Открытый урок обучения грамоте по теме: "Буквы Я, я. Функции буквы Я"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Открытый урок обучения грамоте по теме
"Буквы Я, я. Функции буквы Я"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_1.docx | 26.5 КБ |
prilozhenie_1.docx | 36.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Гласные буквы Я,я.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
Образовательные:
• формировать умение находить в словах букву Я;
• знать, какие звуки она обозначает;
• читать слова с этой буквой;
• совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом, отвечать на
вопросы по содержанию;
• способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного
внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.
Формировать УУД:
• Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности, сохранить мотивацию к учебе;
• Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя,
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учета характера сделанных ошибок.
• Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в
устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о
правилах поведения и общения и следовать им.
• Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ
объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать
информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.
Ход урока
1.Включение в учебную деятельность
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдем.
В страну знаний попадем.
Открытый урок обучения грамоте по теме
"Буквы Я, я. Функции буквы Я"
( Учитель: Тихонова Юлия Анатольевна)
Цель урока: подвести детей к открытию знаний о букве е и её звуках.
Задачи урока:
- создать условия для осознания детьми того, что гласная буква я обозначает два звука [йа] в начале слова и после гласного и звук [а] в слиянии с мягким согласным; формировать навык чтения слов с буквой я;
- развивать фонематический слух: упражнять в слогозвуковом анализе слов, в выделении изучаемых звуков в словах, их артикулировании и характеристиках; развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся;
- расширять коммуникативные способности детей, воспитывать культуру
Формирование универсальных учебных действий:
1. Личностные УУД
- Формирование учебной мотивации; адекватной самооценки; осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовности открыто выражать свою позицию на уроках.
2. Регулятивные УУД
- Формирование умения выделять из множества информации главную; умения осуществлять действие по образцу; контроля своей деятельности; контроля деятельности соседа по парте; умения видеть ошибку.
3. Познавательные УУД
- Формирование умения строить устные высказывания; вести поиск и выделять необходимую информацию, выбирать основания и критерии для сравнения, классификации.
4. Коммуникативные УУД
- Формирование умения слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре и в группах.
Оборудование: презентация Microsoft Office PowerPoint, карточки со словами, карточки с заданиями, светофоры.
Ход урока
- Организационный момент. Включение в учебную деятельность.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдем.
В страну знаний попадем.
Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку учителю, подарите улыбку нашим гостям. Потянитесь к солнышку, поклонитесь земле-матушке. Присаживайтесь на свои места.
2.Актуализация знаний. Целеполагание.
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками русской азбуки. Сегодня очень интересный урок: вы познакомитесь с одной необычной (волшебной) буквой. Эта буква вам будет усердно служить, если вы раскроете ее секреты.
Повторение
- В чем различие между звуком и буквой?
- На какие две группы делятся звуки русского языка? (Гласные и согласные)
- Как распознать гласные и согласные звуки? (гласные – воздух проходит свободно, произносим голосом, можем звуки «петь»; согласные – при их произношении воздух встречает преграду, произносим с шумом).
-Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в звуковой схеме слова? (гласные – красным).
- Каким цветом обозначаем согласные звуки в звуковой схеме слова?
(синим или зеленым).
- От чего зависит цвет согласного в звуковой схеме? (от того, какая гласная стоит после согласного).
- Значит, какие бывают согласные? (твердые или мягкие, звонкие или глухие).
- Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного?
мягкость?
3.Речевая разминка.(Слайд)
Цы-цы –цы - мы ребята молодцы
Ок-ок-ок – дружно мы начнем урок
Ать-ать-ать – будем дружно мы читать
На вопросы отвечать!
3. Постановка темы и цели урока.
- Прочитайте буквы
а о у ы н м л р б в д з и е п к т с я
Какая буква для нас здесь новая? (я).
Кто знает, как называется эта буква? ( я).
- Какие цели поставим сегодня на уроке? (Познакомиться с новой буквой, узнать,какие звуки она обозначает, научиться правильно её писать и читать слова с этой буквой).
- Отгадайте загадку:
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки. (Яблоко)
На доске написано слово
яблоко
Давайте составим схему к этому слову (работа в парах)
Под словом 2 схемы ( одна неверная).
Поднимите руку, кто выбрал 1 схему?
