Урок обучения грамоты (чтение) 1 класс программа "Школа России"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Урок в 1 классе по теме "Буква Э,э" составлен по ФГОС.При построении урока учтены следующие аспекты:
–смена деятельности должна происходить каждые 5-7 минут;
–межпредметная связь с уроками русского языка, литературного чтения, окружающего мира.
–все этапы урока работают на создание конечного результата.
В соответствии с типом урока предусмотрена структура его проведения:
1. Актуализация знаний.
2. Целеполагание.
3. Этап открытия нового знания.
4. Преобразование полученных знаний.
5. Рефлексия.
6. Оценка деятельности.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
На уроке использованы методы обучения:
1. По источнику передачи и характеру восприятия:
–словесный (рассказ учителя, беседа, сообщения детей);
–наглядный (иллюстрации, схемы);
–практический (работа с «газетным» материалом, работа с раздаточным материалом, работа с сигнальными карточками , с книгой).
2. По характеру познавательной деятельности:
–объяснительно-иллюстративный;
–эвристический (частично-поисковый);
–репродуктивный.
Кроме того, используются приёмы обучения, формирующие и активизирующие отдельные операции мышления, внимания, памяти, воображения (игровые приёмы: «Эхо», «Твёрдый-мягкий», «Угадай»; отгадывание загадок); способствующие созданию поисковых ситуаций в процессе мыслительной деятельности учащихся ( создание ситуации познавательного поиска, прогнозирование темы текста); приёмы, активизирующие эмоции учащихся («психологические минутки» в начале и в конце урока, приём личностной значимости – на этапе рефлексии); приёмы контроля (невербальный – наблюдение учителя, фронтальный опрос).
Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены следующие технологии:
–здоровьесберегающие;
–развивающее обучение;
–проблемное обучение;
–использование игровых технологий;
–обучение в сотрудничестве (работа в паре);
Цель урока и ожидаемый результат: формирование умения выделять изучаемые звуки в речи и отработка навыка чтения с новыми и изученными буквами в тексте.
Задачи:
–научить выделять звуки в речи, обозначать их на схеме;
–научить читать слоги, слова и предложения с буквой Ээ;
_учить анализировать, обобщать, делать выводы;
–развивать умение работать в сотрудничестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lebedevoy.docx | 28.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №158 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Учитель начальных классов
Лебедева Светлана Леонидовна
Пояснительная записка
К конспекту урока литературного чтения (обучение грамоте) по теме: Буква Э,э.
УМК «Школа России».
По программе на изучение буквы Э,э предусмотрено -2 часа
Тип урока – открытие нового знания;
Место урока:78 урок в букварный период обучения грамоте.
При построении урока учтены следующие аспекты:
–смена деятельности должна происходить каждые 5-7 минут;
–межпредметная связь с уроками русского языка, литературного чтения, окружающего мира.
–все этапы урока работают на создание конечного результата.
В соответствии с типом урока предусмотрена структура его проведения:
1. Актуализация знаний.
2. Целеполагание.
3. Этап открытия нового знания.
4. Преобразование полученных знаний.
5. Рефлексия.
6. Оценка деятельности.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
На уроке использованы методы обучения:
1. По источнику передачи и характеру восприятия:
–словесный (рассказ учителя, беседа, сообщения детей);
–наглядный (иллюстрации, схемы);
–практический (работа с «газетным» материалом, работа с раздаточным материалом, работа с сигнальными карточками , с книгой).
2. По характеру познавательной деятельности:
–объяснительно-иллюстративный;
–эвристический (частично-поисковый);
–репродуктивный.
Кроме того, используются приёмы обучения, формирующие и активизирующие отдельные операции мышления, внимания, памяти, воображения (игровые приёмы: «Эхо», «Твёрдый-мягкий», «Угадай»; отгадывание загадок); способствующие созданию поисковых ситуаций в процессе мыслительной деятельности учащихся ( создание ситуации познавательного поиска, прогнозирование темы текста); приёмы, активизирующие эмоции учащихся («психологические минутки» в начале и в конце урока, приём личностной значимости – на этапе рефлексии); приёмы контроля (невербальный – наблюдение учителя, фронтальный опрос).
Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены следующие технологии:
–здоровьесберегающие;
–развивающее обучение;
–проблемное обучение;
–использование игровых технологий;
–обучение в сотрудничестве (работа в паре);
Цель урока и ожидаемый результат: формирование умения выделять изучаемые звуки в речи и отработка навыка чтения с новыми и изученными буквами в тексте.
Задачи:
–научить выделять звуки в речи, обозначать их на схеме;
–научить читать слоги, слова и предложения с буквой Ээ;
_учить анализировать, обобщать, делать выводы;
–развивать умение работать в сотрудничестве.
