Урок литературного чтения 3 класс
методическая разработка по чтению (3 класс)
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по программе "Школа России". Тема : "Лермонтов "Горные вершины. " "На севере диком стоит одиноко".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literat.chteniyalermontov_3_kl.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…»,
«На севере диком стоит одиноко…»
Цели урока: ознакомить учащихся с биографией и творчеством М.Ю.Лермонтова; подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений М.Ю.Лермонтова; развивать эмоции и чувства детей; прививать любовь к русской поэзии.
Задачи урока:
1.Образовательные: знакомство детей с биографией и творчеством М.Ю. Лермонтова, познакомить детей с его произведениями, продолжить работу над совершенствованием навыка чтения; правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; продолжить работу над выработкой хорошей дикции; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; формировать читательскую самостоятельность, развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей; развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся; расширять кругозор детей; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления; развивать фонематический слух.
3. Воспитательные: воспитание интереса к миру русской поэзии и жизни талантливых людей; воспитание усидчивости, взаимоуважения; воспитание умения работать дружно, согласованно с одноклассниками.
Оборудование: выставка книг М.Ю. Лермонтова, портрет М.Ю. Лермонтова; компьютерная презентация по теме «М.Ю. Лермонтов»; запись романса Варламова «Горные вершины…», музыкальный центр.
Ход урока
- Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Все за парты тихо сели.
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов друг другу глазами
И вперёд за новыми знаниями.
- Речевая разминка.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!...
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?...
- Прочитайте «жужжащим» чтением.
- Как вы думаете, что это? (это отрывок из стихотворения) - Из какого произведения?
- Найдите в тексте глаголы. Прочитайте, выделяя в тексте глаголы.
- А сейчас прочитаем, выделяя голосом последнее слово в каждой строке.
- Прочитайте медленно.
- Выразительно.
- Введение в тему. Посмотрите на слайд презентации. Что написано? (фамилии великих писателей). Определите фамилию автора, с произведением которого мы познакомимся на уроке по таким признакам: фамилия начинается с согласной и в ней 6 согласных. Прочитайте. (Михаил Юрьевич Лермонтов)
Слово учителя о М.Ю.Лермонтове.
- Ребята, откройте разворот в ученике на странице 140. Рассмотрите его. (Детям дается пара минут на рассматривание)- прочитайте имя писателя, с произведениями ознакомимся на этом и на следующих уроках. (Дети читают: Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841).)
Что вы увидели на этих страницах? (портреты М.Ю. Лермонтова в маленьком возрасте, его автопортрет, портрет в военной форме, Петербургский университет, Кавказские горы…)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841гг.)
Михаил Юрьевич Лермонтов родился, а Москве в 1814 году. Поэт, прозаик, драматург. Сын армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой, урожденной Арсеньевой, единственной наследницы значительного состояния своей матери, Елизаветы Алексеевны, принадлежавшей к богатому и влиятельному роду Столыпиных. Брак, заключенный против ее воли, был неравным и несчастливым; мальчик рос в атмосфере семейных несогласий. После ранней смерти матери ребенка взяла к себе бабушка, устранив от воспитания отца. Женщина умная, твердая и властная, бабушка перенесла на внука все свои привязанности. Лермонтов получил столичное домашнее образование: помимо обычного гувернера – француза, у него была бонна – немка и позднее преподаватель – англичанин; Лермонтов с детства свободно владел французским и немецким языками.
Когда Мише было 11 лет, бабушка повезла его на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в раннем творчестве.
Позднее семья переезжает в Москву, и осенью он зачисляется в 4-й класс Московского университета благородного пансиона, одного из лучших учебных заведений России, где учились ранее В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, Ф.И.Тютчев и другие. Лермонтов получает систематическое гуманитарное образование, которое пополняет затем самостоятельным чтением.
Когда, по окончании юнкерской школы, Лермонтов вышел корнетом в лейб – гвардии Гусарский полк и впервые надел офицерский мундир, бабка поэта заказала художнику его парадный портрет. Этот портрет у вас на развороте учебника Посмотрите внимательно!!!
С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом.
Михаил Юрьевич был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, но и был одарен удивительной музыкальностью, пел, сочинял музыку на собственные стихи, очень хорошо рисовал. Портрет на развороте - его работа.
