Урок литературного чтения М.М. Пришвин "Изобретатель"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок литературного чтения в 4 классе по теме: Птицы с "характерами". М.М. Пришвин "Изобретатель" ОС "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе
Птицы с «характерами» М.М. Пришвин «Изобретатель»
Цель: активизировать «вдумчивое чтение» (т.е. думать над произведением до чтения, во время и после чтения); способствовать пониманию идеи произведения – замечать удивительное в природе через образ рассказчика
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с биографическими данными М.М. Пришвина и его рассказом «Изобретатель»;
- продолжать формирование адекватного восприятия текста, умения анализировать его;
- формирование умения учащихся прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций;
- формирование умения учащихся анализировать поступки главного рассказчика и авторской позиции;
- отработка навыка беглого, сознательного, правильного, выразительного чтения.
Развивающие:
- обеспечивать в ходе урока формирование приемов познавательной самостоятельности (выдвижение предположений);
- развивать воображение и мышления;
- развивать речь учащихся.
Воспитательные:
- прививать любовь и интерес к чтению;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животным.
Ход урока:
- Организационно-мотивационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
- Работа с текстом до чтения
Для того чтобы узнать тему нашего урока, давайте разгадаем кроссворд.
1. Водит за собой цыплят,
Словно няня в детский сад. (курица)
2. Пёстрая крякуша ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (утка)
3. Травянистое растение с несколькими расходящимися от земли стеблями. (куст)
4. Бел, как снег,
Надут как мех
На лопатах ходит (гусь)
5. Она удобна и легка,
Её название недлинно,
В хозяйстве служит нам века,
Есть в слове этом имя ЗИНА.
С ней можно по грибы ходить,
А можно ягоды собрать,
Её нетяжело носить,
И очень просто сломать.
Из прутьев, лыка их плетут,
Скажите, как её зовут? (корзина)
6. Замечательный на вкус
Эта ягода.... (арбуз)
7. Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звёзды-
В нём всё отражается…
Как это зеркало называется? (озеро)
- Какое ключевое слово в кроссворде? (рассказ)
- Назовите признаки рассказа (повествовательное произведение небольшого объема).
- Слова из кроссворда связаны с рассказом, которым мы будем читать на уроке. Как вы думаете, о чем он будет? (про птиц, которые жили на озере, потом их поймали, посадили в корзину и увезли далеко от дома)
- Откройте учебники на с. 93, посмотрите на иллюстрацию, может вы хотите что-нибудь добавить к сказанному?
- Скажите кто автор рассказа?
- Вам знаком этот писатель?
- Что вы про него знаете?
- Давайте послушаем, что расскажут нам ребята об этом писателе.
Полина: Родился Михаил Михайлович Пришвин 4 февраля 1873 года в имении Хрущёво Орловской области в семье купца. Учился в гимназии, в училище, в политехникуме. Окончил Лейпцигский университет и, получив специальность агронома, вернулся в Россию. Работал он агрономом, а также корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы.
Влад: Но к писательскому творчеству Михаил Михайлович пришёл уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале «Родник» в 1906 году, когда Пришвину было 33 года. Однако лишь когда Пришвину было 52 года выщла его первая книжка «Матрёшка в картошке». Затем увидели свет другие произведения Пришвина «Ярик», «Ёж», «Лисичкин хлеб»
- Сегодня мы будем читать рассказ Пришвина «Изобретатель».
- Кто же такой изобретатель?
- Мы предположили, что рассказ будет про птиц или цыплёнка, но почему автор назвал рассказ именно так?
Давайте узнаем, верны ли наши предположения.
- Работа с текстом во время чтения
- [имя], начинай читать, когда я скажу, остановишься. Остальные следят за чтением.
Чтение 1 части текста (Дикие утята)
В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята. Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам. Трёх из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе. Подержал я у себя этих черных утят , и стали они вскоре серыми. После из серых один вышел красавец разноцветный селезень и две уточки, Дуся и Муся. Мы им крылья подрезали, чтобы не улетели, и жили у нас они во дворе вместе с домашними птицами: куры были у нас и гуси.
