Урок литературного чтения "С. А. Есенин «Лебёдушка»
учебно-методический материал по чтению (4 класс)
Урок литературного чтения по программе «Школа России», 4 класс, авторы М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_esenina.docx | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения по программе «Школа России», 4 класс, авторы М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова
Тема: С. А. Есенин «Лебёдушка». (слайд 1)
Вид урока: изучение нового материала.
Цель урока: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка” С.Есенина.
Задачи урока:
- обучающие:
- продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина;
- работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова, близкого к устному народному творчеству, фольклору;
- развивающие:
- развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;
- воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету, культуру общения, воспитывать любовь к природе, учить понимать и ценить её, учить детей сопереживать, сострадать
Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки к анализу стихотворения, к выразительному чтению.
Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание.
Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств живых существ и сопереживание им.
Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию.
Задачи: продолжить знакомство с произведениями С.А. Есенина, работать над выразительностью, обобщать знания об образных средствах языка; развивать речь, творческое воображение;
Ход урока.
1.Организация учащихся. Мотивационный момент.
Ангелы
Я представлю вам ряд портретов.( С. Есенин, А.С.Пушкин, И.Шишкин.) (СЛАЙД №1)
-Чей портрет вы бы исключили и почему? (Портрет И.Шишкина, т.к. он художник, убирается портрет И. Шишкина)
-Что объединяет Есенина и Пушкина? (Поэты, писали стихи о природе)
-О ком из них было сказано, что он «певец родных русских просторов»? (о С.Есенине)
(убирается портрет А.С.Пушкина).
2. Введение в тему.
-Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке? (О творчестве С.А.Есенина)
-Давайте вспомним, что мы знаем о С.А.Есенине? (Ученики рассказывают)
- Значит с произведением какого поэта мы будем знакомиться на уроке?
- В каком жанре работал С.Есенин?
- Он писал стихи.
- Урок мне хотелось бы начать с отрывков известных стихотворений. Вы должны вспомнить название этого стихотворения и автора:
На пушистых ветках
Снежною каймою
Распустились кисти
Белой бахромою (Береза)
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка (Воробышки)
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре (Черемуха)
- О чем они? Что объединяет эти стихи?
-Поэт пишет о красоте родной природы, о душевном состоянии человека
Душа поэта – тонкая струна, И мир Есенина нам предстоит постигнуть,
Дотронешься – и зазвучит она! В секреты слова красоты проникнуть.
- Прочитайте название стихотворения (Работа по учебнику)
- «Лебедушка»
-Предположите, о ком будет идти речь?
-Что бы вы хотели узнать и чему научиться?
-Научиться выразительно читать стихотворения
- Понимать что поэт хотел до нас донести, какие чувства испытывал, когда писал стихотворение.
- Алина приготовила небольшой рассказ о жизни поэта. Послушаем ее.
С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново в 1895 году. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга. Вокруг такая ширь! Родители Есенина были бедные крестьяне. Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.
В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.
Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Там он работал в типографии, слушал лекции по литературе в университете. Первые стихи появились в 1914 году. А в 1916 году вышла первая книга его стихов.
Учитель:
Основная тема Есенинского творчества – тема Родины. Родина для него – это его деревня, пейзаж. Это мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Это подлинно живой мир, где дремлют звезды золотые, заря рассыпает по лесу огоньки-лучи багровые, крапива шепчет, березки улыбаются. Все – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.
Пейзажная лирика - что такое, как вы думаете?
Пейзажная лирика – вид литературного произведения, где поэт воспевает картины природы.
4. Настрой на слушание стихотворения.
Давайте представим, что мы находимся вместе с поэтом в домике, где он творил свои стихи (Фото на слайде).
В доме тихо, все уснули. Стол в горнице накрыт белой скатертью, тихо тикают ходики. Хорошо, можно работать! Легко бежит по бумаге простой карандаш. Есенин любил писать простым карандашом: дерево рукой чувствуешь, и спокойнее как-то, теплее. Ложатся на лист четкие, округлые как зернышки, буквы. Так рождаются стихи.
5. Словарная работа. Слайд.
Багровые-тёмно-красные
Ватага – шумная толпа
Залив- часть водного пространства, вдавшаяся в сушу
Заводь – небольшой залив в реке с медленным течением
Дозорила –охраняла
Око - глаз
Расщелина - трещина в дереве, в камне
Схоронилися - спрятались, скрывались
6.Первоначальное чтение стихотворения учителем. Обмен впечатлениями. Анализ произведения.
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
- Что чувствовали, когда я читала это стихотворение?
- Что напоминает вам это произведение?
- Сказку.
- Я бы уточнила сказку-былину.
- А что такое былина?
- Это фольклорная эпическая песня.
-Что известно вам о былине?
