Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. "Люби живое" Урок-конференция.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Мамбеткулова  Токжан  Джамбуловна

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе.  Урок-конференция. "Люби живое" . Обощающий урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока.34.26 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок   по литературному чтению по теме «Люби живое»

Урок-конференция    «Земля - наш дом родной»  3 класс

Цель:

  1. Обобщить знания по теме «Люби живое»
  2. Прививать  любовь и бережное отношение к природе.
  3. Развивать умение выступать перед аудиторией, развивать творческие способности, речь, мышление.
  4. Воспитывать умение слушать выступающего, и делать выводы.

Планируемые результаты: учащиеся будут учиться  отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно в группе; оценивать свои достижения.

Оборудование:

  1. Название отделов (карточки)
  2. Бейджики для корреспондентов.
  3. Карточки с характеристикой зайца.
  4. Карточки с текстом
  5. Книги: В.Бианки «Лесная газета»,  В.Л.Дуров «Мои звери»
  6. Презентация  «Земля – наш дом родной»
  7. Портреты писателей.
  8. Картина Вселенной .

                                                                 Ход урока:

  1. Орг. момент.

Звучит мелодия.   Слайд 1.

Учитель: Бесконечная Вселенная.… В этой завораживающей воображение бесконечности множество звезд, планет.… Но самая прекрасная  планета во всей Вселенной – это наша планета Земля. Земля – наш дом. А человек в нем хозяин. Но мы не одни на нашей планете, с нами братья наши меньшие: птицы, рыбы, звери. Мы в ответе и за эту красоту, и за братьев наших меньших.

Указом президента Российской Федерации,    в связи со 100 –им исполнением создания в Росси первого государственного природного заповедника ,  этот год объявлен Годом Экологии.                                                                                                        Показать  Эмблема

Ученик читает стихотворение:

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

                   Утром солнышко встаёт,

                Всех на улицу зовёт.

                 Выхожу из дома я, -

                 Здравствуй, улица моя!

                 Я пою -  и в вышине

                 Подпевают птицы мне.

                 Травы шепчут мне в пути:

                 Ты скорей, дружок, расти.

                 Отвечаю травам я,

                 Отвечаю ветрам я,

                 Отвечаю солнцу я, -

                 Здравствуй, Родина моя!         

2. Актуализация знаний.  Введение в тему урока.          

Мы с вами прошли по чтению большую тему. В конце каждой темы мы проводили уроки – викторины, уроки – КВНы, уроки – путешествия, И сегодня настал черёд провести урок – конференцию.

- Дорогие друзья!  Сегодня этот урок будет не совсем обычный. Он пройдёт в виде конференции.

- Что такое конференция?

- Конференция – это собрание, совещание представителей каких-либо государств, организаций, групп людей.

3.Открытие конференции.   Слайд 2

- Мы собрались с вами на конференцию, которая посвящена теме «Земля – наш дом родной». Этот урок будет обобщением  по разделу «Люби живое».

- Как вы думаете, а кто считает Землю своим домом?

- Задача нашей конференции: познакомиться с жизнью животных, их повадками, отношениями между людьми и «братьями  нашими меньшими»

- А помогут нам сделать авторы литературных произведений, которые вы прочитали по теме «Люби живое» и ваша  активная работа, ваше внимание, умение слушать своих товарищей.

- Работать будем по группам. Каждая группа представляет отдел  «Лесная газета» Слайд 3

  В каждом отделе работают корреспонденты.

- А кто такие корреспонденты?

- Корреспондент – сотрудник газеты или журнала, радио и других органов информации, посылающих им сообщения с мест событий.

4. Выступление участников конференции.

Отдел  «Вести из леса»

- Зимой  трудно птицам и зверям. Голодно и холодно в лесу. Как пережить это тяжелое время года? Слово нашему корреспонденту «Вести из леса»   Суюндуковой Гульжан  .  Мы услышим сейчас рассказ Виталия Валентиновича Бианки «Птицы под снегом».

( Корреспондент читает рассказ В.В.Бианки)

«Стая птиц под снегом»

«Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да – бух! - сорвался, и в снег по самые уши. И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес. Оказалось – целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют – и опять в снег. Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?»

- Что нового  из этого сообщения узнали для себя  о жизни белых куропаток?

- Они ночуют под снегом, днём вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые веточки.

- Кто хочет дополнить выступление нашего корреспондента?

