Творчество Г.Х.Андерсена
план-конспект занятия по чтению (4 класс)
-Познакомить детей с жизнью и творчеством Г. Х. Андерсена, прививать любовь к его творчеству.
-Познакомить детей с произведениями Г. Х. Андерсена.
-Формировать у детей желание самостоятельно обращаться к книге, как к источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
-Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
-Обогащать и активизировать словарный запас.
Развивающие:
-Развивать связную речь, творческие способности детей.
- Развивать традиции семейного чтения, умение понимать содержание произведений.
-Развивать психические процессы (внимание, память, воображение, образное мышление, любознательность)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Чайкина Марина Михайловна
Тема: «Детский писатель Ганс Христиан Андерсен».
Задачи:
Обучающие:
-Познакомить детей с жизнью и творчеством Г. Х. Андерсена, прививать любовь к его творчеству.
-Познакомить детей с произведениями Г. Х. Андерсена.
-Формировать у детей желание самостоятельно обращаться к книге, как к источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
-Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
-Обогащать и активизировать словарный запас.
Развивающие:
-Развивать связную речь, творческие способности детей.
- Развивать традиции семейного чтения, умение понимать содержание произведений.
-Развивать психические процессы (внимание, память, воображение, образное мышление, любознательность)
Воспитательные:
-Воспитывать любовь к художественной литературе, бережное отношение к книгам;
- Воспитывать положительные качества: дружелюбие, товарищество, вызвать у детей положительный эмоциональный отклик, навыки взаимодействия и сотрудничества
- Воспитывать активность и самостоятельность
Ход игры.
-Ребята! Вы любите сказки?
-Сказок очень много. А чем отличаются сказки от других произведений? (В сказках могут говорить и звери, и растения, с ними происходят необыкновенные, волшебные приключения.)
-А кто пишет сказки ? (Сказки складывает народ или пишет автор.)
- Сегодня мы обратимся к творчеству одного из писателя - сказочника Ганса Христиана Андерсена.
Биография Андерсена начинается в 1805 году, когда в бедной семье башмачника и прачки рождается ребенок. Произошло это в Дании в небольшом городке Оденс. Семья жила очень скромно, ведь на роскошь у родителей не было денег, однако они окутали любовью и заботой своего ребенка. В детстве отец рассказывал маленькому Гансу сказки из Тысячи и одной ночи и любил напевать своему сыну добрые песенки. Когда в семье умер отец, Гансу пришлось искать работу, чтобы заработать на питание. Работал мальчик у ткача, потом у портного, пришлось поработать ему на сигаретной фабрике. Благодаря накопленным средствам, в 1819 году Андерсен покупает сапоги и отправляется в Копенгаген, где работает в королевском театре. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он пытается написать пьесу «Солнце Эльфов», которая оказалась очень сырой. Хоть работа оказалась слабой, она сумела обратить на себя внимание дирекции. На совете директоров было решено выделить мальчику стипендию, чтобы тот смог бесплатно учиться в гимназии. Учеба давалась Андерсену сложно, но несмотря ни на что, он заканчивает гимназию. Андерсен очень обижался, когда его называли детским сказочником, ведь свои работы он писал и для взрослых. Андерсен оказался первым зарубежным автором, чьи произведения начали издаваться в России.
-А теперь давайте поиграем.
Дети заранее разбиваются на 2 команды, выбирают названия командам (н-р, «Дюймовочка» и «Оле-Лукойе»), капитанов.
Конкурс «Сказка начинается… А как она называется?»
Вопросы для команды «Оле-Лукойе»:
1. «Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. Было у него одиннадцать сыновей и одна дочь» («Дикие лебеди»)
2. «Шел солдат по дороге. Раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку. Он шел домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма» («Огниво»)
Вопросы для команды «Дюймовочка»:
1. «Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем сейчас. Так вот, жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол. Раз он был в особенно хорошем расположении духа: смастерил такое зеркало, в которое все доброе и прекрасное уменьшалось дальше некуда, а все дурное так и выпирало, делалось еще гаже». («Снежная королева»)
2. «Жил-был принц, и хотелось ему взять за себя принцессу, но только настоящую…»(«Принцесса на горошине»)
Конкурс «Угадай героя сказки!»
