Разработка урока литературного чтения для 2 класса УМК "Школа России" на тему "А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зеленый..."
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок литературного чтения для 2 класса на тему "А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зеленый..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_u_lukomorya.docx | 48.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 2 КЛАСС
Автор: АввакумоваТ.И.
Тема: А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…»
Цели:
- создать атмосферу присутствия на уроке образа А.С.Пушкина: познакомить с некоторыми фактами биографии поэта, показать, что в основе поэтических сказок Пушкина лежат народные сказки, рассказанные ему няней;
- обнаружить завораживающий ритм пушкинского стиха и, сохраняя интерес к поэтическому слову, показать особый мир волшебной сказки, в котором отражаются представления древнего человека о мире;
- формировать умение исследовать художественное произведение, глубоко
вникая в замысел поэта;
- учить выразительно читать, передавать свои мысли и чувства средствами
языка;
- развивать навык целостного восприятия художественных образов, воображение, артистические способности детей;
- воспитывать чувство любви к прекрасному, к поэзии, интерес к творчеству А.С.Пушкина.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, памятки «Наш урок подошёл к концу», учебник Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение» для 2 класса.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд 1)
Учитель: Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!
II. Настрой на урок
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. У нас в гостях учителя нашей школы, ваши родители. Повернитесь и поздоровайтесь. Хочется, чтобы ваши глаза были внимательны, уши чутки, и мы слушали и слышали друг друга.
Учитель: А каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
Дети: Добрым, интересным, познавательным, радостным.
Учитель: Хочу заинтриговать вас: на уроке вас ждут загадки, тайны, чудеса, интересные путешествия. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. А поэзия сможет это сделать лучше всего.
III. Проверка домашнего задания
Учитель: Дома вы учили стихотворение В.А.Жуковского «Жаворонок». Какое
настроение передано в нём?
Дети: Радостное, потому что наступает весна.
- Солнышко светит.
- Птички поют песенки, листики распускаются.
Учитель: А вы видели восход солнца? Расскажите, как просыпается природа?
Дети: Я видел летом в деревне: сначала небо становится румяным, затем всё краснее. Потом появляется маленький кусочек солнца, и вот он увеличивается. Так постепенно солнышко и поднимается.
- Это очень красиво. На улице тихо, все спят.
- А когда солнце встаёт, всё начинает просыпаться. Петухи кукарекают, и птички поют.
- Мы слушали на уроке музыки «Утро» Грига. У него сначала музыка тихая, спокойная, а потом, когда появляется солнце, она радостная, громкая.
(Слайд 2) Учитель обобщает ответы учеников и звучит аудиозапись пения жаворонка.
Ученики читают стихотворение В.А.Жуковского.
IV. Подготовка к восприятию новой информации, мотивация детей на деятельность
1.Знакомство с эпиграфом урока.
Учитель: Имя В.А.Жуковского очень тесно связано с именем другого русского поэта,
именно его слова стали эпиграфом урока (слайд 3):
Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!
Учитель: Кому же принадлежат эти слова? (Дети молчат.) Мы сейчас совершим виртуальное путешествие в художественно-поэтическую галерею, а после него дадим точный ответ. Уважаемые экскурсоводы, прошу вас.
2.Актуализация опорных знаний.
Ученики-экскурсоводы читают небольшие отрывки из сказок А.С.Пушкина, класс называет произведение и автора. После правильного ответа – иллюстрация к названной сказке на экране (слайд 4):
а) «Сказка о рыбаке и рыбке»
б) «Сказка о золотом петушке»
в) «Сказка о попе и его работнике Балде»
г) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
д) «Сказка о царе Салтане»
Учитель: Что объединяет все эти произведения?
Дети: Это сказки.
- Их написал А.С.Пушкин (слайд 5).
Учитель: Верно, автор всех этих сказок – величайший русский поэт А.С.Пушкин. (Слайд 6) Именно ему принадлежат слова, ставшие эпиграфом к уроку.
