Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме В.В. Бианки "Мышонок Пик"
презентация к уроку по чтению (3 класс)
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме В.В. Бианки "Мышонок Пик" предназначен учителям, работающим по программе Школа России. Урок сопровождается презентацией. К уроку есть карточки для самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.v.bianki_myshonok_pik.doc | 92 КБ |
myshonok_pik_shk._ros.ppt | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
В. В. БИАНКИ «МЫШОНОК ПИК»
Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством и произведениями В. В. Бианки из раздела «Люби живое»; способствовать развитию навыков беглого, осознанного, без искажений, выразительного чтения, нахождения ответов на вопросы в тексте; памяти, внимания, воображения; воспитанию бережного отношения к братьям нашим меньшим
Планируемые результаты
Предметные: познакомятся с произведением В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли
Метапредметные: познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
регулятивные: составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагают совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
коммуникативные: пользуются элементарными приемами убеждения,
мимикой и жестикуляцией; проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента
Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей; учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывание, рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки, описывающие характер; самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет В. Бианки; выставка книг писателя; презентация.
Ход урока:
I.Организация начала урока
-На уроке ваши глаза внимательно смотрят
И всё видят,
Уши внимательно слушают
И всё слышат,
Голова хорошо думает.
Давайте подарим, друг другу хорошее настроение, и начнём урок литературного чтения.
II.Актуализация знаний учеников – Бесконечная Вселенная… В этой завораживающей воображение бесконечности множество звезд, планет… (Слайд2) Но самая прекрасная планета во всей Вселенной – это наша планета Земля. (Слайд 3) Земля – наш дом. А человек в нем хозяин. Но мы не одни на нашей планете, с нами братья наши меньшие: птицы, рыбы, звери. Мы в ответе и за эту красоту, и за братьев наших меньших. - С творчеством какого писателя мы познакомились на предыдущих уроках?
III. Постановка цели урока
–Нет ни одного малыша или взрослого, который бы не знал книг Бианки. Настоящий писатель, по сути своей первооткрыватель: он всегда открывает читателям новое. – Что же открывал своим юным читателям писатель В.В.Бианки? (Открывал тайны нашей природы) (Слайды с 4 по 23 после мышек зеленый лес)
– (Слайд 4) Он взял своих читателей за руку и повёл в удивительный мир, (Слайд 5) многокрасочный, мир переполненный тайнами, (Слайд 6) поэзией и красотой, фантастический мир природы, (Слайд 7) многоголосый, населенный удивительными Существами(Слайд 8) в перьях, (Слайд 9) шерсти (Слайд 10)и чешуе(Слайд11). По книгам В.В.Бианки мы не просто узнаём о жизни животных, живущих с нами на одной земле, но у нас рождается и вырабатывается доброе отношение к ним, мы проникаемся к ним сочувствием.
-Как вы понимаете слово сочувствие? (1-е значение: отзывчивое, (участливое отношение к переживаниям, несчастью других; 2-е значение: одобрительное, благожелательное отношение)
— Отгадайте загадку. (Слайд 12-13) -Маленький шарик под лавкою шарит. (Мышь) — Почему эту загадку мы использовали на уроке? (Мы говорим о мышонке) — Прочитайте медленно, быстро, грустно, весело. – С каким произведением познакомились на прошлом уроке? (Мышонок Пик) – Кто его автор? (Виталий Валентинович Бианки)
- Кто может сказать, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?
( Сегодня на уроке мы продолжим работать с этим произведением).
- И в конце урока нам предстоит ответить на вопрос: Чем Бианки хотел поделиться с читателем? И над чем заставил нас задуматься?
-Расскажите, что вы знаете об этом писателе.
(Слайд 14)
- (Никита) Виталий Бианки родился в Петербурге. Фамилия досталась ему от предков-итальянцев. От отца — ученого-орнитолога (знатока птиц) Виталий Бианки получил талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».
-(Ариша) Мама будущего писателя так умела общаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший цветок. Родители передали сыну любовь к природе. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель назвал «Сказки-несказки». Главная тема его произведений – лес и его обитатели.
(Слайд 15)
-(Денис) Всё написанное Виталием Валентиновичем Бианки –это увлекательное путешествие в лесной мир природы, где писатель становится волшебником и поэтом, натуралистом и ученым, проводником и переводчиком. Перед читателями открывается при этом огромный, неведомый край, полный дивных героев и событий, больших тайн и маленьких отгадок.
