Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках английского языка
учебно-методический материал по иностранному языку (3 класс)

Изучение иностранных языков содействует общему речевому развитию обучающихся.  При обучении иностранному языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей, навыка свободного общения  и практического применения английского языка. Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности.

Для формирования читательской компетенции на уроках английского языка в начальной школе, в основном, используются упражнения на проверку знания, понимания и применения полученных знаний. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках английского языка Закариева Дина Шамилевна Учитель английского языка МБОУ «Гимназия №125

Слайд 2

План: Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста. Рассмотреть понятие и структуру читательской компетенции. Выделить приёмы формирования читательской компетенции младших школьников на уроках английского языка ( на примере 3 класса ).

Слайд 3

Введение. Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. Известно , что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. В младшем школьном возрасте у обучающихся ещё не возникает психологического барьера при изучении иностранного языка. Одним из таких универсальных учебных действий является чтение. Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием информации, которая закодирована графическими знаками. В младшем школьном возрасте ученикам закладываются основы этого важного вида речевой деятельности. Термин «читательская компетенция» в методике осваивается уже не одно десятилетие и включает в себя совокупность знаний, умений и навыков, благодаря которым ученик способен понимать текстовую информацию, сам планировать и осуществлять работу по освоению текстов.

Слайд 4

Психолого –педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст - это пора наиболее оптимального приобщения ребенка к современной действительности . Начало младшего школьного возраста определяется поступлением ребёнка в школу. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 7 до 10-11 лет В младшем школьном возрасте ребёнок обладает большинством из необходимых потенций для формирования читательской компетенции . C педагогической точки зрения обучение иностранному языку в начальных классах – это процесс формирования элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном уровне речевой деятельности: аудировании , говорении, чтении и письме. В младшем школьном возрасте у учащихся еще не возникает психологического барьера при изучении иностранного языка. И учащиеся значительно быстрее овладевают необходимыми умениями и навыками.

Слайд 5

Читательская компетенция: понятие, структура. Читательская компетенция это совокупность знаний, умений и навыков , позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС).

Слайд 6

Читательская компетенция состоит из понятий: « грамотность» (навыки чтения, письма, счёта ); « минимальная грамотность» (способность читать и писать простые сообщения ); - «функциональная грамотность» (способность человека использовать навыки, умения чтения и письма в условиях его взаимодействия с социум);

Слайд 7

Классификация С.Х.Фоломкиной Виды чтения: - Изучающее - О знакомительное - Просмотровое - Поисковое

Слайд 8

Задание : Определите , какие из приведенных утверждений соответствуют содержанию текста ( True ) какие не соответствуют ( False ). 1 . There are a lot of people in the park. 2. Jim is eating an apple. 3. Jenny and Jude are painting their hands. 4. Everybody is having a great time!

Слайд 9

Работа с текстом

Слайд 10

Задание: Закончи предложения, используя слова под буквами a-e 1. Не can dance a) Chuckles 2. He’s very b) too 3. He can run c) cute 4. His name is d) a fat body 5. Chuckles has got big ears and e) Jump and climb

Слайд 11

Работа с текстом

Слайд 13

Заключение. При обучении иностранному языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей, навыка свободного общения и практического применения английского языка. Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности . Изучение иностранного языка способствует развитию общеучебных познавательных действий младших школьников, в первую очередь смыслового чтения (понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета, умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста). В данной работе были рассмотрены приёмы направленные на формирование читательской компетенции младших школьников. ( True / False , Close , Puzzle ). При правильной организации работа с текстовым материалом на уроках английского языка в достаточной мере развивает обучающихся, развивает интерес к изучаемому языку, повышает мотивацию к предмету, в частности, и к процессу чтения.

Слайд 14

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках английского языка

Закариева Дина Шамилевна

Учитель английского языка

МБОУ «Гимназия №125»

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Содержание функциональной грамотности на уроках английского языка включает: овладение грамотной устной и письменной речью, способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации, умение самостоятельно формулировать проблему

Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. В младшем школьном возрасте у обучающихся ещё не возникает психологического барьера при изучении иностранного языка. Одним из таких универсальных учебных действий является чтение.

Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием информации, которая закодирована графическими знаками. В младшем школьном возрасте ученикам закладываются основы этого важного вида речевой деятельности.

Термин «читательская компетенция» в методике осваивается уже не одно десятилетие и включает в себя совокупность знаний, умений и навыков, благодаря которым ученик способен понимать текстовую информацию, сам планировать и осуществлять работу по освоению текстов. Таким образом, формирование читательской компетенции обучающихся в целом, и в рамках учебного предмета английский язык в частности, является одной из приоритетных и неотъемлемых составляющих учебного процесса в образовательной организации.

Проблема: как формировать читательскую компетенцию младших школьников на уроках английского языка.

Объект исследования: процесс формирования читательской компетенции младших школьников на уроках английского языка.

Предмет исследования: содержание формирования читательской компетенции младших школьников на уроках английского языка.

Цель исследования: на основе анализа теоретического и практического аспектов проблемы, разработать комплекс упражнений по формированию читательской компетенции младших школьников на уроках английского языка.

Гипотеза исследования: разработка и реализация комплекса упражнений, предполагающего использование разнообразных приёмов работы («True/ False», «Cloze», «Puzzle»).

Задачи:

1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.

2. Рассмотреть понятие и структуру читательской компетенции.

3. Выделить приёмы формирования читательской компетенции младших школьников на уроках английского языка.

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст - это пора наиболее оптимального приобщения ребенка к современной действительности.

Начало младшего школьного возраста определяется поступлением ребёнка в школу. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 7 до 10-11 лет. {2}

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Интенсивно развиваются и перестраиваются мыслительные процессы. У ребёнка появляются логически верные рассуждения.

В младшем школьном возрасте ребёнок обладает большинством из необходимых потенций для формирования читательской компетенции.

Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше и быстрее запоминают, прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

С психологической точки зрения изучение иностранного языка на начальном этапе представляется сложным процессом формирования в коре головного мозга новой речевой системы, которая зарождается и начинает сосуществовать, а также постоянно взаимодействовать с уже выработанной системой родного языка, испытывая на себе ее интерферирующее влияние.

C педагогической точки зрения обучение иностранному языку в начальных классах – это процесс формирования элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном уровне речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

В младшем школьном возрасте у учащихся еще не возникает психологического барьера при изучении иностранного языка. И учащиеся значительно быстрее овладевают необходимыми умениями и навыками. Они учатся правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения иностранного языка, соблюдать интонацию основных типов предложения. Дети получают представление об основных грамматических категориях изучаемого языка, распознают изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании, и используют их в устном общении, овладевают техникой чтения вслух, читают про себя учебные и облегченные аутентичные тексты, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения.

Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. В процессе обучения чтению на иностранном языке учащихся младшего школьного возраста большую роль играет игра. Чем больше игровых приёмов, наглядности использует учитель, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал.

Читательская компетенция: понятие, структура

Читательская компетенция это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС).

Понятие «компетенция» является междисциплинарным и широко используется в различных сферах научной и практической деятельности. В связи с этим, понятие имеет множество определений, в зависимости от того, для чего это понятие будет использоваться и применяться. {1}

Читательская компетенция состоит из понятий:

- «грамотность» (навыки чтения, письма, счёта);

- «минимальная грамотность» (способность читать и писать простые сообщения);

- «функциональная грамотность» (способность человека использовать навыки, умения чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом);

Читательскую грамотность рассматривают как одну из самых важных компетенций, которая обозначает готовность к жизни в современном обществе.

Успешное обучение в начальной школе зависит от того насколько у обучающихся сформирована читательская грамотность. Поэтому для школы ставится новая задача в развитии читательской грамотности учеников. Без грамотности нет чтения, а чтение развивает грамотность.

