Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России
рабочая программа по чтению (1 класс)
Рабочая программа и тематическое планирование для 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_1kl.doc | 218 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа
для начального общего образования
(Базовый уровень)
Пояснительная записка.
Статус документа.
Рабочая программа по литературному чтению для 1-ых классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 40 часов из расчета 4 ч в неделю. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МО и науки РФ от 06.10.2009 №373);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ МОН РФ №1598 от 19.12.2014г.);
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 г.г» от 22 ноября 2012 г. № 2148-р.
- Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Средняя школа 10» (приказ №94 от 25.06.2013 г);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, утвержденный приказом МОН РФ №253 от 31.03.2014г;
- Приказ МО РМ «От утверждении инструкции по разработке рабочих учебных программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия № 904 от 16.08.2011 года».
- Письмо МОН РФ №08-1786 от 28.10.2015г. «О рабочих программах учебных предметов»
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);
- Учебный план МАОУ «Средняя школа №10» на 2019-2020 учебный год.
Программа составлена для учебника «Литературное чтение» 1 кл., Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий.– М.: Просвещение, 2014, включенного в Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Программа является авторской.
Программа и материал УМК рассчитаны на 40 часов в год, 4 часа в неделю, что соответствует ОБУП в 1 классах (1-4).
Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения.
Главной задачей является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.
Эта задача успешно решается в процессе общения с художественной литературой, которая, как и всякое искусство, полифункциональная: она пробуждает эстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческие вопросы и расширяет познавательные горизонты читателя. Все эти аспекты литературного произведения должны найти место на уроках литературного чтения.
Курс «Литературное чтение» ставит следующие задачи:
- целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
- свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
- приобщение ребёнка к литературе как искусству слова;
- формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;
- обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;
- научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;
- развивать интерес к литературному творчеству;
- духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников.
Общие принципы, реализующие указанные цели:
- принцип художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру;
- принцип системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во взаимосвязи художественно-эстетических, духовно-нравственных и познавательно-мировоззренческих ценностей литературного произведения, в единстве его художественной формы и содержания;
- принцип коммуникативности, реализующий диалоговую форму урока и построение системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями;
- принцип введения элементов драматургии для всестороннего анализа произведения;
- принцип дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ текста с развитием интенсивного навыка чтения;
- культурно-исторический принцип;
- принцип взаимосвязи семьи и школы, возрождающий русскую традицию семейного чтения.
Учебник «Литературное чтение» для 1 класса включает семь основных разделов, которые выстроены по жанровому, художественно-эстетическому и познавательному принципам.
Часть 1
- «Книги – мои друзья».
- «Радуга – дуга» (произведения малых фольклорных жанров).
- «Здравствуй, сказка!» (включает народные и авторские сказки, данные для сопоставления, сравнения).
Часть 2
- «Люблю всё живое».
- «Хорошие соседи, счастливые друзья».
- «Край родной, навек любимый».
- «Сто фантазий».
Разделы имеют художественно-эстетическую, духовно-нравственную направленность, последний («Сто фантазий») нацелен главным образом на развитие воображения и творческих литературных способностей учащихся.
Разделы включают в себя произведения современных писателей, содержание которых близко жизненному опыту младших школьников и интересно им, а также произведения народнопоэтического творчества и классиков отечественной литературы. В 1 классе знакомство с зарубежной литературой ограничивается фольклорными произведениями.
Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.
В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Культура читателя не сводится к умению бережно обращаться с книгой. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.
Круг детского чтения. Тематика
1. Жанровый блок. Знакомство детей с жанром сказки (русские народные сказки, сказки народов России). Загадки, пословицы, потешки, небылицы.
2. Тематический блок. Темы, посвященные семье и детям, их взаимоотношениям, общению с природой и миром животных. Учащиеся перечитывают произведения классиков детской литературы (К. Чуковский, С. Михалков, С. Маршак, А. Барто, Н. Носов).
Тематический блок включает юмористические стихи, рассказы, сказки, а также научно-познавательные тексты.
Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения
1. Развитие навыка чтения:
- способ чтения: плавное, неторопливое чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных и трудных слов;
- качества навыка чтения, обеспечивающие взаимосвязь чтения и понимания прочитанного: сознательное, правильное чтение слов, предложений, небольших текстов без пропусков и перестановок букв в словах. Чтение в темпе 30—40 слов в минуту.
2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения:
- полные ответы на вопросы по содержанию текста;
- нахождение в тексте предложений, подтверждающих устное высказывание (мнение) ребенка;
- пересказ знакомой сказки без пропусков и повторов частей текста;
- воспроизведение содержания небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы;
- формирование умения сосредоточиться на чтении текста.
3. Воспитание культуры речи и чтения:
- формирование умения слушать собеседника;
- развитие звуковой культуры речи: умение громко, четко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении;
- развитие умения делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения;
- развитие грамматически правильной речи, ее эмоциональности и содержательности;
- воспитание доброжелательного отношения и внимания к собеседнику — сверстнику и взрослому;
- увеличение «поля» чтения: от чтения односложных слов к чтению двусложных слов при выполнении упражнения на целостное восприятие слов.
Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром
1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений, использования произведений живописи и музыки:
- формирование способности воспринимать красоту весенней природы; умение выразить свое отношение к ней. Отражение весеннего настроения в произведениях художников и музыкантов;
- наблюдение за поведением и движениями животных, умение передать свои впечатления в устной речи и через рисунок;
- сравнение художественных текстов о весне с произведениями живописцев.
2. Слушание художественных произведений:
- слушание сказок, стихотворений и рассказов в исполнении мастеров художественного слова. Побуждение к обмену впечатлениями от услышанного;
- слушание и заучивание наизусть небольших стихотворений о весне, детях, животных.
3. Перечитывание художественного произведения и его анализ:
- высказывание собственного мнения о прочитанном, умение эмоционально откликаться на прочитанное;
- соотнесение содержания произведения с иллюстрациями к нему;
- нахождение в художественном произведении отрывков, созвучных иллюстрациям;
- воспитание внимательного отношения к авторскому слову в художественном тексте;
- наблюдение за языком художественного произведения (с помощью учителя); нахождение слов, помогающих ярко и точно изобразить природу;
- понимание значения слов и выражений исходя из контекста; сопоставление синонимов;
- умение назвать героев (действующих лиц) произведения; найти в тексте слова, характеризующих их.
4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами:
- воспроизведение диалоговых сцен из прочитанных произведений;
- сравнение сказок разных авторов с одним и тем же сюжетом;
- придумывание своего варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя);
- умение различать сказку, рассказ и стихотворение (на практическом уровне).
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:
- наизусть 3—4 стихотворных произведения классиков русской литературы;
- автора и заглавие 3—4 прочитанных книг;
- имена и фамилии 3—4 писателей, произведения которых читали в классе.
Учащиеся должны уметь:
- читать небольшой текст плавно целыми словами с элементами послогового чтения;
- читать текст в темпе не менее 30 слов в минуту; соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;
- отвечать на вопросы к прочитанному тексту;
- воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;
- высказать свое отношение к прочитанному.
Планируемые результаты.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– заучивать наизусть небольшие стихотворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
– различать рассказ и стихотворение.
Условные обозначения типов урока:
НТ - урок работы с новым текстом; ВУ - вводный урок; УК - урок контроля;
ОНЗ - урок открытия новых знаний; ВЧ - урок внеклассного чтения; РР - урок развития речи.
