Урок литературного чтения. Л.Н.Толстой "Прыжок"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Основная цель урока: формирование умения работать с текстом, с информацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l.n.tolstoy._pryzhok.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Л. Н. Толстой «Прыжок».
Цели: Формирование навыка осознанного чтения.
Формирование умения работать с текстом, с информацией.
Развитие умения составлять план к тексту.
Обогащение читательского опыта детей.
Расширение круга детского чтения по произведениям Л.Н Толстого.
- Организация начала урока.
- Начинаем урок литературного чтения. Нас ждёт встреча с новым произведением и его автором. А значит, мы сегодня получим ещё один жизненный урок.
2. Введение в тему.
- Я предлагаю вам догадаться, кто же автор?
Меняются слайды, чаще повторяются изображения Л.Н.Толстого.
- Чей портрет повторился несколько раз?
-Что известно современным читателям о писателе?
-Вы подготовили рефераты о годах жизни и творчестве Льва Николаевича. Молодцы. Кузьменков Артём выполнил работу в форме презентации. Давайте предоставим ему слово.
Выступление ученика.
-Что вы можете сказать о том, каким человеком был писатель?
-Благодаря чему мы можем о нём так судить? (написанным книгам, сведениям о нём)
Работа с выставкой книг.
Это интересно: в нашей школьной библиотеке насчитывается 74 книги Л.Н.Толстого.
-Ребята, послушайте, что писатель говорил о вас, своих юных читателях: «Дети - строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы были написаны для них и ясно, и занимательно, и нравственно»
-Какие требования предъявлял Лев Николаевич к произведениям для детей?
Дети называют и подчёркивают на слайде: занимательность, ясность (простота изложения), нравственность (поучительность).
-Что такое «нравственность»? (слайд «Словарь-помощник»: нравственность – это внутренние, духовные качества человека, которыми он руководствуется при общении с другими людьми.)
-Читая и анализируя его произведение, мы попробуем в этом убедиться.
- Л.Н.Толстой назвал своё произведение былью. Что такое быль?
Слайд «Словарь – помощник»: быль – это произведение о том, что происходило в действительности.
Теперь давайте отгадаем её название.
Слайд:JRZU ПLVYРЫGSЖWVNОК (выбрать русские буквы)
-Давайте предположим, о чём это произведение.
-Действие этого рассказа-были происходит на корабле, в 19 веке. А знаете ли вы, какими в то время были корабли?
-О том, как совершались морские плавания и какими были корабли, нам расскажет Мельников Влад.
Выступление- презентация.
-Обратите внимание на конструкцию и размер мачты, на какой высоте находятся её верхние перекладины.
-Так как скорость парусника была невелика, путешествие совершалось долго.
3.Физминутка (музыка моря).
4. Нацеливание перед чтением:
-Во время чтения постарайтесь понять, о чём быль и кто её главные герои.
Чтение учитель - дети с включением фрагмента мультфильма – кульминационным эпизодом.
Учитель дочитывает текст.
5. Обмен читательскими впечатлениями:
-Интересно ли вам было слушать?
-Какие эпизоды показались наиболее напряжёнными?
6.Анализ произведения:
- Из-за чего мальчик совершил прыжок?
Из-за обезьянки
Из-за шляпы
Из-за угроз отца
-Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия?
Мы можем лучше понять настроение людей на палубе: они устали, им хочется развлечься, поэтому они обращают внимание на обезьянку.
-Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое?
Ему 10 лет, он сын капитана. Его все знают на корабле, он не может подвести отца. Отвечая на выходку обезьяны, мальчик попал в неловкое положение. И старается выйти из него, не теряя достоинства.
-Почему мальчик полез за обезьянкой?
Варианты: - ему было жаль шляпы;
-хотел посоревноваться с обезьянкой в силе и ловкости;
- ему стыдно и обидно из-за смеха матросов.
-Так, связано ли поведение мальчика с поведением матросов?
Мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, подчинённых его отца.
-Почему во второй части рассказа ничего не говорится об обезьянке?
Она - не главный герой, она лишь зачинщица конфликта. Главные герои – мальчик и люди на корабле.
-Какими предстают мальчик и его отец в этом рассказе? Выберите слова для их характеристики.
Работа в тетради: упр.№4*
Слайд «Возьмём на заметку»: - стремиться отстоять своё достоинство;
-мальчишеский задор;
-желает доказать, что он сын капитана;
- бесстрашие;
-воля;
-ответственность;
-легкомыслие;
-следует чувствам;
-не имеет жизненного опыта;
-умеет принимать решение в трудную минуту;
-не может предвидеть исход ситуации;
-умеет скрывать свои чувства от людей.
Можно использовать свои слова.
Вывод: своим поведением мальчик копирует отца, его бесстрашие и решительность. Однако в его поведении больше мальчишеского задора и детской бесшабашности. Он не понимает разницу между истинной отвагой и бездумным риском.
-А теперь давайте пофантазируем, как может повести себя маленький герой, если на их корабль встретиться с пиратами или попадёт в бурю.
-Каково же ваше отношение к герою? Какие черты характера нравятся, а какие – нет?
Нравится смелость, не нравиться легкомыслие, нет однозначного ответа, но его поведение чему должно нас научить?
Мы должны учиться предвидеть последствия своих поступков, ведь за нас переживают родители.
7.Закрепление – работа в группах.
1 группа – восстановление и дополнение плана.
1.На корабле.
2.Проказы обезьяны.
3.Погоня за обезьяной.
4.На мачте.
5.Решение отца.
6. (Прыжок).
Для проверки двойной слайд.
Вывод: мы ещё раз убедились, как просто и ясно написано произведение.
2 группа – выбор пословиц, соответствующих теме.
Семь бед – один ответ.
Смелый поступок – не хуже победы.
Один в поле не воин.
Храбрый в трудный час победит.
Всё хорошо, что хорошо кончается.
Друзья познаются в беде.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Поспешишь – людей насмешишь.
Как аукнется, так и откликнется.
Давши слово – крепись, а не давши – держись.
Проверка: дети зачитывают выбранные пословицы, объясняют выбор.
3 группа – выбирают форму домашнего задания.
Выполнить задания в тетради.
Простое чтение.
Ответы на вопросы.
Пересказ.
Творческий пересказ от лица мальчика.
Творческий пересказ от лица отца.
Нарисовать иллюстрацию.
Прочитать другие произведения Л.Н.Толстого.
8. Итог урока:
-Назовите полностью произведение, которое мы читали.
-Ребята, поднимите руки те из вас, кто не остался равнодушным к прочитанному.
Слайд «Толстой и дети»
-А если бы вам представилась возможность как детям того времени встретиться с автором, какой бы вопрос вы ему задали, что хотели сказать?
9. Домашнее задание: выбор 3 группы (учитель может предложить по желанию).
10. Оценивание работы на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....