Техкарта урока по рассказу Е.И. Чарушина "Кабан"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Иващук Елена Валериевна

Техкарта урока по рассказу Е.И. Чарушина "Кабан"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_kaban.docx129.52 КБ

Предварительный просмотр:

 Автор

Учитель начальных классов МОУ «СОШ №9»

Иващук Е.В.  

Класс

4 класс

УМК

«Школа России».  Предмет – «Литературное чтение». Тема урока Е.И.Чарушин «Кабан»

Тип урока

Усвоение нового материала  

Цель:

Расширить знания о жизни и творчестве Е.И.Чарушина

Задачи :

Образовательные: формировать умение наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом, анализировать, наблюдать за развитием сюжета

Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности

Воспитательные: создать условия для эмоционально-этетического воспитания любви к природе; учить понимать «братьев наших младших»

Оборудование для учителя:

Классная доска, портрет Е.И.Чарушина, картинки животных, аудиозапись

Оборудование для обучающихся:

Учебник  «Литературное чтение»; толковый словарь;  карточки для: выявления настроения, для проведения словарной работы, «Лист сомооценки»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Осуществляемые действия

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

действия

Формируемые умения

Осуществляемые

действия

Формируемые умения

Осуществляемые

действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

7

8

Мотивационный

Цель: создать условия эмоционально- психологического настроя на работу

Приветствует учащихся.  Спрашивает с каким настроением дети пришли в школу. Предлагает передать свое настроение с помощью цвета (раскрасить цветным мелком  один лепесток дивного цветка)

Приветствуют учителя.

Отвечают на вопрос учителя.

Раскрашивают цветным мелком один лепесток дивного ветка

Умение настроиться на работу, сотрудничать друг с другом

Оценивают готовность к уроку, настраиваются на работу. Выполняют действия заданные учителем

Умение выполнять действия, заданные учителем

Результат:  

Учащиеся эмоционально и психологически настроены на работу.

Актуализация знаний

Цель: развитие интереса учащихся к новой теме  

Предлагает рассказать свою историю наблюдений  за животными

Рассказывают свои истории наблюдений за животными, используя  верную интонацию, жесты, мимику

Умение  осознанно построить речевое высказывание, управлять мимикой, жестами.

Работают во фронтальном режиме: слушают, рассказывают отвечают на вопросы, читают.

Умение понимать на слух ответы учащихся, использовать речь для регуляции своего действия

Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют самоконтроль и контроль за выразительностью чтения

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

Результат:

Учащиеся  испытывают интерес к уроку  

Постановка цели и задачи

Предлагает продолжить изучение раздела «Природа и мы» произведением Е.И.Чарушина.

Предлагает прочитать на доске  название текста и предположить о ком или о чем пойдет речь в произведении, а также сформулировать цель и учебные задачи   урока

Читают название произведения. Выдвигают предположения. Формулируют цель и учебные задачи урока.

Умение использовать информацию данную учителем, формулировать цель и учебные задачи урока  

Взаимодействуют с учителем во время фронтального опроса.

Умение воспринимать на слух ответы учащихся , строить понятные для собеседника высказывания

Контролируют правильность ответов учащихся

Умение осуществлять само и взаимоконтроль. Принимать и сохранять  учебную задачу.

Результат:

Учащиеся  умеют формулировать цель и учебные задачи.

Изучение нового материала

Цель: создать условия для осознанного понимания содержания произведения  Е.И.Чарушина  «Кабан»

Первичное  восприятие текста

Первичное закрепление

Повторение

Предлагает

рассказать о творчестве писателя подготовленного обучающегося (портрет писателя) Дополняет информацию.

 Предлагает поработать над новыми словами в парах. Определить значение слов баловство, унимать, сшибить, сопеть, гуськом, зоосад, студень, зуд, небоскреб, буянить, марал. Подобрать антоним к слову «начальник»

 Предлагает обучающемуся рассказать о кабанах.

Предлагает прослушать рассказ.

Предлагает ответить на вопросы:

- От какого лица ведется рассказ? –Назовите героев произведения. – Кто из обитателей зоопарка вам понравился больше всего? Почему? – Каким вы его себе представили? – Каким настроением наполнен рассказ? – Соответствует ли название рассказа его содержанию? –

 Было ли вам страшно за автора? В какой момент? Найдите эти строки, прочитайте.