РУ - урок развития читательских умений; BE - итоговый урок;
Календарно-тематическое планирование
Литературное чтение. Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий. 1 класс. УМК «Перспектива» (40 часов)
№ урока | ДАТА | Тема урока, произведения для чтения. | Тип урока | Планируемые достижения учащихся | Виды деятельности | Форма контроля | |||||||||||||||||||||||||
план | факт | Предметные УУД | УУД и результаты УУД | ||||||||||||||||||||||||||||
Часть 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 1: «Книги – мои друзья»( 4 ч. ) Книга – писатель – читатель. Способы передачи информации: жесты, рисунки, книги, компьютер. Книга – обложка – автор – каталог. Научиться предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. | |||||||||||||||||||||||||||||||
1. | 12.03 | Введение Знакомство с системой условных обозначений. Тема: «Книги – мои друзья» 1.Диалог друзей юных читателей – Ани и Вани. 2.С.Маршак. «Новому читателю». (Книга – читатель – мыслитель.) | ВУ | Уметь читать плавно, неторопливо, целыми словами; уметь вникать в смысл читаемого. Научиться ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Освоить роли ученика. | Коммуникативные - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки. Познавательные -. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела -Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Личностные освоение личностного смысла учения; Регулятивные -Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. | Ориентироваться в учебнике. Находить нужную главу в содержании учебника. Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание главы. Находить в словаре непонятные слова | текущий | ||||||||||||||||||||||||
Как хорошо уметь читать 1. Кто говорит молча? Загадки, пословицы о книге. 2.Возникновение письменности. | ОНЗ | Определять нравственный смысл пословицы и поговорки. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Иметь представление о возникновении письменности; уметь общаться с книгой. Уметь работать в парах, выслушивать мнения друг друга. | . Коммуникативные - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки. -понимать точку зрения другого - Познавательные Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Личностные - освоение личностного смысла учения; | Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам. | текущий | ||||||||||||||||||||||||||
2. | 13.03 | Как бы жили мы без книг? 1. С.Михалков. «Как бы жили мы без книг?» 2. «Читалочка-обучалочка» (чтение целыми словами). 3.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». (А.Барто. «Стали грамотными». С.Маршак. «Разговор с первым классом». Б.Заходер. «Живая азбука») | НТ ВЧ | Уметь выбирать книги; ориентироваться на тематический указатель; уметь работать с иллюстрациями; получать необходимую информацию; уметь читать тексты в разном темпе. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. | Познавательные -. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела -Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. . Коммуникативные - Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. - Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. | Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр – рассказ, стихо-творение, сказка народная, авторская; загадка, пословица, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев. | текущий текущий | ||||||||||||||||||||||||
3. | 16.03 | Мои любимые писатели 1. А.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок) – «У лукоморья дуб зелёный…». 2. Любимый отрывок из сказки А.Пушкина. | ОНЗ | Знать биографию А.С.Пушкина; умение читать произведения А.С.Пушкина. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Выразительно читать отрывки; анализировать. Определять интонацию, с которой нужно читать данное произведение. | Регулятивные - определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. -Определять цель выполнения заданий на уроке, - Познавательные Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. . Коммуникативные - Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. - Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. | Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы. | текущий | ||||||||||||||||||||||||
4. | 17.03 | Наш театр Сказка К.Чуковского «Айболит». Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения. | ВЧ | Знать произведения К.Чуковского; умение инсценировать; выделять слова автора и действующих лиц. . Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Определять интонацию, с которой нужно читать данное произведение. | Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов | текущий | |||||||||||||||||||||||||
Раздел 2 «Радуга-дуга» (5ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||
5. | 19.03 | Введение в содержание раздела 1.Диалог Ани и Вани. 2.Песенки разных народов | РР | Знать произведения малых фольклорных жанров; уметь отгадывать загадки; сравнивать; выделять признаки; составлять свои загадки. | Познавательные -Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Коммуникативные - Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. - Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Личностные - Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | Использовать приём звукописи при изображении различных героев. Читать стихи наизусть. | текущий | ||||||||||||||||||||||||
