конспект урока литературного чтения на тему М.Пришвин "Изобретатель"
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема : М.М.Пришвин «Изобретатель» Цель: с помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, чтения с остановками стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке Задачи:
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, ИКТ, технология развития критического мышления Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая (в группах) Средства обучения: -учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «В океане света» - карточки Примечание: дети весь урок работают в группах, на которые заранее делит учитель по принципу: сильные, средние и слабые ученики Ход урока | ||
Этапы урока | Деятельность учителя | УУД |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Речевая разминка Игра с мячом. (выходят от каждой группы по 1 ученику и, ударяя мяч о пол, прозносият по очереди скороговорку с разным логическим ударением 1 группа читает, делая логическое ударение на первое слово, 2группа – на второе слово, а 3 – на третье) Утка дула в дудку
Дети читают наизусть стихотворение Толстого «Кот сметанный рот» («цепочкой» по четверостишию – 1 ряд, по строке – 2 ряд, по хлопку продолжая – 3 ряд) Взаимооценка чтецов.
Для того, чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам выполнить несколько заданий в группах. 1 группа – отгадывает кроссворд 2 – работает с логической задачкой 3 – рассматривая картинки, скажите, какой темой они все объединены Проверка. Капитан каждой группы защищает работы команды. 1 группа (слово – рассказ) - Назовите значение данного слова. (повествовательное произведение небольшого размера. На доске слова, , получившиеся у команд: рассказ, Пришвин, природа -На какие мысли наталкивают вас эти слова? Предположите тему урока. -Действительно, мы сегодня познакомимся с интересным рассказом М. Пришвина о природе. | Познавательные УУД: 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. 2.Вычитывать все виды текстовой информации. 3.Извлекать информацию, представленную в тексте, иллюстрации 4. Осуществлять анализ и синтез 5. Устанавливать причинно-следственные связи 6. Строить рассуждения Коммуникативные УУД: 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. 4. Умение работать в паре и в группах 5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке и работать по плану. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | 1. Рассказ о М.Пришвине. – Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде. – Какого человека можно назвать неравнодушным? – Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек. – Прочитайте, что о нем написал К.Паустовский: “Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю…” -Предлагаю вам послушать биографию автора (аудирование) Беседа после прослушивания. -О чём больше писал Пришвин? -Что повлияло на его творчество? Для кого он писал, для детей или взрослых? Книжная выставка. Какие задачи мы поставить перед собой? Учитель сообщает цели урока. | |
Первичное знакомство с произведением. Смысловая стадия. Словарно – лексическая работа Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | 1) Обсуждение заголовка и иллюстрации - А теперь откройте учебники на странице 101. Рассказ называется «Изобретатель» - Давайте посмотрим, какими иллюстрациями сопровождается это произведение. - Подумайте, о чём может быть этот рассказ? (рассуждения детей) - А как вы думаете, почему название текста записано в кавычках? - Почему автор назвал рассказ именно так? 2) Комментированное чтение 1 части текста (Дикие утята) - Как утята появились у рассказчика? (автор взял себе их на воспитание) -Какой момент этой части вас может насторожить? Почему? (автор забрал себе утят…) -Попробуйте предположить, что может произойти дальше. Самостоятельное чтение 2 части (Как пиковая дама стала утиной мамой) - Оправдались ваши предположения? - Кто помог высиживать утиные яйца? - Что значит «пустая голова»? - Почему автор назвал Мусю «пустая голова»? - Кто такая Пиковая Дама? - Что