Методическая разработка урока литературного чтения. Д. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка". Герой художественного текста. Его особенности.
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Конспект урока литературного чтения по программе "Перспектива".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seraya_sheyka.docx | 61.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
Тема: Д. Мамин-Сибиряк.
«Серая Шейка».
Герой художественного текста.
Его особенности.
Автор: Семина Ольга Михайловна, учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 291 Красносельского района
Наименование раздела программы: Люби всё живое.
Количество часов: 2 часа.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: познакомиться с литературной сказкой Д. Мамина - Сибиряка и ее автором.
Задачи:
- Формировать мотивированный интерес к книге и чтению.
- Учить работать с текстом, формировать умение анализировать текст (определять основную мысль произведения, последовательность событий в тексте, соотносить иллюстрацию с текстом, отбирать опорные ключевые слова, учить давать характеристику главному герою).
- Развивать диалогическую речь учащихся.
- Воспитывать чувство сострадания, сопереживания, добра, веру в чудеса, прививать интерес к познанию окружающего мира.
- Учить работать с книгой (находить нужную книгу в библиотеке, прогнозировать произведение по обложке, учить находить нужное произведение в книге).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные: определять жанр произведения и специфические особенности данного жанра, определять в художественном тексте средства художественной выразительности (олицетворение), выделять особенности литературной сказки.
Метапредметные: прогнозировать содержание произведения, работать в группе.
Личностные: проявлять доброту, милосердие.
Межпредметные связи: Окружающий мир «Водоплавающие птицы», Детская риторика «Текст», «Кратко о книге», Русский язык « Лексическое значение слов».
Ход урока
1.Организационное начало урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Повернитесь к нашим гостям и поприветствуйте их. Садитесь.
2. Актуализация знаний.
Учитель: В прошлый раз вы сказали, что урок литературного чтения вам нужен для того, чтобы стать грамотными читателями. Как вы понимаете фразу «быть грамотным читателем»? Что это значит?
Дети: Понимать содержание прочитанного текста.
Учитель: Хорошо.
Возьмем математику – Реши задачу. Что это?
Берем русский язык – Выпиши слова с безударными гласными. Что это?
Литературное чтение – Приведи доказательства своих слов примерами из текста. Что это?
Окружающий мир – Подчеркни верный ответ. Обведи лишнее слово. Что это?
Дети: Разные задания.
Учитель: То есть, что нужно понимать, кроме содержания прочитанного текста?
Дети: Понимать смысл выполняемого задания.
Учитель: Кто из вас считает себя грамотным читателем? Предлагаю выполнить тест в паре. Работаем быстро. Как можно тише. Окончание вашей работы – 2 ладошки вместе. Приступайте!
ТЕСТ
1.Подчеркни жанр литературы, построенного на ритме и рифме.
А) Былина
Б) Рассказ
В) Стихотворение
2. Кто из перечисленных писателей пишет о природе?
А) Д. Мамин - Сибиряк
Б) М. Зощенко
В) С. Маршак
3. Как называется пояснение непонятного слова, встретившегося в тексте, находящееся в самом низу страницы?
А) Абзац
Б) Подзаголовок
В) Сноска
4. Среди перечисленных сказок выберите русскую народную.
А) «Дюймовочка»
Б) «Конек-горбунок»
В) «Летучий корабль»
5. Дополни высказывание, чтобы оно было правильным.
«Иллюстрации в книге нужны для того, чтобы…
А) заполнить лишние свободные листы
Б) не тратить время на чтение книги, а просто посмотреть на иллюстрации и понять, о чём идёт речь
В) привлечь внимание к книге и помочь читателю при чтении лучше представить происходящее
6. Выбери верное утверждение.
«Аннотация – это…
А) статья, рассказывающая об истории создания книги
Б) страницы книги, на которых расположено оглавление книги
В) небольшой текст, рассказывающий, о чём книга
ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТА
Учитель: Давайте проверять. Читай задание и выбранный к нему ответ. Кто не согласен?
Учитель: Читай следующее задание. У кого другой ответ?
Учитель: Читай дальше. Всё ли верно?
Учитель: Продолжи читать. Кто считает иначе?
Учитель: Теперь ты читай. У кого такой же ответ.
Учитель: Кто хочет продолжить? Кто поддерживает это мнение?
Учитель: Какое задание вызвало затруднение?
АННОТАЦИЯ СВОЕЙ КНИГИ
Учитель: Раз уж мы заговорили про аннотацию, представьте свою книгу. (3-5 человек)
Учитель: На прошлых уроках вы испытывали затруднение рассказать о своей книге. Что изменилось сегодня?
Дети: Мы поняли, как это делается. Некоторые из нас научились это делать.
