Урок 1 Г класс 12.02.2019 г. по теме "Обучение грамоте по теме:"Буквы Хх и Цц "
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Дуркина Наталья Николаевна

Урок открытый по программе Н.А.Нечаевой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  открытого урока

по литературному чтению

(обучение грамоте),

проведённого 12.02.2019 г.

в 1 классе

по теме: «Буквы Хх и Цц,

                  звуки [х х'] и [ц]»

Учитель: Дуркина Наталья Николаевна

учитель начальных классов

высшей категории

МБОУ «Средней школы № 82»

города Ульяновска

Конспект  открытого урока

по литературному чтению (обучение грамоте)

1 класс

Тема: «Буквы Хх и Цц. Звуки [х х'] и [ц].

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цель урока:- создать условия для овладения обучающимися знаний

                         о звуках [х], [х’], [ц] и буквах Хх и Цц;
                      - для формирования культуры поведения на уроке;

                      - воспитания уважительного отношения к хлебу и людям труда.


Планируемые результаты:

Учащиеся могут научиться:
Предметные умения.

- давать характеристику согласных звуков;
- безошибочно узнавать буквы Хх и Цц среди других букв;
- совершенствовать навыки чтения слов с буквами Хх  и Цц;
- проводить простейший звуко-буквенный анализ слова;
- правильно называть буквы русского алфавита;
- объяснять лексическое значение новых слов.
Личностные УУД:
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группах;

-оценивать степень усвоения учебного материала;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- бережному отношению к хлебу, уважительному отношению к людям труда.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике;
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

Оборудование: - толковый словарь Ожегова С.И., задания в конвертах для работы в группах, опорные таблицы, буквы на магнитах, наглядные материалы, объясняющие лексическое значение слова «хлопок», телевизор, ноутбук, презентация о хлебе, музыкальная видеозапись физминутки, учебник «Азбука» авторов Н.В.Нечаевой и К.С.Белорусец.

Ход урока.

I   Организационный  момент.

Учащиеся: «Всем! Всем! Добрый день!» (Приветствие гостей)

II  Мотивационный  этап.

Учитель:

- Начинаем урок обучения грамоте с  речевой разминки.

1. Назовите, правильно буквы. ( На доске: К Л М Н О П Р С Т)

2.Произнесите на одном дыхании звуки: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

    Произнесите протяжно:  [а], [о], [у], [и], [р].

Учитель:

- Почему последний звук вы не смогли произнести протяжно?

 Учащиеся:

- Потому, что гласные при произнесении можно потянуть, а согласные нельзя.

3.Учащиеся:

Чтобы чисто говорить,

Надо звуки повторить,

Самолёт летит, гудит: …[у-у-у].

Пчёлка на цветке жужжит: … [ж-ж-ж].

Чайник на плите кипит: … [с-с-с].

А змея ползёт, шипит: …[ш-ш-ш].                                     (Записано на доске).

III  Актуализация знаний.

Учитель:

-Сегодня мы продолжим изучение букв и звуков, а для начала повторим, что знаем.

(На доске ряд букв на магнитах)

М  Б  Й  О  З  А  Ь У Т

Учитель:

- Исключите лишнюю букву.  (Ь)

- Почему?

- Какое задание вы бы предложили к оставшимся буквам?

Учащиеся:

- Распределить их можно в 2 группы (гласные/согласные).

У А О    /   М Б Й ЗТ

Учитель:

- На какие 2 группы можно разделить согласные?

- Учащиеся:

- Звонкие и глухие. Твёрдые и мягкие.

(На доске появляются опорные таблички)

звонкие

глухие

мягкие

твёрдые

IV  Введение в тему.

 (Определение темы урока и постановка учебных задач)

Учитель:

- Молодцы! Вы хорошо запомнили особенности изученных гласных и согласных звуков. Можно приступать к изучению новых букв.

- Прочитайте написанные на доке предложение .

У       итрились люди в             ирке обучить медведя стирке.

- Вставьте пропущенные буквы. ( Х  Ц )

- Ухитрились люди в цирке обучить медведя стирке.

- Вы уже догадались, какие буквы мы будем сегодня изучать. Назовите их.

ХА   и   ЦЭ).

