Урок литературного чтения С.Есенин "Лебёдушка"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Литературное чтение в 4-м классе.
С.Есенин. "Лебедушка"
Цель урока:
раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения «Лебёдушка».
Задачи урока : продолжить знакомство с произведениями С.А.Есенина, работать над выразительностью, обобщать знания об образных средствах языка; развивать речь, творческое воображение;
воспитывать чуткое и бережное отношение ко всему живому.
Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки к анализу стихотворения, к выразительному чтению.
Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание.
Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств живых существ и сопереживание им.
Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его - Россия -
Земля добра и голубая даль.
-Почему с этих строк я начала наш урок? Как вы думаете, кому они посвящены?
Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. Все – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.
-Ребята, а что вы помните о жизни поэта?
- С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Родители Есенина были бедные крестьяне.У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра. Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных .В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни .Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов .Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года.
3.Проверка д/з:
-К сегодняшнему уроку я просила вас вспомнить известные вам строки стихотворений С.Есенина. Давайте же ненадолго окунемся в мир поэзии! (Дети читают стихи).
-Ребята, мы собрали с вами чудный букет из Есенинских строк.
_А как вы думаете, взрослые часто обращаются к творчеству С.Есенина?
-Я предлагаю взять интервью у наших гостей и узнать об этом!
(1уч.-Я хочу спросить у директора школы, Станислав Иванович, вы любите стихи Есенина? Можно услышать ваше любимое четверостишье?)
(2 уч.-Елена Николаевна, вы часто любуетесь березой , которая растет под окном вашего кабинета? И какое стихотворение Есенина вы вспоминаете при этом?)
(3 уч.-Оксана Николаевна, вы любите весну? А черемуху?А как вы относитесь к «Черемухе» Есенина?
-Ребята, сколько света, добра и радости в стихах Есенина! Но очень часто бывает, что доброе, чистое, нежное вынуждено бороться со злом, насилием, жестокостью .Вечная тема добра и зла волновала многих людей .Не оставила она равнодушным и С. Есенина, человека чуткого, легко ранимого.
4. Подготовка к восприятию стихотворения.
-Сегодня на уроке я познакомлю вас с моим любимым стихотворением С. Есенина «Лебедушка»
-Легко ли предположить о ком будет это стихотворение?
-А в каком произведении совсем недавно мы с вами встречались с этой необыкновенной птицей? (Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш»)
А почему я сказала «необыкновенной»? Что вы уже знаете об этой птице?
-Известно 6 видов лебедей. 4 из них населяют территорию России. Со времен глубокой древности лебедь- символ красоты, чистоты и нежности .Лебедя воспевали в былинах и сказаниях. Существует легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поет перед своей гибелью, хотя лебедь не относится к певчим птицам .Он может лишь гоготать. Огромные белые птицы на синем небе- это очень красивое зрелище .Но еще красивее кажется лебедь на озере в глухом лесу. Величаво скользит лебедь по озеру. Но догнать его трудно даже на лодке.
-Я хочу, чтобы, прослушав стих-е, вы бы поделились своими мыслями, чувствами, переживаниями.
-Прежде,чем начать читать стих-е, я хотела бы зажечь свечу в память вечно живой поэзии Есенина. Я хочу, чтобы глядя на пламя этой свечи , в вашей душе зародилась бы такая же любовь к родному краю, России, ко всему живому, как у великого С. Есенина.
5. Чтение стихотворения учителем с сопровождением презентации к стихотворению.
-А теперь я хочу послушать вас? Я думаю, не осталось равнодушных. Какие же чувства вызвало это стих-е?
-Кто главные герои стих-я?
-Почему автор называет их «лебедушка, лебежатушки»? О чём это говорит? (Называет их ласково, с любовью.)
-Что напомнило это произведение по своему жанру?( сказку, былину, народную песню).
6. Словарная работа.
- Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение таких словосочетаний:
- покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;
- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале;
- тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным течением;
- молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки;
- трава шелковая – нежная;
- тихозвонные ручейки - спокойно протекающие;
- росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро;
- цветы лазоревые - светло-синий тон;
- волны пряные - издающие запах;
- Ребята, как вы думаете, для чего Сергей Есенин использует такие словосочетания?
-Как они называются в литературе?( Эпитеты)
7. Самостоятельное чтение стихотворения вслух учащимися по цепочке (по 2 строфы).
- Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетвор
ения.
- Кто из вас помнит, что такое олицетворение?
- Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ.
- А теперь давайте почитаем это стихотворение по цепочке по 2 строфы. Во время чтения найдите и отметьте олицетворения.
