Конспект открытого урока по литературному чтению 3класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3класс Детство Никиты | 41.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Кулешова А.А., учитель начальных классов
Конспект открытого урока по литературному чтению
Тема: А.Толстой «Детство Никиты», главы «В купальне», «Стрелки барометра».
Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством А. Толстого; учить определять жанр, характер и основную идею произведения; обогащать словарный запас; совершенствовать навык чтения по ролям; воспитывать любовь к чтению.
Задачи:
- Работать с заглавием произведения;
- Отвечать на предварительные вопросы к тексту по содержанию прочитанного;
- Самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание;
- Использовать выборочное чтение для подтверждения какой – либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию;
- Воспитывать чувство сопереживания к окружающим.
Оборудование: портрет А. Толстого; книга «Детство Никиты»; толковый словарь; загадки; барометр, компьютер, видеопроектор, презентация.
Ход урока:
- Орг. момент.
Добрый день, дорогие друзья!
Приглашаем вас на урок чтения для всеобщего обогащения!
Урок наш будет полон необыкновения,
И поэтому я начинаю его с загадочного чтения!
Выразительное чтение загадки учителем.
Вот по небу мчится конь –
Из – под ног летит огонь.
Конь копытом бьет могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит.
(Гром)
- В образе кого предстает гроза в загадке?
- Проверка домашнего задания.
- Какие цитаты, характеризующие гром, вы выписали из отрывка «Степь» А.П.Чехова?
- Какой образ вы можете нарисовать?
- Но ведь лето может быть и другим, таким, например, как в этой загадке:
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я …(Лето)
(хором)
3. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы будем говорить о солнечном знойном летнем дне.
Чтобы узнать имя автора нового произведения, отгадайте загадку.
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
Но любил так папа сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?…
(Буратино.)
– Как называется произведение, героем которого является Буратино? (Сказочная повесть «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
Что общего между Буратино и прочитанным вами дома произведением?
(Его автор- Алексей Николаевич Толстой, оба - повести.)
-Как называется произведение, которое вы прочитали дома? («Детство Никиты».)
– Все ли произведение будем читать? (Только главы.)
– К какому жанру относится произведение «Детство Никиты»? Почему?
– Давайте еще раз прочитаем названия глав (с. 92, 94).
- Кто главный герой произведения? (Никита.)
-Вы пробовали дома самостоятельно провести первый этап работы с художественным произведением до чтения: сначала предполагали, о чем будете читать. Что вам в этом помогло? (Дети рассказывают, как они самостоятельно проводили работу над текстом до чтения: работа с заглавием, иллюстрацией.)
4. Изучение нового материала.
1. Речевая минутка.
Учащиеся выразительно читают закличку, записанную на доске.
Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облачка,
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.
2. Подробный пересказ 1–2-й частей главы «В купальне».
3. Анализ текста главы «В купальне».
- От лица кого ведется повествование? (От лица рассказчика, не от первого лица)
– Как вы думаете, что такое «купальня»?
Купальня – заведение для купания; строение на берегу для раздевания, строение на воде в виде сарая с затопленным днищем.
Учащиеся самостоятельно читают текст.
– Объясните значение слов и выражений:
Идти гуськом – друг за другом.
Утренний дымок – туман.
Шибко мылить – сильно.
Плыть саженками – способ плавания с попеременным выбрасыванием вперед то одной, то другой руки.
Сидел калачиком – обхватил ноги руками.
Близорукость – плохое зрение.
- Сизая от росы трава – это какая? (Сизый- серо-синий цвет с белесым или голубым отливом. На траве словно налет.)
4. Беседа о роли пейзажа в тексте.
– Кто наслаждается красотой утреннего сада? Прочитайте фрагменты.
– Почему рассказчик говорит «толклись легкими листиками бабочки»? Объясните это сравнение. (зачитывают фрагменты)
– Как вы понимаете выражение «вверху над купальней стояли мушки»? (Много мошек – признак жаркой погоды.)
– Что за «коромысло» залетело в купальню, «треща глядело изумрудными глазами»?
– Почему же стрекозу в народе прозвали коромыслом?
– Что это за предмет «коромысло»? (Толстая изогнутая деревянная планка с крючками или выемками на концах для носки ведер на плече.)
– Как вы думаете, с какой целью писатель использует описание летнего утра? (Показывает, что природа и люди – едины…)
– Какие слова для описания звуков, запахов и красок летнего дня находит писатель? Прочитайте.
– Какое настроение у вас возникло при чтении?
– Представьте себе, что в главе «В купальне» нет описания природы. Что изменится?
5. – Назовите героев этой главы.
– Что вы узнали о героях главы «Купальня»?
