Урок обучения грамоты (чтение) 1 класс программа "Школа России"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Урок в 1 классе по теме "Буква Э,э" составлен по ФГОС.При построении урока учтены следующие аспекты:

–смена деятельности должна происходить каждые 5-7 минут;

–межпредметная связь с уроками русского языка, литературного чтения, окружающего мира.

–все этапы урока работают на создание конечного результата.

В соответствии с типом урока предусмотрена структура его проведения:

1. Актуализация знаний.

2. Целеполагание.

3. Этап открытия нового знания.

4. Преобразование полученных знаний.

5. Рефлексия.

6. Оценка деятельности.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

 На уроке использованы методы обучения:

1. По источнику передачи и характеру восприятия:

–словесный (рассказ учителя, беседа, сообщения детей);

–наглядный (иллюстрации, схемы);

–практический (работа с «газетным» материалом, работа с раздаточным материалом, работа с сигнальными карточками , с книгой).

2. По характеру познавательной деятельности:

–объяснительно-иллюстративный;

–эвристический (частично-поисковый);

–репродуктивный.

Кроме того, используются приёмы обучения, формирующие и активизирующие отдельные операции мышления, внимания, памяти, воображения (игровые приёмы: «Эхо», «Твёрдый-мягкий», «Угадай»; отгадывание загадок); способствующие созданию поисковых ситуаций в процессе мыслительной деятельности учащихся ( создание ситуации познавательного поиска, прогнозирование темы текста); приёмы, активизирующие эмоции учащихся («психологические минутки» в начале и в конце урока, приём личностной значимости – на этапе рефлексии); приёмы контроля (невербальный – наблюдение учителя, фронтальный опрос).

Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены следующие технологии:

–здоровьесберегающие;

–развивающее обучение;

–проблемное обучение;

–использование игровых технологий;

–обучение в сотрудничестве (работа в паре);

Цель урока и ожидаемый результат: формирование умения выделять изучаемые звуки в речи и отработка навыка чтения с новыми и изученными буквами в тексте.

Задачи:

–научить  выделять звуки в речи, обозначать их на схеме;

–научить читать слоги, слова и предложения с буквой Ээ;

_учить анализировать, обобщать, делать выводы;

–развивать умение работать в сотрудничестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lebedevoy.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №158 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Учитель начальных классов

Лебедева Светлана Леонидовна

Пояснительная записка

К конспекту урока литературного чтения (обучение грамоте) по теме: Буква Э,э.

УМК «Школа России».

По программе  на изучение буквы Э,э предусмотрено -2 часа

Тип урока – открытие нового знания;

Место урока:78 урок в букварный период обучения грамоте.

При построении урока учтены следующие аспекты:

–смена деятельности должна происходить каждые 5-7 минут;

–межпредметная связь с уроками русского языка, литературного чтения, окружающего мира.

–все этапы урока работают на создание конечного результата.

В соответствии с типом урока предусмотрена структура его проведения:

1. Актуализация знаний.

2. Целеполагание.

3. Этап открытия нового знания.

4. Преобразование полученных знаний.

5. Рефлексия.

6. Оценка деятельности.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

 На уроке использованы методы обучения:

1. По источнику передачи и характеру восприятия:

–словесный (рассказ учителя, беседа, сообщения детей);

–наглядный (иллюстрации, схемы);

–практический (работа с «газетным» материалом, работа с раздаточным материалом, работа с сигнальными карточками , с книгой).

2. По характеру познавательной деятельности:

–объяснительно-иллюстративный;

–эвристический (частично-поисковый);

–репродуктивный.

Кроме того, используются приёмы обучения, формирующие и активизирующие отдельные операции мышления, внимания, памяти, воображения (игровые приёмы: «Эхо», «Твёрдый-мягкий», «Угадай»; отгадывание загадок); способствующие созданию поисковых ситуаций в процессе мыслительной деятельности учащихся ( создание ситуации познавательного поиска, прогнозирование темы текста); приёмы, активизирующие эмоции учащихся («психологические минутки» в начале и в конце урока, приём личностной значимости – на этапе рефлексии); приёмы контроля (невербальный – наблюдение учителя, фронтальный опрос).

Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены следующие технологии:

–здоровьесберегающие;

–развивающее обучение;

–проблемное обучение;

–использование игровых технологий;

–обучение в сотрудничестве (работа в паре);

Цель урока и ожидаемый результат: формирование умения выделять изучаемые звуки в речи и отработка навыка чтения с новыми и изученными буквами в тексте.

Задачи:

–научить  выделять звуки в речи, обозначать их на схеме;

–научить читать слоги, слова и предложения с буквой Ээ;

_учить анализировать, обобщать, делать выводы;

–развивать умение работать в сотрудничестве.

Оборудование: индивидуальные сигнальные карточки, карточки со словами; иллюстрации, «газетные» вырезки; цветные сердечки; азбука.

Ход урока.

Этап урока

 Деятельность учителя

(включая задания для учащихся)

Деятельность учащихся

1. Организацион-ный момент.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Постановка учебной задачи

Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания)

5.Первичное закрепление.

