Урок литературного чтения. Л.Н.Толстой "Прыжок"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Крестовникова Наталья Васильевна

Основная цель урока: формирование умения работать с текстом, с информацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l.n.tolstoy._pryzhok.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Л. Н. Толстой «Прыжок».

Цели: Формирование навыка осознанного чтения.

              Формирование умения работать с текстом, с информацией.

       Развитие умения составлять план к  тексту.

                Обогащение читательского опыта детей.

            Расширение круга детского чтения по произведениям Л.Н Толстого.

           

  1. Организация начала урока.

- Начинаем урок литературного чтения. Нас ждёт встреча с новым произведением  и его автором. А значит, мы сегодня получим ещё один жизненный урок.

2. Введение в тему.

    - Я предлагаю вам догадаться, кто же автор?        

Меняются слайды, чаще повторяются изображения Л.Н.Толстого.

- Чей портрет повторился несколько раз?

-Что известно современным читателям о писателе?

-Вы подготовили рефераты о годах жизни и творчестве Льва Николаевича. Молодцы. Кузьменков Артём выполнил работу в форме презентации. Давайте предоставим ему слово.

Выступление ученика.

-Что вы можете сказать о том, каким человеком был писатель?

-Благодаря чему мы можем о нём так судить? (написанным книгам, сведениям о нём)

Работа с выставкой книг.

Это интересно: в нашей школьной библиотеке насчитывается 74 книги Л.Н.Толстого.

-Ребята, послушайте, что писатель  говорил о вас, своих юных читателях: «Дети - строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы были написаны для них и ясно, и занимательно, и нравственно»

-Какие требования предъявлял Лев Николаевич  к произведениям для детей?

Дети называют и подчёркивают на слайде: занимательность, ясность (простота изложения), нравственность (поучительность).

-Что такое «нравственность»? (слайд «Словарь-помощник»: нравственность – это внутренние, духовные качества человека, которыми он руководствуется при общении с другими людьми.)        

-Читая и анализируя его произведение, мы попробуем в этом убедиться.

    - Л.Н.Толстой назвал своё произведение былью. Что такое быль?

Слайд «Словарь – помощник»: быль – это произведение о том, что происходило в действительности.

Теперь давайте отгадаем её название.

Слайд:JRZU ПLVYРЫGSЖWVNОК (выбрать русские буквы)

-Давайте предположим, о чём это произведение.

-Действие этого рассказа-были происходит на корабле, в 19 веке. А знаете ли вы, какими в то время были корабли?

-О том, как совершались морские плавания и какими были корабли, нам расскажет Мельников Влад.

Выступление- презентация.

-Обратите внимание на конструкцию и размер мачты, на какой высоте находятся её верхние перекладины.

-Так как скорость парусника была невелика, путешествие совершалось долго.

3.Физминутка (музыка моря).

4. Нацеливание перед чтением:

-Во время чтения постарайтесь понять, о чём быль и кто её главные герои.

Чтение учитель - дети с включением  фрагмента мультфильма – кульминационным эпизодом.

Учитель дочитывает текст.

5. Обмен читательскими впечатлениями:

                -Интересно ли вам было слушать?

                -Какие эпизоды показались наиболее напряжёнными?

6.Анализ произведения:

                 - Из-за чего мальчик совершил прыжок?

                                                                      Из-за обезьянки

Из-за шляпы

Из-за угроз отца

                  -Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была  хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия?

                  Мы можем лучше понять настроение людей на палубе: они устали, им хочется развлечься, поэтому они обращают внимание на обезьянку.

              -Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое?

                 Ему 10 лет, он сын капитана. Его все знают на корабле, он не может подвести отца. Отвечая на выходку обезьяны, мальчик попал в неловкое положение. И старается выйти из него, не теряя достоинства.

                  -Почему мальчик полез за обезьянкой?

Варианты: - ему было жаль шляпы;

                          -хотел посоревноваться с обезьянкой в силе и ловкости;

                          - ему стыдно и обидно из-за смеха матросов.

                   -Так, связано ли поведение мальчика с поведением матросов?

Мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, подчинённых его отца.

                    -Почему во второй части рассказа ничего не говорится об обезьянке?

Она  - не главный герой, она лишь зачинщица конфликта. Главные герои – мальчик и люди на корабле.

                -Какими  предстают мальчик и его отец в этом рассказе? Выберите слова для их характеристики.

Работа в тетради: упр.№4*

Слайд  «Возьмём на заметку»: - стремиться отстоять своё достоинство;  

                                                            -мальчишеский задор;

                                                            -желает доказать, что он сын капитана;

                                                            - бесстрашие;

                                                             -воля;    

                                                            -ответственность;

                                                             -легкомыслие;

                                                      -следует чувствам;

                                                      -не имеет жизненного опыта;

                                                     -умеет принимать решение в трудную минуту;

                                                     -не может предвидеть исход ситуации;

                                                     -умеет скрывать свои чувства от людей.

                                                            Можно использовать свои слова.

Вывод: своим поведением мальчик копирует отца, его бесстрашие и решительность. Однако в его поведении больше мальчишеского задора и детской бесшабашности. Он не понимает разницу между истинной отвагой и бездумным риском.

                        -А теперь давайте пофантазируем, как может повести себя маленький герой, если на их корабль встретиться с пиратами или попадёт в бурю.

                   -Каково же ваше отношение к герою? Какие черты характера нравятся, а какие – нет?

      Нравится смелость, не нравиться легкомыслие, нет однозначного ответа, но его поведение чему должно нас научить?

      Мы должны учиться предвидеть последствия своих поступков, ведь за нас переживают родители.

7.Закрепление – работа в группах.

 1 группа – восстановление и дополнение плана.

                      1.На корабле.

        2.Проказы обезьяны.

        3.Погоня за обезьяной.

        4.На мачте.

        5.Решение отца.

        6. (Прыжок).

Для проверки двойной слайд.

Вывод: мы ещё раз убедились, как просто и ясно написано произведение.

2 группа – выбор пословиц, соответствующих  теме.

                       Семь бед – один ответ.

        Смелый поступок – не хуже победы.

        Один в поле не воин.

        Храбрый в трудный час победит.

        Всё хорошо, что хорошо кончается.

        Друзья познаются в беде.

        Скучен день до вечера, коли делать нечего.

        Поспешишь – людей насмешишь.

        Как аукнется, так и откликнется.

            Давши слово – крепись, а не давши – держись.

Проверка: дети зачитывают выбранные пословицы, объясняют выбор.

3 группа – выбирают форму домашнего задания.

                     Выполнить задания в тетради.

        Простое чтение.

        Ответы на вопросы.

        Пересказ.

        Творческий пересказ от лица мальчика.

        Творческий пересказ от лица  отца.

        Нарисовать иллюстрацию.

        Прочитать другие произведения Л.Н.Толстого.

8. Итог урока:

                          -Назовите полностью произведение, которое мы читали.

                          -Ребята, поднимите руки те из вас, кто не остался равнодушным к прочитанному.

Слайд «Толстой и дети»

                               -А если бы вам представилась возможность как детям того времени встретиться с автором, какой бы вопрос вы ему задали, что хотели сказать?

9. Домашнее задание: выбор 3 группы (учитель может предложить по желанию).

10. Оценивание работы на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...