3.Краткая беседа о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
Учитель: И сейчас с помощью волшебного экрана экскурсоводы проведут нас по пушкинским местам.
Группа учеников выступает с сообщениями: ( Слайд 7)
а) А.С.Пушкин родился в Москве. Начальное образование, воспитание он получил у учителей-французов, общались в семье на французском. Но Пушкин очень ценил русскую речь, русский язык, русский фольклор (сказки, песни, легенды). Кто же заложил любовь ко всему русскому? (Слайд 8) Во-первых, бабушка - Мария Алексеевна Ганнибал, в имении которой маленький Пушкин проводил летние месяцы. Здесь он услышал народные песни, играл в народные игры. Бабушка научила Сашу читать и писать по-русски.
(Слайд 9) б) Любить Россию, понимать поэзию своей страны, узнавать богатый и милый сердцу русский язык научила А.С.Пушкина его няня - Арина Родионовна. С раннего детства маленькому Саше она напевала песни, рассказывала необычные истории и сказки.
Всё было мудро предназначено
Судьбой – и сказки, и былины.
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины.
В светёлке – теплота перинная,
Свеча устало догорала,
И песня русская, старинная…,
Его, младенца, пеленала. (Слайд 9 - колыбельная)
в) Многие произведения А.С.Пушкина навеяны именно рассказами мамушки, как нежно называл Арину Родионовну поэт. Она до конца жизни была для него ангелом-хранителем. (Слайд 10) В Михайловском, среди зимы, завалившей снегом старенький дом поэта, Пушкин слушал милые нянины сказки – необыкновенно простые и волшебные. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»- писал Пушкин в письме к брату. Эти впечатления воплотились в ряде произведений поэта, путь к которым начинается со сказочной поэмы (слайд 11) «Руслан и Людмила», точнее, с пролога к ней. Пушкин написал поэму в 20лет, по окончании лицея. Поэма имела необыкновенный успех. В.А.Жуковский, прочитав её, подарил поэту свой портрет с надписью: «Победителю – ученику от побеждённого учителя».
Учитель: А «Пролог» к поэме, который мы сегодня будем читать (слайд 12), каждый из вас, наверное, знает ещё с детского сада. Строчки «У Лукоморья дуб зелёный…» сколько ни произноси вслух, сколько ни повторяй про себя – они всегда новы, всегда волнуют. Написаны знаменитые строки в Михайловском и воспроизводят записанную Пушкиным сказку Арины Родионовны о царе Салтане.
Хотя о нас она не грезила,
Когда с хитринкой, по-крестьянски,
То вдруг задумчиво, то весело
Ему рассказывала сказки.
V. Изучение нового материала.
1.Звучит стихотворение «У Лукоморья…» в аудиозаписи в исполнении актрисы. Обмен впечатлениями. (Слайд 13)
Дети: Я давно знаю это стихотворение, как Вы сказали, с детского сада. Оно мне очень нравится.
- Здесь всякие сказочные герои описаны, а я сказки люблю читать.
- Она так интересно читала, я даже заслушался.
- Мне показалось, что это няня рассказывает и Пушкину, и нам.
Учитель: Какие сказочные персонажи повстречались? Из какой они сказки?
Дети: 33богатыря из «Сказки о царе Салтане».
- Есть сказка, где Иван-царевичу помогает волк, а здесь он служит красной девице.
- Она называется «Иван-царевич и серый волк».
- Я видела фильм «Руслан и Людмила», там волшебник взлетел, а Руслан схватился за его бороду и тоже взлетел. Здесь тоже описан такой момент.
- А Баба Яга и Кащей в разных сказках бывают.
