Технология продуктивного чтения в начальных классах
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Статья для учителей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
produktivnoe_chtenie_v_nachalnyh_klassah.docx | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» - важная задача учителя и не только на уроках литературного чтения, хотя на них оттачиваются необходимые умения. Собственно, с этой целью и была создана технология продуктивного чтения.
Несмотря на то , что это довольно известная педагогическая технология, не все владеют данной технологией на практике. Результат - ученики, которые не особенно интересуются чтением, не воспринимают литературные произведения во всей их глубине и красоте; не знают, как вести себя в различных ситуациях общения; с трудом решают текстовые математические задачи, потому что не могут проследить взаимосвязи и отношения между ее данными; недостаточно хорошо понимают стиль учебно–научных текстов, составляющих учебники русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства и других школьных дисциплин. Таким образом, правильное чтение – это основа обучения не только в школе, но и за ее пределами.
Технология продуктивного чтения с одной стороны, не настолько сложна, как кажется ( даже с учетом ее многоэтапности), а с другой – не настолько проста, чтобы ее не стоило изучать, совершенствовать и обмениваться опытом ее применения на уроках по разным предметам.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.
В свою очередь Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования среди десяти обязательных образовательных областей назвали принципиально новую – «Чтение художественной литературы», которая должна обеспечивать достижение цели формирования у детей «интереса и потребности в чтении (восприятии) книг»
Восприятие – активный процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а внутреннее содействие, сопереживание героям, которое проявляется в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного участия в них, личного присутствия
Итак, технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).
I. Работа с текстом до чтения.
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
II. Работа с текстом во время чтения.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации. Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.
III. Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь я организовываю исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Я становлюсь учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.
Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
При изучении художественных произведений главное для меня – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные мною опорные фразы (а далее – и без них), школьники определяют цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.
Структура урока с применением технологии продуктивного чтения
Этап урока | Содержание | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организационный момент | 1. Общая готовность детей к уроку. | 1. Проверка готовности.
| 1. Самоконтроль готовности.
|
2. Концентрациявнимания детей. | 2. Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания. | 2. Реакция на учителя, внимание. | |
3. Общий план действий | 3. Наличие общей установки на урок | 3. Самоопределение: – знаю, что буду делать; – понимаю, хочу делать или нет; – думаю, что могу сделать | |
Этап I. Работа с текстом до чтения | 1.Проверка домашнего задания. | 1. Выбор способа проверки(критерии: необходимостьпроверки, активность способа, соответствие теме и типу урока, обратная связь, созданиевозможности для учащихся корректировать свою работу,формировать навык самооценки и самоконтроля). | 1. Свободное владение знакомым материалом. Умение работать самостоятельно, по цепочке, в парах и группах с использованием ранее изученного и освоенного инструментария. |
2. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока. | 2. Точность подобранных заданий (в том числе и по тетради), их объём и характер, связь с темой нового урока. Способ постановки темы, проблемы урока. | 2. Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока. | |
3. Антиципация чтения. | 3. Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с возрастом детей. | 3. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев (самостоятельное) по названию, имениавтора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт. | |
4. Появление целей урока | 4. Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе | 4. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста | |
Этап II. Работас текстом вовремя чтения | 1.Первичное чтение текста. | 1. Выбор вида первичного чтения (самостоятельно учащимися, комбинированное, чтениеучителем; вслух или про себя)с учётом специфики текста,возможностей учащихся, целей и задач урока, общей художественной задачи текста.Выбор способа выявленияпервичного восприятия (беседа, тест, фиксация первичныхвпечатлений, письменные ответы на вопросы, с помощьюсмежных видов искусств) с учётом особенностей текста,возрастных и индивидуальныхвозможностей учащихся. Соотнесение качества первичного восприятия с содержаниемпоследующей работы, внесение необходимых корректив. | 1. Самостоятельное чтение(или чтение-слежение, чтение-слушание) в соответствии спрограммными требованиямик качеству чтения (осмысленность чтения). Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли. Проверка своих предположений о содержании и герояхтекста, рефлексия: «Почемупрогноз оказался неточным? Какой информации оказалось недостаточно?» и т.д. |
2. Перечитывание текста (в случае необходимости). | 2. Целевое обоснование этапа,связь с результатами выявления первичного восприятия.Организация медленного«вдумчивого» чтения, диалога с автором через текст, вычитывание подтекста.Постановка к тексту вопросовразной смысловой направленности, соотнесение объёмафактуальных и подтекстовыхвопросов с художественнымиособенностями текста и возможностями учащихся.Краткий и ёмкий комментарийтекста.Деление текста на смысловыечасти и постановка уточняющего вопроса к части.Проведение необходимой словарной работы по ходу перечитывания и комментированиятекста. | 2. Умение включаться в диалог с автором и с учителем, отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения. Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте.