Дети зачитывают олицетворения.
- зорюшка рассыпала,
- сосны наряжали,
- камыши шепталися,
- перешёптывались лилии,
- цветы улыбались.
- Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. У автора здесь – природа живая.
8. ФИЗМИНУТКА.
9. Работа в группах над содержанием текста.
- Сейчас поработаем в группах. Разделитесь на группы.
- Для каждой группы я приготовила задание. Вам надо ответить на вопросы по содержанию текста. (Раздать карточки)
Задание для группы № 1.
- Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?
А) картину заката,
Б) картину рассвета,
В) картину жаркого летнего полдня,
Г) картину ясной летней ночи.
- Откуда выплывала лебёдушка с лебежатушками?
А) из зарослей камыша,
Б) из зарослей осоки,
В) из – за острова.
- Куда стала лебёдушка звать лебежатушек?
А) на середину озера,
Б) на заводь тихую,
В) на остров маленький,
Г) на луг пестреющий.
Задание для группы № 2.
- Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг?
А) спрятаться,
Б) пощипать траву душистую,
В) поиграть в игру весёлую,
Г) быть подальше от опасности.
- Что делала лебёдушка во время прогулки своих детушек?
А) учила их,
Б) кормила их,
В) дозорила, охраняла,
Г) играла.
- Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками?
А) змея,
Б) коршун,
В) сокол,
Г) орёл.
Задание для группы № 3.
- Как лебёдушка заметила опасность?
А) услышала крик,
Б) услышала приближающийся шум,
В) увидела отражение крыльев орла в воде,
Г) случайно посмотрела в нужную сторону.
- Как лебёдушка спасала своих лебежатушек?
А) спрятала их под крылья,
Б) спрятала их в траве,
В) спрятала их под корягой.
- Чем закончилось стихотворение?
А) лебёдушка и лебежатушки спаслись,
Б) лебёдушка погибла, а лебежатушки спаслись,
В) лебёдушка и все лебежатушки спаслись,
г) лебёдушка и почти все лебежатушки спаслись, спасся только один лебежонок.
Проверка выполненных заданий в группах. Выходит группа детей, зачитывают вопрос и дают на него ответ.
- Ребята, спасибо за работу. Вы можете сесть на свои места.
10. Выборочное чтение.
-Ребята , а на сколько частей вы бы разделили это произведение и какие это части?
1.Описание природы.
2.Прогулка Лебедушки с лебежатами.
3.Появление орла.
4. Смерть Лебедушки.
-Какую часть речи использует автор в 1-й части?(прилагательные)
-Какой мы видим Лебедушку во время прогулки с лебежатами?
-Как к ней относится автор?
-Кого автор противопоставил Лебедушке?
-С чем он его сравнивает? (со стрелой, черной тучей)
-Какая часть речи помогает создать напряжение, накал?(глагол)
-Какое место самое трагическое?
-Могла ли лебедушка спастись от смерти?
- Почему она этого не сделала? (Ради спасения своих детей, ради любви к ним)
- О чём говорит поступок матери – лебеди?
(Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей.)
- Такой поступок называется самопожертвованием.
- Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей.
- Как вы думаете, почему Сергей Есенин не придумал счастливый конец этой истории?
- Как вы думаете, чему учит это стихотворение?
(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.)
- Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.
11. Слушание отрывка из музыкального произведения Шарль-Камиль Сен – Санса «Лебедь»
-Ребята, многие художники, музыканты, композиторы обращались в своем творчестве к образу лебедя.
Русский композитор П. И. Чайковский написал музыку к балету «лебединое озеро»
Французский композитор Шарль-Камиль Сенс-Санс посвятил этой птице произведение, которое так и называется «Лебедь». Давайте послушаем небольшой отрывок.
12. Игра «Если бы я был волшебником».
- Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории?
(Дети высказывают свои версии.)
13. Рефлексия.
-Ребята, помогите пожалуйста продолжить высказывания:
-Мне стало жалко…
-Мне не понравилось…
-Меня восхитило…
-Меня возмутило…
-Я хочу, чтобы…
-А мне хотелось бы закончить урок словами из стихотворения
Друзья, учитесь верности у Лебедей!
Любите так,
Как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную,
Ни с чем...
Любовь такая не сравнится.
Они не люди,
Но какая стать,
Какая нежность,
Преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!
- Всех благодарю за работу на уроке.
- Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина вы прониклись в мир милосердия, сострадания.
Выставление оценок за работу на уроке.
14. Домашнее задание.
1. Выучить наизусть понравившийся отрывок.
2.Выпишите на карточку как можно больше слов, символизирующих:
-добро;
-зло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....