Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. "Люби живое" Урок-конференция.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе. Урок-конференция. "Люби живое" . Обощающий урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока. | 34.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по литературному чтению по теме «Люби живое»
Урок-конференция «Земля - наш дом родной» 3 класс
Цель:
- Обобщить знания по теме «Люби живое»
- Прививать любовь и бережное отношение к природе.
- Развивать умение выступать перед аудиторией, развивать творческие способности, речь, мышление.
- Воспитывать умение слушать выступающего, и делать выводы.
Планируемые результаты: учащиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно в группе; оценивать свои достижения.
Оборудование:
- Название отделов (карточки)
- Бейджики для корреспондентов.
- Карточки с характеристикой зайца.
- Карточки с текстом
- Книги: В.Бианки «Лесная газета», В.Л.Дуров «Мои звери»
- Презентация «Земля – наш дом родной»
- Портреты писателей.
- Картина Вселенной .
Ход урока:
- Орг. момент.
Звучит мелодия. Слайд 1.
Учитель: Бесконечная Вселенная.… В этой завораживающей воображение бесконечности множество звезд, планет.… Но самая прекрасная планета во всей Вселенной – это наша планета Земля. Земля – наш дом. А человек в нем хозяин. Но мы не одни на нашей планете, с нами братья наши меньшие: птицы, рыбы, звери. Мы в ответе и за эту красоту, и за братьев наших меньших.
Указом президента Российской Федерации, в связи со 100 –им исполнением создания в Росси первого государственного природного заповедника , этот год объявлен Годом Экологии. Показать Эмблема
Ученик читает стихотворение:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
Утром солнышко встаёт,
Всех на улицу зовёт.
Выхожу из дома я, -
Здравствуй, улица моя!
Я пою - и в вышине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти.
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я, -
Здравствуй, Родина моя!
2. Актуализация знаний. Введение в тему урока.
Мы с вами прошли по чтению большую тему. В конце каждой темы мы проводили уроки – викторины, уроки – КВНы, уроки – путешествия, И сегодня настал черёд провести урок – конференцию.
- Дорогие друзья! Сегодня этот урок будет не совсем обычный. Он пройдёт в виде конференции.
- Что такое конференция?
- Конференция – это собрание, совещание представителей каких-либо государств, организаций, групп людей.
3.Открытие конференции. Слайд 2
- Мы собрались с вами на конференцию, которая посвящена теме «Земля – наш дом родной». Этот урок будет обобщением по разделу «Люби живое».
- Как вы думаете, а кто считает Землю своим домом?
- Задача нашей конференции: познакомиться с жизнью животных, их повадками, отношениями между людьми и «братьями нашими меньшими»
- А помогут нам сделать авторы литературных произведений, которые вы прочитали по теме «Люби живое» и ваша активная работа, ваше внимание, умение слушать своих товарищей.
- Работать будем по группам. Каждая группа представляет отдел «Лесная газета» Слайд 3
В каждом отделе работают корреспонденты.
- А кто такие корреспонденты?
- Корреспондент – сотрудник газеты или журнала, радио и других органов информации, посылающих им сообщения с мест событий.
4. Выступление участников конференции.
Отдел «Вести из леса»
- Зимой трудно птицам и зверям. Голодно и холодно в лесу. Как пережить это тяжелое время года? Слово нашему корреспонденту «Вести из леса» Суюндуковой Гульжан . Мы услышим сейчас рассказ Виталия Валентиновича Бианки «Птицы под снегом».
( Корреспондент читает рассказ В.В.Бианки)
«Стая птиц под снегом»
«Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да – бух! - сорвался, и в снег по самые уши. И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес. Оказалось – целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют – и опять в снег. Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?»
- Что нового из этого сообщения узнали для себя о жизни белых куропаток?
- Они ночуют под снегом, днём вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые веточки.
- Кто хочет дополнить выступление нашего корреспондента?
«О глухарях» Корреспондент Отдел «Вести из леса» Бабушкина Саша
В снегу прячутся не только куропатки, но и другие птицы. Например, глухари. Это – одна из древнейших птиц на земле. Живут они в сосновых лесах и на болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и получили название –глухари.
