Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках литературного чтения
статья ( класс) на тему

Методическая статья из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chitatelskih_kompetentsiy.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках литературного чтения

        «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» (Э.Тоффлер)

В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность. Содержание образования в течение жизни будет меняться. Поэтому важнее вооружить ребёнка не только информацией, которая неизбежно забудется, а умением учиться.

Национальная образовательная политика «Наша новая школа» декларирует, что «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития». Актуальной проблемой новой школы является обучение учащихся способам добывания и переработки информации. Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003-2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. К сожалению, современная ситуация характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге, прежде всего к произведениям художественной литературы, низким уровнем читательского восприятия. Не может не тревожить уровень речевой грамотности, коммуникативной культуры, предпочтение русскому слову иностранной лексики.

Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Сегодняшний мир – другой. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

В связи с этим возникают противоречия:

-между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;

-между количеством часов (2 часа в неделю в 4 классе) по литературному чтению и новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе; наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.

Исходя из этих противоречий, передо мной встала такая педагогическая проблема: как организовать образовательный процесс, способствующий развитию читательской компетентности у обучающихся в условиях действующих образовательных стандартов и при переходе на новые образовательные стандарты. Я, как педагог, призванный сегодня реализовывать Стандарты, сама училась и много работала по программам и учебникам знаниевой школы. Теперь же мне предстоит кардинально изменить технологии обучения, методы и приёмы, позволяющие наиболее эффективно формировать у обучающихся потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

Поэтому целью моей работы является создание базы эффективных методик, методов и приёмов по формированию читательской компетентности.

Из основной главной цели вытекает ряд задач, решение которых способствует становлению ребёнка – читателя:

  • определить наиболее эффективные приёмы, методы и технологии формирования читательской компетентности младших школьников;
  • повысить интерес к чтению, создать условия для мотивации учебной деятельности,
  • активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих проектах.
  • Я предполагаю, что уроки литературного чтения, основанные на современных и инновационных методах, будут способствовать развитию читательской компетентности, что в итоге окажет положительное влияние на дальнейшее развитие и успешное обучение младших школьников;
  • изучение лучших произведений отечественной и зарубежной литературы сверх программы будет способствовать формированию читательского вкуса;
  • повышение мотивации к чтению станет ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению .
  • Под читательской компетентностью будем понимать необходимые универсальные учебные действия, позволяющие ребёнку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.
  • Этапы формирования читательской компетентности младших школьников:
  • Этапы читательской подготовки

Класс

Подготовительный

1 класс

Начальный

2 класс

Основной

3 класс

Заключительный

4 класс

Подготовительный этап – это этап обучения детей читательской азбуке. На этом этапе дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие связи между их содержанием и оформлением, применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи.

В течение подготовительного этапа учащиеся под руководством учителя осваивают следующее содержание обучения.

Круг чтения

Приёмы читательской деятельности

Детская художественная книга объёмом 8 – 30 страниц в типовом оформлении;

равномерно представленная тематика чтения: о Родине, о её героях, о детях, о растениях, о приключениях.

Восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения с помощью учителя, ориентировка по обложке и иллюстрациям внутри книги после её прочтения вслух;

освоение закономерной связи: содержание книги – иллюстрации, заглавие, автор.

Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения используются следующие виды упражнений:

  • упражнения в орфоэпическом произношении ( чистоговорки, скороговорки)
  • упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память ( приём жужжащего чтения)
  • упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя .

В процессе овладения техникой чтения применяется технология чтения вслух и про себя с использованием дидактических тренировочных средств и алгоритмов читательской деятельности М.И. Омороковой.

Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, вышеперечисленные упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания.

Начальный этап – это этап накопления минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя.

Рассмотрим, как изменилось содержание обучения на начальном этапе читательской подготовки учащихся.

Круг чтения

Приёмы самостоятельной читательской деятельности

детская художественная и научно – художественная книга объёмом 8 – 30 страниц с усложнённым оформлением,

дифференциация книг по жанрам,

произведения для самостоятельного чтения объёмом от 140 до 400 слов

Ориентировка в книге и в группе книг (2-4) до чтения

Эффективность обучения учащихся самостоятельному чтению на данном этапе находится в прямой зависимости от соблюдения в педагогическом руководстве ряда организационно – методических правил:

  • оценивание результатов читательской деятельности как в безотметочном варианте ,так и в с помощью отметки
  • подбор книг по теме
  • Особое внимание на данном этапе следует уделить развитию оперативной памяти. Это связано с тем, что ребёнок во втором классе при чтении предложения из 8 – 10 слов, дочитав до середины, часто забывал первое слово, в результате чего не мог уловить смысл предложения.
  • Наиболее эффективным средством развития оперативной памяти второклассников могут являться зрительные диктанты по текстам И.Т.Федоренко. Они состоят из набора по 6 предложений в каждом. Каждое предложение длиннее предыдущего на 1 – 2 буквы. Время работы со всеми наборами – 2 месяца. За это время оперативная память второклассников может развиться настолько, что каждый ребёнок сможет запомнить предложение из 8 – 9 слов, не забывая первого.
  • Третий, основной этап – это непосредственно формирование действий, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний. Задача учителя на данном этапе – увлекать детей чтением всё новых и новых книг, обучать их приёмам поиска и использования доступной литературы разных видов и жанров для самостоятельного приобретения знаний по заранее указанной теме.
  • Содержание обучения на основном этапе расширяется и углубляется.