Учитель:

- Какие учебные задачи мы можем поставить пи изучении новых букв?

(На доске синхронно ответам детей прикрепляются таблички : «Учебные задачи».

Учебные задачи:

1.Узнать какой звук обозначает эта буква.

2.Научиться читать слоги и слова с этой буквой.

Учитель:

- На букву  Х есть очень важное слово - ХЛЕБ,

Поэтому я ставлю ещё одну учебную задачу.

3. Узнать, почему говорят,  

что хлеб – всему голова?

V Освоение новых знаний.

Учитель:
- Открываем «Читалочку» на на стр.46, 48 читаем вслух слоги:

ха-хо-ху-хе-хи                                        ца-цо-цу-це-ци

ах-ох-ух-ех-их                                        ац-оц-уц-ец-иц

- Какие же звуки  обозначают эти буквы? (Произносим, исследуем)

- Делаем вывод с помощью опорных табличек.

- Учащиеся:

([х], [х’], [ц])

Учитель:

- Делаем вывод с помощью опорных табличек.

звонкие

глухие

мягкие

твёрдые

Гласные

согласные

Учитель:

- Что общего и в чём различие звуков, обозначаемых буквами  Х  Ц  ?

(Вывод делают сами учащиеся).

Вывод: - Буква Х обозначает согласный звук, глухой, в словах бывает мягким и твёрдым.

              Буква Ц обозначает согласный звук, глухой, в словах бывает только твёрдым.

ФИЗМИНУТКА

(Физминутка проводится под песню «Прыг, скок, Колобок!»

в исполнении Татьяны Морозовой)

VI  Первичное  закрепление полученных знаний.

1).Самостоятельнаяработа.

Учитель:

- А сейчас поработаем в группах. Вспомните, как надо работать в группе, чтобы не мешать другим.

- У вас на столе задания, прочитайте их, выполните и подготовьтесь к ответу.

Задания:

1 группа . Откройте Азбуку на странице 91 и найдите на картинке вверху нарисованные предметы, в названии которых есть буквы Х и  Ц. Найдите в  Толковом словаре объяснение слова ХЛОПОК.

2 группа.Перед вами на столе слова с пропущенными буквами. Прочитайте их, вписав пропущенные буквы.

3 группа.  По звуковым схемам, прочитайте и запишите слова.

4 группа.   Откройте Азбуку на странице  91 . Прочитайте слова, в которых буквы Х и Ц обозначают только твёрдые звуки.

Отчёт групп.

1 группа называет слова, в которых есть буквы Х и Ц. (Цветок, заяц, петух, цыплёнок, цифра, хлопок.

Хлопок – это растение хлопчатник.  Из плодов хлопчатника изготавливают нити.

2 группа называет полученные слова: горох, хомяк, цапля, курица, хлопушка, улица.

3 группа – зачитывает полученные слова: хорёк, птица, цепь,черепаха,солнце.

4 группа – халат,  холод, шорох, мех, меха, цирк, цепь,  цапля, цыплёнок, певец, певцы, ранец,  ранцы.

Учитель:

- Молодцы!

Вывод: Много слов есть с этими буквами?

Мы научились их читать?

Выполнили вторую задачу?

3).Чтение текста о хлебе.

Учитель:

- Открываем азбуку, страница 91. Читаем текст о хлебе.

(один раз для образца читаю сама, затем читают дети)

Учитель:

- Как называют хлеб на Руси?  (Хлебушек.)

- Какой обычай заведён у нас в стране издавна? (Дорогих гостей встречать хлебом, солью.)

-Легко ли вырастить хлеб? (Очень трудно)

-Найдите в тексте пословицу и поговорку.

- Учащиеся:

- Кто пахал не ленился, у того и хлеб уродился.

- Хлеб – всему голова. 

Учитель:

- Как бы вы назвали этот текст?

(Ответы детей)

- А вы знаете, как выращивают хлеб?

- Смотрим на экран.

 (Идёт презентация о том, как хлеб к нам на стол приходит.)

- Что нового узнали?

  Какие  профессии  вам запомнились? Что вы расскажете дома?

(Ответы детей)

-Раньше хлеб называли ЖИТО от слова ЖИЗНЬ.

VII  Итог урока.

Рефлексия.