«О глухарях»          Корреспондент  Отдел «Вести из леса»    Бабушкина Саша

В снегу прячутся не только куропатки, но и другие птицы. Например, глухари. Это – одна из древнейших птиц на земле. Живут они в сосновых лесах и на болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и получили название –глухари.

- А каким увидел зайца корреспондент?

- Кто хочет дополнить о зайце?

Дополнение.

Корреспондент отдела «Вести из леса»    Егорова Оля

Зайцы очень осторожны. Он никогда не пойдёт прямо к своей лёжке. Будет путать следы петляя. И подпрыгивает иногда выше, чем на метр, взлетая над травой, он успевает оглядеться – ведь рядом могут быть враги.

- Кто хочет дополнить выступление нашего корреспондента?

- Назовите автора произведения, рассказавшего нам о зайце?

- Иван Сергеевич Соколов - Микитов «Листопадничек»

- Почему автор так назвал своё произведение?

- Охотники называют осенних зайчат листопадничками, потому что они рождаются, когда с деревьев осыпается золотой лист.

- Сейчас попробуем дать характеристику зайчику из рассказа Ивана Сергеевича Соколов- Микитова.

Работа в группах.

Каждая группа получает листок с характеристикой зайца. Они должны доказать, что зайчик обладал тем или иным качеством.

  1. Смелый - убежал из родного гнезда искать журавлиные тёплые страны.
  2. Легкомысленный  - побежал, не подумав о последствиях.
  3. Боязливый -  в хатке у бобров было темно, сыро, можно было замёрзнуть, побоялся прыгать в холодную воду.
  4. Решительный – решился научится плавать
  5. Беспокойный – переживал о старой матери. О своём тёплом гнездышке. Не давал  никому покоя.

Группа отвечает:

Мы считаем….

.Отел «Рыбацкий узел».

- Слово предоставляется    Аликулову Каирбеку   корреспонденту отдела «Рыбацкий узел»

Слайд 4

А я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущий полуводный образ  жизни. Речной бобр – крупный грызун, достигает 30-32 кг. Жизнь его тесно связано с водой. Бобр прекрасно плавает  и ныряет, имеет ряд особенностей связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Хвост широкий, плоский и служит рулём, когда бобр плывёт или опорой, когда бобр сидит на задних лапках.    

- Что   ещё узнали о жизни бобров из данного произведения?

  1. У бобров хатка в 2 этажа
  2. Строят на речке плотину, подгрызают острыми зубами толстые деревья, ветер подует, упадет дерево в воду
  3. Толстым хвостом громко пришлёпывают, как штукатур лопаткой.
  4. Едят мягкие ивовые прутья
  5. Любят чистоту и порядок.

                          А есть ли еще дополнение?

Дополнение

Егорова Оля

У меня есть дополнение. Я хочу рассказать об ондатре. Ондатра живёт в норах, устраиваемых в берегах водоёмов. Вход в нору скрыт под водой. Питается рогозом, камышом, тростником. Она даёт очень красивый мех.

 5.Физкультминутка.

6. Работа в группах.

Работа в группах.

Задание: вставьте пропущенные слова, восстановив текст, и узнаете, кого ещё можем отнести к речным обитателям

« Первыми заметили пика большие…………………….         …………….

Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады. Что не могут прикончить разом мышонка: боялись с лёта разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду, и вплавь догоняли кораблик.

А со дна реки поднялась………………………… Она ждала, когда …………………….. скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать её страшных зубов.

(Ответ: белые чайки, щука, чайки)

Проверка: зачитывает один из группы.

- Откуда этот отрывок?

- «Мышонок Пик» В.Бианки.

- Виталий Валентинович Бианки побывал в экспедициях в самых разных уголках страны и везде изучал природу. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки»  в 1927 г впервые напечатана «Лесная газета», которая превратилась в своеобразную энциклопедию жизни леса и его обитателей.

(показать книгу   «Лесная газета»)

- Но вернёмся к главному герою  мышонку Пику.

- Назовите эпизоды, которые вас заставили поволноваться  за мышонка:

Чуть не убил мальчик

Чуть не склевали чайки

Чуть не поймала щука, птица: рыболов-скопа, змея, жулан.

Чему научился мышонок во время своего путешествия?

Научился находить себе пищу, лазить отлично.

- Мышь является основным кормом для хищного  животного – лисицы.

