Интегрированный урок чтения и ИЗО "А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало", "Изображение листьев различной формы"
план-конспект урока чтения (3 класс) по теме
Проведен совместно с учителем ИЗО Устенко Л.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_chteniya_i_izo.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат V вида г. Зернограда
(ГКОУ РО школа-интернат V вида г. Зернограда)
Областной семинар для учителей начальных классов по теме: «»
26 октября 2011г.
Интегрированный урок чтения и изобразительного искусства
по теме: «А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Изображение осенних листьев различной формы»
Проведен в 3 «В» классе
Учитель начальных классов: Арженовская Е.И.
Учитель ИЗО: Устенко Л.А.
г. Зерноград
Цели урока:
- Познакомить учащихся с отрывком из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «…Уж небо осенью дышало»
Закрепить навыки изображения осенних листьев различной формы.
- Развивать навык выразительного чтения, формировать гибкость и скорость чтения.
Развивать аналитические возможности глаза; наблюдательность, умение видеть характерный цвет.
- Развивать у детей речь, активизировать работу артикуляционного аппарата, обогащать словарный запас.
- Прививать любовь к поэзии, природе. Воспитывать умение восхищаться красотой осенней природы.
Оборудование учителя: учебник «Литературное чтение» 3 класс, презетация к уроку, образец педагогического рисунка, осенние листья дуба, березы, клена.
Оборудование учащихся: учебник «Литературное чтение» 3 класс , планшет, акварель, кисть №2, баночка с водой, салфетка, лист бумаги.
Словарь: сень, караван
ХОД УРОКА:
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
- Посмотрите друг на друга и пожелайте удачи.
- Садитесь.
- Урок чтения. Чему учимся на этом уроке? (Мы учимся красиво и правильно читать)
- Но сегодня урок у нас необычный. В чем его необычность вы скажете сами в конце урока.
- СОБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
- Наступило время года, которое любили изображать в своих произведениях великие музыканты, художники, поэты. На этом уроке мы продолжим знакомство с произведениями поэта, чье имя знакомо каждому, как взрослому так и ребенку. (на экране портрет А.С. Пушкина)
- О каком поэте идет речь? (Александр Сергеевич Пушкин)
- На уроке мы будем читать отрывок из романа «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало…»
- РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
- Прежде чем приступить к чтению, выполним упражнения, которые помогут нам при чтении.
- Упражнение «Эхо»
Учитель показывает артикуляцию звука, дети повторяют с голосом.
(а о у)
(ау ау оу ау)
- Скороговорка «Осень»
- Проговорим скороговорку, медленно и четко проговаривая слова.
Осень поздняя идет
Листопад она несет.
- Громко и быстро.
- Для чего мы выполняли речевую разминку? (Мы выполняли речевую разминку для того, чтобы красиво и правильно говорить)
- Продолжаем работу.
- ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
- Послушайте стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Уж небо осенью дышало». (Звучит музыка из альбома П.И. Чайковского «Времена года», пьеса «Октябрь»)
…Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
- Какое настроение у вас после прослушивания? (Грустное)
- Почувствовать грусть вам помогла музыка из альбома П.И. Чайковского «Времена года» «Октябрь».
- СЛОВАРНАЯ РАБОТА
- Как понимаете слово сень? (Сень – то, что покрывает кого-нибудь, что-нибудь)
- Как понимаете слово караван? (Караван – группа кого, чего-нибудь, двигающихся друг за другом)
- РАБОТА НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ (АНАЛИЗ СТИХОТВОРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ), ОТРАБАТЫВАНИЕ НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.
- Откройте учебник на странице 86.
- Прочитайте стихотворение про себя – «Губы».
- Упражнение «Буксир».
- Упражнение «Финиш».
- Давайте еще раз прочитаем стихотворение и вдумаемся в каждую строку.
- Начинает чтение ___________
…Уж небо осенью дышало,
- В каком значении поэт употребил слово «дышало»? (Поэт употребил слово «дышало» в переносном смысле)
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
- Как понимаете строку: «С печальным шумом обнажалась»? (Деревья сбросили листву)
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу:
- Почему караван гусей тянулся к югу? (Потому, что осенью птицы улетают на юг)
- Теперь читаю я .
…приближалась
Довольно скучная пора;
- Обратите внимание, скучная – орфоэпически правильно пишется сочетание «чн», но произносится как «ш» - скушная. Запомните это.
Стоял ноябрь уж у двора.
- Не поворачивая головы, найдите взглядом желтый круг, зеленый. Посмотрите вниз.
-Ребята, мы проделали большую подготовительную работу и я хочу услышать выразительное чтение этого стихотворения. (Чтение детей, 2-3 человека)
- Спасибо за сотрудничество. Отложите учебники на середину стола.
