Технологическая карта урока “Знакомство с буквой «Б, б”
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Рощупкина Татьяна Александровна

Обучающие цели:

1.Формирование умения правильно обозначать звуки [б, б'] буквами « Б, б.»

2.Формирование  навыка правильного, сознательного, выразительного чтения слов и предложений.

3.Создание условий по организации деятельность учащихся, направленных на формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности; на умение разрешать поставленные проблемы.

4. Расширение активного и пассивного словаря детей.

Цели, ориентированные  на  развитие  личности  учащегося:

1. Создание условия для развития у школьников  основных психических процессов – памяти, внимания, мышления.

2. Создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;

 развития умения кратко излагать свои мысли.

3. Создание условий для  развития фантазии, воображения,  наблюдательность,  фонематического слуха, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

 4.Способствовать развитию умения анализировать звуки, развитию фонематического слуха,

Воспитательные цели:

1.Раскрытие для детей красоты и богатства русского языка.

2.Обучение умению общаться между собой.

3. Воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки, учить детей сотрудничать.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Технологии: игровая,  здоровьесберегающая. 

Методы:

  • наглядный
  • словесный
  • репродуктивный
  • частично-поисковый

Формы организации урока:

  • индивидуальная
  • фронтальная
  • парная

Оборудование:

  • презентация к урокнабор звуковых карточек

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: “Знакомство с буквой «Б, б”

Обучающие цели:

1.Формирование умения правильно обозначать звуки [б, б'] буквами « Б, б.»

2.Формирование  навыка правильного, сознательного, выразительного чтения слов и предложений.

3.Создание условий по организации деятельность учащихся, направленных на формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности; на умение разрешать поставленные проблемы.

4. Расширение активного и пассивного словаря детей.

Цели, ориентированные  на  развитие  личности  учащегося:

1. Создание условия для развития у школьников  основных психических процессов – памяти, внимания, мышления.

2. Создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;

 развития умения кратко излагать свои мысли.

3. Создание условий для  развития фантазии, воображения,  наблюдательность,  фонематического слуха, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

 4.Способствовать развитию умения анализировать звуки, развитию фонематического слуха,

Воспитательные цели:

1.Раскрытие для детей красоты и богатства русского языка.

2.Обучение умению общаться между собой.

3. Воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки, учить детей сотрудничать.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Технологии: игровая,  здоровьесберегающая.  

Методы:

  • наглядный
  • словесный
  • репродуктивный
  • частично-поисковый

Формы организации урока:

  • индивидуальная
  • фронтальная
  • парная

Оборудование:

  • презентация к урокнабор звуковых карточек

Технологическая карта урока литературного чтения

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

  1. Самоопределение к деятельности.         (1-2 мин)

Цель  этапа: создание  эмоционального  настроя  на  совместную  коллективную  деятельность.

- В перемену отдыхали,

И опять звенит звонок.

Мы готовы, стол в порядке,

Начинается урок!

–-Мне хочется подарить вам лучик солнечного тепла. Поймайте его в свои ладошки. (Слайд №2)

-Улыбнитесь друг другу  и   хорошим настроением продолжим  узнавать новое и интересное.

Вы заметили, что у нас на уроке сегодня гости. Они хотят с вами познакомиться.

  1. Ребята, а вы хотите познакомиться с гостями?

-Давайте познакомимся!

- Познакомится тот, чьё имя начинается с гласного звука.

- Познакомятся те дети, чьё имя начинается с согласного мягкого звука.

- Познакомится тот, чьё имя начинается с согласного твёрдого глухого  звука.  

- Познакомится тот, чьё имя начинается с согласного твёрдого звонкого  звука.

-        Молодцы! Все познакомились.

Улыбнитесь мне и порадуйте всех хорошей активной работой. 

Проверка готовности учащихся к уроку.

(Да)

(Меня зовут Ангелина. Моё имя начинается с гласного звука а)

( Меня зовут Юля. Моё имя начинается с мягкого согласного звука)                              (Моё имя Света начинается с твёрдого согласного звука)

 (Меня зовут Влада, Рая. Моё имя начинается с твёрдого звонкого согласного звука)

Личностные: самоопределение ( мотивация учения)

Регулятивные: прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения..

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель:  Готовность мышления и осознание потребности к восприятию нового.

Вот книга школьная - «Букварь»: 

Рисунки, буквы, точки, 

Коротенькие строчки. 

Тому, кто хочет много знать, 

Кто хочет книги прочитать 

Про горы и долины, 

Про реки, звезды и моря - 

Не обойтись без «Букваря».

– Чему мы учимся на уроках с этой мудрой книгой.(Ответы детей, планирование деятельности.)

  • На какие  две группы делятся все звуки русского языка?
  • На что делятся слова? (Слова делятся на слоги)
  •         Как  узнать, сколько в слове слогов?  (Сколько в слове гласных, столько и слогов
  • Как определить ударение в слове?

– Вы верите в чудеса? (Ответы детей.)

– И я верю. Мы с вами сами создадим чудо в своём воображении. Представьте, что к нам на ладошку опустилось чудо, а какое вы сами отгадаете: (Учитель читает загадку)

Спал цветок и вдруг проснулся:
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Наш цветок кружит и вьётся.

,– Что это за чудо?

– Да, действительно, к нам прилетела БАБОЧКА-БЕЛЯНОЧКА

– Она села мне на ладошку и принесла с собой новые звуки. Вы догадались какие?

– Почему вы решили, что именно эти звуки принесла наша гостья?

– Да, бабочка-беляночка принесла нам звуки [б] и [б’]. Эти звуки тоже наши гости на сегодняшнем уроке.

Изучали звуки и буквы, учились делить слова на слоги, ставить ударение.

- гласные и согласные

- на слоги

-по количеству гласных

Надо произнести слово целиком, медленно

- бабочка

- твердый звук [б] и мягкий звук [б’]

-В слове бабочка [б] первый звук а в слове беляночка – звук [б’]

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные задачи

Анализировать, выделять главное, устанавливать аналогии  -Познавательные. Учитывать разные мнения, стремиться к координации, контролировать действия партнёра – Коммуникативные.

У детей формируется интерес к учебному материалу, способность к самооценке, понимание чувств  других, сопереживание – Личностные.                      Учатся  осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия – регулятивные. осуществлять поиск нужной информации – Познавательные.

  1. Постановка учебной задачи.

Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

-Давайте определим тему нашего урока.

- Что мы должны узнать об этих звуках? Чему будем учиться?

– Да, мы будем исследовать эти звуки, заменим их буквами, научимся читать с ними слоги и слова. Молодцы!  

-Знакомство со звуками [б]  и [б’]

Какой буквой обозначаются, гласные или согласные, звонкие или глухие.

Читать.

Регулятивные: целепологание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: формулирование познавательной цели.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: Усвоение новых знаний.

1. Характеристика звука

– Бабочка прилетела на наш урок не одна, а со своими подругами.

Открываются прикрепленные к доске бабочки.

– Но эти бабочки не простые, они принесли нам задания и хотят узнать, справитесь ли вы с ними.

Первая бабочка просит  вас помочь ей отгадать загадку.

Черные кривые,

От рождения все немые,

А как только встанут в ряд –

Сразу все заговорят.

(Буквы.)

- Бабочка попала на  тропинку, на которой выросли необычные грибы с  буквами.

Вы видели такие грибы в лесу?

- А какие  грибы вы видели?

- Кто в лесу  питается грибами?

  - Соберём  грибы в две корзинки.

-Как вы думаете, какие грибы мы положим в  1 корзинку?

-А  какие грибы во вторую?

-Почему вы так решили?

Распределите буквы в две корзинки.

- Какие  гласные буквы  дают команду согласному – читайся мягко?

-Какие гласные дают команду согласному – читайся твёрдо?

Вторая бабочка пролетая над лугом увидела вот что.

- Посмотрите на слайд. (Слайд )

-Кто изображён на слайде?

-Назовите их всех одним словом.  

