Урок литературного чтения во 2 классе по теме: "Произведения В.Осеевой о дружбе"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

-познакомить детей с произведениями В.Осеевой;

          -развивать грамотную, связную речь учащихся;

           -воспитывать благородство, щедрость, доброту, порядочность, умение помочь окружающим,  чувство справедливости,  товарищества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozhegova_m.a._urok_po_lit._chteniyu.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по литературному чтению во 2 классе.

Тема: «Рассказы В. Осеевой о доброте, дружбе  «Три товарища», «На катке».

Ожегова Маргарита Александровна МБОУ «СОШ № 24» г. Братск

Цели: -познакомить детей с произведениями В.Осеевой;

          -развивать грамотную, связную речь учащихся;

           -воспитывать благородство, щедрость, доброту, порядочность, умение помочь окружающим,  чувство справедливости,  товарищества.

- Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения.  

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: выставка книг, портрет В.Осеевой, иллюстрации к рассказам, грамзапись.

  1. Организационный момент.

         Звучит отрывок из песни  Шаинского «Если с другом вышел в путь».

-как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (мы сегодня продолжим разговор о дружбе, товариществе, доброте, сочувствию к ближнему.)

1. Проверка домашнего задания. (конкурс чтецов)

●-отлично, ■-хорошо, □-нужно постараться.

Физминутка.

«Дружно помогаем маме,

Мы бельё полощем сами.

Раз, два, три, четыре-

Потянулись, наклонились,]3р.

Хорошо мы потрудились.

  1. Валентина Александровна Осеева (1902-1969г.)

1.Сообщение ученика.

Выступала в печати с 1937года. Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборники «Рыжий кот», «Волшебное слово», «Отцовская куртка» и др.

Широкую известность у юных читателей получила трилогия В.А.Осеевой «Васёк Трубачёв и его товарищи», по которой был создан кинофильм.

2.Словарь.

ЗАВТРАКАЛИ, РАЗЛОМИЛ ПОПОЛАМ, ТОВАРИЩ.

-как по-другому сказать (подбери синонимы к слову)

Товарищ, друг, приятель.

3.Чтение рассказа «Три товарища»

А)-согласны ли вы с названием этого рассказа?

    -как бы вы его назвали?

    -где произошёл этот случай? (зачитать)

Б) чтение рассказа «цепочкой». Ответы на вопросы прочитанного

  -почему Витя стоял в сторонке?

   -какой вид был у Вити? (докажи это из текста)

   -почему он отвернулся?

  -как звали товарищей Вити?

  -как отнёсся к Вите каждый из них?

  -стало ли им жалко Витю, захотелось ли им ему помочь?

   -как нужно произносить слова Коли и Миши? Найдите их слова и зачитайте с нужной интонацией. (равнодушно)

   -как повёл себя в этой ситуации Володя?

  -с каким чувством нужно говорить его слова? (уверенно)  Зачитайте слова Володи.

В) чтение рассказа по ролям.

4.Знакомство с рассказом  «На катке»

  1)чтение за «ведущим»

  2)Словарь.

СКАМЕЙКА, КРУЖИТЬСЯ ВОЛЧКОМ, ПРОНЁССЯ СТРЕЛОЙ, ЛИХО ЗАВЕРНУЛ,С ДОСАДОЙ, ЭКА НЕВИДАЛЬ.

 3)чтение в «наушниках»

1. «МОЛОДЕЦ!-КРИКНУЛ ЕМУ ОДИН ИЗ МАЛЬЧИКОВ».

2. «ДАВАЙ Я ПОМОГУ ТЕБЕ, ДЕВОЧКА!»

3. «ИДИ К НАМ! – ПОЗВАЛИ ОНИ.»

-Какого предложения нет в рассказе?

-что я хотела показать этим предложением? (мальчик поступил наоборот)

-можно ли назвать Витю ловким, смелым? Докажите это словами из текста. (выделывал разные фокусы, стрелой пронёсся….)

-что произошло на катке?

-как повёл себя первоначально мальчик? Зачитать.

-можно ли сказать о Вите, что он сильный духом, твёрдый характером? Почему?

(услышал насмешки, смалодушничал)

МАЛОДУШНЫЙ (слабовольный, трусливый человек)

-каким человеком вырастит  Витя?

-Как его ещё можно охарактеризовать? Докажите.

-бросив однажды девочку без помощи, может ли Витя совершить благородный поступок в дальнейшем?

                                                     ВИТЯ

↓                                                                ↓

СМЕЛЫЙ

МАЛОДУШНЫЙ

ЛОВКИЙ

ТРУСЛИВЫЙ

ДОБРЫЙ

ГРУБИЯН

НЕВЕЖА

-что бы вы посоветовали нашему герою Вите, если бы он учился в нашем классе?

-выберите из слов те, которые характеризуют нашего героя.

СКРОМНЫЙ                       ДРУЖЕЛЮБНЫЙ

ДОБРЫЙ                              ГЛУПЫЙ

ЗЛОЙ                                    ЖЕСТОКИЙ

ОТЗЫВЧИВЫЙ                   УЧТИВЫЙ

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ             БЕСКОРЫСТНЫЙ

НЕЖНЫЙ

  1. Итог урока.

-какую из пословиц вы бы взяли для рассказа «На катке» Почему?

ДОБРО ТВОРИТЬ – СЕБЯ ВЕСЕЛИТЬ.

ЧУЖОЙ БЕДОЙ СЫТ НЕ БУДЕШЬ.

НЕ ДЕЛАЙ ДРУГОМУ ТОГО, ЧЕГО САМ СЕБЕ НЕ ЖЕЛАЕШЬ.

-Какими для вас являются рассказы В.Осеевой «Три товарища», На катке»?

Дом. задание.  Подобрать пословицы и поговорки о дружбе, доброте

                         Нарисовать рисунок к рассказу.

IV. Рефлексия

-Вы хорошо поработали!

-Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться?                                                                                

 -Оцените свои достижения на уроке.                                                    

Выберите понравившийся вам лепесток цветка. Давайте вместе соберём один общий цветок на нашей лесной полянке  (доброта, дружба, внимание, забота, нежность, любовь, терпимость, благородство, злоба, жадность, зависть)

Звучит отрывок из песни  Барбарики – «Что такое доброта»

Литература

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.

2. Осеева В.А. Рассказы: М., 2010

3. Ушакова О.С. Знакомим школьников с детской литературой: М.,1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 2 класс В.А. Осеева " Волшебное слово"

Цели:1) познакомить детей с рассказом В.А Осеева "Волшебное слово".2) развивать  внимание  и навыки чтения, учить  делить текст на части.3) воспитывать вежливое  поведение, доброже...

Урок литературного чтения 2 класс В. Осеева «Волшебное слово»

Данный материал предназначен для проведения урока литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России".Это разработка проблемного урока с использованием технологии развития критического мышления через ...

План-конспект урока по чтению (3 класс) по теме:" Произведения Ф.И. Тютчева.

Конспект урока по чтению (3 класс) по теме: "Произведения Ф.И. Тютчева"....

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс В. Осеева "Волшебное слово"

Методическая разработка урока предназначена для учителей начальных классов. Цель урока: обучающая-познакомить с произведением В. Осеевой "Волшебное слово", биографией писательницы, закреплять умения р...

Интегрированный урок литературного чтения и музыки на тему "Произведения о животных В. В. Бианки « Еж - спаситель» ( 2 класс).

Интегрированный урок литературного чтения и музыки во 2 классе. Цели: продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки. Способствовать воспитанию любви к природе. Воспитание любви к при...