может произойти дальше? Чтение «цепочкой» 3 части (Почему рассердилась Пиковая Дама) - Предположение подтвердилось? - Почему Пиковая Дама была сердита? - Подумайте, как могут развернуться события дальше? Чтение 4 части (Как он выбрался из корзинки?) - Оправдался ли ваш прогноз? - Что значит «воин ростом с огурец»? - Кого он так называет? -Почему автор назвал так утёнка? - Какой вопрос задает сам себе и нам автор? - Как вы думаете, что же будет дальше? - Следующую часть я прочитаю сама, а вы подумайте, какие вопросы вы можете к ней задать. «Жужжащее» чтение 5 части (Эксперимент с ленточкой) - Подтвердились ваши предположения? Дети задают вопросы к отрывку. - Зачем автор завязал ленточку на ноге утёнка? - Как утёнок мог вылезти из корзины? - Предположите, чем закончится эта история. Самостоятельное чтение 6 части (Изобретатель) - Оправдались ваши прогнозы? - Можно ли назвать утёнка изобретателем? - Прочитайте последнее предложение. -Что заметили? (слово Изобретатель написано с заглавной буквы.) -Почему? (Понятно, что утенок-изобретатель и это стало его именем) - Как Пришвин в своём рассказе отвечает на вопрос «могут ли животные быть изобретателями, или только люди могут что-то изобрести?» | |
Включение в систему знаний и повторение. Работа в группах. | - Бывают ли изобретатели среди животных в обычной жизни? - Можно ли сказать, что птицы у Пришвина совершают поступки, у них определенное поведение, индивидуальный характер. Докажите. - Мы с вами убедились, что птицы, животные изобретательны, похожи на людей. О них еще говорят «братья наши меньшие» - Каким человеком должен быть автор этого рассказа? - Современники иногда называли Пришвина “птичником”. Почему? - Что главное в рассказе Пришвина внешнее описание птицы или создание её характера? Докажи отрывком из текста. | |
Самостоятельная работа в группах. | Работа в группах 1 группа – синквейн 2 группа – тест 3 группа - расставить соответствующие картинки по частям | |
Подведение итогов занятия. Самооценка. | -На столе у каждой группы лежит лист самооценки, ваша задача – оценить работу команды вцелом. Команды меняются листами трижды, при этом у каждой команды оказывается 3 отметки. Листы вывешиваются на доску и каждой команде класс ставит среднюю отметку за урок. | |
Рефлексия. Работа с пословицами. | - Ребята, наш урок подходит к концу. - Скажите, понравился он или нет? - Что запомнилось больше всего? - А сейчас выберите пословицу, которая подходит к данному произведению: Смекнешь да схитришь - врагов победишь. Сметлив и хитер - пятерым нос утер. Умному свистни, а он уже смыслит. Дружба заботой да подмогой крепка. Случайный стук в дверь и в класс попадает письмо от Пришвина | |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | 1) О Михаиле Пришвине говорят: писатель-географ, писатель-охотник, писатель-путешественник. А кто же он в первую очередь? Вы сможете ответить на этот вопрос, прочитав дома критическую статью С.Маршака «Сила жизни». С.10, задание №2 в раб. Тетради стр. 76 | |
Предварительный просмотр:
2 | 6 | |||||
1 | 3 | 4 | ||||
7 | ||||||
5 | ||||||
- Водит за собой цыплят,
Словно няня в детский сад.
- Пёстрая крякуша ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку.
- Травянистое растение с несколькими расходящимися от земли стеблями.
- Бел, как снег,
Надут как мех
На лопатах ходит
- Она удобна и легка,
Её название недлинно,
В хозяйстве служит нам века,
Есть в слове этом имя ЗИНА.
С ней можно по грибы ходить,
А можно ягоды собрать,
Её нетяжело носить,
И очень просто сломать.
Из прутьев, лыка их плетут,
Скажите, как её зовут?
- Куда бежит — сама не знает
В степи ровна, в лесу плутает,
Споткнется у порога.
Что это?
- Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звёзды-
В нём всё отражается…
Как это зеркало называется? (озеро)
тест
1.Сколько взял к себе на воспитание автор рассказа?
- 1
- 2
- 3
2.Как назвали уточек?
- Дуся и Муся
- Дуся и Марфа
- Муся и Люся
3.Где весной устроили гнёзда уткам?
- На болоте
- В подвале
- Во дворе
4.Сколько яиц отложила в гнездо Дуся?