-Глаза закройте,  отдохните. (Перестановка рисунков).

-Что изменилось? (Слайд )

Исключите одно слово по нескольким признакам одновременно.

(Слайд)

  1. Звуковой анализ  БАРАН        

–Произнесите первый звук. (б)

 -Какой он?

- как определить звонкий он или глухой?

-дадим анализ другим звукам и по возможности заменим их буквой.

Разделите на слоги и поставьте ударение.

Загадка Белка (Слайд )

Шишка. Гриб.

 Лесной орех.

Кто запасливее всех?

Из окна летят скорлупки,

А в окне – хозяйка

 в шубке.

К данному слову наши бабочки-помощницы приготовили схему посмотрите . как вы думаете, подходит эта схема к слову белка. Докажите свое мнение.

- Выделите первый звук. (Слайд №)

Какой это звук?    

– Определите, звонкие эти звуки или глухие. Докажите.

– Обобщите всё, что вы узнали о новых звуках

-Кто знает, какой буквой обозначаются звуки [б, б']?

- Правильно. Звуки  [б, б']?   обозначаются буквой  б

- _найдите эту букву и замените фишку на букву.

-это строчная буква б

Давайте обсудим:

  • надо ли знакомиться с заглавной буквой?

  •  в каких случаях она понадобится?  

Показ заглавной буквы   Б        

Работа в паре

- Сложите из палочек букву Б  

Найдите букву Б в алфавите.

-Какая по счёту буква б в первой строчке алфавита? (Вторая)

-Где будет жить буква  Б на ленте букв?  

–следующая бабочка хочет узнать, в каких ещё словах встречается её любимый звук [б]. “Положите” слова со звуком [б] в корзинку.

– А какие слова вы можете назвать со звуком [б’]? “Положите” их в другую корзинку.

– Вы отлично справились с заданием, “набрали” полные корзины слов с новыми звуками, вы опять – молодцы!

 Разминка для пальцев

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так –
Не обидятся никак.

– Напечатайте заглавные, а затем строчные буквы Б, б.

Выслушивается мнение детей по поводу их желания выполнить задания, затем учитель снимает первую бабочку и читает задание на обороте.

Нет)

(Дети называют грибы)

(Белочки, ежи)  

(я, е, ё, и, ю)

(а, ы, э, у, о)

Дети распределяют грибы на две корзинки, доказывая свое мнение.

(Дети называют животных: слон, баран, лось, лев, волк)) (Животные)

(Дети находят изменения в порядке рисунков)

 ( Баран – 2 слога, домашнее животное). (Согласный твёрдый звонкий) Ответы детей: звуки согласные, так как при произношении встречают во рту преграду, не поются, не тянутся.

Белка.

Проверяют схему.

Согласный мягкий звонкий  Дети кладут руку на горлышко и определяют, “включился” ли моторчик. Ответы детей с доказательством.

Звуки [б] и [б’] согласные, звонкие, один твёрдый, другой мягкий.

Да

При записи имён, фамилий людей, кличек животных, географических названий

Дети называют слова со звуком [б] и “кладут” их в корзинку

Дети называют слова со звуком [б’] и “кладут” их в корзинку.

    Работа в рабочей тетради

Личностные: на этом этапе у детей формируется интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке; учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, планировать свои действия, вносить коррективы в действия, оценивать свои действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме – Регулятивные.

осуществлять поиск нужной информации, анализировать. Выделять главное, строить рассуждения об объекте, моделировать, использовать доказательство -Познавательные;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию .

  1. Первичное закрепление.

Цель: Усвоение новых знаний.

 – Прежде чем начать работу на страницах любимого букваря, бабочка просит вас отгадать загадки:

а). У маленькой Катюшки
Уселся на макушке
Не мотылёк, не птичка,
А держит две косички. (Бант)

б). Вдруг поранил пальчик,
Закручивая винт.
И чтоб не плакал мальчик,
Кровь остановит… (Бинт)

откройте страницу букваря 109

работа в парах

–первая пара составляет самостоятельно схему слова бант, вторая – бинт. А Юля будет у нас экспертом. Вместе с вами бабочка сама решила составить схемы слов, проверь, как она выполнила работу.