Кто выбрал 2 схему?
- Почему так получилось? Задание одно, а ответы разные?
- Мы еще не знакомы с буквой, с которой начинается слово яблоко.
4. «Открытие» нового знания
- В русском языке есть интересный согласный звук Й (йот). Он любит «играть в прятки» – «прятаться» за другие буквы. Прочитайте слово.
- Произнесите хором слово ЯБЛОКО по слогам.
- Сколько слогов в слове ЯБЛОКО? (Три).
- Произнесите первый слог протяжно. (й а б)
- Что слышите? (согласный и гласный звук и согласный)
(на доске выставляется схема первого слога)
Произнесите 2-й слог. Из чего он состоит? ( твердого согласного и гласного.)
(выставляется схема второго слога)
Давайте поставим слоги под схемой. Что мы поставим под первым слогом?
(Дети не могут ответить на вопрос)
- Такой слог – принято обозначать одной буквой я. Мы слышим 2 звука йа, а пишем одну букву а.
- Где стоит буква а ?( В начале слова.)
Почему эта буква особенная? (Обозначает 2 звука, когда стоит в начале слова.)
Вернемся к схеме этого слова. Сколько звуков и букв в слове яблоко? ( В слове яблоко - 7 звуков, 6 букв.)
Дети, какую же схему вы должны были составить? Покажите.
5.Знакомство с новой буквой
Выходит буква я. (Ученица)
Наконец вы добрались и до меня, буквы Я, - скромно сказала буква Я. Если Вы поставите левую руку на пояс, а левую ногу в сторону, вы станете слегка похожи на меня, букву Я. Но так делают люди, которые хотят показать всем свое Я. Мне больше нравится, когда букву Я сравнивают с человеком, который идет по дороге с большим рюкзаком. Если посмотреть на такого человека сбоку – он очень похож на букву Я.
А). На что похожа буква Я (Слайд)
Я — бродяга с рюкзаком,
Путешествует пешком.
Посмотрите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички буква я.
Я похожа на тебя:
Голова большая, на одной ноге стоит,
вперед идет другая.
Пляшет весело гопак клоун,
маленький Илья.
Руку - в бок, а ножку- так,
Получилась буква я.
Б). Сравнение печатной буквы с прописной (слайд)
- Посмотрите, чем схожи печатная и прописная буква (у печатной углы острые, а прописной закругленные)
- Напечатайте букву я в тетради.
Игра «Одень человечка»
– Что будем делать? Рассуждаем. (Буква я гласная, закрасим красным цветом. Эта буква может обозначать 2 звука: [й’] – согласный, мягкий, звонкий; [а] – гласный. Обозначим это на схеме: “туфли” закрасим в зелёный и красный цвет).
– Теперь мы можем написать первый слог? (Да)
– Где стоит буква я? (Вначале слова)
– Вернёмся к схеме этого слова
Звуко-буквенный анализ слова яблоко
Сколько звуков и букв в слове яблоко? (7 звука, 6 буквы)
- Почему эта буква особенная? (Обозначает два звука, когда стоит в начале слова).
6. Работа над новым материалом
1). Вернёмся к поставленной вами цели урока. Что мы уже сделали? (Познакомились с буквой я и её звуками).
– А что ещё предстоит сделать? (Будем учиться читать с буквой я слоги).
– На доске прочитайте слоги с буквой я в 1 строчке.
Ян ят ял ям яд яр яз
-Где стоит буква Я?(В начале слова)
- Почему эта буква особенная? (Вывод: обозначает два звука, когда стоит в начале слова).
2). А сейчас ,ребята, давайте понаблюдаем ,какую ещё работу выполняет буква Я.(СЛАЙД) Это девочки, зовут их Рая и Зоя
С какой буквы пишутся такие слова? Что они обозначают?
- Произносите протяжно слово Рая.
- Сколько звуков слышится в этом слове? (4)
- А сколько в нём букв? (3)
- Почему так? (Буква Я обозначает два звука)
-Произнесите протяжно слово Зоя.
Сколько звуков слышится в нем?(4)
- После какого звука следует Я? (После гласного о)
Сделайте вывод. (Буква я обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласного.)
3.(Слайд ) Выберите картинку ,где есть буква я. (мяч)
-Составьте предложение со словом мяч. (У Вани есть мяч)
Где расположилась буква Я?(после м согласного)
Произнесите протяжно .
