Найдем ответ на вопрос в рассказе Н.Н.Носова.

-Как вы думаете в каком?

Целеполагание

-Следовательно, тема  нашего урока какая?

- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос: бывают ли живые шляпы?

- Я хочу, чтобы вы поработали сегодня в парах и группах.

Памятка "Правила работы в группах и парах"(на партах у каждой группы)

  1. В разговоре участвует каждый.
  2. Говори спокойно и только по делу.
  3. Отвечай за свой участок работы и за общее дело.
  4. Уважай мнение других!

Словарная работа

- В тексте вам встретятся слова , значения которых мы попробуем сейчас уточнить. Но для начала нам нужно их раскодировать.

Работа в парах: У вас на партах лежат карточки с заданием.

Восстановите слова, добавив буквы, обозначающие гласный звук.

Образец:  кухня

к_м_д

к_ч_рг_

к_рз_н_

шл_п_

к_мн_т_

д_в_н

- Что обозначают эти слова?(высказывания детей)

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Треснуть - ударить.

Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

3. Этап изучения нового учебного материала

- Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.

- Откройте учебник на стр. ____. Рассмотрите иллюстрацию к рассказу.

- Какие вы можете сделать предположения о содержании этого произведения?

У.- Давайте прослушаем чтение профессионального артиста и посмотрим, какие из наших предположений оправдались(  аудиозапись)

3. Предварительная работа с текстом перед  чтением.

- В рассказе нам встретятся длинные слова. Чтобы нам было легче их прочитать, прочитаем их вместе (хоровое чтение).

Плюх-ну-лось

со-скольз-ну-ла

по-смот-ри

под-прыг-нет

рас-кра-ши-ва-ли

при-от-кры-ли

- Знакомиться с текстом будем по частям, с остановками.

Прослушивание 1-ой части (до слов “увидели возле комода шляпу”)

- Что произойдет дальше?

Прослушивание 2-ой части (до слов “Вовка за ним”)

- Как далее будут развиваться события?

-Что шляпа будет делать в дальнейшем?

-Смогут ли ребята преодолеть свой страх?

Чтение 3-ей части (до слов “ну, пойди, посмотри”)

- Что решили мальчики: почему двигается шляпа?

- Есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха. Какое выражение использует писатель?

- Как далее будут развиваться события?

-Возвратятся ли ребята в комнату?

-Как будут защищаться, если шляпа набросится на них?

Прослушивание 4-ой части (до слов “шляпа как подскочит кверху”)

- Чем закончится произведение? В чем секрет живой шляпы?

5-я часть (читает учитель , далее читают обучающиеся самостоятельно)

Физкультминутка

К шляпе дружно подойдем,

Ее взглядом обведем!

С нами, шляпа, не шути,

Ты не прыгай, не скачи!

Поскорей открой секрет-

Ты живая или нет?

4. Этап проверки понимания и первичного закрепления изученного

- Понравился ли вам рассказ?

- Совпали наши прогнозы или нет?

- Как вы думаете, этот рассказ смешной или страшный?

- Кто у вас вызвал смех, а кого было жалко?

- Как менялось настроение мальчиков?

Работа в группе(на партах лежат таблицы)

(Дети работают по таблице. Прочитав авторские слова, дети должны дописать в таблицу, какое чувство испытывали герои).

Чувство мальчиков

Авторские слова

Увлечение

А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки.

Испуг

Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит:

- Ай! - и прыг на диван.

Страх

-Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя.

-Куда?

-Пойду к себе домой.

-Почему?

-Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

Радость

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать:

-Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Слова для справок: увлечение, испуг, страх, радость.

- Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой?

- А вы догадывались?

- А как? (в начале рассказа подсказка автора).

- Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа?

Задание на размышление.

- Какие были Вова и Вадик? Выберите слово:

трусы

фантазёры

чудаки

смелые

милосердные

жестокие

мудрые

5. Этап применения знаний и умений, обобщения и контроля усвоения

1. Составление картинного плана (работа в парах)

- Давайте воспроизведем события, которые произошли в рассказе.

- Для этого нужно расставить сюжетные картинки по порядку.

- Кто не согласен?

3. Выберите пословицу, которая подходит к рассказу:

- Чтобы не пострадать или не попасть в подобную комичную ситуацию. Вам помогут пословицы.

- А мне помогут составить пословицы ребята  вашего класса______

Составить из слов пословицы и объяснить их смысл. На каждом ряду у трёх человек есть карточка со словом. Они выходят к доске и составляют пословицы.

Робкого

и тень

страшит

У страха

глаза

велики

Всё хорошо,

что хорошо

кончается

- А как автор относится к героям своего произведения? (Ребята ему нравятся, он над ними посмеивается.)

- С какой целью автор предлагает нам этот рассказ?

Если человек трус, любое дело ему кажется страшным. Любая вещь его может напугать. Страх может превратиться в комическую ситуацию.

- Что нужно делать, чтобы не бояться ничего? (Надо преодолевать страх)

- Можете ли посоветовать друзьям, прочитать это произведение, почему?

- А я вам советую прочитать произведение, где главным атрибутом является тоже шляпа. А какая она и какую роль играет, вы узнаете, прочитав эти произведения.

  1. Инструктаж о выполнении домашнего задания(помогают Саша и Дима)
  2.  Спасибо вам, ребята за работу,

Не подвели меня и в этот раз,

С великим удовольствием, конечно,

Поставлю вам оценки я сейчас!

- А вы как поступили бы, увидев, что шляпа шевелится?

Домашнее задание: чтение по ролям (дома вам предстоит попробовать себя в роли актеров)

Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока)

VII. Рефлексия. Итог урока.

– Ребята, перед каждым из вас лежит шляпа.

Если вам на уроке было все понятно, вы активно работали, чувствовали себя уверенно и комфортно, вам было интересно - тогда вы закрасите ленточку на шляпе зеленым цветом.

Если вы допускали небольшие ошибки, но быстро их исправили – берете желтый цвет.

Ну а если что-то осталось неясным, на уроке возникали трудности и чувствовали себя неуверенно и вам было неинтересно – красный.

Поднимите,пожалуйста,свои шляпки . Давайте посмотрим шляп с ленточками какого цвета больше. Прикрепите свои шляпки на нашу большую шляпу(на доске).

- У вас на столах лежат _______________ трех цветов. Я вам предлагаю выбрать только один.

- Посмотрите, какая волшебная шляпа у нас получилась. Вы сказали, что главное преодолеть свой страх. Закройте глаза и представьте свой самый большой страх, положите его в ладошку, а сейчас в нашу волшебную шляпу… И произнесем -1 2 3 -наши страхи раствори.

Посмотрите, что стало с нашими страхами.

Спасибо всем за такой интересный и познавательный урок. Желаю всем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе на тему : Н. Носов "Живая шляпа"

Урок литературного чтения во 2 классе на тему : Н. Носов "Живая шляпа" ( второй урок), работа над содержанием рассказа, обсуждение поступков героев, составление плана....

Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: "Юмор в произведениях Н. Н. Носова. Рассказ "Живая шляпа" "

Во 2 классе учитель передаёт детям полностью логику основного метода работы с книгой (чтение-рассматривание) и с текстом (творческое чтение), учит алгоритмам действий до чтения, в процессе чтения и по...

Урок литературного чтения во 2-м классе: "Т. Янсон "Шляпа волшебника"

Урок литературного чтения во 2-м классе:"Т. Янсон "Шляпа волшебника"Цель: развитие навыков анализа и синтеза произведения, читательского кругозора и интереса к чтению.Задачи:обобщить краткое знакомств...

Конструкт урока литературного чтения во 2 классе по теме "Н.Н.Носов "Живая шляпа"

Урок литературного чтения составлен для обучающихся 2 класса УМК "Школа России", авторы учебника Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова....

Урок литературного чтения по теме "Н.Носов. "Живая шляпа"

Знакомство учащихся с содержанием произведения Н. Носова «Живая шляпа»....

Урок литературного чтения во 2-м классе на тему «Туве Янссон. "Шляпа волшебника" (обобщающий урок)».

На уроке проходит обобщение содержания сказки, идёт анализ прочитанного произведения. Индивидуальная, групповая и работа в парах создают творческую обстановку, развивают фантазию и аналитические спосо...

Конспект к уроку литературного чтения "Живая шляпа"

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: Н. Н. Носов. «Живая шляпа». Проверка выборочного пересказаЦели урока:  формировать умение определять и анализировать композицию произведения...