- Вот и подошёл к концу наш урок. Вернёмся к учебным задачам. Выполнили мы их? Что нового узнали? Что заинтересовало? Что ещё о хлебе вы хотели бы узнать?

- А теперь оцените свою работу на уроке:

Если вам было интересно, вы работали с желанием, всё поняли, возьмите в руку зелёный карандаш.

Если вы испытывали некоторые затруднения, но вам было всё понятно и интересно, возьмите в руку жёлтый карандаш.

Если вы многое не поняли, и вам было совсем неинтересно возьмите в руку красный карандаш.

-А теперь поднимите ваши карандаши!

- Урок окончен.

        

Приложение:

Задания группам:

1 группа . Откройте Азбуку на странице 91 и найдите на картинке вверху нарисованные предметы, в названии которых есть буквы Х и  Ц. Найдите в  Толковом словаре объяснение слова ХЛОПОК.

2 группа.   Перед вами на столе слова с пропущенными буквами. Прочитайте их, вписав пропущенные буквы.

3 группа.  По звуковым схемам, прочитайте и запишите слова.

4 группа.   Откройте Азбуку на странице  91 . Прочитайте слова, в которых буквы Х и Ц обозначают только твёрдые звуки.

(для 2 группы)

горо…

 …омяк

…апля

куриц…

…лопушка ули…а

(для 2 группы)

[х а р'ок]

[пт'и ц а]

[ц э п']

'эр'эп а х а]

[с о н ц э]

Материал для этапа «Рефлексия». Таблички с критериями оценивания.

Если вам было интересно, вы работали с желанием, всё поняли, возьмите в руку зелёный карандаш.

Если вы испытывали некоторые затруднения, но вам всё было понятно и интересно, возьмите в руку жёлтый карандаш.

Если вы многое не поняли, и вам было совсем неинтересно,возьмите в руку красный карандаш.

Опорные таблички.

                                   

ГЛАСНЫЙ

СОГЛАСНЫЙ

ЗВОНКИЙ

ГЛУХОЙ

МЯГКИЙ

ТВЁРДЫЙ

Используемая литература:

1.Планируемые результаты начального общего образования. Под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. Москва «Просвещение», 2010 г. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Москва «Просвещение», 2010 г.

2.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /Российская АН. Российский фонд культуры; - 2-е изд., исправленное и дополненное - М.: АЗЪ, 1994.

3. Нечаева Н.В. и Белорусец  К.С. Азбука: Учебник по обучению грамоте для 1 класса. – 16-е изд. – М : Развивающее обучение, 2017 г.

4.О.Д.Ушакова. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.

5.Видео vk.com  Детская песня «Прыг-скок, Колобок» автор Татьяна Морозова.

6.Сайт rial –ru статья «Хлеб – всему голова».

7.Федерягина О.Н. Групповая работа на уроках обучения грамоте //Начальная школа. – 2011. №3, - С. 14-17

8.Сайт для учителей kopilkaurokov.ru статья «Современная система обучения грамоте и её реализация в действующих УМК».



Предварительный просмотр:

Конспект открытого  урока

по окружающему миру

4 класс (по системе Л.В.Занкова),

 Проведённый в 4 классе»А»

 в рамках научно-практического семинара

16.03.1918 г.

Тема: «Великая Отечественная война». Как всё начиналось.

Цель: способствовать формированию глубоких знаний об историческом событии Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

Задачи:

 - развивать умения самостоятельно находить и выделять нужную информацию;

- совершенствовать умения работы в группе;

- совершенствовать умение осуществлять свою познавательную деятельность, опираясь на опорные инструкции, контролировать процесс и результат учебной деятельности;

- развивать умение пользовать ЭОР (электронно-образовательными ресурсами) при изучении нового учебного материала;

- развивать умение создавать презентацию по изучаемой теме. ;

- воспитывать чувство патриотизма к своей стране,  уважение к героям, защитившим её мирное существование.

Оборудование:  

• Учебник «Окружающий мир» II часть, авт. Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. Изд-во «Учебная литература, Корпорация «Фёдоров», Самара, 2015 г.

• Инструкции для групповой работы.

• Макет исторической карты «Начало ВОВ».

• Лента времени.

• Ноутбуки с выходом в Интернет.

Ход урока.