 6.Включение в систему знаний и повторение.

7. Рефлексия.

Рада снова видеть всех.

Ждёт сегодня вас успех!

А ещё скажу я вам:

Улыбнитесь всем гостям.

Соберитесь, подтянитесь

И тихонечко садитесь.

Поработаем в группах.

2 группа: вычеркнуть на карточках все повторяющиеся буквы. Подумать: в какую группу можно объединить оставщиеся. (у, в, л, в, т, л, т, м, о, м, ж, а, б, ж, ы, б, и.).

- Назовите буквы, которые у вас остались.

-Почему мы их называем гласными?

1 группа – речевая разминка.

Обыграем звуками разные ситуации:

А – показываем горло врачу,

       поёт певица,

       качаем малыша,

       девочка укололась иголкой.

О – удивилась мама,

       стонет бабушка,

       кричит охотник в лесу.

У – плачет мальчик,

       гудит пароход,

       завывает ветер.

         

Однажды буквы решили отправиться в гости к своим друзьям в соседний город. Пришли они на вокзал, а там  паровоз с тремя вагонами: синего, зелёного и красного цвета; и контролёр пускает пассажиров только в свои вагоны. Помогите изученным буквам найти свой вагон.

      Смотрите, ребята, а одна буква не знает в какой вагон ей садиться. Мы сможем ей помочь?

Кто догадался, какова тема урока?

Какие цели мы поставим перед собой?

Долго ехали буквы. Вдруг паровоз остановился в лесу. Все вышли подышать свежим воздухом и разбрелись в лесу. Никого не видно, только слышно: «Ау-у-у-у!».

-Давайте позовём буквы: «Ау-у-у-у!»

Никто не откликается, только слышно вдалеке «Ау-у-у!»

Кто же это отзывается?

Отгадаете загадку и поймёте, кто нам отвечает.

Угукало, агакало

Аукало и плакало

И рассыпалось смехом,

А называлось …?

Произнесите хором слово эхо.

Разделите на слоги. Произнесите первый слог. Сколько звуков в этом слоге? Если в слоге один звук, значит он какой?

Произнесите второй слог. Что это за слог?

Поставьте ударение. Какой слог ударный?

Сколько звуков в этом слоге? Произнесите его хором.

 Как он произносится?

Значит этот звук какой?

Правильно, а ещё почему он гласный?

Игра: «Хлопай, не зевай!»

Хлопнете в ладоши, если услышите звук [э].

Э А О М Э П У Т Э

МА МЭ ПО  ЭМ

ЭХО ТОК ЭМУ СТОЛ

ЭММА АННА ЭДИК ОЛЯ

 Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. Так какой же звук [э]?

Знакомство с новой буквой.

Звук [э] мы будем обозначать буквами Э, э.

На что похожа буква Э?

Буква э на с дивится, словно в зеркало глядится.

Сходство есть, наверняка, только нету языка.

Буква э с открытым ртом и большущим языком.

Сконструируем букву из проволочек. Покажите, что у вас получилось.

- Откройте тетради. Напечатаем  новые буквы заглавную и строчную  в тетрадях.

- Когда мы пишем заглавную букву?

Сколько клеточек займёт заглавная буква, сколько строчная?

- Напечатаем по две буквы, остальные допишите дома.

Физкультминутка.

Встаньте, потянитесь,

Нагнитесь, распрямитесь,

Покрутитесь, повертитесь,

В букву Э вы превратитесь.

Молодцы! Вот сколько у нас букв Э. Садитесь.

Представьте, что на стене напечатана огромная буква Э. Обведите её глазами, не поворачивая головы. Начинаем сверху, ведём вниз. Не забудьте про язычок.

-В каком же вагоне поедет буква Э?

Возьмите белые квадраты на столах, найдите букву Э и раскрасьте её красным цветом.

-С какой буквой мы познакомились?

Какой звук она обозначает?

Вернёмся к целям нашего урока. Каких целей мы достигли?

Чему мы должны научиться теперь?

- Прочитайте слоги хором (громко, тихо):

 мэ    

 тэ        

 бэ        

- Как звучат согласные звуки твёрдо или мягко?

Сделайте вывод.

Следующие слоги прочитайте с вопросительной (с восклицательной)  интонацией:

эл      эн      

эм      эй

 эс      эх

- Есть среди этих слогов слова?

Эти короткие слова выражают наши эмоции.

Прочитайте хором по рядам слова с доски:

эму               это

Эмма           поэт            

экран          Эдик

эскимо        эклер

Кто такой эму? ( Это птица с длинными ногами, которые помогают ей быстро передвигаться.)

Почему слова Эмма и Эдик напечатаны с заглавной буквы?

Что такое эскимо? (Это мороженое на палочке).

Что такое эклер? (Это пирожное).

Прочитайте слова, где буква Э стоит в начале слова.

Прочитайте слова, где буква Э стоит в середине слова.

Откройте учебник на стр. 59.

-Рассмотрите на иллюстрацию.

Где  оказалась девочка?