3.Сообщение темы и постановка целей урока.
Учитель: Предлагаю литературную викторину. Ваши правильные ответы будут являться подсказкой для темы сегодняшнего урока.
ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА
1.Птица, которая своим чудесным пением спасла китайского императора. (Литературная сказка Г. Х. Андерсена «Соловей»).
2.Птичка – верная подруга Дюймовочки. ( Ласточка).
3.Птичка, которая превратилась в прекрасного лебедя. (Литературная сказка Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»).
4.Главный герой охранял царство и сидел на шпиле. (Литературная сказка А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»).
«Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как во сне,
Шевельнется, встрепенется
К той сторонке обернется».
Учитель: Кто этот предсказатель беды?
5.Принцесса Элиза расколдовала своих братьев и они превратились в …
(Литературная сказка Г. Х. Андерсена « Дикие лебеди»).
6.История парня по прозвищу Дурень. За то, что он пожалел бедного старичка, тот подарил ему волшебную птицу. Дурень оказался не таким уж и простачком, прошел все испытания и женился на прекрасной королевне. (Литературная сказка Братьев Гримм « Золотой гусь»).
НА ДОСКЕ КАРТИНКИ: соловей, ласточка, утенок, петушок, лебеди, гуси.
Учитель: Что общего заметили?
Дети: В каждом произведении говорится о птице.
Учитель: Назовите жанр этих произведений.
Дети: Литературная сказка.
Учитель: Чем занимаются птицы осенью?
Дети: Готовятся к отлету.
Учитель: Все ли улетают?
Дети: Петух не улетает, он домашняя птица. А все остальные улетают.
Учитель: Какие птицы улетают позже и почему?
Дети: Позднее всех улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, пока не замерзнут водоемы.
Учитель: Предположите тему нашего урока, пользуясь подсказкой.
ПОДСКАЗКА: Какая водоплавающая птица не могла улететь вместе с другими птицами в теплые края?
Дети: Утка.
Учитель: Сформулируйте тему урока.
Дети: Тема урока: Литературная сказка Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».
Учитель: Кто знает, почему Серая Шейка не улетела на юг?
Дети: Лиса повредила ей крыло.
Учитель: Откройте учебник на странице 120. Проверим, совпадают ли ваши предположения с тем, что предлагают авторы учебника. Повторите еще раз тему урока. Какова цель урока?
Дети: Познакомиться с литературной сказкой «Серая Шейка» и ее автором.
4.Краткий обзор биографии и творчества автора.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Учитель: Прочитайте имя и фамилию писателя, с творчеством которого мы сегодня знакомимся, рассмотрите его портрет. Что вы о нем знаете?
Дети: Во 2классе мы читали произведение из сборника «Аленушкины сказки» - «Сказку про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Учитель: Для тех, кто забыл, давайте обратим внимание на некоторые факты из биографии автора.
ВЫСТАВКА КНИГ: «Аленушкины сказки», «Серая шейка», «Зимовье на студеной».
Учитель: Вот мы и вернулись теме нашего урока.
5.Физминутка. Стихотворение «Олень» (игра со словами)
1.У оленя дом большой,
Он глядит в свое окошко.
Зайчик по лесу бежит
В дверь к нему стучит: Тук, тук.
-«Дверь открой! Там в лесу охотник злой».
-«За, за, забегай. Лапу мне давай!»
2.Быстро дверь олень открыл,
Зайку в дом к себе впустил.
-«Зайка, зайка, ты не трусь. Мы закроем дверь!»
-«Ой, ой! Страшно мне. Что-то мне не по себе.
Сердце в пятки ушло и не отошло!»
Учитель: Какой по характеру олень, заяц и охотник?
Дети: Олень добрый, заяц трусливый, охотник злой.
Учитель: Какие из этих персонажей встречаются в сказке «Серая Шейка»? Какие они по характеру?
Дети: Заяц трусливый, лиса хитрая, охотник добрый.
Учитель: Мы сегодня при чтении сказки будем обращать внимание на характеристику героев.
6.Знакомство с текстом «Серая Шейка».
Учитель: Давайте разберем значение непонятных слов, без понимания смысла которых, восприятие текста будет затруднено.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Роковой день-неизбежный, драматический для Серой Шейки.
Косяк - стая рыб, птиц.
Ключ-вытекающий из земли источник.
Душа в пятки ушла - испугаться.
Полынья - незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.
Спесива – надменная, высокомерная.
Поросль - молодые побеги растений.
Бывалые – опытные, много видавшие и испытавшие.
ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ДЕТЬМИ
7.Работа над текстом.
