Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс)

3 класс Н.А. Некрасов  "Не ветер бушует над бором..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moroz-voevoda_n.a._nekrasov.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Технологическая карта составлена С.В.Касьяновой, учителем начальных классов МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа»

Учебный предмет: литературное чтение.

Автор УМК «Школа России»: Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий. “Литературное чтение 3 класс . М., 2013.

Класс: 3 класс.

Дата проведения: 02.12.2014 г.

Тема урока: Н.А.Некрасов. «Не ветер бушует над бором…»

Цель:   познакомить учащихся с содержанием отрывка из поэмы Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос" – "Не ветер бушует над бором..."; работать над умением выразительно читать стихи и над развитием воображения детей; расширить кругозор учащихся, обогатить словарный запас; прививать любовь к русской природе.

Тип урока: урока комплексного применения знаний и умений.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержания произведения; читать стихотворения с выражением; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению.

Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения:   развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе; содействие осознанию ценности изучаемого предмета; поддержание  интерес к новому интересному материалу.

Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

ПознавательныеУУД: воспринимать художественное произведение, работать по иллюстрации к тексту.

РегулятивныеУУД: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.

КоммуникативныеУУД: использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения, то есть умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника.

Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному.

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и формы контроля

I.Организацион-

ный момент.

Словесный

Беседа

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки – всё для вас.

Пожелаю вам удачи

За работу, в добрый час!

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Настраиваются на работу

Фронтальный.

 Наблюдение учителя

II. Речевая разминка

Коллективный. Словесный

  • II Ребята, прочитайте слова, записанные на карточках, они помогут вам назвать ключевое слово, спрятанное в центре. (осень)
  • Как вы думаете, как это слово связано с темой нашего урока?
  1. Речевая разминка.

Под ногами в листопад

Листья жёлтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок –

Папа, мама и ребёнок.

( В. Голяховский)

  • Прочитай стихотворение глазками.
  • О каком природном явлении говорится в стихотворении? (о листопаде)
  • В какое время года мы можем наблюдать это явление природы?
  • Какие слова придумал автор? ( Шурш, Шуршиха, Шуршонок)
  • А зачем он выдумал эти слова? (Чтобы мы услышали шуршание листьев)
  • Какой звук нужно для этого выделять? (ш)
  • Ребята, а кому из вас нравится осень?

Слушают задания учителя и выполняют.

Отвечают на вопросы учителя

Фронталь -

ный. Устные ответы

III. Проверка домашнего задания

Фронтальный. Устный ответ

 - Вот вы и готовы читать стихи.

Послушаем ваше чтение наизусть стихотворения об осени .О каком  времени года говорится в этом стихотворении? А ты любишь осень? Чем она тебе нравится?

Чтение наизусть стихотворения.

В нём говорится об осени .

Люблю. Мне очень нравится золотая осень .Она очень красивая, яркая и разноцветная..

Фронталь- ный. Устные ответы

IV. Определение темы урока. Постановка целей урока.

Проблемный

Словесный

   

 А какое время года у нас сейчас?

Вы любите зиму?

Посмотрите, как красива природа зимой. Какими красками ты могла бы пользоваться, если бы рисовала зимнюю картину?

 Всегда ли зима белая?

 Слушание аудиозаписи стихотворения «Не ветер бушует над бором..»

-Ты  догадалась, о  чём сегодня мы будем читать на уроке?

 - Чему мы научимся?

 

   Зима.

 Люблю.

Показ слайдов.

Выражает эмоции при просмотре  видеоматериала. Проявляет интерес к увиденному.

Слушание  нового стихотворения Н.А.Некрасова «Не ветер бушует над бором»

- Читать выразительно, громко.

 

Фронталь ный. Устные ответы

V.Физкультминутка

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И   покажем   дома   маме.   (Руки   над   головой   и   словно   «ловить  снежинки.)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.        (Потягивания - руки в стороны)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.  

 (Ходьба на месте, колени высоко поднимать.)

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)

Ну а мы идем, идем        (Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом. (Сесть на место.)  

 Ориентируется на здоровый образ жизни.

Фронтальный.

Правильное выполнение упражнений

VI. Открытие новых знаний.

Словесный.

Работа в паре с учителем.

Сообщение темы и целей урока.

Чтение стихотворения учителем и учеником. Подчеркни непонятные по смыслу слова. А можешь ли объяснить значение этих слов?

Словарная работа.

На доске написаны слова:

воевода – начальник войска

дозор – обход для осмотра

палица – старинное оружие- тяжёлая дубинка с утолщённым концом

гнёт – тяжесть, груз

обозы – несколько повозок с грузом

казна – имущество, деньги или иные средства

не скудеет – не беднеет

Объявляет тему урока.

Чтение цепочкой.

Работа с текстом.

Чтение слов и их лексических значений.

Устные ответы. Работа  у доски.