- Как утята появились у рассказчика? (автор взял себе их на воспитание)
-Какой момент этой части вас может насторожить? Почему? (автор забрал себе утят…)
-Попробуйте предположить, что может произойти дальше.
Чтение 2 части (Как пиковая дама стала утиной мамой)
С наступлением новой весны устроили мы своим дикарям из всякого хлама в подвале кочки, как на болоте, и на них гнёзда. Дуся положила себе в гнездо шестнадцать яиц и стала высиживать утят. Муся положила четырнадцать, но сидеть на них не захотела. Как мы не бились, пустая голова не захотела быть им матерью. И мы посадили на утиные яйца нашу важную чёрную курицу- Пиковую Даму.
- Оправдались ваши предположения?
- Кто помог высиживать утиные яйца?
- Что значит «пустая голова»?
- Почему автор назвал Мусю «пустая голова»?
- Кто такая Пиковая Дама?
- Что может произойти дальше?
Чтение 3 части (Почему рассердилась Пиковая Дама)
Пришло время, вывелись наши утята. Мы их некоторое время подержали на кухне, в тепле, крошили им яйца, ухаживали.
Через несколько дней наступила очень хорошая, теплая погода, и Дуся повела своих черненьких к пруду, и Пиковая Дама своих — в огород за червями.
— Свись-свись! — утята в пруду.
— Кряк-кряк! — отвечает им утка.
— Свись-свись! — утята в огороде.
— Квох-квох! — отвечает им курица.
Утята, конечно, не могут понять, что значит «квох-квох», а что слышится с пруда, это им хорошо известно.
«Свись-свись» — это значит: «свои к своим».
А «кряк-кряк» — значит: «вы — утки, вы — кряквы, скорей плывите!»
И они, конечно, глядят туда, к пруду.
— Свои к своим!
И бегут.
— Плывите, плывите!
И плывут.
— Квох-квох! — упирается важная птица курица на берегу.
Они всё плывут и плывут. Сосвистались, сплылись, радостно приняла их в свою семью Дуся; по Мусе они были ей родные племянники.
Весь день большая сборная утиная семья плавала на прудике, и весь день Пиковая Дама, распушенная, сердитая, квохтала, ворчала, копала ногой червей на берегу, старалась привлечь червями утят и квохтала им о том, что уж очень-то много червей, таких хороших червей!
— Дрянь-дрянь! — отвечала ей кряква.
А вечером она всех своих утят провела одной длинной веревочкой по сухой тропинке. Под самым носом важной птицы прошли они, черненькие, с большими утиными носами; ни один даже на такую мать и не поглядел.
- Предположение подтвердилось?
- Почему Пиковая Дама была сердита?
- Подумайте, как могут развернуться события дальше?
Чтение 4 части (Как он выбрался из корзинки?)
Мы всех их собрали в одну высокую корзинку и оставили ночевать в теплой кухне, возле плиты.
Утром, когда мы еще спали, Дуся вылезла из корзины, ходила вокруг по полу, кричала, вызывала к себе утят. В тридцать голосов ей на крик отвечали свистуны.
На утиный крик стены нашего дома, сделанного из звонкого соснового леса, отзывались по-своему. И все-таки в этой кутерьме мы расслышали отдельно голос одного утенка.
— Слышите? — спросил я своих ребят.
Они прислушались.
— Слышим! — закричали.
И пошли в кухню.
Там, оказалось, Дуся была не одна на полу. С ней рядом бегал один утенок, очень беспокоился и непрерывно свистел. Этот утенок, как и все другие, был ростом с небольшой огурец. Как же мог такой-то воин перелезть стену корзинки высотой сантиметров в тридцать?
- Оправдался ли ваш прогноз?
- Что значит «воин ростом с огурец»?
- Кого он так называет?
-Почему автор назвал так утёнка?
- Какой вопрос задает сам себе и нам автор?
- Как вы думаете, что же будет дальше?
- Следующую часть я прочитаю сама, а вы подумайте, какие вопросы вы можете к ней задать.
