Разработка урока в 3 класса "Александр Сергеевич Пушкин Лирические стихотворения."
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме
Данный урок нацелен на приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, формирование читательской компетентности, учитываются требования к современному уроку, а именно отработка универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_sovremennyy_urok_konspekt.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Александр Сергеевич Пушкин Лирические стихотворения.
Цели деятельности учителя | Создать условия для понимания поэтической речи, правильного чтения лирического произведения, развития памяти, речи и мышления |
Тип урока | Постановка и решение учебных задач |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: обучающиеся будут учиться: работать с поэтическим текстом, передавать с помощью интонации настроение поэтов, видеть и понимать красоту природы, определять понятия: сравнение, рифма, логическое ударение, пауза, обогащать читательский опыт, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Метапредметные: будут овладевать способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, сравнивать, устно рисовать картину природы, слушать собеседника, вести диалог, оценивать свои достижения, уметь вступать в речевое общение, пользоваться учебником, словарём, рабочей тетрадью. Личностные: повышение мотивации к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. |
Методы и формы обучения | Фронтальная, парная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | 1. Учебник, словарь литературоведческих понятий, рабочая тетрадь |
Оборудование | Доска, мультимедийный проектор, магнитофон |
Наглядно-демонстрационный материал | Презентация, памятки, инструкции для групп, портреты поэтов |
Основные понятия и термины | Образ, эпитет, олицетворение, темп, тембр, логическое ударение, мимика, жест |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||
1.Мотивирование к учебной деятельности 2.Постановка учебных задачи 3. Первичное восприятие произведений 4. Проверка первичного восприятия текста 5.Исследовательская работа 6. Распределение ролей участников литературного исследования 7. Работа в группах 8. Физкультминутка
9. Выступление творческих лабораторий. 10. Выразительное чтение стихотворений 11. Рефлексия 12. Домашнее задание (по выбору). | Приветствие обучающихся Чтение отрывка из стихотворения Э. Асадова: Люблю людей в прекрасном настроении, Когда в глазах смеётся доброта, А в сердце то незримое свечение, То синевы простор и высота. – Такими прекрасными словами я хочу всех вас пригласить в литературную гостиную. Неудивительно, что я начала урок с прочтения отрывка из стихотворения Эдуарда Асадова «Люблю людей в прекрасном настроении». Нам сегодня на уроке понадобятся прекрасное настроение, доброе отношение друг к другу. Сегодня у нас необычный, творческий урок, мы будем не просто учениками, мы станем исследователями. - Перед тем, как мы непосредственно перейдём к теме урока, хочу предложить вам послушать фрагмент музыкального произведения. Постарайтесь определить его настроение. («Осенняя песня». П.И.Чайковский) - Какое настроение передаёт эта музыка? - Верно. Я уверена, что вы догадались в какое время года нас пригласила эта чудесная музыка П.И.Чайковского. (Приложение1.Видеоряд слайдов с фотографиями поздней осени) - Какой увидели осень русский поэт Александр Сергеевич Пушкин и алтайский поэт Лазарь Васильевич Кокышев мы узнаем сегодня на уроке (Приложение 2. Портреты А.С.Пушкина и Л.В.Кокышева), прочитав замечательные стихотворения «Уж небо осенью дышало» и «Осень в тайге» Трудно найти человека, который не знал бы, не любил замечательные произведения Пушкина. Еще при жизни его называли “незаходящим солнцем русской поэзии». И хотя прошло более 200 лет со дня его рождения, наша любовь к нему не ослабевает. Благословен и день и час, Когда с теплом родного крова Впервые к каждому из нас Приходит пушкинское слово. Г.Гоц Л.В.Кокышев перевёл на алтайский язык многие стихи А.С.Пушкина. В этом году исполняется 80 лет со дня рождения нашего алтайского поэта. Вот такая связь существует между двумя поэтами, несмотря на то, что они жили в разное время. Учитель читает стихотворения. - Поделитесь впечатлениями. Что вы почувствовали, слушая стихотворение А.С.Пушкина? и Л.В.Кокышева(изумление, радость ,восторг, грусть, сожаление). - Как вы думаете, что чувствовали поэты, рисуя осень? - Какие картины вы себе представили? - Трудно ли вам было их увидеть и почему? - Что помогло вам так ярко представить образы? Они зримо выписали все образы, словно писали их не словами, а красками. Настоящий поэт или художник может нарисовать словами всё, - и мы всё это можем вообразить. - Поэты сумели передать красоту поздней осени при помощи обычных слов. Но это только кажется, что слова обычные. Вот как об этом сказал другой талантливый русский поэт А.Блок: «Всякое стихотворение - покрывало, растянутое на остриях слов. Эти слова, как звёзды. Из-за них и существуют стихи» Давайте же попытаемся найти ключик, который откроет загадку необычайной красоты стихотворений. И ключик этот содержится в текстах, сами авторы заложил «путь к себе» в своих произведениях. Ведь каждый поэт хочет быть понятым. Но только внимательный читатель может понять автора. В этом нам поможет исследование, которое мы проведем на уроке. Но прежде давайте вспомним, какие средства художественной выразительности вы знаете? (Приложение 3. ) -И Пушкин и Кокышев, как настоящие мастера слова, сумели найти такие слова, которые словно нарисовали красками осень. Вот и первая творческая лаборатория цветовых образов попытается исследовать, какие же художественные приемы позволяют нам увидеть краски осеннего леса? Вы будете исследовать цветовые образы стихотворения. В процессе исследования цветовых образов, выписанных поэтами, выполните творческое задание: создайте цветовую палитру, передающую краски осени. Подумайте, какие краски вы выберете - мрачные или светлые и яркие, теплые или холодные. (Приложение 4. ) Увидеть полноту осенних образов нам помогает звуковая палитра стихотворений. Исследовать осенние звуки будет творческая лаборатория звуковых образов. В процессе исследования звуковых образов, подберите к стихотворению музыку, созвучную настроению (Приложение 5. магнитофон, фонограмма). (Приложение 6.) Третья группа займётся исследованием осенних образов. Как же создаётся художественный образ, как автор находит те особые слова, которыми можно нарисовать образы осени? Ответы на эти вопросы будет искать творческая лаборатория осенних образов. В процессе исследования образов, выберите самую подходящую, на ваш взгляд, иллюстрацию к стихотворению. В тексте стихотворений мы можем встретить слова, значение которых нам могут быть не очень понятны. Для этого мы создаем экспертную группу, которая будет работать над толкованием значений малознакомых слов. (Приложение 7.) -Творческие лаборатории начинают своё исследование. На исследование вам отводится 10 мин. Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь. Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка в присядку. Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите И читать друзья начните Отчёты работы каждой группы - У нас осталось ещё одно, очень важное для понимания стихотворения, задание. Я не дала его ни одной группе. Мне хочется, чтобы мы все вместе сделали один важный вывод. В каждом стихотворении автор хочет нам что-то сообщить, поделиться своими мыслями. Постараемся понять, какую же мысль хотят до нас донести поэты.