Оборудование: индивидуальные сигнальные карточки, карточки со словами; иллюстрации, «газетные» вырезки; цветные сердечки; азбука.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя (включая задания для учащихся) | Деятельность учащихся |
1. Организацион-ный момент. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Постановка учебной задачи Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания) 5.Первичное закрепление. 6.Включение в систему знаний и повторение. 7. Рефлексия. | Рада снова видеть всех. Ждёт сегодня вас успех! А ещё скажу я вам: Улыбнитесь всем гостям. Соберитесь, подтянитесь И тихонечко садитесь. Поработаем в группах. 2 группа: вычеркнуть на карточках все повторяющиеся буквы. Подумать: в какую группу можно объединить оставщиеся. (у, в, л, в, т, л, т, м, о, м, ж, а, б, ж, ы, б, и.). - Назовите буквы, которые у вас остались. -Почему мы их называем гласными? 1 группа – речевая разминка. Обыграем звуками разные ситуации: А – показываем горло врачу, поёт певица, качаем малыша, девочка укололась иголкой. О – удивилась мама, стонет бабушка, кричит охотник в лесу. У – плачет мальчик, гудит пароход, завывает ветер.
Однажды буквы решили отправиться в гости к своим друзьям в соседний город. Пришли они на вокзал, а там паровоз с тремя вагонами: синего, зелёного и красного цвета; и контролёр пускает пассажиров только в свои вагоны. Помогите изученным буквам найти свой вагон. Смотрите, ребята, а одна буква не знает в какой вагон ей садиться. Мы сможем ей помочь? Кто догадался, какова тема урока? Какие цели мы поставим перед собой? Долго ехали буквы. Вдруг паровоз остановился в лесу. Все вышли подышать свежим воздухом и разбрелись в лесу. Никого не видно, только слышно: «Ау-у-у-у!». -Давайте позовём буквы: «Ау-у-у-у!» Никто не откликается, только слышно вдалеке «Ау-у-у!» Кто же это отзывается? Отгадаете загадку и поймёте, кто нам отвечает. Угукало, агакало Аукало и плакало И рассыпалось смехом, А называлось …? Произнесите хором слово эхо. Разделите на слоги. Произнесите первый слог. Сколько звуков в этом слоге? Если в слоге один звук, значит он какой? Произнесите второй слог. Что это за слог? Поставьте ударение. Какой слог ударный? Сколько звуков в этом слоге? Произнесите его хором. Как он произносится? Значит этот звук какой? Правильно, а ещё почему он гласный? Игра: «Хлопай, не зевай!» Хлопнете в ладоши, если услышите звук [э]. Э А О М Э П У Т Э МА МЭ ПО ЭМ ЭХО ТОК ЭМУ СТОЛ ЭММА АННА ЭДИК ОЛЯ Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. Так какой же звук [э]? Знакомство с новой буквой. Звук [э] мы будем обозначать буквами Э, э. На что похожа буква Э? Буква э на с дивится, словно в зеркало глядится. Сходство есть, наверняка, только нету языка. Буква э с открытым ртом и большущим языком. Сконструируем букву из проволочек. Покажите, что у вас получилось. - Откройте тетради. Напечатаем новые буквы заглавную и строчную в тетрадях. - Когда мы пишем заглавную букву? Сколько клеточек займёт заглавная буква, сколько строчная? - Напечатаем по две буквы, остальные допишите дома. Физкультминутка. Встаньте, потянитесь, Нагнитесь, распрямитесь, Покрутитесь, повертитесь, В букву Э вы превратитесь. Молодцы! Вот сколько у нас букв Э. Садитесь. Представьте, что на стене напечатана огромная буква Э. Обведите её глазами, не поворачивая головы. Начинаем сверху, ведём вниз. Не забудьте про язычок. -В каком же вагоне поедет буква Э? Возьмите белые квадраты на столах, найдите букву Э и раскрасьте её красным цветом. -С какой буквой мы познакомились? Какой звук она обозначает? Вернёмся к целям нашего урока. Каких целей мы достигли? Чему мы должны научиться теперь? - Прочитайте слоги хором (громко, тихо): мэ тэ бэ - Как звучат согласные звуки твёрдо или мягко? Сделайте вывод. Следующие слоги прочитайте с вопросительной (с восклицательной) интонацией: эл эн эм эй эс эх - Есть среди этих слогов слова? Эти короткие слова выражают наши эмоции. Прочитайте хором по рядам слова с доски: эму это Эмма поэт экран Эдик эскимо эклер Кто такой эму? ( Это птица с длинными ногами, которые помогают ей быстро передвигаться.) Почему слова Эмма и Эдик напечатаны с заглавной буквы? Что такое эскимо? (Это мороженое на палочке). Что такое эклер? (Это пирожное). Прочитайте слова, где буква Э стоит в начале слова. Прочитайте слова, где буква Э стоит в середине слова. Откройте учебник на стр. 59. -Рассмотрите на иллюстрацию. Где оказалась девочка? -Как вы поняли, что она оказалась в лесу? -Как вы думаете, кого она зовёт? -Кто прячется в кустах и ей отвечает? -Эхо – это звук, но не человек. А можно ли услышать эхо в зимнем лесу? Прочитайте стихотворение. Как его можно озаглавить? Прочитайте в наушниках и посчитайте, сколько раз буква Э встретилась в стихотворении? (4раза) Кто там бродит по кустам? Отвечает ли эхо на вопрос? Посмотрите на оставшуюся цель нашего урока. Достигли мы её? Чтение текста «Поиграем в эхо». Прочитайте текст вслух. А кто слышал эхо? Что предлагает нам сделать автор? Молодцы! Вот какое эхо у нас в классе появилось! Работа в группах. 