Конспект урока (обучение грамоте) по теме "Буква Ь" 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Конспект урока по теме "Буква Ь" разработан для урока обучение грамоте 1 класс. Данный материал может пригодиться на этапе знакомства с буквой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_bukva_.docx | 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Буква Ь»
Цель урока: познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.
Задачи урока:
- актуализировать знания детей об изученных звуках и буквах; способе обозначения мягкости согласных;
- содействовать развитию умений выделять главное, развитию навыков чтения, устной связной речи;
- воспитывать культуру делового общения, делового сотрудничества, дружбу, интерес к учению.
Тип урока: урок введения нового знания.
Оборудование:
- наборное полотно с разрезными буквами,
- методическое пособие для учащихся «Русская грамота» Т.И. Исаева, В.Ю. Лузаков,
- «Азбука» Т.Г. Горецкий учебник для 1 класса в двух частях.
Ход урока.
- Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Настрой на сотрудничество.
- Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, какая разница между звуками и буквами?
(На наборном полотне выставлены буквы: Я И Ч З Н Р О К У Е Б П Д Л Ы)
- Мои буквы перемешались. Их нужно разделить на группы. На какие группы мы можем разделить данные буквы? (гласные – согласные, звонкие – глухие, парные – непарные)
(Дети выходят к доске и работают с наборным полотном.)
- Формирование темы и цели урока.
- А теперь я хочу рассказать вам сказку.
Жили – были в Азбуке буквы, разные - гласные и согласные. Ходили друг к другу в гости. Вот как – то раз пришла буква С в гости к букве Я.
- Прочитайте, что получилось? (СЯ)
Буква Л – к букве Е. Что получилось? (ЛЕ)
Буква Д – к букве И. Что получилось? (ДИ)
Буквы жили не тужили, потому что все дружили. И жила среди них буква, похожая на половину буквы Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.
- Что это за буква? – возмущались они.
- Вот эта буква. (карточка с изображением буквы)
- Как она называется?
- Она не обозначает звука, не умеет говорить, молчит. Поэтому с ней никто не дружил, не разговаривал – жилось Ь плохо, очень одиноко. Как – то раз взялись буквы составлять слова. Это было из любимое занятие. Угадайте, какое слово они решили составить:
Спит или купается,
Всё не разувается,
День и ночь на ножках
Красные сапожки. (Гусь)
Выстроились буквы. Что получилось? (ГУС)
- Что – то у нас не выходит, – говорят буквы. – Звук с в слове мягкий, а у нас твёрдый.
И говорит:
- Встану я в конце слова и обозначу мягкость с. Что получилось? (ГУСИ)
- Лучше я встану в конце нашего слова, - сказала Я. Что получилось? (ГУСЯ)
- Что же нам делать? – расстроились буквы. – Подскажите, ребята, как же нам показать, что на конце слова – мягкий согласный?
- Иди к нам, Ь! – позвали буквы. Он с радостью согласился помочь и быстро встал в конце слова. Прочитайте, что получилось? (ГУСЬ)
Развеселились буквы. Стали приглашать Ь к себе в гости.
- Вы догадались, с какой буквой будем знакомиться?
4. Физкультминутка.
5. Изучение нового материала.
- Рассмотрите букву. На что она похожа?
- Попробуем составить с этой буквой буквосочетания. Прочитайте, что получилось.
(Работа с наборным полотном и разрезными буквами: ЛЬ, ТЬ, МЬ, СЬ, БЬ, КЬ.)
- Какие согласные получаются радом с Ь?
Звуко-буквенный разбор слова ГУСЬ.
- А какие ещё буквы обозначают мягкость согласного?
«Русская грамота» часть 2, стр. 53
- Давайте посадим нашу новую букву в ракету. Найдите для неё место.
«Русская грамота» стр. 52
Задание 1. Работа со звуковыми схемами.
Задание2.
- Какие ты знаешь времена года?
- Соотнеси с картинками названия месяцев.
- В названии, какого времени года есть новая буква?
- Прочитайте названия месяцев, где есть Ь.
6. Физкультминутка.
7. Закрепление нового материала.
Работа по учебнику. «Азбука» часть 2, стр. 11
- Рассмотрите ещё раз букву. Придумайте слова, которые начинаются с Ь.
- Не получилось. Подумайте, где может стоять в слове Ь?
- Прочитайте слова.
- Прочитайте слова, стоящие в единственном числе; во множественном числе.
- Чем отличаются эти слова?
- Какую роль играет Ь в словах?
Чтение текста. (Первичное жужжащее чтение, индивидуальное чтение вслух.)
- О ком этот текст?
- Давайте, озаглавим его?
- Сколько предложений в тексте?
- Прочитайте первое предложение; последнее предложение.
- Как вы понимаете предложение: «Для лося нет преград»?
- С чем его сравнивают?
- Вес некоторых взрослых лосей может достигать 800 кг. Благодаря огромной физической силе и выносливости, лоси способны преодолевать большие расстояния. Их длинные ноги легко переносят их через буреломы и снежные сугробы, которые стали бы непреодолимым препятствием для оленей и волков. В случаи необходимости взрослые лоси могут двигаться через густой лес почти бесшумно, как кошка.
- Найдите в вашем тексте слова с Ь на конце.
- Рассмотрите иллюстрации на с 10 – 11.
- Какая из них иллюстрация к сказке, а какая – к реальной жизни? Почему?
- Что слизывает лось с пня на картинке справа?
- А что он ест ложкой на картинке слева?
- Что ест зайчик?
- Когда происходит действие?
8. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вам понравилось?
- Что показалось для вас трудным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте в 1-м классе
Это урок-путешествие, во время которого ученики знакомятся с буквами Я,я...
Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе УМК "Перспектива"
Подробный конспект урока обучения грамоте (УМК "перспектива") по теме: "Звук [Э]. Буквы Ээ." В конспекте представлены разнообразные виды работы на уроке. Предложена работа с электронным приложен...
Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе.
Программа: Традиционная начальная школа.Тема: Согласные звуки [т] [т ,]. Буквы Т,т....
Конспект урока обучение грамоте ( чтение) в 1 классе по теме "Звуки [с,т]" и буквы с,т." с использованием игровых технологий.
На уроке ребята практически познакомятся с этимологией слова и понятием "рифма"....
План-конспект урока обучения грамоте в 3 специальном классе по теме: «Составление и чтение слов с буквой "ь"».
Разработка урока для солнечных детей...
Конспект урока обучения грамоте (письмо) в 1 классе по теме «Письмо букв П п»
Конспект урока по новым ФГОС...
Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: «Сопоставление звуков [З]- [С] по звонкости-глухости»Тип урока: урок открытия нового знанияКласс: 1Основное содержание темы: Сопоставление звуков [з],[с] по звонкости- глухости. Хара...