Вопросы для команды «Оле-Лукойе»:
1.Он испачкал себе лицо черной и бурой краской, нахлобучил шапку и постучал в императорский дворец. «Здравствуй, император!» - сказал он. - Не найдется ли у вас при дворе какой-нибудь должности для меня?» (Принц из сказки « Свинопас»)
2.Он добыл счастья с помощью собак. ( Солдат из сказки «Огниво»)
3.Они требовали для своей работы тончайшего шелку и чистого золота. Все это они прятали в свои карманы и продолжали сидеть за пустыми станками. (Обманщики из сказки «Новый наряд короля»)
4. Кто носил богатую бархатную очень красивую шубу? Он был такой важный, толстый, ученый… (Крот из сказки «Дюймовочка»)
5.Он пошел в самую большую гостиницу, нанял себе самые лучшие комнаты и приказал подать свои любимые кушанья - ведь он теперь был богачом. (Солдат из сказки «Огниво»)
6. Немая лесная красавица стала королевской невестой и спасла своих братьев.( Элиза из сказки «Дикие лебеди»)
7. «В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сидела корона, за плечами развевались блестящие крылышки…(Эльф, из сказки «Дюймовочка»)
Вопросы для команды «Дюймовочка»:
1.Он важно шел во главе процессии под роскошным балдахином , а люди говорили: «Ах, наряд короля бесподобен! А шлейф- то какой красивый! А камзол –то как чудно сидит!» Кто этот нарядный герой? (Голый король из сказки «Новый наряд короля»)
2.А толстый слепой крот приходил каждый вечер в гости и болтал о том, что скоро лету будет конец, солнце перестанет палить землю, и она снова станет мягкой и рыхлой. Вот тогда они сыграют свадьбу…( Крот из сказки «Дюймовочка»)
3.Она не могла заснуть на 20 тюфяках и 20 перинах, так как под ними лежала горошина. (Принцесса из сказки «Принцесса на горошине»)
4.На ней была юбочка из тонкого батиста, на плечах- голубой шарф, а на груди -блестящая брошка. Красавица стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки….(Танцовщица, хозяйка игрушечного дворца, из сказки «Стойкий оловянный солдатик»)
5.Она была так прелестна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза ее сверкали, как звезды, но в них не было ни тепла, ни красоты. (Снежная королева из одноименной сказки)
6.Она расцарапала себе грудь; в котел закапала черная кровь, и скоро стали подниматься клубы пара, принимавшие такие причудливые формы, что просто страх брал. (Морская ведьма из сказки «Русалочка»)
7.Тарелка с водой было для нее целым озером, и она плавала поэтому озеру на лепестке тюльпана, как на лодочке. Вместо весел у нее были два конских волоса. (Дюймовочка из одноименной сказки)
Конкурс «Кто и кому говорит»
Вопросы для команды «Оле-Лукойе»:
1. «Пустяки ! Только не капризничай! А то я укушу тебя - видишь, какие у меня острые белые зубы?» (Мышь-Дюймовочке.)
2. «Лежи же смирно, не то я пырну тебя ножом!» (Разбойница - Герде)
3. «Умеешь ли ты выгибать спинку? Мурлыкать и испускать искры? Нет? Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди!» (Кот – Гадкому утенку)
4. «Ишь какая славненькая, жирненькая ! Жирненькая, что твой барашек! Ну-ка, какова на вкус будет? (Старуха-разбойница – про Герду)
Вопросы для команды «Дюймовочка»:
1. «Ты должна заплатить мне за помощь. И я недешево возьму. У тебя чудный голосок, и им ты думаешь обворожить принца, но ты должна отдать этот голос мне.» (Ведьма – Русалочке)
2. «Паспорт есть? Давай паспорт!» (Крыса - Оловянному солдатику)
3. «У нее только две ножки! Жалко смотреть! У нее нет усиков! Какая у нее тонкая талия. Фи! Она совсем ка человек! Как некрасиво!» (Про Дюймовочку)
4. «Они прыгали и хлопали в ладоши: «Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Мы знаем, у кого сегодня каша и свиные котлеты, как интересно!» Кто так радуется (Фрейлины из сказки «Свинопас»)
Конкурс болельщиков «Узнай сказку!»
