Урок литературного чтения, 3 класс. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок литературного чтения, 3 класс. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chtenie.docx | 16.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения, 3 класс. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Конспект урока литературного чтения «Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Герой художественного текста» в 3 классе. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: познакомить с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; учить отвечать на вопросы, выделять основную мысль; воспитывать доброту, милосердие.
Планируемые результаты: предметные: определять жанр произведения и специфические особенности данного жанра, определять в художественном тексте средства художественной выразительности (олицетворение), выделять особенности литературной сказки; метапредметные: прогнозировать содержание произведения, работать в группе (определение лидера, соотнесение позиций группы с личными позициями); личностные: проявлять доброту, милосердие.
Оборудование: портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка, книги писателя, карточки с текстом речевой разминки и заданиями; видеозапись мультипликационного фильма по произведению Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте медленно. Определите жанр. (Это скороговорка.)
Жаба, журавль и желтый жучок
В гости к ежихе шли на лужок.
— Прочитайте медленно (с ускорением; грустно; весело; выразительно; скороговоркой).
III. Актуализация знаний
— Какие книги вы принесли на урок?
— Прочитайте на с. 120 учебника название произведения, которое мы будем сегодня изучать. Знакомо оно вам?
— Определите тему урока.
IV. Работа по теме урока
(Чтение произведения.)
— Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном произведении.
— Объясните слова и выражения.
РОКОВОЙ ДЕНЬ — неизбежный, в данном случае драматический для Серой Шейки. Рок (понятие греческой мифологии) означает неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже боги.
КЛЮЧ — вытекающий из земли источник, родник.
ПОРОСЛЬ — молодые побеги растений.
КУРЛЫКАЛИ — о журавле: издавать характерные звуки, напоминающие «курлы-курлы».
БЫВАЛЫЕ — опытные, много видавшие и испытавшие.
ПАРТИИ — группы лиц, объединяющихся с какой-нибудь целью.
КОСЯК — стая рыб, птиц.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Краткий обзор биографии и творчества автора
— Прочитайте записанное на доске имя писателя, с творчеством которого мы сегодня знакомимся, рассмотрите его портрет. (Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852—1912).)
— Что вы о нем знаете? (См. материал для учителя.)
2. Работа над текстом
— Определите жанр произведения. Назовите особенности сказки. (Сказка — вымышленные герои, волшебство, чудеса.)
— Назовите особенности рассказа. (Рассказ — реальные события, реальные герои, реальные предметы.)
— Сделайте вывод. (В сказке о животных нет пейзажных описаний, авторских переживаний, а в рассказе о природе не может быть диалогов животных. Вывод: это авторская сказка.)
- Почему, по-вашему, реальный случай автор изложил в форме сказки? Чего он этим достиг?
— Назовите героев сказки.
— Кто такая Серая Шейка? Расскажите о ней. Когда вам было особенно ее жалко? Найдите в тексте этот эпизод.
— Вспомните: у нее были родители? Одинаково ли родители относились к своей дочери?
(Просмотр видеофрагмента.)
— Как ведет себя Утка, когда сталкивается с трудностью и опасностью? (Утка все время думает о судьбе Серой Шейки, которая не может лететь вместе со стаей на юг; она плачет и печалится и даже решается остаться с ней зимовать.)
— А Селезень? (Селезень же, отец Серой Шейки, предпочитал не тревожить себя грустными мыслями, «всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке». Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше; если бы Лиса ее съела: все равно ей суждено погибнуть зимой.)
— Выберите: какие черты характера присущи Утке, а какие — Селезню?
Доброта, равнодушие, эгоизм, самоотверженность, сочувствие, безразличие.
— Дайте характеристику этих героев. (Утка — самоотверженная, заботливая, умеющая любить и сочувствовать. Селезень — эгоистичный, равнодушный, предпочитающий не тревожить себя грустными мыслями, не способный ни на какую жертву ради близких.)
— С кем из них хорошо находиться рядом?
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— С творчеством какого писателя вы познакомились на уроке? Назовите его имя.
— Что вы узнали о его жизни и творчестве?
Домашнее задание
Найти «Аленушкины сказки» и читать их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. Д.Мамин-Сибиряк Приемыш
Урок по творчесту Д. Мамина - Сибиряка.Включает в себя работу со словарями, прослушивание произведения П. И. Чайковского. К уроку прилагается презентация....
Презентация к уроку литературного чтения Д.Мамин - Сибиряк "Серая Шейка"
Презентация к уроку по сказке Д.Мамина - Сибиряка "Серая Шейка"....
Методическая разработка урока литературного чтения. Д. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка". Герой художественного текста. Его особенности.
Конспект урока литературного чтения по программе "Перспектива"....
Урок по литературному чтению Д.Мамин-Сибиряк "Приемыш"
Открытый урок в рамках районного семинара...
Конспект урока литературного чтения Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с присказкой Д. Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки», а также с творчеством Д. Мамина-Сибиряка, совершенствование навыков выр...
Анонс открытого урока литературного чтения. Класс- 3. Тема урока В.П.Астафьев " Стрижонок СКРИП"
В анонсе отражены основные методические приемы урока....