Исследование позволило нам сложить из отдельных фрагментов, как из мозаики, целостную картину неповторимой красоты позднее осени. - А теперь, давайте попытаемся прочесть стихотворение выразительно, передавая настроение автора, выражая собственные чувства. А фоном прозвучит музыка, выбранная ребятами, как наиболее созвучная строкам стихотворения. Воспользуйтесь памяткой чтения лирических стихотворений (Приложение 8.) - Что на уроке произвело на вас наиболее сильное впечатление? - Для чего нужна такая работа со стихотворением? - Что новое вы узнали сегодня на уроке? - Смогли ли мы достичь целей урока? -Что воспринималось легко? - Какие испытывали трудности? а) нарисовать те картины, которые возникли в вашем воображении при чтении стихотворения. б) сочинить несколько строк, созвучных настроению поэтов. | Приветствуют учителя. Организуют своё место, проверяют наличие учебников, тетрадей,словарей Слушают стихотворение и настрой на урок Слушают музыкальное произведение Рассматривают фотографии осенней природы Отвечают на вопросы Рассматривают портреты поэтов Слушают стихотворение Отвечают на вопросы Распределяются по группам. Слушают инструкцию работы групп Работают в группах. Выполняют работу согласно инструкциям Выполняют упражнения по тексту под руководством учителя Отчитываются о проделанной работе Делают вывод (Поэты пытаются подчеркнуть ценность, неповторимость каждого дня. Именно сегодня надо успеть увидеть самое ценное, насладиться сегодняшним днём, завтра она может быть уже другой. Каждый день нужно уметь замечать прекрасные мгновения жизни и ценить их. Кокышев в последней строфе призывает не «болтать», а встречать зиму.) Читают стихотворение под музыку с видеорядом после предварительной подготовки (Приложение 1) | Проявляют эмоциональную отзывчивость на стихотворение и настрой на урок Учатся слушать классическую музыку и «рисуют» картины природы , соответствующие музыкальному произведению, пытаются определить настроение, которое передаёт музыка Проявляют эмоциональную отзывчивость на произведения. Учатся отвечать на вопросы, опираясь на опыт работы над лирическим произведением Учатся сами определить свое место в исследовании, учитывая желания, возможности и настроение Адекватно используют речевые высказывания для решения различных коммуникативных задач, строят монологические высказывания, учатся вести диалог Осуществляют профилактику утомлений Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития Учатся выразительно читать стихотворные тексты, используя: темп, тембр, логическое ударение, паузы, мимику, жесты. Учатся оцениванию и самооцениванию Учатся самоопределению |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока : "Сказки Александра Сергеевича Пушкина"
Сценарии урока и презентация по теме, посвяцённая году литературы...
Урок по литературному чтению."Картины зимней природы в лирическом стихотворении А.С.Пушкина "
Урок по литературному чтению. Тема: "Картины зимней природы в лирическом стихотворении А.С.Пушкина" Стихотворение "Опрятней модного паркета", уч. Свиридовой ОС Л.В. Занкова...
Лирическое стихотворение А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя». Настроение стихотворения.
Урок познакомит учащихся с биографией и творчеством А.С. Пушкина, поможет продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения, развивать связную речь, воспитывать интерес к чт...
Урок литературного чтения "Знакомство с лирическим стихотворением С.А.Есенина «Белая береза». 2 класс.
Урок литературного чтения "Знакомство с лирическим стихотворением С.А.Есенина «Белая береза» для учащихся 2 класса....
Урок по литературному чтению в 3 классе. Тема: Что я узнал из жизни А.С. Пушкина. Лирическое стихотворение ” Уж небо осенью дышало…”
Конспект урока в 3 классе по литературному чтению...
Технологическая карта урока по литературному чтению "А. С. Пушкин. Лирические стихотворения "
Педагогические задачи: создать условия для обучения формулировке темы урока на основе ключевых слов, составления плана урока, проведения рефлексии на основе данного плана, наблюдения за словом в текст...
Урок литературного чтения. Тема: Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта «Светло-пушистая…». Настроение стихотворения. «Светло-пушистая…». На
В материале дана подробная разработка открытого урока литературного чтения во 2 классе по теме Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта Лири...