2.Постановка целей урока:
Учитель: Пушкинский пролог к поэме «Руслан и Людмила» называют энциклопедией русского сказочного фольклора. Проведём на уроке исследование, кто они – герои наших любимых народных сказок и сказок А.С.Пушкина, как они связаны с историей и представлениями нашего народа, а, главное, ещё раз окунёмся в завораживающий ритм пушкинского стиха. Поможет в этом наш волшебный экран, иллюстрации художников и стихи великого поэта.
3. Повторное чтение стихотворения учениками вслух. Словесное рисование.
(Слайд 14)
Учитель: Теперь представьте: за окном старый дуб роняет последние листья. На лежанке дремлет старый кот. Горит свеча. Пушкин сидит за столом. Он обмакивает в чернильнице гусиное перо и пишет.
Ученики по небольшим отрывкам читают стихи.
Учитель: О чём эти стихи?
Дети: Они про сказку, про разных сказочных героев.
- Про чудеса разные, которые бывают в сказках.
Учитель: Эти строки уже 1,5 века привлекают внимание художников своим необычным построением (мы чуть позже поговорим об этом). Если бы вам пришлось изобразить описанный Пушкиным чудесный мир на картине, с чего бы вы начали, что разместили бы в центре?
Дети: Я бы нарисовал дуб, а вокруг кот ходит по цепи.
- Я бы ещё нарисовал вокруг море, потому что 33 богатыря выходят из воды..
Учитель: А как вы представляете себе героев и фрагменты сюжетов, которые надо изобразить?
Дети: Они все расположены около дерева, а русалка вообще на дереве сидит.
- Баба Яга такая страшная, а избушка её сама по себе гуляет.
- Царевна сидит в темнице, мне её жалко.
- Все герои, правда, вокруг дуба: кто внизу, кто вверху.
Учитель: Найдётся ли место на вашей картине для автора?
Дети: Я нарисую автора, потому что он нам всё это рассказывает, значит, он там был.
- Он даже пишет про это в конце: «Я там был…». Я нарисую его под дубом.
- У меня есть дома книга «Руслан и Людмила», там большая картинка есть. В центре – дуб, вокруг него ходит кот, а все другие герои, кто под дубом, кто в небе, кто в море. А Пушкин сидит внизу, в руках держит перо для письма.
Учитель: Теперь сравните свои представления с иллюстрациями художников.
4.Знакомство с иллюстрациями разных художников к стихотворению. Особенности его построения.
(Слайд 15)
Учитель: Что напоминают вам эти стихи?
Дети: Много разных картинок.
- Картинок много, на каждой какой-нибудь герой.
- Это похоже на мозаику.
(Слайд16 - мозаика)
Учитель: Первое, что бросается в глаза – мозаичность. Весь сказочный мир дробится на кусочки, яркие и как будто ничем, кроме общей темы, не связанные. Каждый из них можно превратить в ту или иную сказку. Кроме того Пушкин, как настоящий художник, «нарисовал» в нашем воображении образы героев. А какое главное средство художника? Какую игру красок использует поэт?
Дети: Здесь много золотого цвета: «В чешуе, как жар горя…» богатыри.
- Золото у Кащея в сундуке.
- «Златая цепь на дубе том».
- А еще здесь есть зеленый цвет: «дуб зеленый».
Учитель: Да, контрастные цвета – зелёный и золотой. С первых же слов эти эпитеты: «дуб зелёный» и «златая цепь»- привлекают наше внимание, поэтому неслучайно все художники ставят этот образ в центр композиции.
5. Композиция пролога.
Учитель: Несмотря ни на что, пролог – это не собрание сказочных «осколков», а единое целое, где картины следуют в определённой последовательности. В 33строчках Пушкин отразил своё понимание народной волшебной сказки. А как построено стихотворение? Обратите внимание на знаки препинания в конце предложения. Что заметили? (Сколько их?)
Дети: Оказывается, здесь всего три предложения!
Учитель: Пушкин этим выделяет в стихотворении три части.