Обучение чтению является неотъемлемой частью обучения английскому языку в целом. Современные учебно – методические комплексы по английскому языку способны решать следующие задачи по развитию читательской грамотности:

- понимать коммуникативную цель чтения текста;

- определять основную мысль текста;

- фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);

- дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;

- выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления;

- комментировать и оценивать информацию текста.

Изучение иностранного языка способствует развитию обще учебных познавательных действий младших школьников, в первую очередь смыслового чтения (понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета, умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста). Если рассматривать универсальные учебные действия, то и там чтение и работа с информацией занимает важное место.{4}

В методике обучения чтению выделяют различные виды чтения. В настоящее время наибольшее распространение получила классификация видов чтения по степени проникновения в текст, предлагаемая С.Х.Фоломкиной, которая делит учебное чтение на изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое.

Изучающее чтение представляет собой внимательное чтение текста для полного точного понимания содержания и запоминания содержащейся информации для ее дальнейшего использования.

Ознакомительное чтение предлагает извлечение основной информации, при этом делается ставка на воссоздающее воображение читателя, благодаря которому частично восполняется смысл текста. При чтении с пониманием основного содержания школьник должен уметь определять тему и выделять основную мысль письменного сообщения, отделять главные факты от второстепенных, опуская детали.

Просмотровое чтение рассматривается как вид чтения, целю которого является получение общего представления о содержащейся в тексте информации.

Поисковое чтение предполагает овладение умением находить в тексте те элементы информации, которые являются значимыми для выполнения той или иной учебной задачи.

Приёмы формирования читательской компетенции младших школьников на уроках английского языка

( на примере 3 класса)

Для формирования читательской компетенции на уроках английского языка в начальной школе, в основном, используются упражнения на проверку знания, понимания и применения полученных знаний. Чаще всего, используются готовые тексты из учебника, которые дополняются заданиями. При выборе и составлении заданий, следует учитывать следующие требования:

- задания должны быть пронумерованы и иметь инструкцию;

- в одном задании не должно быть более одного вопроса (где/когда);

- задания должны быть разнообразны по виду деятельности и соответствовать цели;

- задания должны быть разного уровня сложности.

Одно из самых распространенных заданий – прием «True/False» («Верно/Неверно»). Оно направлено на поиск конкретной информации в тексте. Задания могут быть сформулированы по - разному, но смысл в том, что после прочтения текста (не опираясь на собственные знания и кругозор), учащиеся определяют, какие предложения верны/неверны.

Пример:

I. Прочитай текст и выполни задание.

It’s King’s Park Day today. There are a lot of people in the park. Look! Jim is playing a game with the clown! Sally is eating an apple and her brother Sam is making a sandcastle. Jenny and Jude are painting their faces. Their mother, Sue is watching them. Can you see Paul and Tony? They are riding a horse! Everybody is having a great time!

Задание: Определите, какие из приведенных утверждений соответствуют содержанию текста (True) какие не соответствуют (False).

1. There are a lot of people in the park.

2. Jim is eating an apple.

3. Jenny and Jude are painting their hands.

4. Everybody is having a great time!

Приём «Puzzle».

Учитель предварительно делит текст на несколько частей и перемешивает их. Ученики должны восстановить предложенный им текст в нужной логической последовательности. Также, обучающиеся могут работать в группах или индивидуально.

Пример:

II. Прочитай текст и выполни задание.

I’ve got a pet chimp. His name is Chuckles. He’s eleven. Chuckles has got big ears and a fat body. He’s very cute! Chuckles is very clever, too! He can run, jump and climb. He can dance, too! Oh, I love Chuckles!

Задание: Закончи предложения, используя слова под буквами a-e

He can dance, a) Chuckles

He’s very b) too

He can run c) cute

His name is d) a fat body

Chuckles has got big ears and e) jump and climb!

Приём восстановления/заполнения пропусков «Cloze» используется для работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущены некоторые слова или информация. Задача учащихся восстановить деформированный текст и подобрать пропущенные по смыслу слова исходя из контекста. Этот прием может быть использован только для развития умения чтения с полным пониманием информации, так как заполнение пропусков невозможно без понимания всех перечисленных в тексте деталей.

