Конспект открытого урока по литературному чтению 3класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Кулешова Анастасия Алексеевна
       Тема: А.Толстой «Детство Никиты», главы «В купальне», «Стрелки барометра».
Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством А. Толстого; учить определять жанр, характер и основную идею произведения; обогащать словарный запас; совершенствовать навык чтения по ролям; воспитывать любовь к чтению.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3класс Детство Никиты41.98 КБ

Предварительный просмотр:

Кулешова А.А., учитель начальных классов

Конспект открытого урока по литературному чтению

       Тема: А.Толстой «Детство Никиты», главы «В купальне», «Стрелки барометра».

Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством А. Толстого; учить определять жанр, характер и основную идею произведения; обогащать словарный запас; совершенствовать навык чтения по ролям; воспитывать любовь к чтению.

       Задачи:

  • Работать с заглавием произведения;
  • Отвечать на предварительные вопросы к тексту по содержанию прочитанного;
  • Самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание;
  • Использовать выборочное чтение для подтверждения какой – либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию;
  • Воспитывать чувство сопереживания к окружающим.

    Оборудование: портрет А. Толстого; книга «Детство Никиты»; толковый словарь; загадки; барометр, компьютер, видеопроектор, презентация.

Ход урока:        

  • Орг. момент.

Добрый день, дорогие друзья!

Приглашаем вас на урок чтения для всеобщего обогащения!

Урок наш будет полон необыкновения,

И поэтому я начинаю его с загадочного чтения!

Выразительное чтение загадки учителем.

Вот по небу мчится конь –

Из – под ног летит огонь.

Конь копытом бьет могучим

И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит,

Что внизу земля дрожит.

(Гром)

- В образе кого предстает гроза в загадке?

  • Проверка домашнего задания.

- Какие цитаты, характеризующие гром, вы выписали из отрывка «Степь» А.П.Чехова?

- Какой образ вы можете нарисовать?

- Но ведь лето может быть и другим, таким, например, как в этой загадке:

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я …(Лето)

(хором)

3. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы будем говорить о солнечном знойном летнем дне.

Чтобы узнать имя автора нового произведения, отгадайте загадку.

У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный,

Но любил так папа сына.

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?…

(Буратино.)

– Как называется произведение, героем которого является Буратино? (Сказочная повесть «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

Что общего между Буратино и прочитанным вами дома произведением?

 (Его автор- Алексей Николаевич Толстой, оба - повести.)

-Как называется произведение, которое вы прочитали дома? («Детство Никиты».)

– Все ли произведение будем читать? (Только главы.)

– К какому жанру относится произведение «Детство Никиты»? Почему?

      – Давайте еще раз прочитаем названия глав (с. 92, 94).

 - Кто главный герой произведения? (Никита.)

 -Вы пробовали дома самостоятельно провести первый этап работы с художественным произведением до чтения: сначала предполагали, о чем будете читать. Что вам в этом помогло? (Дети рассказывают, как они самостоятельно проводили работу над текстом до чтения: работа с заглавием, иллюстрацией.)

4. Изучение нового материала.

1. Речевая минутка.

Учащиеся выразительно читают закличку, записанную на доске.

Солнышко-ведрышко,

Выйди из-за облачка,

Сядь на пенек,

Погуляй весь денек.

2. Подробный пересказ 1–2-й частей главы «В купальне».

3. Анализ текста главы «В купальне».

- От лица кого ведется повествование? (От лица рассказчика, не от первого лица)

– Как вы думаете, что такое «купальня»?

Купальня – заведение для купания; строение на берегу для раздевания, строение на воде в виде сарая с затопленным днищем.

Учащиеся самостоятельно читают текст.

– Объясните значение слов и выражений:

Идти гуськом – друг за другом.

Утренний дымок – туман.

Шибко мылить – сильно.

Плыть саженками – способ плавания с попеременным выбрасыванием вперед то одной, то  другой руки.

Сидел калачиком – обхватил ноги руками.

Близорукость – плохое зрение.

     - Сизая от росы трава – это какая? (Сизый- серо-синий цвет с белесым или голубым отливом. На траве словно налет.)

4. Беседа о роли пейзажа в тексте.

– Кто наслаждается красотой утреннего сада? Прочитайте фрагменты.

– Почему рассказчик говорит «толклись легкими листиками бабочки»? Объясните это сравнение. (зачитывают фрагменты)

– Как вы понимаете выражение «вверху над купальней стояли мушки»? (Много мошек – признак жаркой погоды.)

– Что за «коромысло» залетело в купальню, «треща глядело изумрудными глазами»?

– Почему же стрекозу в народе прозвали коромыслом?

– Что это за предмет «коромысло»? (Толстая изогнутая деревянная планка с крючками или выемками на концах для носки ведер на плече.)                                                                                                                                              

– Как вы думаете, с какой целью писатель использует описание летнего утра? (Показывает, что природа и люди – едины…)

– Какие слова для описания звуков, запахов и красок летнего дня находит писатель? Прочитайте.