- Болельщики своими правильными ответами могут помочь любимой команде.
1. «К счастью он заметил, что дверь избушки соскочила с одной петли и висит так криво, что можно свободно проскочить через эту щель в избушку. Так он и сделал». («Гадкий утенок»)
2. «Пробило двенадцать. И вдруг –щелк -раскрылась табакерка. В этой табакерке никогда и не пахло табаком, а сидел в ней маленький злой тролль. Он выскочил из табакерки, как на пружине, и огляделся вокруг». («Стойкий оловянный солдатик»)
3.Однажды вечером поднялась сильная буря. Засверкали молнии, загремел гром, а дождь полил как из ведра. Вдруг кто-то постучал в ворота дворца, и старый король пошел открывать. У Ворот стояла…(«Принцесса на горошине»)
4. «И вдруг она увидела, как из моря поднялись ее сестра; они были бледны, как и она, но их длинные роскошные волосы не развивались больше по ветру – они отдали волосы ведьме, а она дала им нож…» («Русалочка»)
Конкурс «Из какой сказки эти вещи»
-Ребята, сейчас вам нужно определить, в какую сказку нужно отдать вещи, которые находятся в рюкзаке Кая и в корзине Герды. Отвечать будет та команда капитан , которой первым поднимет руку.
Вещи в рюкзаке Кая:
1.Большой нож… Им можно вспороть брюхо большущей рыбе…(«Стойкий оловянный солдатик»)
2.Вещь, которую охраняли три волшебные собаки под старым деревом. («Огниво»)
3.Большие ножницы и игла без нитки, да и зачем нитка, если шить-то нечего! Обманули портные короля… (Новый наряд для короля»)
4.Чудесный музыкальный горшочек, увешанный бубенчиками. («Свинопас»»)
5.Веревка-ею нужно обвязаться ,чтобы спуститься в дупло. («Огниво»)
6.Бумажный кораблик. («Стойкий оловянный солдатик»)
7.Хорошенькая фарфоровая пастушка. («Пастушка и трубочист»)
8.Длинный острый нож, его кто-то клал себе под подушку. («Снежная королева»)
Вещи в корзине Герды :
1.Чашка с речным песком – ее получили дети вместо пирожных. («Дикие лебеди»)
2.Скорлупка ореха, которая служила постелькой для маленькой девочки. («Дюймовочка»)
3.Маленький красивый мешочек с гречневой крупой, но как жаль :он с дыркой – и крупа сыплется… ( «Огниво»)
4. Синий клетчатый передник на него нужно посадить собаку. («Огниво»)
5.Зеленый листочек с дырочкой – вместо игрушки-сквозь дырочку смотрела девочка на солнце… («Дикие лебеди»)
6.Шелковая ленточка, за которую привязывали певчую птичку. («Соловей»)
7.Книжка с картинками, за которую было отдано полкоролевства. («Дикие лебеди»)
8.Бусы из ракушек и морской цветок. («Русалочка»)
Конкурс «Гонка за лидером»
-В течение минуты команды по очереди должны дать правильные ответы на как можно большее количество вопросов.
Вопросы для команды «Оле-Лукойе»:
1. Кто посмел сказать королю, что он голый? (Ребенок.)
2. Что выросло из зернышка, которое посадила в цветочный горшок? (Цветок, на котором сидела Дюймовочка.)
3. В какой сказке цветы устраивали балы и танцевали? («Цветы маленькой Иды»)
4. На чем плавала Дюймовочка по тарелке с водой? (На лепестке тюльпана)
5. Какое слово складывал Кай из льдинок? (Вечность.)
6. Чем отличался стойкий оловянный солдатик от своих братьев?(У него была одна нога.)
7. Какой птице помогла Дюймовочка, а та потом помогла ей? (Ласточка.)