2 группа. Игра «Буква потерялась». У вас на столе карточки, в них написаны слова, в которых не хватает одной буквы. Найдите эту букву и вставьте её. _то, _таж, _хо, _кран, _скимо. Сделайте вывод. 1 группа. Повторяем за мной слоги: Ап – оп – эп Ут – эт – ит Ом – ым – эм Эс – ус – ас Их – эх – ух Психологическая разгрузка и снятие напряжения. А сейчас закройте глаза и вспомните всё, что было у нас на уроке? Какой была тема урока? Возникали у вас затруднения? Вы смогли их преодолеть? Удалось ли достичь поставленных целей? Что мы узнали о звуке [э]? Каким цветом мы будем обозначать этот звук на схеме? Возьмите красный паровозик со смайликом на парте, и давайте оценим свою работу на уроке. Если вам было всё понятно и интересно, нарисуйте смайлику радостную улыбку, если что-то было не понятно или не очень интересно, то нарисуйте серьёзный смайлик, если было очень трудно и неинтересно, то – огорчённый смайлик. Спасибо за урок! | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. У, о, а, и, ы - гласные Они обозначают звуки, состоящие из голоса В красном – а у и о ы, В синем – ж ш ц В зелёном – ч й Нет. Мы о ней ничего не знаем. Звук [э], буквы Э, э. Формулируют цели, дополняя опорную запись на доске: «Изучить новый звук и новую букву. Отличать новую букву от других букв. Учиться читать слоги, слова и предложения с буквой э.» Хором говорят «Ау!» Эхом Э-хо, Гласный Это слог – слияние твёрдого согласного с гласным. Первый. Один. Язык внизу, слегка приподнят, воздух выходит легко, без преград, произносится с голосом. Гласный Потому что он составляет слог. Он гласный, бывает ударным и безударным. Таблица с буквами на доске Ээ Ответы учеников Конструируют букву из проволоки С заглавной буквы пишутся имена собственные. Заглавная – две, строчная одну. Печатают. Выполняют. В красном, потому что она гласная Мы познакомились с буквой Э. Она обозначает гласный звук [э] Изучили новый звук и новую букву. Научились отличать её от других букв. Учиться читать слоги, слова и предложения с буквой э. Выполняют. Твёрдо Гласный звук [э] указывает на твёрдость предшествующего согласного звука Эй и эх Ответы детей Потому что это имена людей. Зимой эхо услышать очень сложно Читает хорошо читающий ученик. Эхо Нет, оно повторяет последнее слово или его часть. Мы научились читать слоги, слова и предложения с буквами Э э. Читает хорошо читающий ученик. Поиграть в игру «Эхо». Первый ряд читает громко и протяжно первое слово. Второй ряд им тихо повторяет его окончание. Затем второй ряд громко читает второе слово, а третий ряд тихо отвечает. И, наконец, третий ряд громко - первое слово, а первый ряд повторяет. Во всех словах не хватает буквы Э Звук [э], буквы Э э. Да, возникали. Да. Удалось. Что он гласный, бывает ударным и безударным. Красным. Рисуют улыбку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте 1 класс(Школа России)
В последнее время появилась серьёзная проблема у детей поступающих в 1 класс - логопедическая запущенность. Этот урок можно проводить вместе с логопедом,а если такового не имеется учитель выступает в ...
Урок обучения грамоте 1 класс "Школа России"
Звуки [т], [т\'], буквы Т,т...
Урок обучения грамоте 1 класс "Школа России"
Урок "Звук и, буква и"...
Урок обучения грамоте 1 класс. Школа России
Представляю разработанный урок обучения грамоте в 1 классе по учебнику В.Г.Горецкого.Урок соответствует требованиям ФГОСТ....
Урок обучения грамоте 1 класс "Школа России", тема "Гласные буквы Ю ю"
Урок разработан с учётом требований ФГОС...
Урок обучения грамоте, 1 класс. «Школа России» Тема: Согласный звук [ щ\' ]. Буква Щ, щ.
Урок обучения грамоте, 1 класс. «Школа России»Тема: Согласный звук [ щ\' ]. Буква Щ, щ.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель урока:Образовательная: Формировать представление детей о звуке [ щ\' ], ...
Конспект урока обучение грамоте 1 класс школа россии, «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного»
Конспект урока обучение грамоте 1 класс школа россии, «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного»...