III. Прочитай текст и выполни задания после него.

Hello,

My name is Tom. I am from London. I am 10. I like Maths and English, but my favourite subject is PE. I can run and jump very well. I can play football too.

I’ve got a pet. It’s a cat. Its name is Snowball.

What about you?

Love

Tom

Задание. Прочитайте текст. В заданиях выберите правильный вариант ответа. Choose the right variant

1. Tom is from…. a) America b) London c) Russia

2. Tom is…. a) Nine b) Seven c) Ten

3. What Tom’s favorite subject? a) English b) Art c) PE

4. What can Tom do? a) run and sing b) jump and dance c) run and jump

5. Tom can play….. a) hockey b) football c) tennis

6. Tom has got….. a) a dog b) a car c) a cat

Данный комплекс упражнений поможет закрепить навык чтения текстов на английском языке, расширить словарный запас. Вопросы и упражнения к тексту помогут школьникам лучше понять смысл прочитанного, научиться извлекать из текста требуемую информацию, тем самым повысить навыки работы с иноязычным текстом.

Заключение

Изучение иностранных языков содействует общему речевому развитию обучающихся. При обучении иностранному языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей, навыка свободного общения и практического применения английского языка. Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности.

Изучение иностранного языка способствует развитию обще учебных познавательных действий младших школьников, в первую очередь смыслового чтения (понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета, умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста). Если рассматривать универсальные учебные действия, то и там чтение и работа с информацией занимает важное место.

C педагогической точки зрения обучение иностранному языку в начальных классах – это процесс формирования элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном уровне речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

Для формирования читательской компетенции на уроках английского языка в начальной школе, в основном, используются упражнения на проверку знания, понимания и применения полученных знаний.

При выборе и составлении заданий, следует учитывать следующие требования:

- задания должны быть пронумерованы и иметь инструкцию;

- в одном задании не должно быть более одного вопроса (где/когда);

- задания должны быть разнообразны по виду деятельности и соответствовать цели;

- задания должны быть разного уровня сложности.

В данной работе были рассмотрены приёмы направленные на формирование читательской компетенции младших школьников. (True/False, Close, Puzzle).

При правильной организации работа с текстовым материалом на уроках английского языка в достаточной мере развивает обучающихся, развивает интерес к изучаемому языку, повышает мотивацию к предмету, в частности, и к процессу чтения.

Список использованной литературы

1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для учителя/ М.: АРКТИ, 2003. 192 с

2. Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приёмы повышения уровня читательской грамотности учащихся/ Под ред. А.С. Сабитова// Молодой ученый. 2016 № с.19-21

3. Иванова О.А. «Учёт психологических особенностей учащихся на уроке английского языка» (Полимодальный подход в преподавании иностранного языка). «Английский язык» №1 (21) 2008

4. Пассов Е.И. Урок иностранного языка. М.: Просвещение , 1988. 270 с

5. Пирожкова, А.О. Обучение английскому языку младших школьников с учетом их психологических особенностей [Текст] / А. О. Пирожкова // Проблемы современного педагогического образования. – 2014. – № 44-1. – С. 199-207)

6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – № 2.

7. Чабанова Т.А. Формирование читательской компетентности учащихся

начальной школы // Чтение и грамотность. Размышления в контекст

Национальной программы поддержки и развития чтения / сост. Е.И.

Кузьмин, О.К. Громова. М., 2007 218 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка

Материавл представляет самоанализ учителя начальных классов по формированию интеллектуальных компетенций на уроках русского языка по УМК "Начальная школа XXIвека"....

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ....

Игра как средство формирования учебно-познавательной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

Методическая разработка на тему: "Игра как средство формирования учебно-познавательной компетенции младших школьников на уроках английского языка"....

Методический семинар по теме "Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка"

Цель данного материала - обобщение опыта работы по теме "Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка с использованием современных образовательных технологий...

Образовательный проект: на тему: Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования, изменение его целевой ориентации от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и на...

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения»

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения  системой приемов смыслового чтения». В своем педагогическом опыте ...