- Давайте отдохнем.
- ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(Звучит мелодия вальсового характера)
Осенние листья по ветру летят,
Друг с другом они попрощаться хотят.
Осенние листья кружатся,
Ковром разноцветным ложатся.
На слайде осенний ковер.
- Посмотрите, какой красивый ковер получился из осенних листьев.
- Какие листья вы видите? (Я вижу березовые листья (дубовые, кленовые).
- Сегодня на уроке мы выполним рисунки этих листьев.
- АНАЛИЗ ФОРМЫ И ОКРАСКИ ЛИСТЬЕВ
- Рассмотрим лист березы.
- Из каких геометрических форм состоит лист березы? (Лист березы состоит из двух форм – круга и маленького треугольника)
- Определите расположение основной жилки. (Основная жилка проходит посередине листа)
- Какую цветовую окраску имеет лист березы? (Лист березы имеет желто-зеленую (желто-оранжевую, желтую) окраску)
- Теперь рассмотрим лист дуба.
- На какую форму похож лист дуба? (Лист дуба похож на овал)
- Верно, лист дуба похож на овал. Он имеет сложную форму, обобщив которую мы получим овал.
- Определите расположение основной жилки. (Основная жилка проходит посередине листа)
- Какая цветовая окраска характерна для листа дуба? (Для листа дуба характерна желто-коричневая (желто-оранжевая, желтая, зеленая, оранжевая, красная) окраска)
- Какой лист осталось рассмотреть? (Осталось рассмотреть лист клена)
- Лист клена имеет еще более сложную форму – форму пятиугольника.
- Посмотрите внимательно, сколько основных жилок у листа клена? (У листа клена пять основных жилок)
- Как эти жилки соединены между собой? (Все жилки соединены между собой в нижней части листа)
- Правильно все прожилки соединяются между собой в нижней части листа или в середине нижней части многоугольника.
- Какую цветовую окраску имеет лист клена? (Лист клена имеет желто-оранжевую (желто-зеленую, желтую) окраску.
- На обратной стороне планшета изображена последовательность изображения листьев.
-Чтобы лучше передать красоту этих листьев, надо брать чистые, прозрачные краски. Необходимо слегка дотрагиваться до бумаги легкими прикосновениями кисти. Кроме того, надо постараться передать характерные для каждого из листьев оттенки.
- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
- Выполните самостоятельно рисунок листа, который находится перед вами. Постарайтесь передать красоту осенних листьев.
- ИТОГ УРОКА
- Молодцы, ребята, наш урок подходит к концу. (Дети убирают в сторону инструменты)
- В начале урока я говорила вам, что урок чтения сегодня необычный. В чем же необычность нашего урока? (Сегодня урок необычный потому, что мы читали и рисовали)
- С каким стихотворением А.С. Пушкина мы познакомились на уроке? ( Мы познакомились со стихотворением А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»)
- На уроке очень хорошо работали….. Они получают оценку …
- Дома подготовьте выразительное чтение этого стихотворения.
- Подведем итог творческой части урока.
- Какую работу вы выполнили? (Мы нарисовали осенние листья)
- Оцените свою работу на уроке.
Оценка 5 ставится, если рисунок был выполнен самостоятельно, без помощи учителя, аккуратно.
Оценка 4 ставится, если рисунок был выполнен самостоятельно, аккуратно, помощь учителя использовалась не более 2 раз за урок.
Оценка 3 ставится, если рисунок был выполнен с помощью учителя, неаккуратно.
Оценка 2 ставится, если рисунок не выполнен.
- Поместите рисунок под соответствующую оценку.
Комментарии учителя по оцениванию работ.
- Наведите порядок на рабочем месте.
Уборка рабочего места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
литературное чтение А.С.Пушкин "Уж небо осенью дышало"
Урок литературного чтения с презентацией...
Презентация к уроку литературного чтения "А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало..."
презентация представляет собой построчный видеоряд с текстом стихотворения...
Учебно-методический комплект по лит.чтению "А .С Пушкин «Уж небо осенью дышало.»М.Ю Лермонтов «Осень"
А .С Пушкин «Уж небо осенью дышало.»М.Ю Лермонтов «Осень"конспект урока+ презентация 2 кл...
Конспект урока литер. чтения "А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Конспект урока литер. чтения "А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»...
План-конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (отрывок из романа в стихах "Евгений Онегин")....
Стихотворение А. С. Пушкина "Уж небо осенью дышало" Рабочий лист
Рабочий лист к уроку литературного чтению для 2 класса к стихотворению А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало..."...
Стихотворение А. С. Пушкина "Уж небо осенью дышало" Рабочий лист
Рабочий лист к уроку литературного чтения для 2 класса к стихотворению А. С. Пушкина "Уж небо осенью дышало"...