Проверка с наборного полотна, где заранее составлены схемы данных слов, но заведомо с ошибками, дети находят и исправляют ошибки.

– Сколько слогов в слове бант? Бинт? Докажите.

– Напечатайте буквы в звуковых схемах.

3. Чтение слогов в учебнике

Прочитаем слоги сначала медленно, а потом быстро на экране.

Игра “Не разорви цепочку”. Дети “цепочкой” друг за другом почитывают слоги.с 109

4. Чтение слов в учебнике

– Прочитать пары слов и отметить, чем они отличаются друг от друга: зуб – зубы, дуб – дубы .   
Прочитайте слоги по строкам.
 

-    Прочитайте только те слоги, в которых буква б обозначает
твердый согласный звук [б].
 

-    Прочитайте только те слоги, в которых буква б обозначает
Мягкий согласный звук [б'].
 

-    Прочитайте слова по столбикам. 

-    Прочитайте только те слова, в которых один слог. 

-    Прочитайте те слова, в которых два слога. 

-    Прочитайте только те слова, в которых три слога. 

. Выборочное чтение

– Выбрать слова, которые обозначают:

– животных (рыба, баран),
– одежду (юбка, брюки),
– растения (берёза, дуб)
– фрукты (яблоко, банан).

6.   Сопоставление рисунков и схем. 

-    Назовите картинки, расположенные вверху. 

-    Рассмотрите схемы. Определите, как соотносятся схемы и рисунки. (Брюки, барабан, береза.) 

-    Сравните в словах «брюки» и «барабан» первые звуки. (Они одинаковые.) 

-    Сравните в словах «барабан» и «береза» сначала первые, а потом третьи звуки. 

-    Объясните, почему в этих словах первые звуки разные, а бук вы одинаковые. 

-    Объясните, почему третьи звуки разные, а буквы одинаковые.
(В русском языке парные по твердости-мягкости согласные записываются одной буквой.)
 

-    Разделите эти слова на слоги и определите, какой слог ударный в каждом слове. 

На территории России береза   принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Особенно благоволит берёза, по народным поверьям, к детям. Для детей возле берёз ставили качели, девушки украшали берёзы своими лентами, вынутыми из косы. Береза – это символ России.

БЕРЕЗА 

Люблю березу русскую,

 То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике.

С платочками в карманчиках,

  С красивыми застежками,

 С зелеными сережками. 

А. Прокофьев 

6. Физминутка для глаз (слайд)

Дети составляют при помощи фишек слова

 Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – поиск и выделение информации; знаково-символические действия – моделирование слов; смысловое чтение. Общеучебные универсальные действия – анализ объектов с целью выделения признаков, синтез;  построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: Применение нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения целей, создание ситуации успеха.

С 111 букваря

Рассмотрите рисунок.

-Что делает мальчик?

-А вы помогаете родителям.

Даны предложения. Прочитаем и ответим на вопросы

-как звали мальчика?

- что он делал?

- чтобы сказали о нем?

Чтение предложений

В ходе этого этапа урока развиваются мотивация к учёбе, интерес к новому учебному материалу. Способность к самооценке .

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Личностные: самоопределение.  

  1. Рефлексия деятельности.

Цель: Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания.

– Последняя бабочка в подарок вам предлагает дома закрасить рисунок из тетради-помогалочки “Я учусь читать и писать”, где живёт буква Б и узнать, что получится.

Девочки, наша бабочка просит выполнить задание  

Лишнюю букву скорей назовите

И всё о ней мне  расскажите.

- Найдите лишнюю букву. (Слайд )

- Давайте расскажем всё о новой букве

- С какой буквой познакомились

- Какой звук она обозначает? (Буква б обозначает звук  б)

-Дайте характеристику этих звуков.)

Браво, браво, буква Б!

Благодарны мы тебе

За березу, бал, балет,

Белоснежных роз букет,

Нежных бабочек в лугах,

Речку в тихих берегах.