7. Выступление участников конференции.

  Отдел «Почта»

- Но  не только мышей преследуют опасности. В отдел «Почта» пришли письма с жалобами. Слово предоставляется корреспонденту из отдела «Почта» Дусановой Асель

Жалоба 1

Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то и камнем бросят или ногой пнут.  А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая. Жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород.              Слайд 6

( Здесь говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы , принести жабу – и они исчезнут)

Жалоба 2            Слово корреспонденту Поповой Кате 

«На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно».   Слайд 7

(Это о летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от нее огромная. Уничтожает вредных насекомых.)

- Вспомним, в каком рассказе могла пожаловаться птица на людей?

В. Астафьева «Капалуха», глухарка.

Ребята потревожили гнездо глухарки. В гнезде лежало 4 рябеньких светло- коричневых яйца.

- Как она проявляла свой материнский инстинкт?

-  Своими распущенными крыльями прикрывала своих будущих птенцов, сохраняя для них тепло. Выщипала сама пух и грела голым животом

- В каких рассказах вы встретились с материнским инстинктом у животных?  ( Виктор Петрович Астафьев «Капалуха», Василий Иванович Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»).

- Ребята в защиту кого вы хотели бы выступить сегодня?

Корреспондент   «Вести из леса»   Бабушкина Саша    Слайд  8

А  я хотела  бы выступить в защиту кукушки. Кукушка – единственная из всех птиц, которая подкладывает яйца в чужие гнезда и никогда не выкармливает своих птенцов. А знаете, почему она это делает? Кукушка – птица насекомоядная и к тому же прожорливая. И главное – она поедает больших и мохнатых гусениц. А кукушата их есть не могут. Вот их и выкармливают другие птицы. Подкладывая яйца в другие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти.    

- О материнстве, о преданности и жертвенной любви матери слагают стихи и песни. Какие пословицы о материнской любви вы знаете?    

Работа в группах. Составить пословицы.

                   

   - Всякой матери свое дитя мило.                                                           – Материнское сердце не знает покоя.                                                 - Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.               – При  солнышке светло, при матери добро.

 Отдел «Сельские  новости»

Слово предоставляется ( Ахметкалеевой Даяне )   отдела «Сельские новости»

Я – корреспондент сельских новостей.             Слайд 9

И хочу прочитать вам письмо мальчика.

Какого жука я в лесу повстречал!

Он топал, как бык, и рогами качал.

И очень серьезным и грозным он был-

Я даже дорогу ему уступил.

Мне имя его неизвестно пока,

Но я не забуду лесного жука.

Я в городе в библиотеку пойду,

Жука моего по рисункам найду.

Узнаю, где водится, как он живёт,

Зачем ему крылья и что он жуёт.

И будут страницы, как травы шуметь,

И будут, как птицы, трамваи звенеть.

Я всем расскажу про жука своего,

Как славно, что я не обидел его!

Не напомнило ли вам это письмо какие-то истории? Чем? (В рассказе Л.Дурова «Наша Жучка») . Мальчику пришлось выполнять страшное задание. Был очень рад, что Жучка осталась жива. С тех пор он полюбил животных, а когда вырос стал воспитывать зверей и учить их, то есть стал дрессировщиком.

Это был Владимир Леонидович Дуров.

Он обходился со своими животными ласково, терпеливо, приучая к себе, за удачно выполненный трюк обязательно угощал каким-нибудь лакомством. Он много лет мечтал о своём собственном театре, где главными артистами будут не люди, а звери. Он приобрёл в Москве дом, поселил в нём своих животных, устроил зал для выступлений перед публикой. Назвал всё это «Уголок Дурова». Владимир Леонидович Дуров внимательно наблюдал за животными, изучал их повадки. И для ребят создал книгу «Мои звери».

 Отдел «Сельские новости»

Слово предоставляется    Гольдер Жене  Поповой, Кате корреспондентам   отдела    «Сельские новости»

Мальчик:

Мотылёк, как же так?                         Слайд 10

Целый день ты летал

И совсем не устал?

Расскажи, как ты живёшь?

Что ты ешь? Что ты пьёшь?

Где твой мир? Где твой дом?

Расскажи обо всём.

Мотылёк.

Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,

Я летаю весь день в голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров.

Мне еда и питьё – ароматы цветов.

Но живу я недолго – не более дня.