- 10
- 12
- 16
5.Сколько яиц отложила в гнездо Муся?
- 14
- 12
- 8
6.Какая из уток отказалась высиживать птенцов?
- Муся
- Дуся
7.Где встретились и стали одной семьёй утята Муси и Дуси?
- На прогулке по двору
- На пруду
- В огороде
8.Сколько утят первоначально обнаружили автор и дети вне корзины?
- 1
- 2
- 3
9.Как выбирался «на волю» утёнок?
- Самостоятельно
- С помощью мамы- утки
10.Какое прозвище дали ребята утёнку, самостоятельно выбиравшемуся из корзинки?
- «Догадливый»
- «Изобретатель»
- «Умничка»
11. Кто автор произведения «Изобретатель»?
- С. Маршак
- М. Пришвин
- А. Толстой
Синквейн
Имена существительные | Имена прилагательные | глаголы |
Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину" Ваш М.М. Пришвин.
Оценочный лист
Творчество | ||||
Активность | ||||
Работа в группе |
1 часть | 2 часть | 3 часть |
4 часть | 5 часть | 6 часть |
Чтение 1 части текста (Дикие утята) - Как утята появились у рассказчика? (автор взял себе их на воспитание) -Какой момент этой части вас может насторожить? Почему? (автор забрал себе утят…) -Попробуйте предположить, что может произойти дальше. | Чтение 2 части (Как пиковая дама стала утиной мамой) - Оправдались ваши предположения? - Кто помог высиживать утиные яйца? - Что значит «пустая голова»? - Почему автор назвал Мусю «пустая голова»? - Кто такая Пиковая Дама? - Что может произойти дальше? | Чтение 3 части (Почему рассердилась Пиковая Дама) - Предположение подтвердилось? - Почему Пиковая Дама была сердита? - Подумайте, как могут развернуться события дальше? |
Чтение 4 части (Как он выбрался из корзинки?) - Оправдался ли ваш прогноз? - Что значит «воин ростом с огурец»? - Кого он так называет? -Почему автор назвал так утёнка? - Какой вопрос задает сам себе и нам автор? - Как вы думаете, что же будет дальше? - Следующую часть я прочитаю сама, а вы подумайте, какие вопросы вы можете к ней задать. | Чтение 5 части (Эксперимент с ленточкой) - Подтвердились ваши предположения? Дети задают вопросы к отрывку. - Зачем автор завязал ленточку на ноге утёнка? - Как утёнок мог вылезти из корзины? - Предположите, чем закончится эта история. | Самостоятельное чтение 6 части (Изобретатель) - Оправдались ваши прогнозы? - Можно ли назвать утёнка изобретателем? - Прочитайте последнее предложение. -Что заметили? (слово Изобретатель написано с заглавной буквы.) -Почему? (Понятно, что утенок-изобретатель и это стало его именем) - Как Пришвин в своём рассказе отвечает на вопрос «могут ли животные быть изобретателями, или только люди могут что-то изобрести?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме "Т.Айбергенов.Моя Республика"
Конспект урока изучения нового материала....
Конспект урока литературного чтения на тему: В.Осеева "Хорошее"
Данный урок проводится в 3 классе по учебнику Л.Ф.Климановой "Литературоное чтение"....
Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.
Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...
Конспект урока литературного чтения по теме "Сказочные человечки"
Представлен конспект обобщающего урока по разделу"Сказочные человечки". Цель: обобщить знания учащихся о сказочных человечках, их привычках, чертах характера; Задачи: • продолжить работу над развитием...
Конспект урока литературного чтения на тему: "Слог, ударение.Повторение и закрепление нового материала"
Данный урок я проводила в День открытых дверей . На уроке идёт активное закрепление умения находить ударный слог, умение классифицировать слова, развивается устная речь учащихся....
Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский «Прощание с летом» (из опыта работы по технологии продуктивного чтения)
Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский «Прощание с летом»...
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....