-Как вы поняли, что она оказалась в лесу?

-Как вы думаете, кого она зовёт?

-Кто прячется в кустах и ей отвечает?

-Эхо – это звук, но не человек.

А можно ли услышать эхо в зимнем лесу?

Прочитайте стихотворение.

Как его можно озаглавить?

Прочитайте в наушниках и посчитайте, сколько раз буква Э встретилась в стихотворении? (4раза)

Кто там бродит по кустам?

Отвечает ли эхо на вопрос?

Посмотрите на оставшуюся цель нашего урока. Достигли мы её?

 Чтение текста «Поиграем в эхо». 

Прочитайте текст вслух.

А кто слышал эхо?

Что предлагает нам сделать автор?

Молодцы! Вот какое эхо у нас в классе появилось!

Работа в группах.

2 группа.

Игра «Буква потерялась».

У вас на столе карточки, в них написаны слова, в которых не хватает одной буквы. Найдите эту букву и вставьте её.

_то,  _таж,  _хо,  _кран,  _скимо.

Сделайте вывод.

1 группа. Повторяем за мной слоги:

Ап – оп – эп

Ут – эт – ит

Ом – ым – эм

Эс – ус – ас

Их – эх – ух

Психологическая разгрузка и снятие напряжения.

А сейчас закройте глаза и вспомните всё, что было у нас на уроке?

Какой была тема урока?

Возникали у вас затруднения?

Вы смогли их преодолеть?

Удалось ли достичь поставленных целей?

Что мы узнали о звуке [э]?

Каким цветом мы будем обозначать этот звук на схеме?

Возьмите красный паровозик со смайликом на парте, и давайте оценим свою работу на уроке.

Если вам было всё понятно и интересно, нарисуйте   смайлику радостную  улыбку, если что-то было не понятно или не очень интересно, то нарисуйте серьёзный смайлик, если было очень трудно и неинтересно, то – огорчённый смайлик.

Спасибо за урок!

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

У, о, а, и, ы - гласные

Они обозначают звуки, состоящие из голоса

В красном – а  у  и  о  ы,

В синем – ж  ш  ц

В зелёном – ч  й

Нет. Мы о ней ничего не знаем.

 Звук [э], буквы Э, э.

Формулируют цели, дополняя опорную запись на доске:

«Изучить новый звук и новую букву.

Отличать новую букву  от других букв.

Учиться читать слоги, слова и предложения с  буквой э.»

Хором  говорят «Ау!»

Эхом

Э-хо,

Гласный

Это слог – слияние твёрдого согласного с гласным.

Первый.

Один.

Язык внизу, слегка приподнят, воздух выходит легко, без преград, произносится с голосом.

Гласный

Потому что он составляет слог.

Он гласный, бывает ударным и безударным.

Таблица с буквами на доске Ээ

Ответы учеников

Конструируют букву из проволоки

С заглавной буквы пишутся имена собственные.

Заглавная – две, строчная одну.

Печатают.

Выполняют.

В красном, потому что она гласная

Мы познакомились с буквой Э.

Она обозначает гласный звук [э]

Изучили новый звук и новую букву.

Научились отличать её от других букв.

Учиться читать слоги, слова и предложения с буквой э.

Выполняют.

Твёрдо

Гласный звук [э] указывает на твёрдость предшествующего согласного звука

Эй и эх

Ответы детей

Потому что это имена людей.

Зимой эхо услышать очень сложно

Читает хорошо читающий ученик.

Эхо

Нет, оно повторяет последнее слово

или его часть.

Мы научились читать слоги, слова и предложения с буквами Э э.

Читает хорошо читающий ученик.

Поиграть в игру «Эхо».

Первый ряд читает громко и протяжно первое слово. Второй ряд им тихо  повторяет его окончание. Затем второй ряд громко читает второе слово, а третий ряд тихо отвечает. И, наконец, третий ряд громко - первое слово, а первый ряд повторяет.

Во всех словах не хватает буквы Э

Звук [э], буквы Э э.

Да, возникали.

Да.

Удалось.

Что он гласный, бывает ударным и безударным.

Красным.

Рисуют улыбку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте 1 класс(Школа России)

В последнее время появилась серьёзная проблема у детей поступающих в 1 класс - логопедическая запущенность. Этот урок можно проводить вместе с логопедом,а если такового не имеется учитель выступает в ...

Урок обучения грамоте 1 класс. Школа России

Представляю разработанный урок обучения  грамоте в 1 классе по учебнику В.Г.Горецкого.Урок  соответствует требованиям ФГОСТ....

Урок обучения грамоте, 1 класс. «Школа России» Тема: Согласный звук [ щ\' ]. Буква Щ, щ.

Урок обучения грамоте, 1 класс. «Школа России»Тема: Согласный звук [ щ\' ]. Буква Щ, щ.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель урока:Образовательная: Формировать представление детей о звуке [ щ\' ], ...

Конспект урока обучение грамоте 1 класс школа россии, «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного»

Конспект урока обучение грамоте 1 класс школа россии, «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного»...