| |
3. Беседа по содержанию в целом | 3. Обобщение прочитанного.Выявление совпадений первоначальных предположенийучащихся с окончательнымивыводами по тексту.Обращение в случае необходимости к отдельным фрагментам текста, отработка еговыразительного чтения. Постановка к тексту обобщающих вопросов | 3. Умение отвечать развёрнуто, используя элементы пересказа, выразительного чтения. Умение определять тему текста | |
Этап III. Работа с текстомпосле чтения | 1. Концептуальная беседа по тексту.
| 1. Постановка концептуального вопроса к тексту (желательно как проблемного). Организация коллективной дискуссии(в том числе и проблемной). Подведение учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией. Формулирование основной идеи или концепта текста (совокупности главных смыслов). | 1. Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез,формулирование аргументов,контраргументов. Умение корректировать, изменять свою точку зрения.Выделение основной идеи текста, его концептуального уровня (самостоятельное). |
2. Знакомство списателем. | 2. Рассказ о писателе. Организация беседы о личности писателя. Работа с материалами учебника,дополнительнымиисточниками. | 2. Умение дать характеристику личности писателя на основании прочитанного («Какой он?Что его привлекает в мире,в людях, а что отталкивает?В чём особенность его взгляда на мир?» и т.д.).Корректировка своих первоначальных представлений о писателе.Умение разводить понятия «писатель (создатель)», «автор(герой произведения)», «рассказчик (повествователь)».Работа с дополнительными источниками информации (аппарат учебника, учебная тетрадь, словарь и пр.). | |
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. | 3. Организация обсуждения смысла заглавия, выбор формы обсуждения. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. | 3. Определение «характера»заглавия: что оно отражает – тему или идею.Соотнесение текста с иллюстрациями, сопоставление своего взгляда на прочитанное совзглядом художника. | |
4. Творческие задания | 4. Выбор (творческого) задания, направленного на одну изсфер читательской деятельности учащихся: эмоциональной сферы, сферы воображения, сферы осмысления содержания, сферы реакции нахудожественную форму. Обоснованность выбора общей художественной задачей текста,особенностями литературногоразвития учащихся.Выбор организационной формы выполнения задания | 4. Выполнение (творческого) задания (в том числе и в учебной тетради) самостоятельно,под руководством учителя, в паре, в группах | |
Подведениеитогов урока | Рефлексия | Аргументированное оценивание качества состоявшегосячтения, деятельности учащихся в целом и по отдельности.Повторение выведенных законов, определений (нового, чтоузнали учащиеся). Организация подведения итогов урока учащимися | Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности («Сегодня я научился …»,«Я ещё не очень хорошо читаювыразительно, мне надо…»).Перечисление своих действий:читали рассказ (ФИО автора)«…» (название произведения)и т.д. Демонстрация главногоитога: выразительное чтение, интерпретация текста, ответ на проблемный вопрос и пр. |
Домашнее задание | Творческое задание | Выбор домашнего задания в соответствии с результатами урока, целями следующего урока.Дифференцированный и индивидуальный характер домашнего задания, учёт деятельности учащихся на уроке, их способностей и возможностей.Исследовательское, поисковое задание (требующее высокой степени самостоятельности учащихся).Самостоятельное чтение текста.Задание в учебной тетради.Заучивание наизусть. Работа по развитию речи |
Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном обществе. Перед учителем стоит огромная задача. Ему предстоит вместе с детьми пройти долгий и трудный путь в «завтра».
Литература.
- Журнал «Начальная школа плюс до и после»
- Сметанникова Н.Н. « Подходы и модели обучения чтению и письму» (грамотности)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология Продуктивного чтения в начальной школе
Технология Продуктивного чтения в начальной школе...
Технология продуктивного чтения в начальных классах.
Актуальность темы связана с тем, что в России наблюдается снижение уровня читательской культуры, развиваются процесы "кризиса чтения". Продуктивное чтение - целенаправленно организованнй пои...
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ - образование на протяжение всей жизни; - основа успешности для обучения в школе; - средство самореализации и активног...
Выступление на тему " технология продуктивного чтения в начальных классах"
Выступление на тему " Технология продуктивного чтения в начальной школе"...
Технология продуктивного чтения в начальной школе
В начальной школе необходимо заложить основы грамотного, продуктивного чтения, развить интерес к чтению, формитровать чтение как межпредметное умение....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Технология продуктивного чтения в начальной школе, как средство реализации требований в ФГОС НОО на примере урока литературного чтения в 4 классе по теме «К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»
Данная разработка включает в себя краткое теоретическое изложение материала по теме «Технология продуктивного чтения» и развернутую технологическую карту урока литературного чтения в 4 кла...
Технология продуктивного чтения в начальной школе
В статье говориться о технологии продуктивного чтения в начальной школе...