6. | 20.03 | Пословица – мудрость народная 1.Загадки. Пословицы и поговорки разных народов 2.«Читалочка-обучалочка». (Чтение целыми словами, темповое чтение.) 3.Считалочки. | РР | Уметь сравнивать фольклорные песенки разных народов; находить общее; уметь выразительно читать. | Познавательные -анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты Регулятивные - определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. -Определять цель выполнения заданий на уроке, Коммуникативные - Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. - Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. | Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. | текущий | ||||||||||||||||||||||||
7. 8. | 02.04 03.04 | 1.Вн.чт. Мы идём в библиотеку Сборники загадок, пословиц, народных игр и словесных забав. 2.Произведения устного народного творчества 1. «Наш театр» Английская народная песенка «Перчатки». 2. Шутки-минутки | ВЧ | Уметь выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на название книги.; уметь вчитываться в содержание текста; использовать приёмы драматизации. | Регулятивные -Определять цель выполнения заданий на уроке, Коммуникативные - Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. - Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Познавательные -определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела -Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. | Выбирать нужную книгу по заданным параметрам. | текущий | ||||||||||||||||||||||||
9. | 6.04 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения. | ВЕ | Уметь сравнивать пословицы и объединять их в тематические группы; уметь выделять загадки разного типа; уметь использовать различные слова в своей речи. | Регулятивные -Определять цель выполнения заданий на уроке, Коммуникативные - Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. - Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Познавательные -определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела -Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. | Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение. | текущий | ||||||||||||||||||||||||
Раздел 3 «Здравствуй, сказка!» (6ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||
10. 11. | 7.04 9.04 | Введение в содержание раздела Диалог Ани и Вани. «Узнай сказку». Жили-были буквы. Г.Юдин «Почему «А» первая». Т.Коти «Катя и буквы» Сравнение авторской и народной сказок. Сравни сказки «Читалочка-обучалочка». Н.Кончаловская. «Козлята». В.Лунин. «Волк». Т.Павлова. «Рассказ мудрой вороны» (по выбору). Вн.чт. Народные сказки. 1. «Курочка Ряба». Пересказ народной сказки по иллюстрациям. 2. С.Маршак. «Курочка Ряба и десять утят». | РУ | Уметь высказывать собственное мнение о прочитанных сказках; уметь рассказывать по серии иллюстраций; уметь читать целыми словами; уметь продолжить сказку; придумать иное окончание сказки. Обсуждать проблемную ситуацию «Как бы ты поступил на месте этих героев?». | Познавательные -Уметь работать с книгой; определять тему выставки и классифицировать книги по подтемам -уметь самостоятельно читать книги. - Находить книгу в библиотеке по заданным параметрам. | Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия. | текущий | ||||||||||||||||||||||||
12 | 10.04 | В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит! Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух» Л.Пантелеев. «Две лягушки». | РУ ВЧ | Уметь вчитываться в текст; Уметь сравнивать сказки со сходным содержанием, сравнивать героев сказки, уметь выразительно читать, передавать настроение персонажа; уметь продолжать сказку, рассказывать о своём отношении к сказке. Распределять роли, инсценировать произведения | Познавательные - Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. -Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Коммуникативные - Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. - Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Личностные - Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов | текущий | ||||||||||||||||||||||||
13 | 13.04 | Сказки народов России 1. «Шутки-минутки». 2.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Сборники русских народных сказок. Самостоятельное чтение И. Гамазкова «Живая азбука» Семейное чтение Татарские народные сказки «Три дочери». «Два лентяя». | НТ | Читать сказку вслух рассказывать сказку по серии рисунков. Придумать возможный конец сказки. Определять героев произведения, характеры героев, называть их качества. Уметь вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание; уметь отвечать на вопросы; уметь следить за развитием действия; пересказывать; выделять главную мысль; выразительно читать диалоги. | Познавательные -Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Коммуникативные - Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. - Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Личностные - Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов . | Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение. | текущий | ||||||||||||||||||||||||