I  II  III  IV  V  VI  VII  VIII  IX  X

I   Организационный момент.

- Начинаем урок окружающего мира. Сегодня мы продолжаем изучать историю нашей страны.

II  Актуализация знаний.

- Обратимся к Ленте времени.

- Какие исторические события произошли в нашей стране в начале XX века?

1812      1861  /   1914-1918     1917     1918-1920     1924        …

(Война с Наполеоном.  Отмена крепостного права.

Первая мировая война.  Великая Октябрьская революция. Гражданская война. Образование СССР)

- Какое государство представляла наша страна после 1924 года?

(Это СССР – Союз Советских социалистических республик, развивающаяся по пути социализма).

- Как изменилась жизнь простого народа?

(Страна  стала огромной стройкой.  Развивалась промышленность, транспорт, широко в быт вошло электричество. Активно стал изучаться Север страны. Разрабатывались месторождения полезных ископаемых. Большое внимание уделялось образованию всех. Активизировалось печатание книг.  Появился первый в мире детский театр.)

- Какой вывод можно сделать?

(Вывод:  Страна начала активно развиваться по пути социализма.  Народ, наконец то,  вздохнул от войн, разрухи, голода и зажил мирной жизнью.)

III  Мотивационный этап.

- Как вы думаете, все ли в мире были рады успехам молодой Советской страны, где к  власти пришёл простой народ.

- Чего боялись страны, где у власти стояли только богачи (капиталисты)?

- Что могло бы произойти от такого недовольства?

(Пойти войной на СССР.)

IV   Определение темы урока и постановка задач урока.

(Прослушивание 1 куплета песни А.В.Александрова на слова поэта В.И.Лебедева-Кумача «Священная война».

«Вставай, страна огромная!

Вставай на смертный бой.

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вздымает, как волна!

Идёт война народная,

Священная война!

-К чему призывает песня?

(Встать на защиту страны против фашистов.)

- Какова же тема нашего урока «Великая Отечественная война» 1941-1945 г.

(На ленте времени появляется дата 1941-1945 ).

На эту тему нам отводится 2 урока. Сегодняшний урок мы посвятим изучению начала войны. Как вы понимаете слова «Великая», « Отечественная», «война»?

(Ответы  учащихся. Хорошо. Если кто-то скажет, что и война 1812 года тоже называлась  «Отечественной».)

- Определим задачи урока. (Опорные слова: Кто?  Когда? С какой целью? Как?)

1.Понять, когда, кто и с какой целью напал на нашу страну?

2. Как встретила врага наша страна?

- Добавляю ещё одну учебную задачу. Сегодня мы будем изучать это событие с помощью ЭОР. Поэтому итогом работы над темой         будет составленная презентация.

- Какую роль обычно несёт презентация по теме?

(Она помогает кратко, наглядно представить изучаемую тему.)

V  Определение учебных задач группам.

- Для изучения учебной темы мы сегодня работаем по группам, каждая будет иметь своё задания . 1,2,3 группы будут изучать материал о начале войны, 4 группа будет составлять презентацию, данные для которой ей дадут первые три группы.

- Работа сложная, но вместе мы справимся. У каждой группы есть инструкция, следуйте ей. Я буду по мере необходимости помогать. Работаем быстро, общаемся не шумно, не мешаем другой группе. Как можно быстрей подайте сведения 4 группе, чтобы она успела составить презентацию, которая поможет вам при отчёте о работе вашей группы.

VI   Получение новых знаний. (Самостоятельно, работая в группах по инструкции).

1 группа – проанализирует с помощью статьи учебника (с.46-47) историческую карту  событий в Европе перед началом Великой Отечественной войны, составит схему расположения стран (воинствующих, завоёванных фашистами и стран, державших нейтралитет) на доске, подготовит об этом, опираясь на слайды презентации и составленную схему,  сообщение.

2 группа – с помощью файла- помощника на рабочем столе компьютера составит рассказ о том, когда и как началось вторжение фашистской армии на СССР.

3 группа – с помощью выхода в Интернет составит рассказ о том, как героически сражалась Бретская крепость.

4 группа – составит презентацию на основе материала 1-3 групп. Грамотно составленная презентация послужит опорой для рассказа о том, как началась Великая Отечественная война.