-«Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отечеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. …И вот я пишу рассказы, повести, сказки – про зверей и птиц, про охоту, про лес, мою радость!». (Виталий Бианки. Отчего я пишу про лес.)
-Как вы думаете, почему Виталий Валентинович называет свои произведения «Сказки-несказки»? (В них герои живут своей реальной жизнью, но при этом говорят человеческим голосом) – Рассмотрите выставку книг. (Слайд 16) Кто их автор? О чем произведения В. Бианки?
IV. Работа по теме урока. (РАБОТА ПО 1 ЧАСТИ)
-Прочитайте название I части. Запишите этот заголовок в тетрадь на стр 69
- Кто главный герой произведения, которое мы изучаем?
– Почему ребята назвали мышонка Пиком? – Кем же стал мышонок Пик? (Мореплавателем)
– Подберите слова-синонимы к слову мореплаватель. (аргонавт, корабельщик, мореман, мореход, мореходец, морской волк, моряк, навигатор, пловец) – Как Пик стал мореплавателем давайте прочитаем по учебнику стр73. чтение по ролям. (Саша-автор, Дима-брат, Филипповская Ксения-сестра) - Что вы думаете об этих ребятах? -Как бы вы поступили на их месте? – Какой человеческий порок вы заметили у брата? (Злость.) - В чем это проявилось? – Как вы думаете, почему сестра не разрешила убить мышонка? (ей было его жаль)
– Что она придумала? (Посадить его на кораблик и отправить в путешествие)
(РАБОТА ПО 2 ЧАСТИ)
-Прочитайте название II части. Запишите этот заголовок в тетрадь
– Какой был мышонок? Прочитайте. (1)
-Значит каким он был, подберите несколько прилагательных, чтобы описать его? (очень маленьким, беспомощным, беззащитным, ничего не мог делать)
– Чем казалась река мышонку? (Река была широкая – целое море для крошечного мышонка)
– Что вы узнали о мышином семействе? (Что мышата были совсем маленькие, не умели добывать пищу, не умели прятаться от врагов, мама мышь воровала хлеб на полях)
-Так какую злую шутку сыграли с Пиком ребята? (Они подвергли его жизнь опасности, он мог погибнуть)
– Как вы думаете, испугался ли мышонок, оказавшись на кораблике?
ФИЗМИНУТКА
Руки за спину, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх)
Головки опустим - на парту гляди.
(Вниз)
И снова наверх - где там муха летит?
(Вверх)
Глазами повертим, поищем ее.
(По сторонам)
И снова работаем. Недолго еще.
– Какие опасности поджидали мышонка на реке?
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ
– Вставьте пропущенные слова.
…Первыми заметили Пика большие … (белые чайки). Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лёту разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик. А со дна реки поднялась … (щука) и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда … (чайки) скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать страшных зубов. Пик слышал хищные крики чаек. Он зажмурил глаза и ждал смерти.
– Умел ли он защищаться от врагов?
– Так кто же хотел погубить мышонка? Проверка по картинкам на обратной стороне доски
– Какая птица спасла мышонка от чаек и щуки? Как это произошло? (скопа-рыболов) (Слайд17)
– Удалось ли Пику выбраться из воды? Как он это сделал?
– Почему маленький пассажир мог считать себя счастливцем? (произошло кораблекрушение, но он спасся).
-Какие чувства испытывали вы при чтении 2 части «Кораблекрушение»? Почему?
-А исчезло ли это чувство или оно усиливалось при дальнейшем чтении?
-Можно ли сказать, что вы сочувствовали мышонку?
-Так какое толкование слова сочувствие подходит к тому, что испытывали вы? (1-е значение: отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других; 2-е значение: одобрительное, благожелательное отношение)
(РАБОТА ПО 3 ЧАСТИ)
-Прочитайте название III части. Запишите этот заголовок в тетрадь
– Почему Пик просидел голодным целый день? (он боялся чаек и не мог выйти из-под куста)
– Как мышонок стал искать себе пищу и как Пик нашел себе пропитание? (пересказ отрывка Богатырева Ксения)
– Кого он встретил на берегу?
– Испугался ли мышонок, когда увидел лягушонка?
– Прочитайте, как автор называет лягушонка. (Пучеглазый маленький лягушонок.)
– Что произошло с лягушонком?
– Прочитайте, как автор описывает змею. (Серебристо-черная змея.)