ОНЗ ВЧ | Иметь представление о сказках разных народов; умение сопоставлять по главной мысли; уметь выразительно читать. Называть 1-2 сказки. | Регулятивные -Определять цель выполнения заданий на уроке, Коммуникативные - Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. - Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Познавательные -определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела -Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. | Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти. | текущий | |||||||||||||||||||||||||||
14. | 14.04 | Лень до добра не доведёт 1.Ингушская народная сказка «Заяц и черепаха». 2.Наш театр С.Михалков. «Сами виноваты». | РР | Уметь различать народную сказку и авторскую; уметь выразительно читать диалоги; понимать главную мысль произведения. | Коммуникативные - Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. - Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Познавательные -определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела -Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. | Объяснять смысл названия произведения. Придумывать свои заголовки. | текущий | ||||||||||||||||||||||||
15. | 16.04 | Маленькие и большие секреты страны Литературии Представление о народной и авторской сказке (на практическом уровне). «Лиса и рак», «Лисица». (Практическое сравнение художественного текста с научно-познавательным.) Контроль и проверка результатов обучения. | ВЕ | Объяснять название раздела. Уметь сравнивать тексты; наблюдать и объединять произведения по сходству главной мысли; уметь выразительно читать. | Регулятивные -Определять цель выполнения заданий на уроке, Коммуникативные - Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. - Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу Познавательные -определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела -Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. | Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия. | текущий | ||||||||||||||||||||||||
Часть 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 4 «Люблю всё живое»-(6ч) Общение, диалог героев, практическое сравнение стихотворных и прозаических текстов. | |||||||||||||||||||||||||||||||
16. . | 17.04 | Введение в содержание раздела Никого не обижай 1. Диалог друзей юных читателей – Ани и Вани. 2. В.Лунин. «Никого не обижай». 3. Е.Благинина. «Котёнок» 4.Л.Толстой «Пожарные собаки» | ВУ | Уметь работать с книгой; выразительно читать; уметь находить слова, характеризующие героя. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Рассказывать о своём отношении к животным и растениям. | Регулятивные -Определять цель выполнения заданий на уроке, Коммуникативные - Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. - Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Познавательные -определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела -Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. | Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы. | текущий | ||||||||||||||||||||||||
17. | 20.04 | Разговоры, разговоры, разговоры…» 1.И.Токмакова «Лягушки» (звукоподражательные слова.), «Разговор синицы и дятла». 2.В.Бианки. «Разговор птиц в конце лета». (Звукоподражательные слова.) 3.«Читалочка-обучалочка». | РУ ВЧ | Иметь представление о приёме звукозаписи как средстве создания образа; умение находить слова, которые используют поэты для передачи звуков природы; умение работать в паре. Отбирать материал для создания плаката, газеты в соответствии с темой. Представлять собственный творческий продукт. | Регулятивные -Определять цель выполнения заданий на уроке, Коммуникативные - Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. - Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Познавательные -определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела -Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. | Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные | текущий | ||||||||||||||||||||||||
18. | 21.04 | Мы в ответе за тех, кого приручили 1. И.Пивоварова. «Всех угостила». 2. С.Михалков. «Зяблик» (проявление доброты, заботы, внимания, ответственности за братьев наших меньших.) 3. Н.Сладков. «Без слов». (общение с миром природы, понятия «взаимопонимание», «любовь», «доброта».) 4.«Шутки – минутки». | НТ | Умение выразительно читать; находить слова, характеризующие героя. Умение различать научный и художественный тексты. Соблюдать нормы общения со старшими и друг с другом. Создавать произведение по серии рисунков. | Регулятивные -Определять цель выполнения заданий на уроке, Коммуникативные - Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. - Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Познавательные -определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела -Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. | Воспринимать на слух художественное произведение | текущий | ||||||||||||||||||||||||
РУ | Уметь работать в группе; отбирать материал в соответствии с темой; уметь представлять свой творческий продукт. Сравнивать научный и художественный тексты. | Личностные Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Коммуникативные - Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. - Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу | Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание. | Составл.прокта | |||||||||||||||||||||||||||