– Какое настроение у вас возникло при чтении?

– Представьте себе, что в главе «В купальне» нет описания природы. Что изменится?

  5.        – Назовите героев этой главы.      

– Что вы узнали о героях главы «Купальня»?

- С каким настроением пришли на пруд герои повести?

– Что умел делать Никита?

       -  Как Василий Никитьевич превращался в «несчастного Васю»? (зачитывают отрывок)

– Повесть «Детство Никиты» – автобиографическое произведение. Писатель Алексей Толстой передает в ней свои детские впечатления. Имя Никита – имя его сына. Ему-то он и посвятил свою книгу. О своем детстве на хуторе Сосновка, что под Самарой, он пишет в автобиографии: «Там прошло мое детство. Сад, пруды, окруженные ветлами и заросшие камышом. Степная речонка Чагра. Товарищи – деревенские ребята. Верховые лошади… Смены времен года, как огромные и всегда новые события. Все это, и в особенности, что я рос один, развивало мою мечтательность…» и, несомненно, мечтательность главного героя его повести Никиты.

Мама, Александра Леонтьевна, всеми силами старалась развить в Алексее Толстом писательский талант. Может быть, благодаря ей он и стал писателем.

Аркадий Иванович – первый домашний учитель писателя Аркадий Иванович Словохотов, о нем он вспоминает: «Рябой, рыжий, как огонь, отличный человек, с которым мы жили душа в душу…»

   - Прочитайте последний абзац главы. Какое счастье, после купания встретить добрую, любящую, такую домашнюю матушку, заботливо приготовившую чай, снова слиться с красотой сада, наслаждаться благоуханьем уже цветущей липы. Легкая усталость от воды смениться умиротворением и ощущением счастья – как прекрасно лето!

5. Физкультминутка

http://uchitel.3dn.ru/_ld/165/s55459923.jpg

6. Чтение 1-й части главы «Стрелка барометра».

– Прочитайте название главы на с. 94.

– Что такое барометр?

Барометр – прибор, который показывает изменение погоды (дождь, сушь).

– В каком произведении вы уже читали про барометр?
(К. Паустовский «Жильцы старого дома».)

– Но тот барометр показывал «великую сушь», то есть он был неисправен.

– Как вы думаете, о чем будет глава «Стрелка барометра»?

Учащиеся читают вслух текст по абзацам и комментируют.

– Почему этим барометром недовольны? Почему Василий Никитьевич стучал по стеклу барометра?

– Как вели себя родители Никиты, собираясь за столом? Почему?

– Что написала Васса Ниловна в письме Аркадию Ивановичу? Прочитайте.

– Объясните слова «прикована к постели больной матери».

- Почему Никита нарисовал в своем воображении такую картину? (Он понял его буквально.)

– Какой представил Никита городскую учительницу?

– Как вы понимаете выражение «выбивая пальцами полечку» по краю тарелки?

- Почему Никите показалось, что муха звенела точно в бреду?

– Объясните значение выражений и слов:

Чесучовые панталоны – летние легкие мужские брюки.

Окаянное пекло – проклятая жара, страшная.

Тиф – болезнь.

– Как вы понимаете слова отца Никиты: «Сиди и жди казни»? (Засуха приведет к голоду, к смерти.)

7. Чтение по ролям.

– Какое настроение царило в доме?

– Состояние тревоги, отчаяния слышится и в голосах матушки и отца. Как надо прочитать их слова?

6. Оценивание. Ребята, чью работу вы хотите отметить? Может кто-то сам хочет оценить свою?

7. Домашнее задание: А какое задание вы хотели бы выполнить дома?Также, ребята подготовите выразительное чтение первой части; прочитаете до конца главу. В части 2-й отметите слова и выражения, с помощью которых автор передает настроение Никиты; подберете заклички о дожде.

8. Итог урока.

– Чем интересна повесть А. Толстого «Детство Никиты»? О ком он писал?

– Назовите героев этой книги.

– Чем были озабочены взрослые?

– Какие слова использует автор, чтобы читатель острее почувствовал страх перед надвигающейся бедой?

– От кого же ждали помощи люди? Объясните название второй главы.

Я думаю, что теперь вы будете читать отрывки, предложенные авторами, с большим интересом и вам захочется прочитать всю повесть. Она состоит из небольших глав, а это удобно для чтения.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературному чтению Тема: С.А.Есенин «Пороша»

Тема: С.А.Есенин «Пороша»Цель: учить детей выразительному чтению стихотворения; воспитывать в них чувство прекрасного; укреплять любовь к родному краю, к природе....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе

Тема:Обобщение по теме «Там чудеса…» ( Урок- путешествие) УМК "Гармония"Цели:1. Учить обобщать  изученный материал. Закреплять навыки чтения и умение работать с книгой.2. Развивать речь уча...

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России.

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России. Тема:  С. Есенин. Поёт зима аукает....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. "Люби живое" Урок-конференция.

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе.  Урок-конференция. "Люби живое" . Обощающий урок....

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс.

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные  загадки»  (Урок введения нового знания). 2 класс....