- Чтение учениками текста о поэте.
- А сейчас прочитаем о М.Ю. Лермонтове текст на страницах 142 – 143 учебника.
- Беседа после чтения:
- Что нового узнали о писателе? (Мы узнали, что он даже маленьким говорил в рифму, все этому удивлялись. Маленького Михаила Юрьевича звали Мишелем. Еще узнали, что когда вся Россия оплакивала гибель великого поэта Пушкина, в эти же дни Россия открыла стихи другого великого поэта - молодого офицера Лермонтова. Стихи назывались «На смерть поэта», прожил мало лет)
4. Физкультминутка.
Мы сидели, мы сидели,
Наши спинки занемели.
Постоим немножко,
Поглядим в окошко.
- Раз! Подняться, потянуться.
-Два! Согнуться, разогнуться.
_три! В ладошки три хлопка,
Головою три кивка.
- на четыре - руки шире.
- Пять - руками помахать,
Шесть - за парту тихо сесть.
5. Новая тема. - Как думаете, чем будем заниматься на уроке?
- Чтение и обсуждение стихотворения «Горные вершины».
Это произведение – перевод М. Ю. стихотворения немецкого поэта Гете.
- прочитайте стихотворение «Горные вершины» и подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении. (Самостоятельная работа детей.)
- Ваши впечатления от прочитанного? Какое настроение возникает при чтении стихотворения? (Мне стало так хорошо, спокойно.)
- Что нужно, чтобы прочитать стихотворение выразительно. Что для этого надо? (понять картину из жизни, рисуемую автором, понять точку зрения автора, представить эту картину, о чем нам хочет сказать поэт)
- Что представили? (горные вершины, успокоение)
- Если это стихотворение, что еще мы должны почувствовать? (ритм, рифму)
Найдите рифмующиеся слова.
- Как надо читать это стихотворение? (медленно) Почему?
- прочитайте выразительно, как для себя. (Дети читают стихотворение)
- Ребята, а какие приемы поэты используют в своих произведениях? (метафору, олицетворение, сравнение)
- Найдите эти приемы в этом стихотворении (олицетворение - ВЕРШИНЫ спят)
- Словарная работа: объяснить тьма, долина.
- Какую музыку: печальную, грустную, протяжную, торжественную – вы могли бы подобрать к стихотворению «Горные вершины»? (Ответы детей)
- Попробуем спеть? (Исполнение учащихся)
(Можно включить романс Варламова «Горные вершины».)
6. Работа с репродукцией.
- Рассмотрите репродукцию картины в ваших учебниках.
- Кто автор этого полотна? (Иван Иванович Шишкин)
- Что вы знаете о нем? (земляк, музей, памятник, картины, выставка в школе)
-Что вы на ней видите? (на картине Шишкина в центре, на переднем плане изображена могучая одинокая сосна на мрачно-тревожном фоне безбрежных далей. Ветки сосны опустились, поникли под тяжестью снежного убранства, она как будто погружена в вечный сон-мечту о другом, светлом и радостном мире. Колорит картины темный, мрачный, Тень усиливает ощущение одиночества, холода, тоски)
- Как бы вы назвали эту картину? (Одиночество. Одинокая сосна. Ночь. Грусть. и т.п.)
Полотно художника находится в Третьяковской галерее. - Какие ещё знаете картины этого художника? (показ картин)
7. Послушайте другое стихотворение М.Ю.Лермонтова. (Учитель читает наизусть стихотворение «На севере диком стоит одиноко…»)
Что представили? Какие образы? Сосна и пальма - Что у этих образов общего? (ОДИНОКИЕ)
- Совпадают ли по настроению стихотворение и содержание картины И.Шишкина? (да. Они совпадают по настроению. Можно подумать, что картина написана специально к этому стихотворению)
Картина И.И. Шишкина средствами живописи передает не только настроение стихотворения Лермонтова, но и переживания, впечатления самого художника.
- Словарная работа.
- Какие слова вам показались непонятными? (риза, утес)
-Постараемся объяснить из лексическое значение.
Словари: РИЗА – облачение, одежда священника при богослужении;
УТЕС – высокая скала.
8. Итог урока
- С творчеством какого писателя ознакомились сегодня на уроке?
- Понравились ли вам его стихотворения? - Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения, сделать к нему иллюстрации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....