Технология продуктивного чтения в начальной школе
презентация к уроку по чтению (2 класс)
В начальной школе необходимо заложить основы грамотного, продуктивного чтения, развить интерес к чтению, формитровать чтение как межпредметное умение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технология развития продуктивного чтения | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, интереса к чтению, прочный навык осмысленного чтения, формирования чтения как межпредметного умения.
Чтобы воспитать грамотного читателя, школа должна решать следующие задачи: Развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность; Воспитывать средствами чтения у ребёнка гражданские чувства и активное отношение к читаемому тексту; Сформировать у всех учащихся навык чтения от 120 до 150 слов в минуту, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем (среднем) звене школы; Обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов и их специфики; Научить работать с книгой.
Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом: Работа с текстом до чтения Работа с текстом во время чтения Работа с текстом после чтения
Учащихся необходимо вооружить (научить) приёмам понимания прочитанного: Понять идею произведения, замысел автора Почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения Для этого необходимо создать педагогу благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания и приёмами интерпретации информации .
Учащихся необходимо научить составлять план, кодировать информацию в различных графических схемах , рисунках, таблицах, работать с толковыми словарями, самостоятельно составлять вопросы к тексту, вступать в диалог с автором, пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту, находить информацию в тексте и т.д.
В технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения) существуют разные приёмы анализа художественного текста: Диалог с автором. Комментированное чтение. Умение самостоятельно составлять вопросы к тексту. Чтение с остановками и домысливание событий или действий героев произведения. Исследовательская (проектная) работа: создание спектакля (кукольного, пальчикового, костюмированного), фильмов различных по жанру: рисованных фильмов, детектив, триллер, приключенческий, комедия и др . Отгадай загадки. К отгадкам подобрать однокоренные слова либо составь свои загадки по тексту. Грамота (Объясни смысл) неизвестных слов Стимулирование. «Игра в прятки». «Мнимое слово». «Сжатие текста».
В своей работе, я использую следующие упражнения по совершенствованию навыков чтения с 1 по 4 классы: Упражнения, направленные на развитие чёткости произношения; Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, и являющиеся предпосылкой правильного чтения; Упражнения, развивающие память; Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и «про себя», умения угадывать последующий текст.
На уроке использую упражнения, напрвленные на постановку дыхания и развития чёткости произношения: Вдох носом, выдох через рот; Вдох, задержка дыхания, выдох; Вдох, выдох по порциям. Развитие чёткого произношения осуществляется по средством введения в курс обучения скороговорок и чистоговорок . Скороговорки. У осы не усы, не усище, а усики. Не велика птица – синица, да умница.
Предложенные задания могут применяться на уроках 1-4 классах, Для проведения пятиминуток чтения, речевых разминок, а также для выполнения тренировочных упражнений в классе и дома самостоятельно: Научись читать трудные слова. Ра- тра - стра -страна Во- тво - ство -детство Ро - кро - откро -открою 2 . Восстанови слова. с.кр.т . е е пр.ст.л.сь о и и к.р.нд.ш а а а 3. Доскажи словечко. Мне стоит лишь собрать багаж! А долго ли собрать Бумагу, ручку, карандаш И общую … (тетрадь)?
Для развития памяти, выработки устойчивого внимания я использую следующие упражнения: Ваша цель -выполнить упражнение за 40 секунд или быстрее обнаружив все повторения, которые встречаются в строках. рис /риза риск ринг риф ритм рост рис фирма сон /сор сук сом сонм сон сноп сноб сок сон куриц а/куница копытце косица корица курица базар /барон база базальт базар барон барак шофёр /тапер шатёр шофёр шифер шофёр шифон мышка /мышка мошка мушка кошка ложка мышка вата /ванна ватник ватин вата ватман волк /воск болт толк вас волк вор волос гамак /гамма гамбит галоп гомон гамак галлон клей /клей клён клёкот клеймо клей клейстер кабан /кабак каблук карман кабан кафтан каплун берет /билет балет батут букет бакет берег берет каска /краска карась касатка каска кассета тигр /тир тигр тигры тигр титул тип торт фарфор /фараон фосфор фарфор франт фартук яма /ямка ямб ялик ярена ячея ярд яма язва цена /ценник ценз цедра цент целина цена плод /плот плов прок плуг плот плут примат /примас примус примак примат прима обед /обед обед обод обедня обед обер облик мотор /моток мохер мотор максор мотор морока касса /касса кисти каска касса кастет ворот /ворота ворох ворон ворот волос ворот барка/бартер брак барк барка барин баран берег /берег берег бред берег брикет бор Затраченное время:______ Количество слов:________ Число повторений:_______
Угадай зашифрованные слова Ригт Таку Зеям Кичайн Словарная работа «Грамота неизвестных слов» По произведению «Живая азбука» Кучей угорелой - Затеяли проказу - Маскарад -
Кроссворды Знаете ли вы пословицы? 1. Слово – ..., а молчание – золото (серебро) . 2. Авось да как-нибудь до добра не ... (доведут) . 3. Доброе ... и кошке приятно (слово) . 4. Делу ..., потехе час (время) . 5. Где тонко, там и ... (рвется) . 6. Копейка ... бережет (рубль) . 7. Один с сошкой, а ... с ложкой (семеро) . Знаете ли вы пословицы
Задание 1 . Конкурс шифровальщиков, или Конкурс реставраторов. Составьте словосочетания с предложенными словами, чтобы смысл слов стал понятен . К а мпания ... – к о мпания, абонент – абонемент, завеш а нный – завеш е нный, засланный – застланный.