19. | 23.04 | Книги о природе и животных 1.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Обходиться добром со всяким 2. «Мои любимые писатели». Л.Толстой. «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных». 3. С.Маршак. «В зоопарке». | ОНЗ | Уметь работать с книгой; определять тему выставки и классифицировать книги по подтемам; знать о творчестве Л.Толстого; уметь самостоятельно читать книги. Находить книгу в библиотеке по заданным параметрам. | Познавательные -Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. -Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Коммуникативные - Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. - Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Личностные - Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения. | текущий | ||||||||||||||||||||||||
20. | 24.04 | 1.Б.Житков. «Вечер» 2. 2.«Шутки – минутки» Ю.Тувим. 3. 3.Стихотворения о животных. Загадки о животных. 4. Наш театр. С.Маршак. «Волк и лиса». | РУ | Уметь характеризовать героев; уметь видеть отношение автора к своим героям; уметь заучивать произведения наизусть; уметь придумывать свои загадки. | Познавательные - определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; Регулятивные - определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку Коммуникативные - Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу | Читать произведение с выражением. | текущий | ||||||||||||||||||||||||
21. | 27.04 | Маленькие и большие секреты страны Литературии 2. В.Берестов. «Лягушата». «Лягушка». (Практическое сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Различение приёмов рисования словом и сообщения, объяснения с помощью слов.) Контроль и проверка результатов обучения | ВЕ | Знать произведения С.Маршака; умение выразительно читать; инсценировать. Участвовать в диалоге: слушать друг друга, договариваться друг с другом. | Познавательные - определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; Регулятивные -Определять цель выполнения заданий на уроке, Коммуникативные - Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. - Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу | Подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. | текущий | ||||||||||||||||||||||||
Раздел 5. «Хорошие соседи, счастливые друзья»-(7ч) Рассказ, герой рассказа, отношение автора к героям; понятие дружбы, взаимопомощи, заботы и поддержки. | |||||||||||||||||||||||||||||||
22. | 28.04 | Введение в содержание раздела 1.С.Михалков. «Песенка друзей». 2. М.Танич. «Когда мои друзья со мной» (песня из кинофильма «По секрету всему свету») 3. Пословицы. 4. А.Барто. «Сонечка». | НТ | Уметь отличать плохое от хорошего; уметь давать оценку поступкам; видеть отношение автора к своим героям; уметь читать выразительно; выделять главную мысль. Обсуждать с другом значение понятий: дружба, забота, взаимопомощь, милосердие | Личностные - Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. - - Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Коммуникативные - Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. - Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. | Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения. | текущий | ||||||||||||||||||||||||
23 24. | 30.04 4.05 | Характеристика героя произведения 1.Е.Пермяк. «Самое страшное». 2. В.Осеева. «Хорошее». Книги о детях. Э.Шим. «Брат и младшая сестра». 3. «Читалочка-обучалочка». Темповое чтение стихов В.Лунина, Е.Благининой, И.Токмаковой – по выбору. Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Произведения о дружбе. | ВЧ | Уметь определять основную мысль произведения; уметь вчитываться в текст; уметь сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли; уметь характеризовать героя по его речи и поступкам. Приводить примеры из прочитанных рассказов. | Личностные - Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. - - Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Познавательные - определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; | Подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. | текущий | ||||||||||||||||||||||||
25. 26. | 5.05 7.05 | Доброе слово лучше мягкого пирога 1.Самостоятельное чтение. Стихотворения Е.Благининой, В.Лунина. Наш театр 1.М.Пляцковский «Солнышко на память». 2. Ю.Мориц «Это – да! Это – нет!». | РУ | Уметь общаться; ценить доброе слово; оказывать поддержку и помогать; умение находить главную мысль произведения; умение вчитываться в содержание. Характеризовать героя произведения по его речи и поступкам. | Познавательные -Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Коммуникативные - Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. - Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Личностные - Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов. | Творческая деятельность | текущий | ||||||||||||||||||||||||
27. 28. | 8.05 11.05 | Л.Толстой. «Не лениться», «Косточка» (семейное чтение) «Маленькие и большие секреты страны Литературии». 1. Сопоставление: рассказ – сказка. 2.В.Сутеев. «Чей это гриб?». (Способы разрешения конфликтных ситуаций.) Контроль и проверка результатов обучения. | ВЕ | Знать произведения Л.Толстого и В.Сутеева; умение общаться на основе уважения и взаимопонимания. Читать выразительно, передавая основной эмоциональный тон произведения. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «честность», «совесть», «трудолюбие», Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | Личностные - Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. - - Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Коммуникативные - Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. - Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. | Объяснять смысл названия произведения. Придумывать свои заголовки. | текущий | ||||||||||||||||||||||||