- С каким настроением пришли на пруд герои повести?
– Что умел делать Никита?
- Как Василий Никитьевич превращался в «несчастного Васю»? (зачитывают отрывок)
– Повесть «Детство Никиты» – автобиографическое произведение. Писатель Алексей Толстой передает в ней свои детские впечатления. Имя Никита – имя его сына. Ему-то он и посвятил свою книгу. О своем детстве на хуторе Сосновка, что под Самарой, он пишет в автобиографии: «Там прошло мое детство. Сад, пруды, окруженные ветлами и заросшие камышом. Степная речонка Чагра. Товарищи – деревенские ребята. Верховые лошади… Смены времен года, как огромные и всегда новые события. Все это, и в особенности, что я рос один, развивало мою мечтательность…» и, несомненно, мечтательность главного героя его повести Никиты.
Мама, Александра Леонтьевна, всеми силами старалась развить в Алексее Толстом писательский талант. Может быть, благодаря ей он и стал писателем.
Аркадий Иванович – первый домашний учитель писателя Аркадий Иванович Словохотов, о нем он вспоминает: «Рябой, рыжий, как огонь, отличный человек, с которым мы жили душа в душу…»
- Прочитайте последний абзац главы. Какое счастье, после купания встретить добрую, любящую, такую домашнюю матушку, заботливо приготовившую чай, снова слиться с красотой сада, наслаждаться благоуханьем уже цветущей липы. Легкая усталость от воды смениться умиротворением и ощущением счастья – как прекрасно лето!
5. Физкультминутка
6. Чтение 1-й части главы «Стрелка барометра».
– Прочитайте название главы на с. 94.
– Что такое барометр?
Барометр – прибор, который показывает изменение погоды (дождь, сушь).
– В каком произведении вы уже читали про барометр?
(К. Паустовский «Жильцы старого дома».)
– Но тот барометр показывал «великую сушь», то есть он был неисправен.
– Как вы думаете, о чем будет глава «Стрелка барометра»?
Учащиеся читают вслух текст по абзацам и комментируют.
– Почему этим барометром недовольны? Почему Василий Никитьевич стучал по стеклу барометра?
– Как вели себя родители Никиты, собираясь за столом? Почему?
– Что написала Васса Ниловна в письме Аркадию Ивановичу? Прочитайте.
– Объясните слова «прикована к постели больной матери».
- Почему Никита нарисовал в своем воображении такую картину? (Он понял его буквально.)
– Какой представил Никита городскую учительницу?
– Как вы понимаете выражение «выбивая пальцами полечку» по краю тарелки?
- Почему Никите показалось, что муха звенела точно в бреду?
– Объясните значение выражений и слов:
Чесучовые панталоны – летние легкие мужские брюки.
Окаянное пекло – проклятая жара, страшная.
Тиф – болезнь.
– Как вы понимаете слова отца Никиты: «Сиди и жди казни»? (Засуха приведет к голоду, к смерти.)
7. Чтение по ролям.
– Какое настроение царило в доме?
– Состояние тревоги, отчаяния слышится и в голосах матушки и отца. Как надо прочитать их слова?
6. Оценивание. Ребята, чью работу вы хотите отметить? Может кто-то сам хочет оценить свою?
7. Домашнее задание: А какое задание вы хотели бы выполнить дома?Также, ребята подготовите выразительное чтение первой части; прочитаете до конца главу. В части 2-й отметите слова и выражения, с помощью которых автор передает настроение Никиты; подберете заклички о дожде.
8. Итог урока.
– Чем интересна повесть А. Толстого «Детство Никиты»? О ком он писал?
– Назовите героев этой книги.
– Чем были озабочены взрослые?
– Какие слова использует автор, чтобы читатель острее почувствовал страх перед надвигающейся бедой?
– От кого же ждали помощи люди? Объясните название второй главы.
Я думаю, что теперь вы будете читать отрывки, предложенные авторами, с большим интересом и вам захочется прочитать всю повесть. Она состоит из небольших глав, а это удобно для чтения.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по литературному чтению Тема: С.А.Есенин «Пороша»
Тема: С.А.Есенин «Пороша»Цель: учить детей выразительному чтению стихотворения; воспитывать в них чувство прекрасного; укреплять любовь к родному краю, к природе....
Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе
Тема:Обобщение по теме «Там чудеса…» ( Урок- путешествие) УМК "Гармония"Цели:1. Учить обобщать изученный материал. Закреплять навыки чтения и умение работать с книгой.2. Развивать речь уча...
Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России.
Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России. Тема: С. Есенин. Поёт зима аукает....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.
Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. "Люби живое" Урок-конференция.
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе. Урок-конференция. "Люби живое" . Обощающий урок....
Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс.
Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс....