Птицы с «характерами» (М.Пришвин «Изобретатель»)
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Тема урока: Птицы с «характерами» (М.Пришвин «Изобретатель»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 25.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Птицы с «характерами» (М.Пришвин «Изобретатель»)
Цель: с помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, чтения с остановками стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке
Задачи:
- знакомство с творчеством М. Пришвина и его произведениями;
- продолжать формирование адекватного восприятия текста, умения анализировать его;
- обеспечивать в ходе урока формирование приемов познавательной самостоятельности( выдвижение предположений);
- развивать воображение.
- развитие умения учащихся прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций; составлять план и пересказывать текст по этому плану; определять основную тему и главную мысль произведения;
- отработка навыка беглого, сознательного, правильного, выразительного чтения с соблюдением всех необходимых норм;
- прививать любовь и интерес к чтению;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животным;
- развивать творческие способности учащихся: воображение, фантазию
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, ИКТ, технология развития критического мышления, проблемный вопрос
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая (в группах), работа в паре.
Средства обучения:
-учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «В океане света», 2 часть
- карточки для работы в паре
-презентация Microsoft PowerPoint
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Придумано кем - то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
-Доброе утро солнцу и птицам!
-Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера.
- Доброе утро, ребята! Я желаю вам, позитива на целый день, а на уроке чтоб вы были активными, бодрыми! Меня зовут Гульнара Мубаряковна и я сегодня проведу урок литературного чтения. Садитесь! Все приготовились, успокоились и начнем наш урок.
II. Проверка Д.З.
- Ребята, дома вы должны были выучить отрывок из сказки Алексея Николаевича Толстого «Кот сметанный рот». Давайте мы с вами прослушаем нескольких учеников, а остальных на следующем уроке.
III. Развитие умений формулировать тему и цели урока.
- Кого ловил кот в сказке «Кот сметанный рот»?
- На кого еще может охотиться кот? (на птиц)
- Тема урока с чем связана?
- С какими птицами связана тема урока, мы узнаем поиграв в игру «Найди лишнее»
СЛАЙД
- Назовите произведения, героями которых являются животные?
- У нас остался лишним рисунок к рассказу Михаила Пришвина «Изобретатель». Давайте ребята определит тему урока и цели:
ТЕМА: рассказ Михаила Пришвина «Изобретатель»
ЦЕЛЬ: познакомиться с рассказом М.Пришвина, формировать умение воспринимать и анализировать текст.
БИОГРАФИЯ: П о р т р е т
Михаил Пришвин
Родился Михаил Михайлович Пришвин 4 февраля 1873 года в имении Хрущёво Орловской области в семье купца. Учился в гимназии, в училище, в политехникуме. Окончил Лейпцигский университет и, получив специальность агронома, вернулся в Россию. Работал он агрономом, а также корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы. Но к писательскому творчеству Михаил Михайлович пришёл уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале «Родник» в 1906 году, когда Пришвину было 33 года. Однако лишь когда Пришвину было 52 года вышла его первая книжка «Матрёшка в картошке». Затем увидели свет другие произведения Пришвина «Ярик», «Ёж», «Лисичкин хлеб»
(Обращаю внимание к выставке книг)
- Сегодня познакомимся с одним из его рассказов, который называется «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ»
- Что же означает слово Изобретатель?
РАБОТА СО СЛОВАРЕМ
- Сейчас мы поработаем в группах. Образуем группы по 4 человека. У некоторых на партах есть толковый словарь по русскому языку. В толковом словаре дается описание слова, что они означают. Те у кого есть словарь – находим по словарю значение слова ИЗОБРЕТАТЕЛЬ, у кого нет словаря - они сами дают определение слову - ИЗОБРЕТАТЕЛЬ,
- Правильно!
- Наша страна гордится своими изобретателями. Как вы думаете, кто из этих изобретателей что изобрел. Соотнесите портреты с предметами.
СЛАЙД
-Павел Николаевич Яблочков - лампочка
- Сергей Павлович Королев – космический корабль
- Александр Степанович Попов - радио
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
- А теперь откройте учебники стр 93. Рассказ называется «изобретатель»
Как вы думаете кто главный герой рассказа? ( утка)
- К нам на урок в гости пришла утка. Она пришла не с пустыми руками, а принесла вам подарки-буклетики о себе – о диких утках.
- Как написано название рассказа? (в кавычках)
- Почему? ( на самом деле утенок не может быть изобретателем, это в переносном смысле)
- Прочитайте первое предложение. ЗНАКОМСТВО С КРЯКАМИ
- Какие утята были? (кряковы)
Кряква – самая большая дикая утка. ( русинок самки)
Кряковые утята – это птенцы утки-кряквы. Кряквы – одна из наиболее распространенных во всем мире водоплавающих птиц. У само преобладает бурый, рыжий, черные цвета.
Селезень – самец утки. ( рисунок самца)
Оперение на голове приобретает изумрудный оттенок, на шее белый ошейник.
Утенок - У утят вместо перьев, имеется пух, окрас которого близок окрасу самки.
У них лапки перепончатые. Такие лапки нужны, чтобы передвигаться по воде. Утки плывут вращая перепончатыми лапками, как педалями. Главное условие для жизни – это наличие воды.
- Давайте вспомним, обитателями какой экосистемы являются утки? (озеро, болото)
Ф И З М И Н У Т К А
СМЫСЛОВАЯ СТАДИЯ
ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЯ
1 ЧАСТЬ
- Сколько утят взял рассказчик на воспитание? (3)
- Сколько пошли дальше? (16)
- Сколько утят вела мать к озеру ?(19)
- Как вы нашли? (сложением)
- Как утята появились у рассказчика? ( автор взял себе их на воспитание)
- Как он их назвал? (Муся, Дуся)
- Какой момент этой части моет вас насторожить? (взял себе на воспитание)
- Почему? (Отобрал у своих родителей. Дети должны расти с родителями)
- Как можно назвать эту часть? ( Дикие утки)
- Попробуйте предположить, что будет дальше?
2 ЧАСТЬ
- Оправдались ли ваши ожидания?
- Кто помог высиживать утиные яйца? ( ПИКОВА ДАМА)
-Кто она? (курица)
- Кого назвал автор «ПУСТАЯ ГОЛОВА»? (МУСЯ)
- Что значит «пустая голова»? ( не захотела быть матерью, взять на себя ответственность за своих детей)
- Как можно озаглавить эту часть? (Пиковая Дама)
- Что дальше будет?
3 ЧАСТЬ
- Ваши предположения оправдались?
- Почему Пиковая Дама была сердита? ( утята ее не слушали, червей в огороде не искали, а убежали на речку и не обращали внимания на нее)
- Свись!Свись!
Кряк! Кряк!
Свись!Свись!
Квох!Квох! – звуки которые издают птицы. Междометия – часть речи.
- Ваши предположения, что будет дальше?
ПЕРЕСКАЗ
- Да ребята, дальше говорится о том, что утят собрали в одну высокую корзину и оставили ночевать в теплой кухне. Утром, когда еще все спали, Дуся и один утенок вылезли из корзины. Все стали думать, как же он вылез? Может сам, или может случайно мама-утка задела его крылом и выбросила? Чтобы узнать этого птенца, они привязали на одну ножку ленточку и пустили в общее стадо. На следующее утро, тоже самое. Вокруг корзины всеемте с Дусей бегал утенок с перевязанной лапкой. И решили посмотреть. На следующее утро, когда еще все спали , он пришел на кухню и ждал пока проснутся утки. И вдруг Дуся крякнула, а в ответ свистнул только один утенок.
- А что дальше было, как вы думаете?
- Как все дальше было, давайте прочитаем.
- Можно ли утенка назвать изобретателем? (да)
- Что он изобрел? (способ выйти из корзины)
- Прочитайте последнее предложение! Что заметили? (изобретатель – с заглавной буквы)
- Почему? (стал именем утенка)
- Найдите в тексте еще клички животных.(Дуся, Муся, Пиковая Дама)
- Они какие животные? (Домашние)
- У вас есть Домашние животные?
- Как из зовут? Чему нас учит РАССКАЗ?
- Главная мысль рассказа: (главная мысль учит любить живую природу, автор рассказа забрал утят, но не выбросил их, а растил как домашнюю птицу. Рассказ учит заботиться о животных, наблюдать за ними, подмечать слабые и сильные стороны. )
ОБОБЩЕНИЕ:
- Бывают ли изобретатели среди животных в обычной жизни?
- Да, мы с вами в этом убедились, животные похожи на людей, поэтому люди их называют «БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ»
ПО ВРЕМЕНИ: У детей листочки с планом. Работа в парах.
- Восстановите последовательность событий
- Возьмите буклеты, найдите заметку – пословицы- найдите из пословиц ту, которая подходит к нашему рассказу.
Всякая птица к своей стае летит.
- Почему?
- Да, ребята, у каждого своя семья. Каждый ребенок, детеныш должен расти в своей семье. Семья это – родители, дом, где друг друга любят и уважают, разделяют радости и горести, хранят свои традиции. И только семья может понять, поддержать в любую минуту. Ребята, слушайте своих родителей, они желают вам только добра и вы отвечайте им тем же. Тогда вы вырастите и будете самыми счастливыми детьми на земле.
РЕФЛЕКСИЯ:
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
5 – утка – если вы все поняли, можно идти дальше, работал активно
4 – утенок – не совсем все понятно, не очень активно работал
3- яйцо – не понял, не работал, необходимо еще раз поработать.
ДОМ, ЗАД.
- Подготовить рассказ о своих животных-изобретателях
- О Михаиле Пришвине говорят: писатель-географ, писатель-охотник, писатель-путешественник. А кто же он в первую очередь? необходимо найти информацию о жизни писателя.
- Урок вам понравился? Спасибо вам за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 классе М.Пришвин "Изобретатель"
Урок литературного чтения в 4 классе по программе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления...
Урок литературного чтения в 4 классе. М.Пришвин. Изобретатель.
На этом уроке дети учатся анализировать произведение. К конспекту урока прилагается презентация и подборка материалов для газеты....
конспект урока литературного чтения на тему М.Пришвин "Изобретатель"
Урок по ос "Школа 2100"...
Урок литературного чтения М.М. Пришвин "Изобретатель"
Урок литературного чтения в 4 классе по теме: Птицы с "характерами". М.М. Пришвин "Изобретатель" ОС "Школа 2100"...
Презентация к уроку литературного чтения. М.М. Пришвин "Изобретатель"
Презентация к уроку литературного чтения...
Открытый урок литературного чтения, 4 класс, «М.Пришвин «Птицы с характерами»;
Открытый урок литературного чтения, 4 класс, «М.Пришвин «Птицы с характерами»....