VII  Отчёт работы групп.

- Итак, вы хорошо поработали.  Получили новые знания. Теперь 1,2 и 3 группы расскажут  нам о начале Великой Отечественной войны. При рассказе, ребята, вы можете презентацией .

(включается презентация выполненная 4 группой).

VIII  Итог урока:

- Давайте вспомним, какие учебные задачи мы ставили перед изучением темы?

(1.Понять, когда, кто и с какой целью напал на нашу страну?

2. Как встретила врага наша страна?)

- Мы выполнили эти учебные задачи?

- Ответим же на данные вопросы?

-А как вы думаете, почему фашистским войскам удалось прорваться  в глубь страны? (Силы были неравны)

-Почему это нападение считается вероломным?

(Был договор о ненападении, но Гитлер внезапно нарушил его.)

IX  Рефлексия:

-Закончите предложения:

Сегодня на уроке мне было …, но …  . Мне захотелось …  .

X  Домашнее задание: Учебник с.46 -51 прочитать и ответить на вопросы.

Инструкция для 1 группы.

  1. Откройте учебник на с.47. и внимательно изучите её.
  2. Выпишите на отдельный листок по группам страны:

             - воинствующие вместе с Германией,

              - завоёванные фашистами,

              - державшие нейтралитет.

       3. Передайте записанные по группам страны 4 группе на презентацию.

       4. Подойдите к доске и составьте схему, согласно карте.

       5. Составьте рассказ (5-6 предложений) на тему: «Историческая ситуация в Европе перед началом войны с СССР».

(При рассказе у доски пользуйтесь сведениями слайдов презентации)

Инструкция для 2 группы.

1.Откройте учебник на с. 46-47  и прочитайте тест до слов «Так началась Великая Отечественная война».

2.Окройте на рабочем столе ноутбука файл «Начало ВОВ» и прочитайте текст вслух.

3.Передайте 4 группе сведения о том, когда и как началась война, перечислите города, которые поверглись бомбёжке в то утро.

4. Подготовьте рассказ (5-6 предложений)  о том, когда и как началась война, отвечая на вопросы:

- Кто такие фашисты?

- Когда, как  и с какой целью они напали на нашу страну?

- Какие города сразу подверглись бомбёжке?

- Кто первыми принял бой с врагом?

(При рассказе у доски пользуйтесь сведениями слайдов презентации)

Инструкция для 3  группы

  1. Выйдите в Интернет.
  2. Найдите сайт Belturist.ru
  3. Прочитайте о том, как сражалась Бретская крепость.
  4. Передайте информацию 4 группе:

Где находилась Бретская крепость?

Сколько защитников находилось в ней?

Сколько времени отводил Гитлер на её захват?

Сколько защитников находилось в ней?

Как и как долго сражались защитники крепости?

Подготовьте рассказ (5-6 предложений)  о том, как сражалась Бретская крепость.

(При рассказе у доски пользуйтесь сведениями слайдов презентации)

Инструкция для 4 группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок обучение грамоте по теме «Буквы П,п» в 1 классе

Урок построен с учетом современных требований, эффективно используются  элементы современных образовательных технологий. Активная мыслительная деятельность каждого ученика прослеживается  на...

Конспект урока по обучению грамоте по теме " Буквы о - ё". 1 класс УМК "Гармония"

Цель урока: -познакомить детей с буквой  ё и её « работой»- обозначать звук –о- и указывать на мягкость стоящего впереди согласного;учить применять правило чтения прямых слогов при встрече с букв...

Конспект урока обучения грамоте на тему "Буква ь для обозначения мягкости согласного" 1 класс "ПНШ"

Тип урока: открытие нового знанияЦели деятельности учителя: познакомить детей с ь знаком и его особенностями; отрабатывать навык звукового анализа и чтения слов.Планируемые результаты:·...

Конспект урока (обучение грамоте) по теме "Буква Ь" 1 класс

Конспект урока по теме "Буква Ь" разработан для урока обучение грамоте 1 класс. Данный материал может пригодиться на этапе знакомства с буквой....

Открытый урок обучения грамоте по теме: "Буквы Я, я. Функции буквы Я"

Открытый урок обучения грамоте по теме "Буквы Я, я. Функции буквы Я"...