Работа со словарём.

VII. Работа по теме урока

Словесный. Рассказ учителя..

– Чем тебе понравилось это стихотворение?

– Чем оно вам напоминает сказку?

- Каким ты представляешь  себе Мороза?

-Кто такой Мороз- воевода?

Давай попробуем дать характеристику главному герою стихотворения, используя карточки  и прикрепим их к картине.

Давно так ведётся на свете:

Под вечер, в конце декабря,

Приедет волшебник в карете

Из золота и янтаря.

Проедет по улицам ярким

И к каждому дому свернёт.
Раздаст ребятишкам подарки,

А взрослых он в детство вернёт.

А кто герой этого стихотворения? Давай сравним этих героев.

Некрасов с детства слышал сказки о морозе. Повзрослев под впечатлением этих сказок он написал поэму, оставив нам как дар свои стихи .Эти стихи нам очень нравятся, и мы благодарны за них поэту.

 Мороз показан как живое существо, сравнивается с воеводой.

 Строгим, грозным, властным, богатым.

Мороз-воевода-это сказочный старик , олицетворяющий сильные морозы.

Мороз- любимый герой русских народных сказок .Его ласково называют Морозко, а уважительно Мороз Иванович.

Слушание учителя.

Коллективный, индивидуальный.

Устные ответы.

VIII.Физкультминутка

.

Практический

Мы читали и устали

Дружно тихо все мы встали

Ручками похлопали – раз, два, три.

Ножками потопали – раз, два, три

Сели, встали, встали сели

И друг друга не задели

Мы немножко отдохнем

И опять читать начнем

  Осуществляет профилактику утомления.  Активно участвует в физкультминутке

Фронтальный.

Правильное выполнение упражнений

VII. Продолжение работы по теме.

Работа с текстом.

Найдите строчки, где показано, что Мороз – величественный и могучий.

Зачем они употреблены?

 Посмотрите внимательно на иллюстрацию к стихотворению.

Каким изобразил Мороза художник? Почему художник нарисовал Мороза выше деревьев?

  • Самостоятельное чтение

 - Прочитайте самостоятельно и найдите слова, которые помогают нам представить Мороза в образе живого существа.

- Как называется приём, который использует поэт при изображении Мороза?

Как удалось поэту передать живой образ Мороза? ( С помощью глаголов)

Подбери эпитеты к словам из стихотворения.

   

-Какие паузы есть в стихотворении?

- Прочитайте ещё раз стихотворение и подумайте, на сколько частей его можно разделить?

-Чтение вслух «по цепочке»

 -Как мы озаглавим эти части?

 - Как мы будем читать 1 часть стихотворения?

  • Выразительное чтение 1 части

 - Каким мы видим Мороза во 2 части?

  • Выразительное чтение 2 части

 - Что вам напоминает стихотворение.

 Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

- Чтобы показать шумное, грозное шествие Мороза по зимнему лесу.

Он руководит жизнью природы, всё ему

подчиняется,

он идёт шумно, грозно.

    -Обходит, глядит, идёт, бьёт, поёт.

    -Олицетворение

-С помощью глаголов.

-Моря - окияны

Мосты - ледяные

Борода - косматая

Солнце - яркое

Песня – хвастливая, удалая.

Грамматические – там, где есть знаки препинания.

Логические – повторы, глаголы-олицетворения, метафоры, прилагательные, показывающие красоту

  Можно разделить на две части.

  1. Шествие Мороза

   2. Песня Мороза

  Медленно, важно. Нужно передать шумное, важное  шествие Мороза.

  Он поёт хвастливую песню, важничает.

 

  Оно напоминает сказку.

 

 Ученица оформляет свои мысли в устной форме

- Хорошая отметка, полученная в школе.

 - Похвала учителя.

Индивидуальный.

Коллективный

IX. Подведение итогов урока.

Сравнение образов Мороза.

-Сравни образ Мороза в сказках и в стихотворении Н.А.Некрасова.

  В сказках Мороз добрый, может пожалеть и наказать.

 Он сильный и богатый, добрый и справедливый.

 А в стихотворении у Н.А.Некрасова он – всесильный богатырь с косматой бородой. Автор его называет не

 Дед Мороз, не Морозко, а Мороз – воевода

Устные ответы

VIII. Рефлексия урока.

Перед тобой цветные снежинки: розовые, голубые и белые. Возьми розовую ,если всё понравилось на уроке и было комфортно. Голубую- если урок тебе не понравился и ты чувствовала на нём неуютно. Белая снежинка скажет нам о том , что тебе безразлично то , что происходило на уроке.

Осмысливает свою деятельность и  выбирает снежинки

Индивидуальный.

X. Домашнее задание.

 Подготовить выразительное чтение стихотворения. нарисовать иллюстрации или выучить  наизусть

Домашнее задание  учитывает желание учащийся.

Индивидуальный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...