- Подчеркнуто торжественный стиль изложения былины…
- Для этого используется такой прием, как повторение, причем повторяются не только отдельные слова…
- Окончание одной строки является началом другой…
- Встречаются устойчивые эпитеты (буйна голова, кровь горячая, ноги резвые, слезы горючие).
- Былины, как правило, трехчастны: запев (обычно не связанный напрямую с содержанием), функция которого состоит в подготовке к прослушиванию песни; зачин (в его пределах разворачивается действие); концовка.
- Будем читать стихотворение и наблюдать за картинами, которые рисует поэт Сергей Есенин с помощью слов. Попробуем увидеть краски, услышать звуки природы.
- Прочитаем 1,2,3 строфы.
- Что бы вы нарисовали? Какие картины природы рисует поэт?
(«Подымалась красна зорюшка», «Загорались сосны ярким пламенем», «Роса жемчужная, озеро серебряное», «Камыши перешептывались»).
Поэтический мир есенинской поэзии насыщен ( на доске)
метафорами,
сравнениями,
олицетворениями.
Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения. Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. Это единый гармоничный мир. Тайна гармонии в красоте. У автора здесь – природа живая, наступает прекрасное раннее утро.
-Прочитаем с 4 по 11 строфы.
6. Беседа по содержанию стихотворения
-Куда повела своих детушек лебёдушка?
-Как вела себя лебёдушка на лугу?
-Какое слово использовал Есенин?
-Дозорила.
- Как настоящий солдат в дозоре охраняла, оглядывала округу, созывала детей при малейшей опасности.
-Какое качество проявляется здесь у лебёдушки?
-Заботливая.
- В какой момент вы почувствовали тревогу?
- Появление под облаками молодого орла.
-Знаете ли вы, что орлы видят добычу на земле с высоты 3 километров?
-Чем заканчивается стихотворение?
-Гибелью лебёдушки.
- Могла ли лебёдушка спастись?
- Да
-Почему она этого не сделала?
- Она любящая мать.
-Кем становится лебёдушка для орла?
-Добычей, жертвой.
-Она жертвует собой ради спасения «лебежатушек», идет на самопожертвование. Сама отвергает жизнь ради спасения своих деток.
-Как называется такое качество?
- Самоотверженность.
-Так какими же качествами наделил Есенин лебёдушку?
На доске появляются карточки со словами: заботливая, любящая мать, самоотверженная.
- Как беззаботно гуляла лебедушка со своими детками? С чем сравнивается лебедь?
-Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение таких словосочетаний:
- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале
- тихая заводь - небольш. залив в реке с замедл. течением
- молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки
- трава шелковая - нежная
- тихозвонные ручейки - спокойно протекающие
- росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро
- цветы лазоревые - светло-синий тон
- волны пряные - издающие запах
Слайд.
Где встречались с такими эпитетами?
- Сказках, в былинах.
Вывод: Есенинская поэзия очень близка к фольклору, к произведениям устного народного творчества.
Прочитаем 12,13,14 строфы
- Как автор показывает, что лебедь была хорошей матерью?
Находят и читают цитаты из учебника
-Подберите синонимы к слову дозорила (охраняла).
Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей.
- Прочитайте то место, где лебедь оберегала своих детей.
Физкультминутка:
- Прочитайте отрывок, где надвигается беда (15-21 строфы)
- Найдите отрывок, где автор описывает внешность орла. Что знаете об этих птицах?
Орел – хищная птица семейства ястребиных. Питается грызунами и птицами.
-Замените слово «доблестный» синонимом.
-Отважный, храбрый, воинственный)
- Птица была отважной, смелой, храброй.
- Найдите и прочитайте то место, где лебедь заметила врага (22-27 строфы)
- Как она себя вела? (23 строфа)
- Как защищала своих детей?
- Какой момент считаете самым тревожным? (24-25 строфы)
- Самым трагическим?
- Какое чувство раскрылось в поступке Лебедушки?
- Чувство любви, самоотверженности, самопожертвования.
- Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей.
- Как вы думаете, только ли образ птицы имел автор в виду в своем стихотворении?
- Образ мамы
- А почему мама готова отдать жизнь за своих детей?
- Она их любит, дети – частичка ее самой.
- Как вы относитесь к Лебедушке?
-Лебедушка восхищает своей смелостью, преданностью своим детям. Она восхищает тем, что своей жизнью пожертвовала ради спасения жизни своих детей.
- Все осталось в природе, только нет лебедушки. Но глубокая нежность, любовь матери к своим детям не погибла.
7. Работа над цветописью и звукописью.
- Немаловажное значение в поэзии Есенина играет цвет. Есенинская лирика очень живописна. Картины родной природы нарисованы чистыми, яркими красками. С цветом в лирике Есенина связан определенный смысл.
Зеленый цвет лугов и рощ передает чувство слияния человека с природой.