- В какой момент стало страшно автору? Кто испугал его? Сравним, оправдался ли наш прогноз? – Почему Е.И.Чарушин назвал рассказ именно так?

Физминутка(прил)

Предлагает прочитать произведение по цепочке, ответить на вопросы, найти  в тексте описание животных и прочитать:

- Где и когда происходят события? Зачем автор пришел в зоосад? Какие животные там жили?

-Как автор описывает животных? Прочитайте этот отрывок из текста (с.97)

 - Почему автор испугался кабана?

Найдите отрывок в рассказе, который подтверждает ваш ответ.

-Как автор описывает кабанов? Какие чувства могли бы быть у вас в такой ситуации? Как автор повел себя в такой обстановке? Чего устыдился Чарушин?

Предлагает рассмотреть иллюстрацию в учебнике на с.98

-Кто изображен на этой иллюстрации?

- Какой эпизод изобразил художник?

Предлагает найти   этот отрывок в тексте (в паре) и прочитать.

- Какими художник изобразил кабанов? Как вы думаете, какие чувства испытывает Чарушин? Как это изобразил художник?

Предлагает представить  обучающихся  на месте Чарушина.

Предлагает прослушать заранее подготовленных  обучающихся с сообщением о животных зоосада (картинки на доске)

Олени, Ягуар, Слоны, Медведи, Волк

Предлагает выразительно прочитать понравившийся отрывок об одном из обитателей зоосада.

Предлагает подобрать подходящую пословицу  к данному рассказу и дать объяснение:

* У страха глаза велики

* Трусливому зайцу и пень волк

* Волков бояться -  в лес не ходить

* Кто дрожит – тот и бежит

Предлагает ответить на вопрос: - Какой порок (недостаток) высмеивают пословицы?

 

Предлагает ответить на вопросы: -С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто автор?  Что нового узнали на уроке?

- С какой целью автор написал рассказ «Кабан»? О чем заставляет задуматься? Какие особенности данного произведения?

 

 

 

Рассказывает один обучающийся. Слушают, запоминают информацию.

Работают с толковым словарем в парах, с заданием на карточках

Слушают новую информацию.

Слушают аудиозапись

Выдвигают предположения.

Отвечают на вопросы

Предлагает найти ответ в тексте, прочитать.

Предлагает сравнить ранее выдвинутый прогноз?

Выполняют действия

Читают текст по цепочке.

 

Отвечают на вопросы учителя

 

Находят в тексте описание животных (в том числе и кабана), читают отрывки из текста, подтверждают свои ответы

Рассматривают иллюстрацию в учебнике, отвечают на вопросы

Находят  нужный отрывок в тексте, читают

Выдвигают предположения.

Выдвигают свои предположения

Рассказывают о животных зоосада. Слушают дополнительную информацию

Выразительно читают понравившийся отрывок

Подбирают пословицы к тексту. Дают объяснение каждой пословице. Участвуют в беседе по обсуждению

Отвечают на вопрос учителя. Участвуют в дискуссии по обсуждению

Отвечают на вопрос учителя. Участвуют в дискуссии по обсуждению

 

 

Умение анализировать, работать с источниками информации, находить информацию.

Умение работать со словарем, с карточками

Умение воспринимать новую информацию.

Умение слушать аудиозапись

Умение выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Умение находить ответ в тексте

Умение выдвигать гипотезу и обосновывать ее, осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Умение следить за текстом, осуществлять анализ объектов.

Умение давать правильные ответы

Умение

находить в тексте описание животных, подтверждать свои гипотезы

 Умение находить иллюстрацию в учебнике

Умение находить нужную информацию

Умение выдвигать предположения

Умение находить нужную информацию.

Умение  воспринимать

дополнительную информацию.

Умение выразительно прочитать  отрывок об одном и обитателей зоосада

Умение подбирать пословицы, строить рассуждения в форме связи простых умозаключений

Умение  строить рассуждения. Умение правильно объяснять значение пословиц

Повторяют правила работы в парах.

 Работают в парах.

Взаимодействуют с обучающимся во время сообщения, осуществляемого во фронтальном режиме.

Умение воспринимать аудиозапись

Взаимодействуют с учителем во время опроса

Взаимодействуют с учителем.

