Конспект урока (обучение грамоте) по теме "Буква Ь" 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Устименко Елена Владимировна

Конспект урока по теме "Буква Ь" разработан для урока обучение грамоте 1 класс. Данный материал может пригодиться на этапе знакомства с буквой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bukva_.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Буква Ь»

Цель урока: познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.

Задачи урока:

  • актуализировать знания детей об изученных звуках и буквах; способе обозначения мягкости согласных;
  • содействовать развитию умений выделять главное, развитию навыков чтения, устной связной речи;
  • воспитывать культуру делового общения, делового сотрудничества, дружбу, интерес к учению.

Тип урока: урок введения нового знания.

Оборудование: 

  • наборное полотно с разрезными буквами,
  • методическое пособие для учащихся «Русская грамота» Т.И. Исаева, В.Ю. Лузаков,
  • «Азбука» Т.Г. Горецкий учебник для 1 класса в двух частях.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.
Настрой на сотрудничество.   

  1. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, какая разница между звуками и буквами?

(На наборном полотне выставлены буквы: Я И Ч З Н Р О К У Е Б П Д Л Ы)

- Мои буквы перемешались. Их нужно разделить на группы. На какие группы мы можем разделить данные буквы? (гласные – согласные, звонкие – глухие, парные – непарные)

(Дети выходят к доске и работают с наборным полотном.)

  1. Формирование темы и цели урока.

- А теперь я хочу рассказать вам сказку.

Жили – были в Азбуке буквы, разные - гласные и согласные. Ходили друг к другу в гости. Вот как – то раз пришла буква С в гости к букве Я.

- Прочитайте, что получилось? (СЯ)

Буква Л – к букве Е. Что получилось? (ЛЕ)

Буква Д – к букве И. Что получилось? (ДИ)

Буквы жили не тужили, потому что все дружили. И жила среди них буква, похожая на половину буквы Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.

- Что это за буква? – возмущались они.

- Вот эта буква. (карточка с изображением буквы)

- Как она называется?

- Она не обозначает звука, не умеет говорить, молчит. Поэтому с ней никто не дружил, не разговаривал – жилось Ь плохо, очень одиноко. Как – то раз взялись буквы составлять слова. Это было из любимое занятие. Угадайте, какое слово они решили составить:

Спит или купается,

Всё не разувается,

День и ночь на ножках

Красные сапожки.       (Гусь)

Выстроились буквы. Что получилось? (ГУС)

- Что – то у нас не выходит, – говорят буквы. – Звук с в слове мягкий, а у нас твёрдый.

И говорит:

- Встану я в конце слова и обозначу мягкость с. Что получилось? (ГУСИ)

- Лучше я встану в конце нашего слова, - сказала Я. Что получилось? (ГУСЯ)

- Что же нам делать? – расстроились буквы. – Подскажите, ребята, как же нам показать, что на конце слова – мягкий согласный?

- Иди к нам, Ь! – позвали буквы. Он с радостью согласился помочь и быстро встал в конце слова. Прочитайте, что получилось? (ГУСЬ)

Развеселились буквы. Стали приглашать Ь к себе в гости.

- Вы догадались, с какой буквой будем знакомиться?

4. Физкультминутка.

5. Изучение нового материала.

- Рассмотрите букву. На что она похожа?

- Попробуем составить с этой буквой буквосочетания. Прочитайте, что получилось.

(Работа с наборным полотном и разрезными буквами: ЛЬ,  ТЬ, МЬ, СЬ, БЬ, КЬ.)

- Какие согласные получаются радом с Ь?

Звуко-буквенный разбор слова ГУСЬ.

- А какие ещё буквы обозначают мягкость согласного?

«Русская грамота» часть 2, стр. 53

- Давайте посадим нашу новую букву в ракету. Найдите для неё место.

«Русская грамота» стр. 52

Задание 1. Работа со звуковыми схемами.

Задание2.

- Какие ты знаешь времена года?

- Соотнеси с картинками названия месяцев.

- В названии, какого времени года есть новая буква?

- Прочитайте названия месяцев, где есть Ь.

6. Физкультминутка.

7. Закрепление нового материала.

Работа по учебнику. «Азбука» часть 2, стр. 11

- Рассмотрите ещё раз букву. Придумайте слова, которые начинаются с Ь.

- Не получилось. Подумайте, где может стоять в слове Ь?

- Прочитайте слова.

- Прочитайте слова, стоящие в единственном числе; во множественном числе.

- Чем отличаются эти слова?

- Какую роль играет Ь в словах?

Чтение текста. (Первичное жужжащее чтение, индивидуальное чтение вслух.)

- О ком этот текст?

- Давайте, озаглавим его?

- Сколько предложений в тексте?

- Прочитайте первое предложение; последнее предложение.

- Как вы понимаете предложение: «Для лося нет преград»?

- С чем его сравнивают?

- Вес некоторых взрослых лосей может достигать 800 кг. Благодаря огромной физической силе и выносливости, лоси способны преодолевать большие расстояния. Их длинные ноги легко переносят их через буреломы и снежные сугробы, которые стали бы непреодолимым препятствием для оленей и волков. В случаи необходимости взрослые лоси могут двигаться через густой лес почти бесшумно, как кошка.

- Найдите в вашем тексте слова с Ь на конце.

- Рассмотрите иллюстрации на с 10 – 11.

- Какая из них иллюстрация к сказке, а какая – к реальной жизни? Почему?

- Что слизывает лось с пня на картинке справа?

- А что он ест ложкой на картинке слева?

- Что ест зайчик?

- Когда происходит действие?

8. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вам понравилось?

- Что показалось для вас трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте в 1-м классе

Это урок-путешествие, во время которого ученики знакомятся с буквами Я,я...

Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе УМК "Перспектива"

Подробный конспект урока обучения грамоте (УМК "перспектива") по теме: "Звук [Э]. Буквы Ээ."  В конспекте представлены разнообразные виды работы на уроке. Предложена работа с электронным приложен...

Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе.

Программа: Традиционная начальная школа.Тема: Согласные звуки [т] [т ,]. Буквы Т,т....

Конспект урока обучение грамоте ( чтение) в 1 классе по теме "Звуки [с,т]" и буквы с,т." с использованием игровых технологий.

На уроке ребята практически познакомятся с этимологией слова и понятием "рифма"....

Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века»

Тема: «Сопоставление звуков [З]- [С] по звонкости-глухости»Тип урока: урок открытия нового знанияКласс: 1Основное содержание темы: Сопоставление звуков [з],[с] по звонкости- глухости. Хара...