Раздел 6. «Край родной, навек любимый» (10ч.) Родной край, главный город страны, красота родного края; времена года: весна, лето, осень, зима; стихи, рифма. | |||||||||||||||||||||||||||||||
29. 30. 31. | 12.05 14.05 15.05 | Введение в содержание раздела 1. П.Воронько. «Лучше нет родного края» Стихотворения русских поэтов о природе 1. А.Плещеев. «Весна»; И.Грабарь. «Март». Красота русского края. 2. Чтение стихов по выбору. С.Есенин. «Черёмуха». С.Дрожжин. «Пройдёт зима холодная…». Природа в произведениях русских художников И.Суриков. «Лето». Н.Греков. «Летом». | ВУ ВЧ | Уметь чувствовать настроение; размышлять; сравнивать произведения; улавливать основную мысль произведения. Рассказывать о своей Родине, о своей семье, о своих чувствах к Родине, к месту где родился и вырос, о любви к своей семье, своим родителям, братьям и сёстрам .Передавать при чтении стихов настроение в соответствии с речевой задачей: выразить радость, печаль. Находить рифму в стихотворении, находить сравнения, наблюдать за использованием сравнений. | Познавательные -Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Личностные - Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. - - Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». | Выбирать книгу в библиотеке на ос-нове анализа этих элементов | текущий | ||||||||||||||||||||||||
32. 33. | 18.05 19.05 | Выразительное чтение. Сравнение произведений литературы и живописи 1. Времена года: осень, зима. А.Пушкин. «За весной, красой природы…»; А.Плещеев. «Миновало лето…». 2. И.Суриков. «Зима». Образ природы в литературной сказке. В.Сухомлинский 3. «Четыре сестры». Сочинение сказки. | НТ | Уметь сравнивать произведения разных поэтов по содержанию и настроению; уметь наблюдать за использованием сравнений; уметь создавать голосом эмоциональный тон стихотворения; уметь находить слова, указывающие на отношение поэта, его настроение. | Личностные - Ценить и принимать следующие базовые ценности: «родина», «природа», «семья». Коммуникативные - Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. - Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. | Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы. | текущий | ||||||||||||||||||||||||
34. 35. | 21.05 22.05 | Родина любимая, что мать родимая 1. В.Берестов. «Любили тебя без особых причин…». 2. Чтение по выбору: Г.Виеру. «Сколько звёзд…»; Н.Бромлей. «Какое самое первое слово?». 1. А.Митяев. «За что люблю маму. 2. В.Берестов. «Стихи для папы». | ОНЗ | Уметь составлять рассказы о своей семье, родителях; передавать в слове своё отношение к ним; уметь выразительно читать. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «родина», «семья». Научиться уважать свою семью, своих родственников, любить своих родителей. | Личностные - Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. - - Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Познавательные -Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике | Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений | текущий | ||||||||||||||||||||||||
36. 37. 38. | 25.05 26.05 27.05 | 1.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку» Произведения о Родине. 2. Самостоятельное чтение. Е Пермяк. «Первая рыбка». 3.Рассказ о своей семье Семейное чтение. И.Косяков. «Всё она»; Л.Толстой. «Мальчик и отец». К.Ушинский. «Лекарство». «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Контроль и проверка результатов обучения | ВЧ | Уметь работать с книгой; выразительно читать; подбирать литературу по заданной теме; уметь выражать свои мысли; анализировать. | Познавательные -анализировать, сравнивать различные явления, факты. Личностные - Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. - - Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Познавательные -Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике | Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов | Проверка техники чтения | ||||||||||||||||||||||||
Раздел 7. «Сто фантазий» (2ч.) Творчество, сочинение рассказов, отзывов, стихов | Текущий | ||||||||||||||||||||||||||||||
39. 40. | 28.05 29.05 | Введение в содержание раздела. Р.Сеф. «Совершенно непонятно», В.Маяковский «Тучкины штучки», Ю.Мориц «Сто фантазий» Учусь сочинять сам. И Пивоварова «Я палочкой волшебной тихонько проведу…», Г.Цыферов «Про меня и про цыплёнка» Советуем прочитать летом. | РР УК | Умение сочинять небольшие истории; умение читать целыми словами, выразительно; умение работать с книгой. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Объяснять значение понятия «творчество». Сочинять небольшой рассказ или сказку, подражая писателю прочитанных произведений. | Познавательные -Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Личностные - Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. - - Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и восп...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....
Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс
Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...
Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....