Будь же добрым со мной и не трогай меня!

    Учитель:  - Ребята, я слышала про мальчика, который обменял дорогую игрушку самосвал на светлячка и был этому рад. Не подскажите ли мне кто этот мальчик и откуда?

- Это Дениска из рассказа В. Драгунского «Он живой и светится».

- А кто знает почему светится светлячок?

     Сообщение    Корреспондента «Вести из леса»  

Андреева Максима    СООБЩЕНИЕ  О СВЯТЛИЧКЕ

        Слайд 11  

   Светлячки - уникальные насекомые: они умеют то, что не умеет ни один другой жук - светиться в темноте.

Чем светит светлячок?

Возможность светиться светлячки получили благодаря тому, что в их теле (внизу брюшка) расположены особые светящиеся органы, состоящие, помимо всего прочего, из фотогенных клеток, а также клеток, отражающих свет. Когда светлячок дышит, то воздух по его дыхательным органам - трахеям - поступает в эти клетки, которые и начинают в ответ светиться. Ученые выяснили, что если отнять у светлячка способность дышать, то и свою необычную способность он потеряет. Интересно, что светлячок умеет не просто светиться, но и регулировать "освещение": менять силу света и даже делать его прерывистым. Между прочим, светятся не только взрослые насекомые: даже крошечные личинки обладают этим "даром".

 Такие животные , как ондатра , выдра , рыболов –Скопа, жук-олень , которые встречались в наших произведениях  занесены в Красную книгу Челябинской области .  Они  находятся на грани исчезновения.

8.Подведение итогов конференции.

- Наша конференция подходит к концу.

- Скажите, чему вас научили писатели, их произведения? О чём заставили задуматься?

Они научили нас видеть живое вокруг себя. Все хотят жить!

Здесь уместно вспомнить слова Михаила Михайловича Пришвина:

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища охранять – их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах,  степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице - воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

(слова Пришвина прочитать по группам)

9. Рефлексия

Ресурсный круг

- Что вы увидели, что вы услышали, что почувствовали на конференции?

- Давайте передавая слово по кругу обратимся к людям Земли с просьбой:

- Не рвите полевые цветы, …не разоряйте птичьих гнёзд, не шумите в лесу…..

Учащиеся читают стихи               Слайд   12

Берегите землю! Берегите!                                                                                              Жаворонка в голубом зените,                                                                                                   Бабочку на листьях повилики,                                                                                                                                 На тропинках солнечные блики,                                                                                                                     На камнях играющего краба,                                                                                                                                       Над пустыней тень от баобаба,                                                                                                                 Ястреба, парящего  над полем,                                                                                                                       Ясный месяц над речным покоем.                                                                                                   Ласточку, мелькающую в жите.                                                                                                                            Берегите землю! Берегите!

  В начале нашего занятия я сказала, что этот год объявлен Годом Экологии. И наша задача беречь природу и наших   меньших братьев.

Конференция заканчивается песней «Просьба»

                 Звучит  песня

Текст песни Просьба (Пахмутова Александра):

Раненая птица

В руки не давалась,

Раненая птица

Птицей оставалась...

Этот сон давнишний

До сих пор мне снится:

На траве кровавой

Вздрагивает птица.

Припев:

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо,

А море без рыб - не море,

И земля без зверей - не земля!

Не земля!

Не земля!

Люди-исполины,

Люди-великаны,

Есть у вас винтовки,

Сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье,

Сила есть навечно -

И должно быть сердце,

Сердце человечье!

Припев.

Люди, человеки,

Страны и народы!

Мы теперь навечно

Должники природы.

Надо с этим долгом

Как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья

Раненая птица!

Припев:

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо,

А море без рыб - не море,

И земля без зверей - не земля!

Не земля!

Не земля!

                                             Дерево успеха!!!!

                                                                    Пчёлки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

Конспект открытого урока по литературному чтению " Н. Носов "Живая шляпа"

Конспект открытого урока по литературному чтению  " Н. Носов "Живая шляпа"...

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс.

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные  загадки»  (Урок введения нового знания). 2 класс....

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе "Живой мир и мир вечного покоя " от 28 февраля 2017 года

Цели:• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);• видеть в художественном тексте ср...

КОНСПЕКТ открытого УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема урока: Что посеешь, то и пожнёшь

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема урока: Что посеешь, то и пожнёшь Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева &la...