Статья: "Коррекционно-развивающие упражнения по русскому языку, активизация познавательной деятельности ребенка. Речевое развитие."
статья по чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Царькова Р. М.
учитель начальных классов
ГБОУ гимназия 441
Тема: Коррекционно-развивающие упражнения по русскому языку, активизация познавательной деятельности ребенка. Речевое развитие.
Данная тема интересна для применения, как на уроках русского языка и литературы, так и при проведении различных внеклассных занятий.
Коррекционно-развивающие упражнения несут практические умения, раскрывая перед детьми богатство и красоту языка; обогащая словарный запас, расширяя кругозор младших школьников, раскрывая нравственные нормы поведения.
Программа по изучению русского языка в младших классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определённой самостоятельностью, учебных курса:
-Обучение грамоте, развитие речи.
-Литературное чтение и развитие речи.
-Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.
Основу всех этих курсов составляет развитие речи, которое придаёт всему процессу изучение языка, чёткую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно читать, говорить и писать, дать младшим школьникам доступные по их возрасту и понимаю первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развить их внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к чтению.
Уроки русского языка строятся так, чтобы усвоение детьми знаний, формирование у них умений и навыков, органически сочеталось с выработкой у каждого ученика положительных качеств, характерных для общественно активной критически и конструктивно мыслящей личности.
Внеклассные мероприятия помогают раскрепостить ребенка, ведь дети учатся говорить перед сверстниками, отвечать на вопросы, пересказывать прочитанное, делиться наблюдениями, рассказывать о своих впечатлениях, тем самым развивая речевое общение.
Задачей коррекционно-развивающего обучения является охрана и укрепление физического и нервно-психологического здоровья детей, их социальная адаптация. Коррекционная работа направленна на компенсацию недостатков дошкольного развития в исполнении пробелов воспитания, преодолении негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, повышение работоспособности и активизацию познавательной деятельности детей.
Особенно важно признание права ребенка на ошибку, как естественную и закономерную составляющую процесса учения.
Следует помнить, что успешность усвоения материала детьми, темп овладения им, прочность, осмысленность знаний зависит не только от деятельности педагога, но и от познавательных возможностей и способностей детей, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, физическим развитием.
Чтобы сформировать у учащихся данные мыслительные процессы необходимо включать в урок или внеклассное занятие продуктивные знания, непосредственно направленные на развитие таких процессов творческого мышления, как целеобразование, планирование, анализ, сравнение, обобщение.
Можно привести ряд заданий коррекционного плана:
- Запиши текст, вставляя пропущенные буквы.
- Найди ошибки в словах и употреби слова в речи правильно. Игра «Звук заблудился», «Буква спряталась».
- Раздели слова для переноса. «Не ошибись».
- Собери из частей пословицу. Работа с таблицами слов.
- Закончи фразу или предложение.
- «Отгадай» Работа с загадками.
- Говори правильно!
- Работа со словарями.
- Различные языковые эстафеты «Будь внимателен».
- «Проверь себя». Редактирование текста, предварительная проверка работы по развитию речи.
- Составь текст по опорным словам или словосочетаниям.
- Словесное иллюстрирование «Точка зрения».
- Узнай героя литературного произведения.
- Комментированное письмо, лексическое значение слова.
Занимательный материал к урокам русского языка и занятиям кружка, активизирует познавательную деятельность детей, способствует преодолению негативных явлений в личностном развитии ребенка.
На современном этапе обучения приоритетным направлением как раз является духовно-нравственное развитие ребенка. Особо выделяются такие человеческие ценности, как согласие, сотрудничество, сопереживание и взаимопонимание. На этом этапе очень важно проследить взаимодействие ребёнка с родителями, с близкими в семье.
Яркое составляющее и одновременно индикатор личности развития младшего школьника – его поведение.
Любые нарушения в развитии личности – неадекватная самооценка, слабый самоконтроль, искажённое представление о себе и своих возможностях – закономерно проявляются в поведении ребёнка. Усвоение детьми моральных норм и правил поведения создают необходимые условия для развития всех познавательных процессов.
«Обогащённая память и подвижная мысль – при мёртвом и слепом сердце – создаёт ловкого, но чёрствого и злого человека!»
Следует учитывать проблему адаптации первоклассников к школе, можно провести курс коррекционно-развивающих занятий по следующим темам:
- «Знакомство»
- «Правила школьной жизни»
- «Школьник и дошкольник»
- «Для чего ходят в школу»
- «Учимся работать дружно»
- «Оценка»
-«Первоклассное путешествие»
Внешкольные занятия ориентированы на развитие у ребёнка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, готовности помогать другому, способности сопереживать.
Ребёнок развивается в процессе обучения, но развитие происходит ещё и на социально-общественном уровне, поэтому важно, как каждый выглядит в коллективе, какую позицию занимает среди сверстников. Проведение совместных мероприятий и праздников родителей и учащихся оказывает благоприятное воздействие на формирование детского коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта "Активизация познавательной деятельности на основе развития мыслительных процессов младших школьников"
Обобщение опыта "Активизация познавательной деятельности на основе развития мыслительных процессов младших школьников"...
Педагогическое исследование на тему: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету»
В данной работе определены цели , задачи, методы педагогического исследования.Выдвинута гипотеза исследования активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка....
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьн...
Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках русского языка с использованием дидактических игр, занимательных заданий и упражнений
Ш.Амонашвили утверждает, что «В играх ученики начальной школы реализуют не только разнообразные впечатления и знания, но и свои основные духовные потребности. Именно это открывает взрослым широк...
Активизация познавательной деятельности ребенка с ДЦП посредством ИКТ
Современные технологии ИКТ на уроках в начальной школе....
Доклад Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся
Доклад Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся...
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка с использованием приёма игра-упражнение
Выступление на педагогическом совете...