Урок литературного чтения, 3 класс. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Пахомова Ольга Юрьевна

Урок литературного чтения, 3 класс. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chtenie.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения, 3 класс. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

Конспект урока литературного чтения «Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Герой художественного текста» в 3 классе. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: познакомить с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; учить отвечать на вопросы, выделять основную мысль; воспитывать доброту, милосердие.

Планируемые результаты: предметные: определять жанр произведения и специфические особенности данного жанра, определять в художественном тексте средства художественной выразительности (олицетворение), выделять особенности литературной сказки; метапредметные: прогнозировать содержание произведения, работать в группе (определение лидера, соотнесение позиций группы с личными позициями); личностные: проявлять доброту, милосердие.

Оборудование: портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка, книги писателя, карточки с текстом речевой разминки и заданиями; видеозапись мультипликационного фильма по произведению Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте медленно. Определите жанр. (Это скороговорка.)

Жаба, журавль и желтый жучок

В гости к ежихе шли на лужок.

— Прочитайте медленно (с ускорением; грустно; весело; выразительно; скороговоркой).

III. Актуализация знаний

— Какие книги вы принесли на урок?

— Прочитайте на с. 120 учебника название произведения, которое мы будем сегодня изучать. Знакомо оно вам?

— Определите тему урока.

IV. Работа по теме урока

(Чтение произведения.)

— Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном произведении.

— Объясните слова и выражения.

РОКОВОЙ ДЕНЬ — неизбежный, в данном случае драматический для Серой Шейки. Рок (понятие греческой мифологии) означает неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже боги.

КЛЮЧ — вытекающий из земли источник, родник.

ПОРОСЛЬ — молодые побеги растений.

КУРЛЫКАЛИ — о журавле: издавать характерные звуки, напоминающие «курлы-курлы».

БЫВАЛЫЕ — опытные, много видавшие и испытавшие.

ПАРТИИ — группы лиц, объединяющихся с какой-нибудь целью.

КОСЯК — стая рыб, птиц.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Краткий обзор биографии и творчества автора

— Прочитайте записанное на доске имя писателя, с творчеством которого мы сегодня знакомимся, рассмотрите его портрет. (Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852—1912).)

— Что вы о нем знаете? (См. материал для учителя.)

2. Работа над текстом

— Определите жанр произведения. Назовите особенности сказки. (Сказка — вымышленные герои, волшебство, чудеса.)

— Назовите особенности рассказа. (Рассказ — реальные события, реальные герои, реальные предметы.)

— Сделайте вывод. (В сказке о животных нет пейзажных описаний, авторских переживаний, а в рассказе о природе не может быть диалогов животных. Вывод: это авторская сказка.)

- Почему, по-вашему, реальный случай автор изложил в форме сказки? Чего он этим достиг?

— Назовите героев сказки.

— Кто такая Серая Шейка? Расскажите о ней. Когда вам было особенно ее жалко? Найдите в тексте этот эпизод.

— Вспомните: у нее были родители? Одинаково ли родители относились к своей дочери?

(Просмотр видеофрагмента.)

— Как ведет себя Утка, когда сталкивается с трудностью и опасностью? (Утка все время думает о судьбе Серой Шейки, которая не может лететь вместе со стаей на юг; она плачет и печалится и даже решается остаться с ней зимовать.)

— А Селезень? (Селезень же, отец Серой Шейки, предпочитал не тревожить себя грустными мыслями, «всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке». Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше; если бы Лиса ее съела: все равно ей суждено погибнуть зимой.)

— Выберите: какие черты характера присущи Утке, а какие — Селезню?

Доброта, равнодушие, эгоизм, самоотверженность, сочувствие, безразличие.

— Дайте характеристику этих героев. (Утка — самоотверженная, заботливая, умеющая любить и сочувствовать. Селезень — эгоистичный, равнодушный, предпочитающий не тревожить себя грустными мыслями, не способный ни на какую жертву ради близких.)

— С кем из них хорошо находиться рядом?

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— С творчеством какого писателя вы познакомились на уроке? Назовите его имя.

— Что вы узнали о его жизни и творчестве?

Домашнее задание

Найти «Аленушкины сказки» и читать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Д.Мамин-Сибиряк Приемыш

Урок по творчесту Д. Мамина - Сибиряка.Включает в себя работу со словарями, прослушивание произведения П. И. Чайковского. К уроку прилагается презентация....

Презентация к уроку литературного чтения Д.Мамин - Сибиряк "Серая Шейка"

Презентация к уроку по сказке    Д.Мамина - Сибиряка "Серая Шейка"....

Урок по литературному чтению Д.Мамин-Сибиряк "Приемыш"

Открытый урок в рамках районного семинара...

Конспект урока литературного чтения Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с присказкой Д. Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки», а также с творчеством Д. Мамина-Сибиряка, совершенствование навыков выр...