VI. Релаксация
VII. Анализ художественного текста по частям.
1. Чтение и исследование 1части (1-6 строки).
Учитель: Прочитаем первые 6 строк так, как это бы сделал сам Пушкин. Придайте этим строкам завораживающую интонацию.
Вопросы после чтения:
Учитель: Что находится здесь в центре внимания?
- Что такое лукоморье?
- Сегодня на уроке у нас будет волшебная помощница – золотая рыбка, которая поможет раскрыть тайны некоторых слов. (Слайд 17 – золотая рыбка и слово «лукоморье»)
- Т.е. это местность, прилегающая к изогнутому морскому берегу.
(Слайд18 – иллюстрация)
Учитель: Почему же именно у огромного дуба на берегу моря обитает вся сказочная сила? Почему и море возле этого дуба заселено сказочными героями, и лес полон чудес, и по воздуху летает колдун? (Дети затрудняются ответить.)
- Я, как главный исследователь, хочу вас немного направить: наши предки считали, что это не просто дуб, а Мировое дерево. Вспомните, во что верили древние славяне?
Дети: В те далёкие времена славяне были язычниками, поклонялись многим богам.
- У них были идолы, которым они молились и приносили жертвы.
Учитель: Куда уходит вершина дуба? Кто там живёт?
Дети: Там, на небе живут боги.
Учитель: Это Верхний небесный мир. Где корни этого дуба? Это какой мир?
Дети: Это подземный мир.
Учитель: Кто там обитает?
Дети: Злые духи.
Учитель: Получается, что в образе дуба отражены народные представления о мире и Мировое дерево – это дорога, соединяющая собою эти миры.
Учитель: А где же дорога, которая ведёт в сказку?
Дети: Златая цепь, по которой ходит кот.
Учитель: Верно, цепь, по которой ходит кот, это как замкнутая круговая дорога. Что же это напоминает?
Дети: Планеты движутся вокруг Солнца, тоже как по дорожке ходят и ходят.
Учитель: Златая цепь – это и символ Солнца, главного божества наших предков, и символ волшебной силы, не случайно она золотая, как все волшебные предметы в сказках.
Учитель: Почему Пушкин отправляет кота то налево, то направо? Оказывается, что направо наш мир, правдивый, а налево – мир волшебства, мир сказочных духов. Именно поэтому строчка «Там чудеса…» появляется тогда, когда он идёт налево. Ну почему по цепи ходит именно кот?
Дети: Кот – умное животное.
- А ещё коты любят ходить, где захотят.
- Я видела, когда заселяют новый дом, в него сначала пускают кота.
- В сказках кот ещё исполняет роль волшебного помощника, например, в сказке «Кот в сапогах» Ш.Перро.
Учитель: Вы, безусловно, правы. Кот всегда считался не просто умным животным, но и был связан с миром предков. Кот живёт на границе своего и чужого мира, поэтому знает тайны обоих.
2. Чтение и анализ 2 части (7-29строки)
Учитель: Волшебная сказка всегда изобилует чудесами. Прочитаем 2часть.
Вопросы после чтения:
Учитель: Сколько картин нарисовал здесь поэт? Перечитаем по отдельным эпизодам – картинкам.
Дети перечитывают эту часть по отдельным фрагментам, насчитывают 11 картин.
Учитель: 11 различных картин. Что же связывает их воедино? Может быть, какое-то слово?
Дети: Всё время повторяется слово «там».
Учитель: Слово «там» скрепляет эту мозаику. Всё, что изображено, происходит «там» - в сказке. А без чего волшебная сказка не бывает?
Дети: В сказке животные разговаривают.
- Там есть волшебные персонажи: Кащей, Баба Яга или кот в сапогах.
- В сказках много чудес.
Учитель: Сказка – не сказка без чудес. Именно чудесное является основой волшебной сказки. Словами «там чудеса» Пушкин сразу указал на самое важное: мир сказки прекрасен, а красота её в чудесном.
