Урок 1 Г класс 12.02.2019 г. по теме "Обучение грамоте по теме:"Буквы Хх и Цц "
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Урок открытый по программе Н.А.Нечаевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_k_uroku_lit.cht_.1.docx | 36.41 КБ |
konspekt_otkrytogo_uroka_na_seminaredokument_microsoft_office_word_2.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
по литературному чтению
(обучение грамоте),
проведённого 12.02.2019 г.
в 1 классе
по теме: «Буквы Хх и Цц,
звуки [х х'] и [ц]»
Учитель: Дуркина Наталья Николаевна
учитель начальных классов
высшей категории
МБОУ «Средней школы № 82»
города Ульяновска
Конспект открытого урока
по литературному чтению (обучение грамоте)
1 класс
Тема: «Буквы Хх и Цц. Звуки [х х'] и [ц].
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Цель урока:- создать условия для овладения обучающимися знаний
о звуках [х], [х’], [ц] и буквах Хх и Цц;
- для формирования культуры поведения на уроке;
- воспитания уважительного отношения к хлебу и людям труда.
Планируемые результаты:
Учащиеся могут научиться:
Предметные умения.
- давать характеристику согласных звуков;
- безошибочно узнавать буквы Хх и Цц среди других букв;
- совершенствовать навыки чтения слов с буквами Хх и Цц;
- проводить простейший звуко-буквенный анализ слова;
- правильно называть буквы русского алфавита;
- объяснять лексическое значение новых слов.
Личностные УУД:
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группах;
-оценивать степень усвоения учебного материала;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- бережному отношению к хлебу, уважительному отношению к людям труда.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике;
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке
Оборудование: - толковый словарь Ожегова С.И., задания в конвертах для работы в группах, опорные таблицы, буквы на магнитах, наглядные материалы, объясняющие лексическое значение слова «хлопок», телевизор, ноутбук, презентация о хлебе, музыкальная видеозапись физминутки, учебник «Азбука» авторов Н.В.Нечаевой и К.С.Белорусец.
Ход урока.
I Организационный момент.
Учащиеся: «Всем! Всем! Добрый день!» (Приветствие гостей)
II Мотивационный этап.
Учитель:
- Начинаем урок обучения грамоте с речевой разминки.
1. Назовите, правильно буквы. ( На доске: К Л М Н О П Р С Т)
2.Произнесите на одном дыхании звуки: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].
Произнесите протяжно: [а], [о], [у], [и], [р].
Учитель:
- Почему последний звук вы не смогли произнести протяжно?
Учащиеся:
- Потому, что гласные при произнесении можно потянуть, а согласные нельзя.
3.Учащиеся:
Чтобы чисто говорить,
Надо звуки повторить,
Самолёт летит, гудит: …[у-у-у].
Пчёлка на цветке жужжит: … [ж-ж-ж].
Чайник на плите кипит: … [с-с-с].
А змея ползёт, шипит: …[ш-ш-ш]. (Записано на доске).
III Актуализация знаний.
Учитель:
-Сегодня мы продолжим изучение букв и звуков, а для начала повторим, что знаем.
(На доске ряд букв на магнитах)
М Б Й О З А Ь У Т
Учитель:
- Исключите лишнюю букву. (Ь)
- Почему?
- Какое задание вы бы предложили к оставшимся буквам?
Учащиеся:
- Распределить их можно в 2 группы (гласные/согласные).
У А О / М Б Й ЗТ
Учитель:
- На какие 2 группы можно разделить согласные?
- Учащиеся:
- Звонкие и глухие. Твёрдые и мягкие.
(На доске появляются опорные таблички)
звонкие глухие | мягкие твёрдые |
IV Введение в тему.
(Определение темы урока и постановка учебных задач)
Учитель:
- Молодцы! Вы хорошо запомнили особенности изученных гласных и согласных звуков. Можно приступать к изучению новых букв.
- Прочитайте написанные на доке предложение .
У итрились люди в ирке обучить медведя стирке.
- Вставьте пропущенные буквы. ( Х Ц )
- Ухитрились люди в цирке обучить медведя стирке.
- Вы уже догадались, какие буквы мы будем сегодня изучать. Назовите их.
ХА и ЦЭ).