Взаимодействуют с учителем во время опроса

Взаимодействуют с обучающимися во время чтения по цепочке

Взаимодействуют с учителем, с обучающимися  

Взаимодействуют с учителем

Умение работать в паре

Взаимодействуют с обучающимися, с учителем

Взаимодействуют с обучающимися

Взаимодействуют с учителем

Взаимодействуют

с учителем

Взаимодействуют с учителем

Взаимодействуют с учителем

Умение сотрудничать, договариваться.

Умение работать в парах. Умение сотрудничать, договариваться.

Умение понимать на слух

Умение понимать на слух.

  Умение понимать на слух ответы учащихся, умение формулировать собственное мнение

Умение понимать на слух ответы обучающихся,  умение формулировать собственное мнение

Умение сотрудничать, договариваться.

Умение понимать на слух  чтение обучающихся  

Умение понимать на слух ответы учащихся

 

Умение понимать на слух чтение и ответы обучающихся

Умение

правильно использовать выразительные средства языка  

Умение строить монологическое высказывание,

правильно использовать выразительные средства языка  

Умение

правильно использовать выразительные средства языка  

Умение

правильно использовать выразительные средства языка  

Контролируют правильность ответов учащихся, по мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют

Контролируют правильность восприятия

Контролируют правильность восприятия

В ходе заслушивания текста осуществлять самоконтроль и контроль развития его сюжета.

Самоконтроль выполнения задания

Самоконтроль и взаимоконтроль

По мере необходимости дополняют, исправляют ответы учащихся

По мере необходимости дополняют, исправляют ответы обучающихся

Самоконтроль, взаимоконтроль

Оценивают правильность использования выразительных средств  для характеристики героя

 Самооценка

Самооценка

Самооценка

Умение осуществлять само и взаимоконтроль.

Умение слушать, принимать и сохранять учебную задачу, дополнять и уточнять высказанные мнения по существу поставленного

задания

Принимать и сохранять учебную задачу

Умение адекватно воспринимать оценку учителя

Умение осуществлять само и взаимоконтроль

Умение осуществлять взаимоконтроль, объективно воспринимать оценку учителя

Умение уточнять . высказывать мнения по существу, принимать и сохранять учебную задачу  

Принимать и сохранять учебную задачу

Умение осуществлять самоконтроль, объективно воспринимать оценку учителя

Умение осуществлять самоконтроль, объективно воспринимать оценку учителя

Умение осуществлять самоконтроль, объективно воспринимать оценку учителя

Умение осуществлять самоконтроль, объективно воспринимать оценку учителя

Умение осуществлять само и взаимоконтроль

Умение осуществлять само и взаимоконтроль

Результат:

Обучающиеся  умеют находить   главную мысль произведения, высказывать свою точку зрения о прочитанном; создавать образ главного

героя.

 

Рефлексия

Цель: создание условий для осознания каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.

Предлагает проверить настроение по окончанию урока. Проводит беседу по вопросам, предлагает оценить свою работу по лесенке успеха  

Закрашивают лепесток цветным мелком. Отвечают на поставленные вопросы , определяет свое эмоциональное состояние

Умение определять свое эмоциональное состояние, анализировать свою деятельность    

Взаимодействует с учителем во время ответов

Умение выслушивать других

Самооценка

Объективно оценивать собственные успехи

Результат:

Каждый обучающийся осознанно оценил степень овладения знаниями.

За работу на уроке получают отметку…

Домашнее задание:

Перечитать рассказ Е.И.Чарушина «Кабан»

Составить самостоятельно научно-познавательный текст об одном из обитателей зоосада.

C:\Users\ba\Desktop\цветок настроения.jpg

C:\Users\ba\Desktop\лесенка успеха.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техкарта урока русского языка во 2 классе "Антонимы"

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе на тему "Антонимы"....

Техкарта урока математики 3 класс умножение и деление с числом 4

Техкарта урока математики 3 класс умножение и деление с числом 4 Школа России Моро Бантова...

Техкарта урока "Прощай, Азбука!"

Техкарта урока "Прощай, Азбука!". Итоговый урок обучения грамоте 1 класс...

Техкарта урока математики 3 класс Тема: Площадь. Сравнение фигур по площади

Техкарта урока математики 3 класс Тема: Площадь. Сравнение фигур по площади...