– Где мышонок провел остаток ночи? (на ветке куста высоко над землей)
(РАБОТА ПО 4 ЧАСТИ)
-Прочитайте название IV части. Запишите этот заголовок в тетрадь
-Почему 4 главу Виталий Бианки назвал «Хвост-цеплялка и шерстка-невидимка?»
- Многие животные имеют сходство с окраской окружающей среды. Среды, в которой они живут. Эта окраска защищает их от врагов. Этот способ называется мимикрия, т.е. подражание, маскирование. Наш мышонок полевой, цвет шёрстки рыжевато-бурый.
(Слайд18)
(РАБОТА ПО 5 ЧАСТИ)
-Прочитайте название IV части. Запишите этот заголовок в тетрадь
– С кем произошла встреча в кустах? (птицей сорокопут – жуланом) (Слайд19)
-Как автор назвал эту птицу?
-Почему соловей и почему разбойник?
– Как мышонку удалось перехитрить «соловья-разбойника»?
-А где вы встречались с соловьем –разбойником? (в былинах. Солове́й-разбо́йник — в восточнославянской мифологии — лесное чудовище, нападающее на путников и обладающее смертоносным свистом. Побеждён Ильёй Муромцем, который отвёз его на показ князю в Киев, а затем казнил на Куликовом поле)
-Какое качество помогло Пику спастись от соловья-разбойника? (хитрость)
– Какую цель поставил перед собой мышонок Пик, чтобы выжить?
– Какое качество помогло мышонку спастись? (Стремление к жизни, хорошее здоровье.)
– Так каким стал Пик? (Осторожным, неутомимым, настойчивым, умным, сообразительным, ловким.)
V. Домашнее задание.
- Ребята как вы думаете, почему в конце текста стоят три точки. (ответы детей)
- Потому что приключения мышонка на этом не закончены. У этого рассказа есть продолжение. Это и будет вашим домашним заданием, найти и прочитать эту сказку-несказку до конца. А если книгу не найдете, то сочините конец произведения, ответив на вопрос «Удалось ли мышонку найти других мышей?»
- И другое задание. Вы записывали название частей этого произведения в тетрадь. У вас получился план. Нарисуйте иллюстрацию к каждой главе и попробуйте из этих рисунков создать книгу. Это задание можно выполнить всем классом, предварительно договориться кто и что будет рисовать.
VI. Итог урока.
-Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
-За что вы похвалили бы себя?
-Что вам захотелось сделать после сегодняшнего урока? - Чем же Бианки хотел поделиться с читателем? - Над чем заставил нас задуматься?
Слайд 20
Вставьте пропущенные слова.
…Первыми заметили Пика большие ____________________________________ . Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лёту разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик. А со дна реки поднялась__________________ и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда_____________________ скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать страшных зубов. Пик слышал хищные крики чаек. Он зажмурил глаза и ждал смерти.
Вставьте пропущенные слова.
…Первыми заметили Пика большие ____________________________________ . Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лёту разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик. А со дна реки поднялась__________________ и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда_____________________ скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать страшных зубов. Пик слышал хищные крики чаек. Он зажмурил глаза и ждал смерти.
Вставьте пропущенные слова.
…Первыми заметили Пика большие ____________________________________ . Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лёту разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик. А со дна реки поднялась__________________ и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда_____________________ скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать страшных зубов. Пик слышал хищные крики чаек. Он зажмурил глаза и ждал смерти.
Вставьте пропущенные слова.
…Первыми заметили Пика большие ____________________________________ . Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лёту разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик. А со дна реки поднялась__________________ и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда_____________________ скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать страшных зубов. Пик слышал хищные крики чаек. Он зажмурил глаза и ждал смерти.
Вставьте пропущенные слова.
…Первыми заметили Пика большие ____________________________________ . Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лёту разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик. А со дна реки поднялась__________________ и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда_____________________ скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать страшных зубов. Пик слышал хищные крики чаек. Он зажмурил глаза и ждал смерти.
Вставьте пропущенные слова.
…Первыми заметили Пика большие ____________________________________ . Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лёту разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик. А со дна реки поднялась__________________ и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда_____________________ скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать страшных зубов. Пик слышал хищные крики чаек. Он зажмурил глаза и ждал смерти.
Вставьте пропущенные слова.