Выпусти пар Придумайте 5 слов, начинающихся со слога пар . пар - - - пар - - - пар - - - пар - - - пар - - - (Парник, партер, пароль, партия, парень.) Придумайте 5 слов, начинающихся со слога кот . кот - - - кот - - - кот - - - кот - - - кот - - - (котлета, котелок, котлован, котомка , парень.)
Работа с деформированным текстом (восстанови текст) 1 вариант А сама-то величава, выступает будто … Нужен мне работник: повар, …, плотник. Как-то раз в лесу густом вырос домик под … 2 вариант Идёт бычок, качается Вздыхает на ходу И скачут лягушки за ним по пятам Потому, что он хороший
Виды работ над текстом Чтение произведения и определение его жанра. Чтение и пометка непонятных слов. Чтение, нахождение отрывка к рисунку. Чтение и рисование рисунка к прочитанному. Чтение и рисование обложки к рассказу, сказки. Чтение текста и сбор пословицы из слов. Чтение по ролям. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора. Чтение с последующим инсценированным отрывком. Чтение текста голосом героя. Чтение и пересказ от лица героя произведения. «Три шляпы»-пересказ текста в жанре фильма ужасов, комедии, детектива. Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу. Чтение, придумывание продолжение рассказа. Чтение и дописывание предложений словами из текста.
Текст с творческим заданием «Шёл дед лесом , а за ним бежала кошечка. Шёл дед, шёл и обранил рукавичку. Бежит мимо лисичка, влезла в эту рукавичку и говорит: -Тут я жить буду. А в это время зайчик – скок-скок! – и спрашивает: Кто, кто в рукавичке живёт?» Перечислите ошибки в сказке Как называется сказка? Какими вы представляете себе героев сказки (расскажи, покажи, угадай, нарисуй,)
С.Я.Маршак Усатый-полосатый Гулять Спать укладывать Учить говорить Выкупать Кормить Расположи эти слова в последовательности действий девочки по уходу за котёнком в сказке. Что произошло потом?
Творческие работы учащихся
Творческие работы учащихся
Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, так как мы живём в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становится важнейшими условиями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Светловской , приобретает ведущее значение. Использование на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология Продуктивного чтения в начальной школе
Технология Продуктивного чтения в начальной школе...
Технология продуктивного чтения в начальных классах.
Актуальность темы связана с тем, что в России наблюдается снижение уровня читательской культуры, развиваются процесы "кризиса чтения". Продуктивное чтение - целенаправленно организованнй пои...
Технология продуктивного чтения в начальных классах
Статья для учителей и родителей....
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ - образование на протяжение всей жизни; - основа успешности для обучения в школе; - средство самореализации и активног...
Выступление на тему " технология продуктивного чтения в начальных классах"
Выступление на тему " Технология продуктивного чтения в начальной школе"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Технология продуктивного чтения в начальной школе, как средство реализации требований в ФГОС НОО на примере урока литературного чтения в 4 классе по теме «К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»
Данная разработка включает в себя краткое теоретическое изложение материала по теме «Технология продуктивного чтения» и развернутую технологическую карту урока литературного чтения в 4 кла...
Технология продуктивного чтения в начальной школе
В статье говориться о технологии продуктивного чтения в начальной школе...