Тема урока: «Птицы с «характерами» (М. Пришвин «Изобретатель»)».
методическая разработка по чтению на тему

                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m._prishvin_izobretatel.docx33.43 КБ
Файл prezentatsiya.m._prishvin_izobretatel.pptx228.42 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературное чтение

Тема урока: «Птицы с «характерами» (М. Пришвин «Изобретатель»)».

Тип урока: Открытие нового знания

Цель урока: Создание условий для знакомства с рассказом Михаила Михайловича Пришвина «Изобретатель», формирование умений работать с текстом.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Метапредметные (развивающие):

- Коммуникативные: формулировать свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы;

- Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

- Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

 Предметные (образовательные): воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста;

Личностные (воспитательные): умение осознавать и называть свои эмоции; умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

Основные методы: словесные, наглядно-иллюстративные

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: учебник литературы, мультимедийная презентация. 

Оформление доски:

Презентация

План урока:

Этапы урока

Регламент (мин)

1

Организационный момент

1

2

Мотивация к учебной деятельности

2

3

Актуализация знаний

2

4

Постановка проблемы

5

5

Основная часть

28

6

Рефлексия + подведение итогов

2

Этапы урока

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Орг. Момент

- Добрый день, ребята. Сегодня я проведу с вами урок литературного чтения. Проверьте, готовы ли рабочие места. Вам понадобится тетрадь, учебник и ручка, ну и, конечно же, ваши знания и умения. Начинаем урок.

(Настраиваются на урок, проверяют свою готовность.)

Личностные: приучение к порядку

Мотивация к учебной деятельности

Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения на уроке.

Познавательные:

Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Регулятивные:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Предметные:

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста;

Коммуникативные:

Формулировать свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы;

Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

Предметные: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; самостоятельно прогнозировать содержание текста; самостоятельно находить ключевые слова; самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста;

Личностные:

Сочувствовать другим людям, сопереживать; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Актуализация знаний

 Чтение наизусть стихов А.Н. Толстого, рассказы учащихся о героях-животных в творчестве А.Н. Толстого.

Постановка проблемы

- Посмотрите на две иллюстрации на доске, они помогут вам понять, о чем пойдет речь на уроке

– Назовите произведения и их авторов, в которых тоже есть герой-кот, герой-курица, слон, заяц, ёж, муха.

– Назовите писателей, в книгах которых звери и птицы чаще всего главные герои

- Откройте свои учебники

- Посмотрите и предположите, что это за жанр произведения

- А как вы догадались, что это рассказ?

- Какая тема урока? Что мы должны будем знать и уметь?

Беседа до чтения

- Сегодня мы будем работать с рассказом Михаила Михайловича Пришвина

- Кто знает произведения этого автора?

Родился Михаил в купеческой семье. Его отцу досталось богатое наследство, которое он проиграл (после чего умер от паралича). Мать Пришвина осталась одна с пятью детьми и заложенным имением.  Первое образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе. Затем же он перевелся в первый класс гимназии, несколько раз оставался там на второй год. А через 6 лет учебы был отчислен за дерзость и конфликт с учителем. Лишь через 10 лет продолжил образование в политехническом институте. А в 1906 году оставил свою стал работать корреспондентом в газетах и начал писать. В 1906 году впервые был опубликован его рассказ – «Сашок».

- Когда родился М. Пришвин? (4 февраля 1873 года)

- Где родился? ( В имении Хрущёво Орловской области)

- На какую специальность учился Пришвин? (агроном)

- Сколько лет было писателю, когда появилась его первая публикация? (33)

- А сколько лет было автору, когда вышла его первая книга? (52)

Рассказ «Изобретатель»

- Ребята откройте учебник

- Посмотрите на название рассказа. Как вы думаете, о чем пойдет речь?

- Как вы думаете, кто такой Изобретатель? Как вы понимаете это слово?

- Давайте сейчас прослушаем рассказ

Беседа во время чтения

Работа с текстом во время чтения.

Чтение 1 части текста  (Дикие утята)

 - Как утята появились у рассказчика? (автор взял себе их на воспитание)

-Какой момент этой части вас может насторожить? Почему? (автор забрал себе утят…)

-Попробуйте предположить, что может произойти дальше?

Чтение 2 части (Как пиковая дама стала утиной мамой)

- Оправдались ваши предположения?

- Кто помог высиживать утиные яйца?

- Что значит «пустая голова»?

- Почему автор назвал Мусю «пустая голова»?

- Кто такая Пиковая Дама?

- Что может произойти дальше?

Чтение 3 части (Почему рассердилась Пиковая Дама)

- Предположение подтвердилось?

- Почему Пиковая Дама была сердита?

-  Подумайте, как могут развернуться события дальше?

Чтение 4 части (Как он выбрался из корзинки?)

- Оправдался ли ваш прогноз?

- Что значит «воин ростом с огурец»?

- Кого он так называет?

-Почему автор назвал так утёнка?

- Какой вопрос задает сам себе и нам автор?

- Как вы думаете, что же будет дальше?

- Следующую часть я прочитаю сама, а вы подумайте, какие вопросы вы можете к ней задать.

Чтение 5 части (Эксперимент с ленточкой)

- Подтвердились ваши предположения?

Дети задают вопросы к отрывку.

- Зачем автор завязал ленточку на ноге утёнка?

- Как утёнок мог вылезти из корзины?

-  Предположите, чем закончится эта история.

Самостоятельное чтение 6 части (Изобретатель)

- Оправдались ваши прогнозы?

- Можно ли назвать утёнка изобретателем?

- Прочитайте последнее предложение.

-Что заметили? (слово Изобретатель написано с заглавной буквы.)

-Почему? (Понятно, что утенок-изобретатель и это стало его именем)

- Как Пришвин в своём рассказе отвечает на вопрос «могут ли животные быть изобретателями, или только люди могут что-то изобрести?»

Беседа после чтения

Работа с текстом после чтения.

Обобщающая беседа.

– Каким человеком должен быть автор этого рассказа?

– Современники иногда называли Пришвина «птичником». Как вы думаете почему?

– Чем необычны птицы в изображении Пришвина?

Рефлексия + подведение итогов

Активно работали на уроке …

Красиво и правильно выражали свою мысль …

Внимательно слушали одноклассников …

Всем большое спасибо. Урок окончен. До свидания

Коммуникативные

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение

Слайд 2

Михаил Михайлович Пришвин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 2 класс по УМК "Перспектива" Тема урока:Птицы и звери весной

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, на уроке формировались ключевые компетентности: познавательная, информационная, коммуникативная,ценностно - смысловая....

Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс. Тема урока «Птицы»+ презентация

УМК: « Перспективная начальная школа»Класс: 2 классПредмет: Окружающий мирТема урока: Птицы.Тип урока: Урок изучения нового материалаЦель: Знакомство с птицами, как представителями животно...

Урок литературного чтения М.М. Пришвин "Изобретатель"

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: Птицы с "характерами". М.М. Пришвин "Изобретатель" ОС "Школа 2100"...

Птицы с «характерами» (М.Пришвин «Изобретатель»)

Тема урока: Птицы с «характерами» (М.Пришвин «Изобретатель»)...

Урок по рассказу М.М Пришвина «Изобретатель»

Скачать можно по ссылке:https://easyen.ru/load/chtenie/4_klass/urok_po_rasskazu_m_m_prishvina_izobretatel/391-1-0-40484[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20628870","attributes":{"alt":...

Тема урока : «Птицы. Зимующие и перелетные птицы. Хищные и певчие птицы»

Открытый урок на тема :  «Птицы. Зимующие и перелетные птицы. Хищные и певчие птицы»...