Круг чтения

Приёмы самостоятельной читательской деятельности

Русская, зарубежная и детская книга, художественная и научно-познавательная, объёмом от 16-18 страниц до 150 страниц

Ориентировка в книгах одного автора или разных авторов в соответствии с заданной уроком целью;

воспроизведение книги по эпизодам;

освоение закономерных связей: автор – книги, тема – авторы, жанр – книги, жанр - авторы

К концу основного этапа интерес к самостоятельному чтению книг по выбору в соответствии с поставленной учителем целью у большинства детей должен быть устойчивым.

Приёмы, применяемые на данном этапе обучения:

  • «Знаю – Хочу узнать -Узнал».

Например, при изучении творчества А.С.Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что узнали о А.С.Пушкине и его произведениях что нового узнали о писателе и что бы хотели узнать. Графа «Хочу узнать» даёт повод к поиску новой информации. Работе с дополнительной литературой.

  • Чтение с остановками. Этот вид чтения способствует развитию навыков вдумчивого чтения, даёт возможность предположить развитие дальнейших событий, проявить фантазию.
  • Приём Синквейн. Выразить своё эмоциональное отношение к героям произведения, своё понимание художественного образа можно с помощью приёма написания стихотворения по алгоритму.

Заключительный этап – это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать.

Круг чтения

Приёмы самостоятельной читательской деятельности

русская, современная, зарубежная детская книга – художественная, научно – познавательная и справочная литература для младшего школьника, без ограничения в объёме,

детская периодическая печать,

автобиографические повести о детстве и повести с документальной основой,

приключенческая детская книга,

книги о писателях, художниках, артистах

ориентировка в доступном круге чтения в соответствии с темой чтения,

воспроизведение содержания самостоятельно избранной и прочитанной книги по плану,

обращение к справочной литературе и материалам из периодики,

освоение закономерных связей: автор – темы, вопрос – тип книги

Заключительный этап имеет своей целью углубление работы по формированию навыка анализа и оценки содержания книги.

Новыми формами работы могут стать:

  • беседы – дискуссии ( в ходе таких бесед дети вдумываются в текст, вглядываются в книгу, «проникаются» мыслями автора)

С целью интенсификации бесед – дискуссий в уроки включаются приёмы инсценирования и устного словесного рисования.

В ходе словесного рисования дети воображают прочитанное и как бы видят его наяву, без труда не только назовут тему любого эпизода или ситуации, но и представят детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.

  • диспуты,
  • литературные праздники,
  • встречи с интересными людьми,
  • конкурсы сочинений на заданную тему
  • элементы драматизации

Интересный приём, позволяющий эффективно формировать читательскую компетентность, - использование «дерева вопросов».

Вопросы, представленные в виде «дерева», разделяют на 3 вида.

1 группа – вопросы с поверхности, ответы на эти вопросы лежат на поверхности текста : Кто? Что сделал? Куда? Где?

2 группа – ищет ответы на такие вопросы, которые можно найти только между строк: Почему? Как? А что, если?

3 группа – суть этих вопросов – связать текст с жизнью, опытом обучающихся.

Этот приём помогает понимать текст, искать ответы на вопросы.

Для обогащения субъективного опыта учащегося применяются следующие приёмы анализа литературного произведения.

  • Анализ образа конкретного героя (текст письменный и устный)
  • Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту (развитие мыслительных процессов). Для реализации этих приёмов следует применить технологию деятельностного метода, которая позволяет на уроках по разным учебным дисциплинам включать школьников в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий.
  • Составление детьми вопросов к тексту аналитического характера. Восстановление контекста, связывание воедино всех элементов информации. Критическое осмысление текстов.
  • Рассказ от имени героев (речевое развитие)
  • Работа с иллюстрациями к произведению.
  • Театрализация.

Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов обучения я буду применять задания следующих видов:

  • Комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки)
  • Литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности): знание заголовков изученных произведений, литературоведческих понятий, сведений об авторах и словаря авторов, используемого в произведениях
  • Тесты по изученному произведению, теме, разделу
  • Тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного
  • Диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности
  • Комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия)
  • Итоговые тесты (вид комплексной разноуровневой контрольной работы)
  • Контрольные работы для проверки умений работать с книгой

Обобщив всё вышесказанное, я предполагаю, что в результате применения в своей работе описываемых приёмов и методов у учеников в начальной школе будут заложены основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания .Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему"Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения".

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов н...

Формирование читательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.

Пути совершенствования уроков литературного чтения в начальных классах....

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий "Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения".

1.Особенности формирования читательской компетентности у учащихся младших классов.2.Современные образовательные технологии, способствующие формированию читательской компетентности младших школьников.3...

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения»

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения  системой приемов смыслового чтения». В своем педагогическом опыте ...

Курсовая работа на тему: "Методика проведения нетрадиционных уроков для формирования читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения"

Цель исследования: на основе анализа психолого – педагогической и методической литературы описать методические подходы к проведению нетрадиционных уроков для формирования читательского интереса ...