Учитель:
- Какие учебные задачи мы можем поставить пи изучении новых букв?
(На доске синхронно ответам детей прикрепляются таблички : «Учебные задачи».
Учебные задачи: |
1.Узнать какой звук обозначает эта буква. |
2.Научиться читать слоги и слова с этой буквой. |
Учитель:
- На букву Х есть очень важное слово - ХЛЕБ,
Поэтому я ставлю ещё одну учебную задачу.
3. Узнать, почему говорят, что хлеб – всему голова? |
V Освоение новых знаний.
Учитель:
- Открываем «Читалочку» на на стр.46, 48 читаем вслух слоги:
ха-хо-ху-хе-хи ца-цо-цу-це-ци
ах-ох-ух-ех-их ац-оц-уц-ец-иц
- Какие же звуки обозначают эти буквы? (Произносим, исследуем)
- Делаем вывод с помощью опорных табличек.
- Учащиеся:
([х], [х’], [ц])
Учитель:
- Делаем вывод с помощью опорных табличек.
звонкие глухие | мягкие твёрдые | |
Гласные согласные |
Учитель:
- Что общего и в чём различие звуков, обозначаемых буквами Х Ц ?
(Вывод делают сами учащиеся).
Вывод: - Буква Х обозначает согласный звук, глухой, в словах бывает мягким и твёрдым.
Буква Ц обозначает согласный звук, глухой, в словах бывает только твёрдым.
ФИЗМИНУТКА
(Физминутка проводится под песню «Прыг, скок, Колобок!»
в исполнении Татьяны Морозовой)
VI Первичное закрепление полученных знаний.
1).Самостоятельнаяработа.
Учитель:
- А сейчас поработаем в группах. Вспомните, как надо работать в группе, чтобы не мешать другим.
- У вас на столе задания, прочитайте их, выполните и подготовьтесь к ответу.
Задания:
1 группа . Откройте Азбуку на странице 91 и найдите на картинке вверху нарисованные предметы, в названии которых есть буквы Х и Ц. Найдите в Толковом словаре объяснение слова ХЛОПОК.
2 группа.Перед вами на столе слова с пропущенными буквами. Прочитайте их, вписав пропущенные буквы.
3 группа. По звуковым схемам, прочитайте и запишите слова.
4 группа. Откройте Азбуку на странице 91 . Прочитайте слова, в которых буквы Х и Ц обозначают только твёрдые звуки.
Отчёт групп.
1 группа называет слова, в которых есть буквы Х и Ц. (Цветок, заяц, петух, цыплёнок, цифра, хлопок.
Хлопок – это растение хлопчатник. Из плодов хлопчатника изготавливают нити.
2 группа называет полученные слова: горох, хомяк, цапля, курица, хлопушка, улица.
3 группа – зачитывает полученные слова: хорёк, птица, цепь,черепаха,солнце.
4 группа – халат, холод, шорох, мех, меха, цирк, цепь, цапля, цыплёнок, певец, певцы, ранец, ранцы.
Учитель:
- Молодцы!
Вывод: Много слов есть с этими буквами?
Мы научились их читать?
Выполнили вторую задачу?
3).Чтение текста о хлебе.
Учитель:
- Открываем азбуку, страница 91. Читаем текст о хлебе.
(один раз для образца читаю сама, затем читают дети)
Учитель:
- Как называют хлеб на Руси? (Хлебушек.)
- Какой обычай заведён у нас в стране издавна? (Дорогих гостей встречать хлебом, солью.)
-Легко ли вырастить хлеб? (Очень трудно)
-Найдите в тексте пословицу и поговорку.
- Учащиеся:
- Кто пахал не ленился, у того и хлеб уродился.
- Хлеб – всему голова.
Учитель:
- Как бы вы назвали этот текст?
(Ответы детей)
- А вы знаете, как выращивают хлеб?
- Смотрим на экран.
(Идёт презентация о том, как хлеб к нам на стол приходит.)
- Что нового узнали?
Какие профессии вам запомнились? Что вы расскажете дома?
(Ответы детей)
-Раньше хлеб называли ЖИТО от слова ЖИЗНЬ.
VII Итог урока.
Рефлексия.