- А каким увидел зайца корреспондент?
- Кто хочет дополнить о зайце?
Дополнение.
Корреспондент отдела «Вести из леса» Егорова Оля
Зайцы очень осторожны. Он никогда не пойдёт прямо к своей лёжке. Будет путать следы петляя. И подпрыгивает иногда выше, чем на метр, взлетая над травой, он успевает оглядеться – ведь рядом могут быть враги.
- Кто хочет дополнить выступление нашего корреспондента?
- Назовите автора произведения, рассказавшего нам о зайце?
- Иван Сергеевич Соколов - Микитов «Листопадничек»
- Почему автор так назвал своё произведение?
- Охотники называют осенних зайчат листопадничками, потому что они рождаются, когда с деревьев осыпается золотой лист.
- Сейчас попробуем дать характеристику зайчику из рассказа Ивана Сергеевича Соколов- Микитова.
Работа в группах.
Каждая группа получает листок с характеристикой зайца. Они должны доказать, что зайчик обладал тем или иным качеством.
- Смелый - убежал из родного гнезда искать журавлиные тёплые страны.
- Легкомысленный - побежал, не подумав о последствиях.
- Боязливый - в хатке у бобров было темно, сыро, можно было замёрзнуть, побоялся прыгать в холодную воду.
- Решительный – решился научится плавать
- Беспокойный – переживал о старой матери. О своём тёплом гнездышке. Не давал никому покоя.
Группа отвечает:
Мы считаем….
.Отел «Рыбацкий узел».
- Слово предоставляется Аликулову Каирбеку корреспонденту отдела «Рыбацкий узел»
Слайд 4
А я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущий полуводный образ жизни. Речной бобр – крупный грызун, достигает 30-32 кг. Жизнь его тесно связано с водой. Бобр прекрасно плавает и ныряет, имеет ряд особенностей связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Хвост широкий, плоский и служит рулём, когда бобр плывёт или опорой, когда бобр сидит на задних лапках.
- Что ещё узнали о жизни бобров из данного произведения?
- У бобров хатка в 2 этажа
- Строят на речке плотину, подгрызают острыми зубами толстые деревья, ветер подует, упадет дерево в воду
- Толстым хвостом громко пришлёпывают, как штукатур лопаткой.
- Едят мягкие ивовые прутья
- Любят чистоту и порядок.
А есть ли еще дополнение?
Дополнение
Егорова Оля
У меня есть дополнение. Я хочу рассказать об ондатре. Ондатра живёт в норах, устраиваемых в берегах водоёмов. Вход в нору скрыт под водой. Питается рогозом, камышом, тростником. Она даёт очень красивый мех.
5.Физкультминутка.
6. Работа в группах.
Работа в группах.
Задание: вставьте пропущенные слова, восстановив текст, и узнаете, кого ещё можем отнести к речным обитателям
« Первыми заметили пика большие……………………. …………….
Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады. Что не могут прикончить разом мышонка: боялись с лёта разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду, и вплавь догоняли кораблик.
А со дна реки поднялась………………………… Она ждала, когда …………………….. скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать её страшных зубов.
(Ответ: белые чайки, щука, чайки)
Проверка: зачитывает один из группы.
- Откуда этот отрывок?
- «Мышонок Пик» В.Бианки.
- Виталий Валентинович Бианки побывал в экспедициях в самых разных уголках страны и везде изучал природу. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки» в 1927 г впервые напечатана «Лесная газета», которая превратилась в своеобразную энциклопедию жизни леса и его обитателей.
(показать книгу «Лесная газета»)
- Но вернёмся к главному герою мышонку Пику.
- Назовите эпизоды, которые вас заставили поволноваться за мышонка:
Чуть не убил мальчик
Чуть не склевали чайки
Чуть не поймала щука, птица: рыболов-скопа, змея, жулан.
Чему научился мышонок во время своего путешествия?
Научился находить себе пищу, лазить отлично.