Прочитайте отрывки, где есть зеленый цвет (5, 8, 28)
Синий цвет – цвет родной реки Оки, неба, Родины.
Алый, красный, багровый – цвет радости, юности, вместе с тем и грусти о кратковременном счастье.
Прочитайте отрывок, где встречаются эти цвета (1, 3)
С мыслью о неизбежности смерти связаны цвета белый и черный.
(Цвет лебеди белоснежной, чисто белый, близок к цвету снега)
Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к своим детям.
- Звуки в поэзии Есенина несут определенный смысл. Например, то место, где орел нападает на лебедь, в словах часто встречается звонкий сонорный звук<р>. Он звучит контрастно в словах и несет трагический смысл.
Прочитайте эти слова, стараясь выделить звук <р>.
8. Работа над выразительностью чтения.
-Как я читала стихи?
-Нараспев.
- В каких жанрах встречались с таким чтением?
- В былинах.
Напевность и мелодичность свойственна стихам Есенина. На его стихи написано много песен, которые любит наш народ и с удовольствием поет.
- А сейчас поработаем над выразительностью чтения.
Для этого необходима четкая дикция, умение пользоваться диапазоном голоса, его силой, умением выбирать правильный темп. Но особенно важно уметь представить в своем воображении то, о чем читаешь, выражать свое отношение к происходящему, вложить душу. Надо потренировать свой голос.
Звуковая разминка.
Скажи погромче слово гром,
Грохочет слово,
словно гром.
Скажи потише
«шесть мышат»,
И сразу мыши зашуршат
(1 и 2 строчки – громко, 3 и 4 –тихо)
Вернемся к стихотворению.
- 1-11 строфы читаем спокойно. Стараемся передать красоту утра, лебеди, ее спокойствие. Ровным, мелодичным голосом передаем легкость ароматного дыхания цветов.
- 12-14 строфы читаем громче. Показать тревогу матери, настороженность.
- 15-27 строфы самые трагические. Покажем беспокойство за лебедушку, тревогу за нее.
- Прочитаем строгим голосом полет орла и действия лебеди с убыстрением.
- 28 строфа читается спокойно, ровно. Наступает грустное примирение. Ведь уход из жизни – закон природы, удел всего живого на земле.
9. Творческая мастерская «Если бы я был волшебником».
- Не хочется заканчивать урок на такой грустной ноте.
- Давайте подумаем, если бы вы были волшебниками, что бы вы сделали, чтобы изменить сюжет стихотворения? Как устроилась судьба детей лебедушки?
10. Вывод по уроку.
- В чем же сила есенинской лирики и стихотворения «Лебедушка»? Почему оно так берет за душу? В чем выразилось ваше сопереживание?
- Потрясла смерть Лебедушки, умерло живое, частичка природы, мы потеряли что-то с этой красотой. Мы переживаем, что умирает живое существо, красивая лебёдушка, умирает мама, спасая своих детей, умирает природа, значит, чего-то лишаемся мы. Ведь мы все дети природы.
А что же мы? Что мы можем сделать?
-Не быть равнодушными, чутко и бережно относиться ко всему, что и кто нас окружает, относиться по-доброму, по-человечески)
- Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы.
-Нет лебедушки, но она подарила жизнь своим детям. Лебедушка возвращается к нам в произведениях музыкантов, художников.
Слайд.
- Французский композитор Шарль - Камиль Сен-Санс посвятил этой птице музыку, которая так и называется «Лебедь».
Русский композитор П.И.Чайковский написал музыку к балету «Лебединое озеро».
Великие балерины мира изобразили красоту птицы на сцене.
Послушаем музыку. (Показ слайда балета «Лебединое озеро»)
11. Рефлексия.
- Что дал вам этот урок? О чем заставил задуматься? Чему вы научились на уроке?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
- Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина мы прониклись в мир милосердия, сострадания.
Подведем итоги. Заполните, пожалуйста, карточки настроения.
12. Домашнее задание – выразительно читать стихотворение, в тетради по литературному чтению выполнить задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. С.Есенин "Лебёдушка"
Это заключительный урок по произведению Сергея Есенина "Лебёдушка"....
Урок в 4 классе по литературному чтению.Сергей Есенин "Лебёдушка".
Данный мтериал содержит конспект урока по чтению в 4 классе по УМК "Школа России"....
Урок литературного чтения С.Есенин "Лебёдушка"
Урок чтения "Лебёдушка"...
Открытый урок по литературному чтению С. Есенин. "Лебёдушка".
Представлен конспект урока поэтапно по ФГОС....
Урок литературного чтения С.Есенин "Лебёдушка"
Технологическая карта урока...
Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Лебёдушка"
Конспект урока по литературному чтению на тему С.Есенин "Лебедушка"...
Конспект урока по литературному чтению С. Есенин «Лебёдушка» 4 класс
Конспект урока по литературному чтению С. Есенин «Лебёдушка» 4 класс...