- Вот и подошёл к концу наш урок. Вернёмся к учебным задачам. Выполнили мы их? Что нового узнали? Что заинтересовало? Что ещё о хлебе вы хотели бы узнать?
- А теперь оцените свою работу на уроке:
Если вам было интересно, вы работали с желанием, всё поняли, возьмите в руку зелёный карандаш.
Если вы испытывали некоторые затруднения, но вам было всё понятно и интересно, возьмите в руку жёлтый карандаш.
Если вы многое не поняли, и вам было совсем неинтересно возьмите в руку красный карандаш.
-А теперь поднимите ваши карандаши!
- Урок окончен.
Приложение:
Задания группам:
1 группа . Откройте Азбуку на странице 91 и найдите на картинке вверху нарисованные предметы, в названии которых есть буквы Х и Ц. Найдите в Толковом словаре объяснение слова ХЛОПОК.
2 группа. Перед вами на столе слова с пропущенными буквами. Прочитайте их, вписав пропущенные буквы.
3 группа. По звуковым схемам, прочитайте и запишите слова.
4 группа. Откройте Азбуку на странице 91 . Прочитайте слова, в которых буквы Х и Ц обозначают только твёрдые звуки.
(для 2 группы)
горо…
…омяк
…апля
куриц…
…лопушка ули…а
(для 2 группы)
[х а р'ок]
[пт'и ц а]
[ц э п']
[ч'эр'эп а х а]
[с о н ц э]
Материал для этапа «Рефлексия». Таблички с критериями оценивания.
Если вам было интересно, вы работали с желанием, всё поняли, возьмите в руку зелёный карандаш.
Если вы испытывали некоторые затруднения, но вам всё было понятно и интересно, возьмите в руку жёлтый карандаш.
Если вы многое не поняли, и вам было совсем неинтересно,возьмите в руку красный карандаш.
Опорные таблички.
ГЛАСНЫЙ СОГЛАСНЫЙ |
ЗВОНКИЙ ГЛУХОЙ |
МЯГКИЙ ТВЁРДЫЙ |
Используемая литература:
1.Планируемые результаты начального общего образования. Под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. Москва «Просвещение», 2010 г. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Москва «Просвещение», 2010 г.
2.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /Российская АН. Российский фонд культуры; - 2-е изд., исправленное и дополненное - М.: АЗЪ, 1994.
3. Нечаева Н.В. и Белорусец К.С. Азбука: Учебник по обучению грамоте для 1 класса. – 16-е изд. – М : Развивающее обучение, 2017 г.
4.О.Д.Ушакова. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
5.Видео vk.com Детская песня «Прыг-скок, Колобок» автор Татьяна Морозова.
6.Сайт rial –ru статья «Хлеб – всему голова».
7.Федерягина О.Н. Групповая работа на уроках обучения грамоте //Начальная школа. – 2011. №3, - С. 14-17
8.Сайт для учителей kopilkaurokov.ru статья «Современная система обучения грамоте и её реализация в действующих УМК».
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
по окружающему миру
4 класс (по системе Л.В.Занкова),
Проведённый в 4 классе»А»
в рамках научно-практического семинара
16.03.1918 г.
Тема: «Великая Отечественная война». Как всё начиналось.
Цель: способствовать формированию глубоких знаний об историческом событии Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
Задачи:
- развивать умения самостоятельно находить и выделять нужную информацию;
- совершенствовать умения работы в группе;
- совершенствовать умение осуществлять свою познавательную деятельность, опираясь на опорные инструкции, контролировать процесс и результат учебной деятельности;
- развивать умение пользовать ЭОР (электронно-образовательными ресурсами) при изучении нового учебного материала;
- развивать умение создавать презентацию по изучаемой теме. ;
- воспитывать чувство патриотизма к своей стране, уважение к героям, защитившим её мирное существование.
Оборудование:
• Учебник «Окружающий мир» II часть, авт. Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. Изд-во «Учебная литература, Корпорация «Фёдоров», Самара, 2015 г.
• Инструкции для групповой работы.
• Макет исторической карты «Начало ВОВ».
• Лента времени.
• Ноутбуки с выходом в Интернет.
Ход урока.
I II III IV V VI VII VIII IX X
I Организационный момент.