Какой звук мы слышим? (а), какой вывод сделаем? (после согласных буква я обозначает 1 звук а).
3).Слайд
Прочитайте слоги ня тя ля мя дя яр яз
- Какой гласный слышится в этих слияниях? (Слышится звук а)
- Звук а гласный или согласный? (Гласный)
- Мы ответили на третий вопрос.
ФИЗМИНУТКА Самолет
7.Работа с электронным приложением к азбуке
(Составление звуковых схем)
Утята
Яблоко
Мяч
Шляпа
Яхта
Маяк
8.Закрепление.
Работа по учебнику с.111
Чтение слогов и слов
Как называется наша страна?
Как называется главный город нашей страны?
Что мы можем сделать полезного для нашей страны сейчас? (хорошо учиться и в будущем приносить пользу своим трудом).
Читаем хором текст. Потом читаем фронтально.
Работа по тексту:
Что мы посадим у дома? (сад)
Какие деревья будут расти в саду? (сливы и яблони)
Кто будет этому рад? (мама , папа, сестра).
Найдите в тексте слова , в которых буква Я обозначает 2 звука (Моя, Россия, яблони).
Найдите в тексте слова, в которых буква я обозначает 1 звук (земля).
Работа со слайдом.
Прочитываем все слоги по столбикам.
– Сравните слоги в каждом столбике.
Какие звуки дает буква “Я” если она стоит вначале слова или после гласной
(й а)
Какой звук дает буква “Я”, если она стоит после согласного – (а)
Физ.минутка.
Сейчас немного отдохнём,
Физминутку проведём.
- Если в слове есть хитрая буква Я, хлопаем в ладоши – салют этой букве. Если нет, то мы прячемся - приседаем. Готовы?
Ялта, море, фея, яблоко, мел, ящерица, этаж, мята , абрикос, язык, енот, якорь.
- Теперь вы всё знаете о букве Я.
Итог урока
Слайд
- Какие три работы выполняет буква Я? (Я обозначает два звука йа – слияние, если стоит в начале слова или после гласного звука. Буква Я обозначает мягкость предшествующего согласного. В слиянии она обозначает гласный звук я.)
Чтение слогов в таблице.
Разгадывание ребуса.
Слайд
Можете вы отгадать его? Как рассуждали? 7Я
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке .
– Что вы дома расскажете своим родителям о новой букве?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем ещё надо поработать?
- Наш урок подходит к концу.
- Вспомните, какую цель мы ставили с вами на урок.
- Достигли мы с вами поставленной цели?
- Что для вас было самым интересным на уроке?
Оцените свою работу на уроке.
- кто удивил нас своим ответом или работой?
- вы сегодня отлично поработали, поблагодарим друг друга за работу.
-А своё настроение мы покажем с помощью светофора. (зеленый-все понял, все получилось, желтый- не все понял), красный-ничего не понял.
-Молодцы! Я рада, что вы с хорошим настроением заканчиваете урок.
- Всем спасибо за урок.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок обучение грамоте по теме «Буквы П,п» в 1 классе
Урок построен с учетом современных требований, эффективно используются элементы современных образовательных технологий. Активная мыслительная деятельность каждого ученика прослеживается на...
Открытый урок обучения грамоте по теме: "Буква Ь- обозначение мягкости согласных" .
Цели урока: 1)формирование навыка чтения, 2) развитие интереса к чтению и желания читать, 3) ознакомление с новой буквой, новым языковым явлением....
Открытый урок обучение грамоте по теме «Буквы Пп»
Урок обучения грамоте в I классе на основе учебно-методического комплекта «Перспектива»;Обучение ведётся по учебнику «Азбука», авторы Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева.Направление: формирование шк...
Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...
Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...
Презентация к уроку чтения в 1 классе по темеКонспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
Слайдовая презентация соответствует теме и содержанию урока...
Конспект открытого урока обучения грамоте (чтение), тема: строчная гласная буква е. Упражнения в чтении и письме.
УМК «Школа России»Тема: строчная гласная буква е. Упражнения в чтении и письме.Тип урока: изучение нового материала.Цель: упражнение в написании строчной гласной буквы е, соединений с этой...
- Мне нравится (1)