Учитель: После этого, одна за другой идут сцены из сказок. Каких героев Пушкин рисует первыми? Что вы знаете о лешем, русалке?
Дети: Леший живет в лесу, он завлекает людей в чащу.
- Леший – это как хозяин леса.
- Русалка – наполовину женщина, наполовину – рыба.
Учитель: Получается, что образы лешего и русалки – это фантастические существа, в которых народ верил. И Пушкин предлагает нам проникнуться этой верой. А где поэт пишет о Кащее и Бабе Яге?
Дети: Почти в конце.
Учитель: Получается, если мы верим в русалку и лешего, почему бы не поверить в Кащея с Бабой Ягой?
- Какая картина в прочитанном фрагменте, на ваш взгляд, самая необычная, которую и представить-то трудно?
Дети: «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей»
Учитель: Как объясните «неведомые дорожки»?
Дети: Никто не знает, не ведает про эти дорожки.
- И звери-то по ним ходят удивительные, невиданные.
Учитель: Уточним значение слова у золотой рыбки. (Слайд 19 – неведомые дорожки)
- Выходит, неведомые дорожки могут быть и звериными тропами. Но вот появляются невиданные звери, и даже не они сами, а лишь их следы. Всё как в сказке (пойди туда…)
(Слайд 20 – иллюстрация)
Учитель: Какая картина здесь самая большая и яркая? Как поэт пишет об этом?
Дети: Как видение: то ли есть, то ли нет.
Учитель: Как поняли слово «дол»? А что сообщит рыбка? (Слайд 21 – дол)
Учитель: Чтобы ещё больше выделить эту картинку, Пушкин использует несколько
необычных слов, каких? Почему они необычны?
Дети: Пушкин пишет: о заре, брег, чредой. (Слайд 22 – архаизмы)
Учитель: Это старые вышедшие из употребления формы слов. Как вы их объясните?
(Слайд 22 а, б, в – толкование каждого слова)
Учитель: Что вы слышите в звучании этих строк?
Дети: Я слышу плеск волн. (Слайд 23 - аллитерация)
- Как называется такой художественный приём?
Дети: Аллитерация.
Учитель: Движение моря, шум прибоя по песку Пушкин создаёт с помощью аллитерации. (Слайд 23 а)
(Слайд 24)
Учитель: Заключительные строчки уводят нас в русскую сказку. Кто её герои?
Дети: Здесь и образ богатыря, и прекрасной царевны.
Учитель: Какая картина непосредственно связана с поэмой «Руслан и Людмила»?
Дети: «Колдун несет богатыря».
Учитель: Чудесное в сказках восходит к 2 началам: добру и злу. Положительный герой выражает светлое начало, полюс добра. В изображении злых, тёмных сил больше сказочного.
- Обратите внимание, как создаёт поэт наводящий ужас образ Бабы Яги?
Дети: «Там ступа с Бабою Ягой идет-бредет сама собой».
Учитель: Яги как бы и нет, а есть связанные с ней образы: ступа, бездушный предмет. (Яга – мертвец, она охраняет проход в тридесятое царство – царство мёртвых, поэтому она и не переносит запаха живого человека.)
- И, наконец, образ Кащея, который чахнет над богатством. Подберите синоним к слову чахнет (сохнет).
- Кащей застыл, окостенел над своими сокровищами.
3. Анализ 3 части.
Учитель: Как завершается пролог? Прочтём. На что похожа концовка?
Дети: Пушкин пишет как в сказке.
Учитель: Пушкин завершает пролог по-сказочному, как бы подчёркивая этим, что в чудесный мир сказки он вошёл навсегда и расставаться с ним не желает.
4. Обобщение.
- В чём видел и чувствовал А.С.Пушкин «русский дух» народных сказок?
Дети: В них есть чудеса.
- В русских сказках есть герои добрые и злые.