Скажите, а нужны ли нам знания. которые мы получили на уроке?

         

-Кому было трудно на уроке?

-Кому было интересно и  комфортно   на уроке?

– Что было особенно интересно?

– А что было трудно?

– Оцените свою работу на уроке фишками.

Если вы считаете, что вы научились и можете научить других – поднимите  зеленую фишку.

Если вы считаете, что вы сможете сделать, но вам еще нужна помощь – поднимите желтую фишку.

Если вы затрудняетесь – поднимите оранжевую фишку.

Бабочки прощаются с вами и вот что они вам говорят.  (Слайд №)

Спасибо за ваше старанье,

Спасибо за ваше внимание!

За то, что умеете слушать,

На помощь друг другу прийти.

Спасибо за знания ваши!

Желаю  так дальше идти!

- Урок окончен. Спасибо за работу

Лишняя буква «б». Все буквы гласные, а буква «б»  согласная

-С буквой б

-Согласный твёрдый звонкий, согласный мягкий звонкий

Организованное таким образом подведение итога урока позволяет коллективно назвать его наиболее яркие и содержательные моменты. И каждый ребёнок получает возможность мысленно соотнести собственные впечатления с впечатлением других, актуализирует содержание урока, его этапы, что в одиночку было бы невыполнимой для первоклассника задачей.

Личностные: смыслообразование – способность адекватно судить о причинах своего успеха\неуспеха в учении.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества, умение слушать собеседника.

Познавательные: рефлексия способов и условия действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

. 

  • Знакомство с буквой Б
  • На что похожа буква Б?        

        b7.jpg

          Буква Б проснётся рано                         Буква Б с большим брюшком,

Буква Б – бочонок с краном                  В кепке с длинным козырьком.

Умывайся, будь здоров                                    Разыгралась буква Б

Богатырь Борис Бобров!                       И бараном блеет:  Бе-е…  

. Упражнения для развития речевого аппарата.

  1.  Дыхательная гимнастика. Упражнение «33 Егорки»

Сделать глубокий вдох носом. На выдохе произнести скороговорку:

                        Как на горке, на пригорке

                                      Стоят 33 Егорки.

Вновь сделать глубокий вдох и продолжить:

                    Раз - Егорка, два - Егорка, три - Егорка

и так далее пока хватит набранного воздуха.

(Следить за тем, чтобы дети не добирали воздух.)

2)  Артикуляционная разминка. Упражнение «Заведем моторчик».

Губы сомкнуты и расслаблены. На выдохе выполнить вибрацию губ со звуком: «бр-р-р», имитирующим работающий двигатель.

3) Работа над дикцией. Скороговорка.  (Презентация – слайд 2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Знакомство с буквой "М, м" УМК "Начальная школа XXI века

Конспект урока представлен в виде технологической карты. Надо сказать, что  данный конспект сделан без интеграции литературного чтения и русского языка. Технологическая карта содержит только мате...

Технологическая карта урока "Знакомство с буквой В, в"

Предмет:  обучение грамоте (письмо)УМК: «Начальная школа XXI века» М: Вентана-Граф, 2013, пропись №3 к учебнику «Букварь»: 1 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений/М.М. Безруких, М.И....

Технологическая карта урока "Знакомство с жанром "Марш"

Технологическая карта урока "Знакомство с жанром "Марш"...

Технологическая карта урока "Знакомство с буквой М, м"

Технологическая карта урока по  литературному чтению для 1 класса по программе «Начальная школа XXI века», тема «Знакомство с буквой М,м». Данный конспект будет полезен для учителей начальной шко...

Методическая разработка урока (виртуальная экскурсия) по основам светской этики Технологическая карта урока «Знакомство обучающихся с религиями через религиозные праздники. Православная пасха»

Данная методическая разработка позволяет познакомить обучающихся 4 класса с религиозным праздником Пасха в форме виртуальной экскурсии...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Буквы обозначающие согласные звуки. Знакомство со звуками [м],[м‘] с буквами М, м» (1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование представления о звуках [м],[м‘]и буквах М, м.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить детей с н...