- Мышь является основным кормом для хищного животного – лисицы.
7. Выступление участников конференции.
Отдел «Почта»
- Но не только мышей преследуют опасности. В отдел «Почта» пришли письма с жалобами. Слово предоставляется корреспонденту из отдела «Почта» Дусановой Асель
Жалоба 1
Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая. Жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Слайд 6
( Здесь говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы , принести жабу – и они исчезнут)
Жалоба 2 Слово корреспонденту Поповой Кате
«На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно». Слайд 7
(Это о летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от нее огромная. Уничтожает вредных насекомых.)
- Вспомним, в каком рассказе могла пожаловаться птица на людей?
В. Астафьева «Капалуха», глухарка.
Ребята потревожили гнездо глухарки. В гнезде лежало 4 рябеньких светло- коричневых яйца.
- Как она проявляла свой материнский инстинкт?
- Своими распущенными крыльями прикрывала своих будущих птенцов, сохраняя для них тепло. Выщипала сама пух и грела голым животом
- В каких рассказах вы встретились с материнским инстинктом у животных? ( Виктор Петрович Астафьев «Капалуха», Василий Иванович Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»).
- Ребята в защиту кого вы хотели бы выступить сегодня?
Корреспондент «Вести из леса» Бабушкина Саша Слайд 8
А я хотела бы выступить в защиту кукушки. Кукушка – единственная из всех птиц, которая подкладывает яйца в чужие гнезда и никогда не выкармливает своих птенцов. А знаете, почему она это делает? Кукушка – птица насекомоядная и к тому же прожорливая. И главное – она поедает больших и мохнатых гусениц. А кукушата их есть не могут. Вот их и выкармливают другие птицы. Подкладывая яйца в другие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти.
- О материнстве, о преданности и жертвенной любви матери слагают стихи и песни. Какие пословицы о материнской любви вы знаете?
Работа в группах. Составить пословицы.
- Всякой матери свое дитя мило. – Материнское сердце не знает покоя. - Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют. – При солнышке светло, при матери добро.
Отдел «Сельские новости»
Слово предоставляется ( Ахметкалеевой Даяне ) отдела «Сельские новости»
Я – корреспондент сельских новостей. Слайд 9
И хочу прочитать вам письмо мальчика.
Какого жука я в лесу повстречал!
Он топал, как бык, и рогами качал.
И очень серьезным и грозным он был-
Я даже дорогу ему уступил.
Мне имя его неизвестно пока,
Но я не забуду лесного жука.
Я в городе в библиотеку пойду,
Жука моего по рисункам найду.
Узнаю, где водится, как он живёт,
Зачем ему крылья и что он жуёт.
И будут страницы, как травы шуметь,
И будут, как птицы, трамваи звенеть.
Я всем расскажу про жука своего,
Как славно, что я не обидел его!
Не напомнило ли вам это письмо какие-то истории? Чем? (В рассказе Л.Дурова «Наша Жучка») . Мальчику пришлось выполнять страшное задание. Был очень рад, что Жучка осталась жива. С тех пор он полюбил животных, а когда вырос стал воспитывать зверей и учить их, то есть стал дрессировщиком.
Это был Владимир Леонидович Дуров.
Он обходился со своими животными ласково, терпеливо, приучая к себе, за удачно выполненный трюк обязательно угощал каким-нибудь лакомством. Он много лет мечтал о своём собственном театре, где главными артистами будут не люди, а звери. Он приобрёл в Москве дом, поселил в нём своих животных, устроил зал для выступлений перед публикой. Назвал всё это «Уголок Дурова». Владимир Леонидович Дуров внимательно наблюдал за животными, изучал их повадки. И для ребят создал книгу «Мои звери».
Отдел «Сельские новости»
Слово предоставляется Гольдер Жене Поповой, Кате корреспондентам отдела «Сельские новости»
Мальчик:
Мотылёк, как же так? Слайд 10
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живёшь?
Что ты ешь? Что ты пьёшь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всём.
Мотылёк.
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров.
Мне еда и питьё – ароматы цветов.
