Урок литературного чтения. Д.Мамин-Сибиряк Приемыш
презентация к уроку чтения (3 класс) по теме

Урок по творчесту Д. Мамина - Сибиряка.Включает в себя работу со словарями, прослушивание произведения П. И. Чайковского. К уроку прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemysh.doc36 КБ
Файл literaturnoe_chtenie.pptx2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Д. Н. Мамин- Сибиряк. « Приемыш».

Цель:1. Расширить знания детей о творчестве Д. Н. Мамина-Сибиряка.

         2. Отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; учить анализировать характеры и поступки героев, пользоваться словарем .Развивать память , речь, мышление.

          3. Прививать любовь к природе, бережное отношение к ней.

                                     Ход урока.

 

  1. Организация класса.

     2.Сообщение темы и цели урока.

- Мы с вами на прошлом уроке закончили изучение «Поэтической тетради». Произведение  каких поэтов мы читали?

А сегодня приступаем к изучению новой , интересной темы , которая называется так : (на доске –Природа и мы.)

-Как вы понимаете это название? О чем и о ком будут произведения , которые нам предстоит изучить?

  (  На доске рисунки детей о взаимосвязи природы и человека.)

-Что вы хотели передать своими рисунками?

-Да, ребята, все мы –и дети и взрослые –дети одного большого  царства природы. Как сохранить природу? Как жить с ней в согласии? А может, лучше научиться понимать ее и бережно относиться к ней с самого детства? Именно это будет объектом нашего с вами диалога при изучении данной темы.

-Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм.

С лесами , тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток

Не оскверняй его святынь.

-А начнем мы с речевой  разминки .( зарядка для глаз )

Подарили собаку

Нет, не просто подарили,

В день рожденья подарили,

Очень славного щенка.

Он малюсенький пока…

Он идет смешной-смешной,

Путается в лапках.

Подрастет щеночек мой-

Он поправдашний, живой.

         ( И. Токмакова. )

-Прочитайте вполголоса.

-С интонацией удивления.

-С интонацией восхищения.

-С ускорением.

-С замедлением.

-Шепотом.

-Выразительно.

-Ребята, как вы понимаете чувства рассказчика?

-Дарили ли вам такие подарки?

-Что при этом вы испытывали?

-Что стало с этим подарком?

      ( рассказы детей)

-Да, когда животные маленькие, они все хорошие и милые. Но когда вырастают, то надоедают людям и чаще всего оказываются на улице. Что же делать, чтобы этого не произошло?

   ( ответы детей)

-Правильно, самое главное – не забывать о своих питомцах, окружать их заботой и вниманием.

2.

-А чтобы узнать , кто автор произведения, с которым мы сегодня познакомимся, надо решить кроссворд. Слова- отгадки -это слова, обозначающие предметы живой природы.

  1. Дед в шубу одет,

Наружу мех.

2.Неговорит. не поет

А кто к хозяину идет

Она знать дает.

3.В лесу у пня суетня, беготня:

Народ рабочий, весь день хлопочет

Себе город строит.

4.Лежит под плетнем

И крутит хвостом

Ничего не болит

А все стонет.

5.Днем спит

Ночью летает

Прохожих пугает.

-Что получилось в рамке?

-Мамин.

-Правильно, сегодня мы будем читать рассказ Д. Н. Мамина-Сибиряка « Приемыш» Настоящая его фамилия-Мамин. Сибиряк-это его псевдоним. А о творчестве этого писателя нам расскажет..

-А на  этой выставке вы видите книги., которые мы либо уже читали, либо те, которые вы сможете прочитать, если обратитесь в библиотеку.

4.

-Ребята, чтобы при прочтении рассказа нам все было понятно, проведем словарно-лексическую работу.

-Вы уже знаете. Что если в тексте встречаются слова в голубой рамочке. Надо найти значение слова в словарике учебника.

-А какие еще словари вы знаете?

( орфографический, толковый ,антонимов, синонимов)

-Для чего нужны эти словари?

-Вот мы сейчас при помощи словарей найдем лексическое значение слов:

                    Доспехи, протока, муштровать, сайма.

-Подберите синонимы к словам:

Грезилось, схиреет, ремесло, оригинальный.

-А к этим словам – антонимы:

Утомленный, особенная.

                      Физминутка.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь.

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка в присядку.

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И читать друзья начните.

6.

Ну а теперь начнем читать, вы внимательно слушайте , а после чтения ответите на вопрос:

-Почему автор назвал свой рассказ « Приемыш»?

                 (чтение учащихся и учителя).

-Вы обратили внимание на то, что при чтении последней части текста я включила музыку. Это было произведение П. И. Чайковского из цикла « Времена года». В цикле 12 пьес, по числу месяцев в году.

-Как вы думаете, какому времени года посвящена эта пьеса?

                        ( осени)

Почему вы так считаете? Что вы услышали в этих звуках?

               ( шелест листьев, увядание природы)

-Почему эта пьеса может быть иллюстрацией к последней части « Приемыша» ?

            ( там говорится о поздней осени)

-Хорошо. Это произведение так и называется « Осенняя песенка».

-Ну а теперь я хочу услышать ответ на вопрос , который задала перед чтением

            (Ответы детей)

-Как вы думаете, почему Тарас отпустил птицу, хотя и он и Соболько очень привязались к лебедю?

       ( он очень любил лебедя и хотел, чтобы ему было лучше.)

-Правильно, Тарас хорошо понимал природу животных, ведь он всю жизнь провел среди них. Он понимал, что как бы ему не было трудно, но лебедь должен быть в своей стае.

-Есть замечательная сказка А. Экзюпери « Маленький принц», в ней есть строки, которые вы должны запомнить: «Зорко одно лишь сердце. Мы в ответе за тех, кого приручили.»

             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение Мамин – Сибиряк «Приемыш» МОУ СОШ №22 Г.Пятигорск ДУБОВИК В.М.

Слайд 2

Пушкин: «Унылая пора…» Тютчев: «Есть в осени первоначальной…» Есенин «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…» Некрасов: Славная осень! Здоровый ядреный… Фет: Осень. Сказочный чертог…

Слайд 3

Природа и мы

Слайд 4

Природа и мы

Слайд 5

Кроссворд М Е Д В Е Д Ь С О Б А К А М У Р А В Ь И С В И Н Ь Я Ф И Л И Н

Слайд 6

Виды словарей Орфографический Толковый Антонимов Синонимов

Слайд 7

Композитор Петр Ильич Чайковский

Слайд 8

А. Экзюпери «Маленький принц» «Мы в ответе за тех, кого приручили»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения.3 класс.Тема урока: Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приемыш"

Урок литературного чтения. 3 класс. Тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Задачи урока:1.Развивать восприятие художественного произведения.2.Воспитывать бережное отношение к приро...

Презентация к уроку литературного чтения Д.Мамин - Сибиряк "Серая Шейка"

Презентация к уроку по сказке    Д.Мамина - Сибиряка "Серая Шейка"....

Урок по литературному чтению Д.Мамин-Сибиряк "Приемыш"

Открытый урок в рамках районного семинара...

Конспект урока литературного чтения Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с присказкой Д. Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки», а также с творчеством Д. Мамина-Сибиряка, совершенствование навыков выр...

Технологическая карта урока литературного чтения «Д. Мамин-Сибиряк присказка «Алёнушкины сказки» (2 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе изучения присказки Д. Мамина-Сибиряка «Алёнушкины сказки».Задачи урокаДидак...