…Первыми заметили Пика большие ____________________________________ . Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лёту разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик. А со дна реки поднялась__________________ и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда_____________________ скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать страшных зубов. Пик слышал хищные крики чаек. Он зажмурил глаза и ждал смерти.
ТЕСТ
Выберите правильный ответ.
1. Кто сказал: «Посадим его в наш самый большой кораблик, и пускай он будет за пассажира!»?
а) Сказал мальчик; б) закричала сестренка; в) объяснил брат.
2. Кто упал в реку совсем рядом с корабликом, концом крыла он задел парус, и суденышко перевернулось?
а) Рыболов-скопа; б) мышонок Пик; в) сорокопут-жулан.
3. Она ждала, когда чайки скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать ее страшных зубов.
а) Змея; б) скопа; в) щука.
4. Плюх-шлеп! – ударилось что-то о землю недалеко от мышонка.
а) Красивая птичка с розовой грудью;
б) гибкое тело серебристо-черной змеи;
в) пучеглазый маленький лягушонок.
5. Мышонок усаживался, поднимал стебель передними лапками, как руками, и быстро съедал _________.
а) Колосок; б) молоко мыши-матери; в) теплый сок.
6. Что помогало мышонку отлично лазать?
а) Розовый ротик; б) хвост; в) ушко в крови.
7. Кого разбудила громкая песня так, что захотелось послушать певичку поближе?
а) Это сорокопут-жулан; б) это рыболов-скопа; в) большие белые чайки.
8. О ком говорится: «Я их всех убиваю: зачем они у нас хлеб воруют»?
а) Хитрый «соловей-разбойник»; б) большие белые чайки; в) мыши.
9. Что понадобилось на самый большой кораблик?
а) длинная мачта; б) паруса из тряпочек; в) твердая кора.
10. Это было настоящее _______, и маленький пассажир мог считать себя счастливцем, что спасся.
а) наводнение; б) землетрясение; в) кораблекрушение.
11. И все ближе и ближе слышалось легкое быстрое шуршанье. На один миг мышонок увидел: ______.
а) его голую скользкую кожу;
б) гибкое тело серебристо-черной змеи;
в) стадо перепуганных лягушат.
12 . Пик и опомниться не успел, как ____________ накинулся на него и больно ударил крючковатым клювом в спину.
а) рыболов-скопа; б) «соловей-разбойник»; в) жулан.
-Виталий Бианки родился в Петербурге. Фамилия досталась ему от предков-итальянцев. От отца — ученого-орнитолога (знатока птиц) Виталий Бианки получил талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».
-Мама будущего писателя так умела общаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший цветок. Родители передали сыну любовь к природе. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель назвал «Сказки-несказки». Главная тема его произведений – лес и его обитатели.
-Всё написанное Виталием Валентиновичем Бианки –это увлекательное путешествие в лесной мир природы, где писатель становится волшебником и поэтом, натуралистом и ученым, проводником и переводчиком. Перед читателями открывается при этом огромный, неведомый край, полный дивных героев и событий, больших тайн и маленьких отгадок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Бесконечная Вселенная… В этой завораживающей воображение бесконечности множество звезд, планет…
Но самая прекрасная планета во всей Вселенной – это наша планета Земля.
Он взял своих читателей за руку и повёл в удивительный мир,
многокрасочный,
мир переполненный тайнами,
поэзией и красотой, фантастический мир природы,
в перьях,
шерсти
и чешуе
Книжная полка
сорокопут- жулан
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .
данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....
Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"
В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему: "Ханг и Чанг" Ю.Коринец
Тема: Ю.Коринец «Ханг и Чанг» Цель: Познакомить учащихся с творчеством и произведением Ю.Коринца «Ханг и Чанг» Задачи: 1) Познакомить учащихся с разными породами собак. Учить давать раз...
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "Слон" А.И. Куприн
Тема: А. И. Куприн « Слон»УМК : Школа 2100Цель:1. провести литературоведческий и психолого-педагогический анализ текста;2. развивать воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание уч...
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему Астафьев "Бабушка с малиной"
Конспект урока литературного чтения составлен по учебнику В.А. Лазаревой (УМК: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»). Включает в себя 5 этапов ( орг.момент, актуализация знаний, работа по...
Конспект урока (литературное чтение 1 класс) на тему: "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"
Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием информационных технологий проводится в период обучения грамоте. На уроке дети отрабатывают умения составлять звуковые модели слов, схемы пр...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....