Учитель: Быть грамотным читателем – это понимать содержание прочитанного текста. Какие виды заданий могут быть направлены на понимание прочитанного текста?
Дети:
1.Разбить текст на части, озаглавить, пересказать.
2.Определить жанр.
3.Подобрать пословицу.
4.Объяснить значение непонятных слов.
5.Установить последовательность событий в тексте.
6.Назвать средства языковой выразительности, которые использует автор.
7.Предположить, в какой сборник может быть помещен текст.
8. Определить главную мысль произведения.
9.Дать характеристики героям.
10. Подготовить текст к драматизации.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА
Учитель: определите жанр произведения. Назовите особенности сказки.
Дети: Сказка - это вымышленные герои, волшебство, чудеса.
Учитель: назовите особенности рассказа.
Дети: Рассказ - это реальные события, реальные герои, реальные предметы.
Учитель: Сделайте вывод.
Дети: В сказке о животных нет описания природы, авторских переживаний. В рассказе о природе не может быть диалогов животных. Вывод: это авторская сказка.
Учитель: Почему, по-вашему, реальный случай автор изложил в форме сказки? Чего он этим достиг?
ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ
Учитель: Назовите героев сказки.
Дети: Серая Шейка, Лиса, Заяц, Старая утка, охотник.
Учитель: Кто такая Серая Шейка? Расскажите о ней. Когда вам было особенно ее жалко? Найдите в тексте этот эпизод. Прочитайте.
Дети: читают
Учитель: Вспомните: вспомните, у нее были родители. Одинаково ли родители относились к своей дочери?
(просмотр видеофрагмента)
Учитель: Как ведет себя Утка, когда сталкивается с трудностью и опасностью?
Дети: Утка всё время думает о судьбе Серой Шейки, которая не может лететь вместе со стаей на юг. Она плачет и печалится. Даже решается остаться с ней зимовать.
Учитель: А Селезень (отец Серой Шейки)?
Дети: Предпочитает не тревожить себя грустными мыслями. Старался замять разговор, когда речь шла о Серой Шейке. Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса ее съела: все равно ей суждено погибнуть зимой.
Учитель: Выберите: какие черты характера присуще Утке, а какие Селезню.
НА ДОСКЕ: Доброта, равнодушие, эгоизм, самоотверженность, сочувствие, безразличие.
Дети: Утка – самоотверженная, заботливая, умеющая любить и сочувствовать. Селезень – эгоистичный, равнодушный, предпочитающий не тревожить себя грустными мыслями, не способный ни на какую жертву ради близких.
Учитель: Охарактеризуйте Зайца и Лису. Охотника.
Дети: Заяц - трусливый. Лиса- хитрая. Охотник – добрый, сопереживает Серой Шейке, пожалел ее, взял к себе в дом.
Учитель: С кем из них хорошо находиться рядом?
8.Рефлексия.
Учитель: Выберите и продолжите любое предложение.
-На сегодняшнем уроке я узнал…
- На этом уроке я похвалил бы себя за …
- После урока мне захотелось …
- Сегодня я сумел …
9. Подведение итогов урока.
Учитель: С творчеством какого писателя вы познакомились на уроке? Назовите его имя. Что вы узнали о его жизни и творчестве?
10.Домашнее задание.
Учитель: Прочитайте еще раз эту сказку с 120-127.
Предлагаю найти в библиотеке эту книгу и прочитать ее целиком. А для тех, кто хорошо знаком с этой сказкой – предлагаю продолжить изучать творчество этого автора и прочитать книгу «Аленушкины сказки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме: Жанровые особенности русской народной сказки "Гуси - лебеди"
Методическая разработка урока с приложениями и презентация урока....
Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по развивающей системе Л.В.Занкова по теме «Особый почерк писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка (по сказке «Серая Шейка»)».
Тема урока: «Особый почерк писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка (по сказке «Серая Шейка»)».Цель урока: создание условий для художественного анализа текста и эмоционально-нравственной отзывчивости....
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...
Методическая разработка урока литературного чтения 2 класс УМК Перспектива по теме Д.Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза к, короткий хвост"
Технологическая карта урока в соответствии ФГОС, презентация, материал к уроку....
Разработка урока литературного чтения по теме: Образ родины в художественных произведениях. Роберт Бёрнс "В горах моё сердце"
В материале представлен конспект урока литературного чтения в 3 классе с презентацией и приложениями по теме: Образ родины в художественных произведениях. Роберт Бёрнс "В горах моё сербце". Цель работ...
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме: «Особенности диалогического общения по произведению В.А.Осеевой «Почему?»
Цели урока: Продолжить знакомство учащихся с произведением В. Осеевой, развивать умения прогнозировать текст.Задачи:- Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении им...