Но живу я недолго – не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!
Учитель: - Ребята, я слышала про мальчика, который обменял дорогую игрушку самосвал на светлячка и был этому рад. Не подскажите ли мне кто этот мальчик и откуда?
- Это Дениска из рассказа В. Драгунского «Он живой и светится».
- А кто знает почему светится светлячок?
Сообщение Корреспондента «Вести из леса»
Андреева Максима СООБЩЕНИЕ О СВЯТЛИЧКЕ
Слайд 11
Светлячки - уникальные насекомые: они умеют то, что не умеет ни один другой жук - светиться в темноте.
Чем светит светлячок?
Возможность светиться светлячки получили благодаря тому, что в их теле (внизу брюшка) расположены особые светящиеся органы, состоящие, помимо всего прочего, из фотогенных клеток, а также клеток, отражающих свет. Когда светлячок дышит, то воздух по его дыхательным органам - трахеям - поступает в эти клетки, которые и начинают в ответ светиться. Ученые выяснили, что если отнять у светлячка способность дышать, то и свою необычную способность он потеряет. Интересно, что светлячок умеет не просто светиться, но и регулировать "освещение": менять силу света и даже делать его прерывистым. Между прочим, светятся не только взрослые насекомые: даже крошечные личинки обладают этим "даром".
Такие животные , как ондатра , выдра , рыболов –Скопа, жук-олень , которые встречались в наших произведениях занесены в Красную книгу Челябинской области . Они находятся на грани исчезновения.
8.Подведение итогов конференции.
- Наша конференция подходит к концу.
- Скажите, чему вас научили писатели, их произведения? О чём заставили задуматься?
Они научили нас видеть живое вокруг себя. Все хотят жить!
Здесь уместно вспомнить слова Михаила Михайловича Пришвина:
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища охранять – их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице - воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.
(слова Пришвина прочитать по группам)
9. Рефлексия
Ресурсный круг
- Что вы увидели, что вы услышали, что почувствовали на конференции?
- Давайте передавая слово по кругу обратимся к людям Земли с просьбой:
- Не рвите полевые цветы, …не разоряйте птичьих гнёзд, не шумите в лесу…..
Учащиеся читают стихи Слайд 12
Берегите землю! Берегите! Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинках солнечные блики, На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем. Ласточку, мелькающую в жите. Берегите землю! Берегите!
В начале нашего занятия я сказала, что этот год объявлен Годом Экологии. И наша задача беречь природу и наших меньших братьев.
Конференция заканчивается песней «Просьба»
Звучит песня
Текст песни Просьба (Пахмутова Александра):
Раненая птица
В руки не давалась,
Раненая птица
Птицей оставалась...
Этот сон давнишний
До сих пор мне снится:
На траве кровавой
Вздрагивает птица.
Припев:
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо,
А море без рыб - не море,
И земля без зверей - не земля!
Не земля!
Не земля!
Люди-исполины,
Люди-великаны,
Есть у вас винтовки,
Сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье,
Сила есть навечно -
И должно быть сердце,
Сердце человечье!
Припев.
Люди, человеки,
Страны и народы!
Мы теперь навечно
Должники природы.
Надо с этим долгом
Как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья
Раненая птица!
Припев:
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо,
А море без рыб - не море,
И земля без зверей - не земля!
Не земля!
Не земля!
Дерево успеха!!!!
Пчёлки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.
Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...
Конспект открытого урока по литературному чтению " Н. Носов "Живая шляпа"
Конспект открытого урока по литературному чтению " Н. Носов "Живая шляпа"...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 1классе по теме "Звуки [ф], [ф\'], буква Ф. Чтение слов, слогов. Лексическое значение слов."
Цели: Образовательные: формирован...
Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс.
Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс....
Открытый урок по литературному чтению в 4 классе "Живой мир и мир вечного покоя " от 28 февраля 2017 года
Цели:• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);• видеть в художественном тексте ср...
КОНСПЕКТ открытого УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема урока: Что посеешь, то и пожнёшь
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема урока: Что посеешь, то и пожнёшь Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева &la...