урок литературного чтения 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)
уок литературного чтения "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырых" А.С. Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok_4_kl.docx | 24.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе.
"Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина.
ФИО педагога: Бесова Любовь Васильевна
Цели урока.
Образовательные:
- обучать грамотному, выразительному чтению;
- определять категории добра и зла в тексте “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”
- учиться элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;
Развивающие:
- развивать речевые умения и творческие способности;
- формировать осознанное чтение целыми словами;
Воспитательные:
- формировать прочные нравственные позиции на определение истинной красоты;
- воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.
Оборудование:
- Слайды мультимедиа.
- Учебники.
Эпиграф:
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.
Шота Руставели
Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение.
Ход урока
1.Организационный момент.
Дорогие ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте сделаем наш урок незабываемым, покажем все свои умения и навыки, и чтобы мы всех удивили.
2.Слово учителя.
А. М. Горький писал: «Пушкин был первым русским писателем, обратившим внимание на народное творчество, он украсил народные сказки блеском своего таланта, но оставил неизменным их смысл и силу»
Ребята, открою вам маленький секрет. Сказки предназначались автором для взрослых. Они были написаны в пору творческого расцвета Пушкина, одновременно с самыми глубокими и серьезными его произведениями, а значит, и содержание сказок столь же глубоко и серьёзно. В них отразился весь мир добра, где царствуют дружба, верность слову, где ценятся уважение к человеку, его счастье в семье, где наказано зло и жадность, обман и алчность.
Сегодня мы ещё раз почувствуем волшебную музыку пушкинского стиха, порадуемся торжеству большой и чистой любви.
- С какой сказкой А. С. Пушкина мы познакомились на прошедших уроках?
Ученики: Со “Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях”
3. Проверка домашнего задания (дети перечитывали сказку)
-Демонстрация слайдов. Ребята, дома вы перечитывали сказку Пушкина. Давайте найдём строки, которые соответствуют иллюстрациям и зачитаем их. (слайд 2 – 13) Александр Сергеевич Пушкин при помощи слов рассказал нам сказку, а иллюстрации, которые вы посмотрели сделал художник Куркин Александр Михайлович.
-Учитель отмечает наиболее активных детей, оценивает их работу.
4. Физминутка. (проводят ученики)
Дружно встали – раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
- Работа по теме урока:
Учитель: Ребята, сегодня мы попытаемся раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем сравнивать образы героев, анализировать текст.
Учитель: Вам всем знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что такое – Добро и Зло? Я вам давала задание найти в толковом словаре значение этих слов. (словари)
-Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
-Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой -беды, страдания, горе, несчастье” (Школьный философский словарь)
-Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека
-Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный” (Словарь живого русского языка Владимира Даля)
Учитель: Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?
Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.
Учитель: Дорогие мои давайте назовём положительных и отрицательных героев в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»? каких героев в сказке больше положительных или отрицательных?
Учитель: Подумайте пожалуйста, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?
Ученики: Царевны и царицы.
Учитель: Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу - стр.73 , царевну - стр.74.
(Ученики зачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной на слайде 15)
Учитель: А теперь давайте посмотрим таблицу и сравним с нашей характеристикой (сделать выводы) (Правильно ли нашли?)
| Царица | Царевна |
Внешность | высока стройна бела | белолица черноброва |
Поведение характер | горда ломлива своенравна ревнива злая | красавица-душа милая приветливая |
Цвет | черный | белый красный |
Учитель: Дети почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?
Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.
Учитель: Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
Ученики: Ненависть, зависть.
Учитель: Обладает ли добрый человек такими чувствами?
Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.
Учитель: А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?
Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить
Учитель: И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?
Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.
Учитель: С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”?
Ученики: С цветком. Она так же прекрасна, как роза.
А сейчас для того, чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна – добро, обратимся к чтению и анализу эпизодов, в которых наиболее видна яркая характеристика образов героинь.
6. Анализ эпизодов.
1).Эпизод - стр.77-78.“Но невеста молодая
До зари в лесу блуждая…” (Выразительное чтение)
Учитель: Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?
Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.
Учитель: Что сделала героиня в доме?
Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.
Учитель: Как это характеризует героиню?
Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.
Учитель: Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.
Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?
Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.
2).Эпизод - “Раз царевна молодая” стр.82-85
Учитель: Кто приходит к царевне с целью погубить ее?
Ученики: Царица, переодетая монахиней.
Учитель: На чьей стороне Соколко? Почему?
Ученики: Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.
Учитель: Получается, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?
Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.
Учитель: В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.
В “Сказке о мертвой царевне” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.
Что же происходит со злой царицей-мачехой?
Найдите пожалуйста строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.
Ученики зачитывают строки:
“Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла. ”
Учитель: Пять раз в сказке царица названа злой. И она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.
А сейчас обратите внимание на эпиграф. (слайд 16)
Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием поэта Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?
Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило.
7.Итог урока.
Учитель: В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. И люди совершают и добрые поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и даже, бывает, ненавидят. На уроке ОРКСЭ мы с вами тоже сталкивались с понятием добра и зла. Зло – подобно грязи – тёмное и липкое. Откуда мы берём плохие слова? (ответы детей) Из собственного сердца. А в сердце откуда зло? Мы растим его там сами. От доброго человека исходит свет и радость. А если допускаем злу селиться в сердце, то оно становится тёмным, заросшим колючками и каменеет. (слайд 17)
-А теперь, ребята, ответьте на вопрос, считаете ли вы себя добрыми? Чему вас учит сказка Пушкина? Понравился ли вам урок? Давайте оценим вашу работу на уроке и выставим отметки.
8.Дом. задание. Выбрать для чтения наизусть понравившийся отрывок, сделайте к нему иллюстрацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....