- Начинаем урок окружающего мира. Сегодня мы продолжаем изучать историю нашей страны.
II Актуализация знаний.
- Обратимся к Ленте времени.
- Какие исторические события произошли в нашей стране в начале XX века?
1812 1861 / 1914-1918 1917 1918-1920 1924 … |
(Война с Наполеоном. Отмена крепостного права.
Первая мировая война. Великая Октябрьская революция. Гражданская война. Образование СССР)
- Какое государство представляла наша страна после 1924 года?
(Это СССР – Союз Советских социалистических республик, развивающаяся по пути социализма).
- Как изменилась жизнь простого народа?
(Страна стала огромной стройкой. Развивалась промышленность, транспорт, широко в быт вошло электричество. Активно стал изучаться Север страны. Разрабатывались месторождения полезных ископаемых. Большое внимание уделялось образованию всех. Активизировалось печатание книг. Появился первый в мире детский театр.)
- Какой вывод можно сделать?
(Вывод: Страна начала активно развиваться по пути социализма. Народ, наконец то, вздохнул от войн, разрухи, голода и зажил мирной жизнью.)
III Мотивационный этап.
- Как вы думаете, все ли в мире были рады успехам молодой Советской страны, где к власти пришёл простой народ.
- Чего боялись страны, где у власти стояли только богачи (капиталисты)?
- Что могло бы произойти от такого недовольства?
(Пойти войной на СССР.)
IV Определение темы урока и постановка задач урока.
(Прослушивание 1 куплета песни А.В.Александрова на слова поэта В.И.Лебедева-Кумача «Священная война».
«Вставай, страна огромная!
Вставай на смертный бой.
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вздымает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война!
-К чему призывает песня?
(Встать на защиту страны против фашистов.)
- Какова же тема нашего урока «Великая Отечественная война» 1941-1945 г.
(На ленте времени появляется дата 1941-1945 ).
На эту тему нам отводится 2 урока. Сегодняшний урок мы посвятим изучению начала войны. Как вы понимаете слова «Великая», « Отечественная», «война»?
(Ответы учащихся. Хорошо. Если кто-то скажет, что и война 1812 года тоже называлась «Отечественной».)
- Определим задачи урока. (Опорные слова: Кто? Когда? С какой целью? Как?)
1.Понять, когда, кто и с какой целью напал на нашу страну?
2. Как встретила врага наша страна?
- Добавляю ещё одну учебную задачу. Сегодня мы будем изучать это событие с помощью ЭОР. Поэтому итогом работы над темой будет составленная презентация.
- Какую роль обычно несёт презентация по теме?
(Она помогает кратко, наглядно представить изучаемую тему.)
V Определение учебных задач группам.
- Для изучения учебной темы мы сегодня работаем по группам, каждая будет иметь своё задания . 1,2,3 группы будут изучать материал о начале войны, 4 группа будет составлять презентацию, данные для которой ей дадут первые три группы.
- Работа сложная, но вместе мы справимся. У каждой группы есть инструкция, следуйте ей. Я буду по мере необходимости помогать. Работаем быстро, общаемся не шумно, не мешаем другой группе. Как можно быстрей подайте сведения 4 группе, чтобы она успела составить презентацию, которая поможет вам при отчёте о работе вашей группы.
VI Получение новых знаний. (Самостоятельно, работая в группах по инструкции).
1 группа – проанализирует с помощью статьи учебника (с.46-47) историческую карту событий в Европе перед началом Великой Отечественной войны, составит схему расположения стран (воинствующих, завоёванных фашистами и стран, державших нейтралитет) на доске, подготовит об этом, опираясь на слайды презентации и составленную схему, сообщение.
2 группа – с помощью файла- помощника на рабочем столе компьютера составит рассказ о том, когда и как началось вторжение фашистской армии на СССР.
3 группа – с помощью выхода в Интернет составит рассказ о том, как героически сражалась Бретская крепость.
4 группа – составит презентацию на основе материала 1-3 групп. Грамотно составленная презентация послужит опорой для рассказа о том, как началась Великая Отечественная война.
VII Отчёт работы групп.
- Итак, вы хорошо поработали. Получили новые знания. Теперь 1,2 и 3 группы расскажут нам о начале Великой Отечественной войны. При рассказе, ребята, вы можете презентацией .