8. Какие подарки послал принц для привередливой принцессы? (Розу и соловья.)
9. Как звали сестру одиннадцати братьев? (Элиза.)
10. Название сказки, которое начинается и заканчивается на одну и ту же букву? («Свинопас»)
11. Кому и за что пожаловал император свою золотую туфлю на шею? (Соловью за чудесное пение.)
12. Кто охранял сундуки с медью, серебром и золотом? (Собаки.)
13. Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? (Майя.)
14. В какую страну увезла Снежная королева Кая? ( В Лапландию.)
15. Кому было присвоено особое звание: «Первый певец императорского ночного столика с левой стороны»? (Искусственному соловью.)
Вопросы для команды «Дюймовочка»:
1. Кто помог спастись Дюймовочке от крота? (Ласточка.)
2. Что помогло определить в вымокшей незнакомке принцессу? (Горошина.)
3. В какой сказке розы не только умели рассказывать сказки, но и помогли главной героине вспомнить, куда та шла? («Снежная королева»)
4. Чем натерла злая королева Элизу, чтобы та совсем стала коричневая? (Соком грецкого ореха.)
5. Какой сказочник носил с собой два зонтика? (Оле -Лукойе.)
6. Чем занималась Дюймовочка в доме у мыши? (Убирала комнаты и рассказывала сказки.)
7. Кому принадлежали новые красные башмачки – прелестные башмачки, которые хозяйка решила подарить реке? (Герде .)
8. Птица,в которую превратился гадкий утенок? (Лебедь.)
9. Как звали друга Герды? (Кай.)
10. Сказка, заканчивающаяся и начинающаяся с одной и той же гласной буквы? («Огниво»)
11. Кто был сыном старой оловянной ложке? (Стойкий оловянный солдатик.)
12. Кто так говорил : «Коа-акс,коа-акс,брехке-ке-кекс!»? (Сын жабы.)
13. Героиня какой сказки превращается в морскую пену? («Русалочка»)
14. В какую страну прилетел купеческий сын в сундуке? (В Турцию.)
15. Чем наградил король обманщиков? (Рыцарским крестом в петлицу и пожаловал им звание придворных ткачей.)
Конкурс «Подбери слово к сказке»
- На плакатах написаны слова. Нужно выбрать те из них, которые подходят к той или иной сказке Андерсена. Назовите эти сказки.
Вопросы для команды «Оле-Лукойе»:
1.Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, роза, дружба. (Снежная королева)
2.Трава,карусель,краптва,кольцо, жаба, терпение. (Дикие лебеди)
Вопросы для команды «Дюймовочка»:
1. Нора,полевая мышь, ласточка, эльф. (Дюймовочка)
2.Тюфяк, кресло, карета, ливень, река, принцесса. (Принцесса на горошине)
Подведение итогов. Награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку о творчестве Г.Х. Андерсена
Презентация содержит занимательный материал по произведениям этого писателя...
Сценарий внеклассного мероприятия. КВН по творчеству Г.Х.Андерсена
Сценарий внеклассного мероприятия вместе с презентацией и видеороликом размещён на сайте школы - http://s06014.edu35.ru/index.php/2012-11-15-06-24-59/290-2013-03-29-09-30-19.html...
Игра - путешествие по творчеству Г. Х. Андерсена
Данная игра - путешествие способствует воспитанию устойчивого интереса к книге; развитию интереса к чтению; знакомству читателей с биографией и творчеством Андерсена и привитию интереса к чтению ...
Гостиная сказочных героев (о жизни и творчестве Г.Х.Андерсена)
Это внеклассное занятие в игровой форме поможет больше узнать о творчестве Г.Х. Андерсена.....
Викторина по творчеству Х.К. Андерсена
Вопросы по творчеству и биографии писателя...
Урок по литературному чтению в 4 классе на тему «Творчество Г.-Х. Андерсена. Сказки «Дикие лебеди».
конспект урока...
Описание работы над проектом по творчеству Г..Х. Андерсена
Описание работы над проектом по творчеству Г. Х. Андерсена...