Учитель: Сказки, считает поэт, - это целый мир, населённый своими персонажами, живущий по своим волшебным законам. Как показало проведённое исследование, наши предки не отличали сказочного мира от действительного. Они верили в видения и чудеса, об этом и сочиняли легенды, сказки. В народных сказках ненависть, зло обречены на гибель. Только добро и любовь находятся в центре сказочной красоты, а зло безобразно. Именно это имеет в виду Пушкин, когда пишет о русском духе.
- Стихотворение «У Лукоморья» с секретом. Поэт незаметно ведёт нас, подсказывает дорогу в лукоморье. А там – броди где хочешь: в любом уголке своя история. Ну а в центре кот учёный сидит – уж он-то все чудеса наизусть знает. Тронет осторожно лапой гусли – и отзовётся ему царевна в темнице, леший выглянет из чащи.
(Слайд 24) Просмотр фрагмента мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке»
VIII. Итоги урока
Учитель: Сегодня мы только начали исследование загадок и тайн пушкинских сказок, впереди у вас – много открытий, а сделать их поможет сам Александр Сергеевич. Под его лёгким пером народные сказки превратятся в свободные певучие стихи, чтобы разойтись по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые и удивительные богатства русской поэзии.
Группа детей читает стихи:
Читая Пушкина, я вижу
Картины милой старины,
И перед взором возникают
Виденья, сказочные сны.
Будто я не в 21 веке,
А в 19 живу,
И всё как было там когда-то,
Я вижу как бы наяву.
Вы подарили нам царевну,
Что спит спокойно вечным сном,
И море синее, и пену…
И рыбку золотую в нём.
И три девицы пряжу пряли…
По морю плавал князь Гвидон,
А поп с Балдою выясняли,
Кому и как менять закон…
Мы с детства знаем сказки эти,
Они нам дороги всегда.
Вы нам оставили в наследство
Любовь друзей и злость врагов,
И изумительное средство
Познанья вечного стихов.
IX. Домашнее задание:
- Выучить наизусть стихотворение.
- Принести на урок сказку А.С.Пушкина и прочитать отрывок из любимой сказки.
X. Рефлексия
- Сейчас я бы хотела, чтобы вы оценили свой вклад в достижении цели урока. Выскажетесь одним предложением, выбрав любое начало фразы из памятки «Наш урок подошёл к концу».
НАШ УРОК ПОДОШЁЛ К КОНЦУ
Я ХОЧУ СКАЗАТЬ: СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:
Для меня было открытием то, что… Я почувствовал (а), что…
Моими достижениями на уроке стали… Я понял (а), что…
Что думал (а)? Я размышлял (а) над тем, что…
Что чувствовал (а)? Мне показалось важным…
Что меня удивило? Мне показалось необычным…
Что, на мой взгляд, удалось? УРОК:
Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Показался интересным…
ИТАК: Показался полезным…
Что на меня произвело наибольшее впечатление? Заставил задуматься…
Что я считаю нужным запомнить? Взволновал…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературной чтении 2 класса на тему "Хәтерсез күке" (на татарском языке)
Можно использовать на уроках литературы во 2 классе. Творчество Ф.Яруллина....
Разработка урока литературного чтения 1 класс Л. Толстой "Косточка"
Знакомство с произведением Л.Толстого "Косточка", анализ произведения...
Разработка урока литературного чтения 1 класс
Поисково-творческий тип учебной деятельностиУрок литературного чтения"Почему Незнайка не стал поэтом ?" (фрагмент из повести Н.Носова "Приключение Незнайки и его друзей")1 класс ОС "Школа 2100"...
План - конспект урока Разработка урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"
План - конспект урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) по теме "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 3 класс ТЕМА: А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»
А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»...
Методическая разработка урока литературного чтения. 2 класс. Исследуем законы волшебных сказок. А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» Урок- путешествие.
Урок- путешествие....
Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"
Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...