(включается презентация выполненная 4 группой).
VIII Итог урока:
- Давайте вспомним, какие учебные задачи мы ставили перед изучением темы?
(1.Понять, когда, кто и с какой целью напал на нашу страну?
2. Как встретила врага наша страна?)
- Мы выполнили эти учебные задачи?
- Ответим же на данные вопросы?
-А как вы думаете, почему фашистским войскам удалось прорваться в глубь страны? (Силы были неравны)
-Почему это нападение считается вероломным?
(Был договор о ненападении, но Гитлер внезапно нарушил его.)
IX Рефлексия:
-Закончите предложения:
Сегодня на уроке мне было …, но … . Мне захотелось … .
X Домашнее задание: Учебник с.46 -51 прочитать и ответить на вопросы.
Инструкция для 1 группы.
- Откройте учебник на с.47. и внимательно изучите её.
- Выпишите на отдельный листок по группам страны:
- воинствующие вместе с Германией,
- завоёванные фашистами,
- державшие нейтралитет.
3. Передайте записанные по группам страны 4 группе на презентацию.
4. Подойдите к доске и составьте схему, согласно карте.
5. Составьте рассказ (5-6 предложений) на тему: «Историческая ситуация в Европе перед началом войны с СССР».
(При рассказе у доски пользуйтесь сведениями слайдов презентации)
Инструкция для 2 группы.
1.Откройте учебник на с. 46-47 и прочитайте тест до слов «Так началась Великая Отечественная война».
2.Окройте на рабочем столе ноутбука файл «Начало ВОВ» и прочитайте текст вслух.
3.Передайте 4 группе сведения о том, когда и как началась война, перечислите города, которые поверглись бомбёжке в то утро.
4. Подготовьте рассказ (5-6 предложений) о том, когда и как началась война, отвечая на вопросы:
- Кто такие фашисты?
- Когда, как и с какой целью они напали на нашу страну?
- Какие города сразу подверглись бомбёжке?
- Кто первыми принял бой с врагом?
(При рассказе у доски пользуйтесь сведениями слайдов презентации)
Инструкция для 3 группы
- Выйдите в Интернет.
- Найдите сайт Belturist.ru
- Прочитайте о том, как сражалась Бретская крепость.
- Передайте информацию 4 группе:
Где находилась Бретская крепость?
Сколько защитников находилось в ней?
Сколько времени отводил Гитлер на её захват?
Сколько защитников находилось в ней?
Как и как долго сражались защитники крепости?
Подготовьте рассказ (5-6 предложений) о том, как сражалась Бретская крепость.
(При рассказе у доски пользуйтесь сведениями слайдов презентации)
Инструкция для 4 группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок обучение грамоте по теме «Буквы П,п» в 1 классе
Урок построен с учетом современных требований, эффективно используются элементы современных образовательных технологий. Активная мыслительная деятельность каждого ученика прослеживается на...
Конспект урока по обучению грамоте по теме " Буквы о - ё". 1 класс УМК "Гармония"
Цель урока: -познакомить детей с буквой ё и её « работой»- обозначать звук –о- и указывать на мягкость стоящего впереди согласного;учить применять правило чтения прямых слогов при встрече с букв...
Учебно-методический комплект по обучению грамоте на тему "Буква Ы обозначающая звук Ы" 1 класс
ПНШ...
Конспект урока обучения грамоте на тему "Буква ь для обозначения мягкости согласного" 1 класс "ПНШ"
Тип урока: открытие нового знанияЦели деятельности учителя: познакомить детей с ь знаком и его особенностями; отрабатывать навык звукового анализа и чтения слов.Планируемые результаты:·...
Конспект урока (обучение грамоте) по теме "Буква Ь" 1 класс
Конспект урока по теме "Буква Ь" разработан для урока обучение грамоте 1 класс. Данный материал может пригодиться на этапе знакомства с буквой....
Презентация урока по теме "Обучение грамоте по теме "Буква Н"
Обучение грамоте по теме "Буква Н"...
Открытый урок обучения грамоте по теме: "Буквы Я, я. Функции буквы Я"
Открытый урок обучения грамоте по теме "Буквы Я, я. Функции буквы Я"...