Чтение 5 части (Эксперимент с ленточкой)
Стали все мы об этом догадываться, и тут явился новый вопрос: сам утенок придумал себе какой-нибудь способ выбраться из корзины вслед за матерью или же она случайно задела его как-нибудь своим крылом и выбросила? Я перевязал ножку этого утенка ленточкой и пустил в общее стадо.
Переспали мы ночь, и утром, как только раздался в доме утиный утренний крик, мы — в кухню.
На полу вместе с Дусей бегал утенок с перевязанной лапкой.
Все утята, заключенные в корзине, свистели, рвались на волю и не могли ничего сделать. Этот выбрался. Я сказал:
— Он что-то придумал.
— Он изобретатель! — крикнул Лева.
Тогда я задумал посмотреть, каким же способом этот «изобретатель» решает труднейшую задачу: на своих утиных перепончатых лапках подняться по отвесной стене. Я встал на следующее утро до свету, когда и ребята мои и утята спали непробудным сном. В кухне я сел возле выключателя, чтобы сразу, когда надо будет, дать свет и рассмотреть события в глубине корзины.
И вот побелело окно. Стало светать.
— Кряк-кряк! — проговорила Дуся.
— Свись-свись! — ответил единственный утенок.
И все замерло. Спали ребята, спали утята.
Раздался гудок на фабрике. Свету прибавилось.
— Кряк-кряк! — повторила Дуся.
Никто не ответил. Я понял: «изобретателю» сейчас некогда — сейчас, наверно, он и решает свою труднейшую задачу. И я включил свет.
- Подтвердились ваши предположения?
Дети задают вопросы к отрывку.
- Зачем автор завязал ленточку на ноге утёнка?
- Как утёнок мог вылезти из корзины?
- Предположите, чем закончится эта история.
Самостоятельное чтение 6 части (Изобретатель)
Ну, так вот я и знал! Утка еще не встала, и голова ее еще была вровень с краем корзины. Все утята спали в тепле под матерью, только один, с перевязанной лапкой, вылез и по перьям матери, как по кирпичикам, взбирался вверх, к ней на спину. Когда Дуся встала, она подняла его высоко, на уровень с краем корзины. По ее спине утенок, как мышь, пробежал до края — и кувырк вниз! Вслед за ним мать тоже вывалилась на пол, и началась обычная утренняя кутерьма: крик, свист на весь дом.
Дня через два после этого утром на полу появилось сразу три утенка, потом пять, и пошло и пошло: чуть только крякнет утром Дуся, все утята к ней на спину и потом валятся вниз.
А первого утенка, проложившего путь для других, мои дети так и прозвали Изобретателем.
- Оправдались ваши прогнозы?
- Можно ли назвать утёнка изобретателем?
- Прочитайте последнее предложение.
-Что заметили? (слово Изобретатель написано с заглавной буквы.)
-Почему? (Понятно, что утенок-изобретатель и это стало его именем)
4. Работа с текстом после чтения.
- Как Пришвин в своём рассказе отвечает на вопрос «могут ли животные быть изобретателями, или только люди могут что-то изобрести?»
- Как вы думаете, чему мы должны научиться после чтения этого рассказа? (Мы должны научиться бережно относиться к природе и животным, постараться замечать удивительные явления в их жизни.)
Самостоятельная работа в группах.
Детям выдается листочек с деформированным планом.
- Восстановите последовательность событий
5. Итог урока. Рефлексия.
- Выберите пословицу, которая подходит к данному произведению:
Смекнешь да схитришь - врагов победишь.
Сметлив и хитер - пятерым нос утер.
Умному свистни, а он уже смыслит.
Дружба заботой да подмогой крепка.
- Оцените по 10-бальной шкале работу на уроке со своей позиции, позиции группы и всего класса.
6. Домашнее задание.
Обязательное для всех: с. 97-98, прочитать статью С. Маршака о М. Пришвине
На выбор:
- придумать весёлую историю про утёнка,
- подготовить сообщение о животном изобретателе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....