Выступление на тему " технология продуктивного чтения в начальных классах"
учебно-методический материал (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazhdyy_uchitel_mechtae1.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему
" Технология продуктивного чтения "
Вступление.
- Реальность современной жизни требует от человека умения ориентироваться в большом потоке информации, умение ее интерпретировать и использовать в жизни.
- Актуальность выбранной темы связана с тем, что сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В России развиваются процессы «кризиса чтения». Сегодня компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать.
- Задача школы состоит в том, чтобы воспитать грамотного, компетентного человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления»
- Отношение человека к книге формируется уже в младшем школьном возрасте. Интерес к систематическому чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
- Я работаю по УМК " школа 2100" более 5 лет. В ОС " Школа 2100" существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Авторами учебников по литературному чтению и авторами методических рекомендаций по данному предмету являются супруги Бунеевы : Рустэм Николаевич и Екатерина Николаевна. (показ учебников)
Технология продуктивного чтения включает в себя
3 этапа работы с текстом.
Как научить ребенка работать с текстом?
I этап. Работа с текстом до чтения.
Цель: прогнозирование будущего чтения. ( Предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения)
Задание: предположите, о чем данный текст по
- Названию
- Имени автора
- Иллюстрациям (перед текстом)
- Выделенным словам (просмотровое чтение)
- Привлекая предшествующий читательский опыт
Результат данного этапа — мотивирование чтения.
Завершается этап постановкой цели: " Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения"
Виды упражнений:
- Прочитай. попробуй догадаться до чтения стихотворения , что такое Вообразилия.
Финляндия, Новая Зеландия, Боливия, Бразилия
- Кто изображен на рисунке? Кто будет главным героем стихотворения?
- Прочитай ключевые слова. Что можно предположить?
Путешественники, мрачный лес, темно- зеленый сумрак, духота и тишина, непроглядная тьма, целая вечность
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.
Первичное чтение в классе или чтение - слушание или комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и и индивидуальными возможностями учащихся.
Результат : мотивированное чтение произведения.
Перечитывание текста или его отрывков. Анализ текста. При анализе использую приемы рекомендованные авторами Литературного чтения ОС " Школы 2100".
- Диалог с автором через текст. В учебнике чтения есть буквы - сигналы , В- вопрос найди, задай, О- ответь на этот вопрос, П - проверь свои предположения в этом месте текста. Авторы обозначили специальным значком тексты , чтение которых предполагает ведение подобного диалога. ( Показ в учебнике)
- Толкование значений слов.
- Выделение ключевых слов к части
Беседа по содержанию в целом. обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
Результатом данного этапа: формирование вдумчивого читателя, стремящегося понять глубинный смысл произведения.
III этап. Работа с текстом после чтения.
Цель: корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
1. Учитель ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем
3. Работа с заглавием, иллюстрациями
4. Творческие задания.
Виды упражнений:
- (рассказ о герое, событии, выборочный или краткий пересказ, составление плана).
- Что хотел сказать автор этой сказки? Выбери наиболее точную формулировку.
- Закончи цитатный план сказки.
- Составь рассказ о героях произведения.
- В какой последовательности происходят события . Пронумеруй.
- Самостоятельно озаглавь части и запиши план.
- Проиллюстрируй героев или событие.
Результат : осмысление содержания произведения
Заключение :
Чтобы сформировать вдумчивого читателя, умеющего продуктивно читать, надо:
- Тщательно готовить каждый урок литературного чтения, продумывая каждый этап урока.
- В системе работать с родителями, призывая воспитывать в детях читателя , показывать собственным примером интерес к чтению, одним из приемов ведение традиции домашнего громкого чтения.
- Отслеживать уровень сформированности осознанного чтения.
В ОС " Школа 2100" разработаны контрольно -измерительные материалы ( КИМЫ) .(Показ тетрадей).
В конце 1 класса мною были проведена диагностическая работа.
Цель: отследить уровень сформированности осознанного чтения на конец года
Результаты представлены на слайде.
- С одним из выпусков я 4 года принимала участие во Всероссийском проекте " Успешное чтение". Ребятам предлагался список произведений на учебный год и ведение Портфеля читателя, где предлагалось по окончании чтения выполнять различные творческие задания на понимание прочитанного. Участие детей в Проекте является одним из способов домашнего чтения , также проект можно использовать во внеурочной деятельности.
В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Современные реалии требуют, чтобы он не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Все это может дать человеку чтение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО по теме: "Технология продуктивного чтения"
На уроках литературного чтения использую технологию продуктивного чтения, хочу поделиться на примере одного произведения....
Технология продуктивного чтения в начальных классах.
Актуальность темы связана с тем, что в России наблюдается снижение уровня читательской культуры, развиваются процесы "кризиса чтения". Продуктивное чтение - целенаправленно организованнй пои...
Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа»
«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".К. Д. Ушинский.Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников...
Выступление по теме: "Технология продуктивного чтения"
Материал МО учителей начальных классов...
Технология продуктивного чтения в начальных классах
Статья для учителей и родителей....
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ - образование на протяжение всей жизни; - основа успешности для обучения в школе; - средство самореализации и активног...
Выступление по теме " Технология продуктивного чтения"
Материал по технологии продуктивного чтения. Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельнос...