Разработка урока
методическая разработка по чтению (4 класс)

Разработка урока  по литературному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_s_aksakov_alenkiy_tsveiochek.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

           3-й урок по данному произведению

Тема: "Характеры героев в  сказке С.Т. Аксакова "Аленький цветочек". 

Цель:  формирование умений и потребности в осмыслении образцов прочитанного произведения и нравственно – эстетической оценки описываемого.

Задачи:

  1. формировать умения осмысливать, устанавливать причинно-следственные связи  прочитанного для полноценного восприятия произведения;
  2. развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление, воображение, формировать КУУД;
  3. воспитывать жизненную позицию: сочувствие, милосердие к окружающим через анализ художественного произведения

Оборудование. Презентация к уроку, иллюстрации к сказке, картинки распустившихся цветов и бутонов из картона  по количеству детей, шкатулка слов, зеркало, корона, цветочек, аудиозапись из мультфильма аленький цветочек,

Примечание: урок обобщения после самостоятельного чтения

ХОД УРОКА

 Введение в тему. Эмоциональный настрой.

Звучит аудиозапись  начала сказки

"В некиим царстве, некиим государстве жил- был богатый купец. именитый человек..."

 - Так начинается замечательная сказка Сергея Тимофеевича Аксакова. Произнесём хором название сказки.                  ("Аленький цветочек")

- Что слышится в названии?  (Нежность, красота.) 

- Для кого он написал сказку? ( Своей единственной внучке Оленьке он  посвятил эту сказку.)

 Постановка темы и цели урока

   - Прочитав сказку, вдумчивый читатель старается осмыслить, понять, что хотел сказать автор.

- Какую мудрость передает Аксаков своей внучке и нам, читателям? Выясним это на сегодняшнем уроке. 

Восстановление сюжета сказки по иллюстрациям (группа) Работа  в группе.

- Для начала вспомним сюжет сказки.

- Перед нами иллюстрации к сказке. Переставьте картинки так, чтобы их последовательность соответствовала ходу событий.

Работа над языком сказки

-  От кого в детстве писатель слышал такую сказку? (ключницы Пелагеи).

-  Как это выражается в языке сказки? (Язык сказки народный, просторечный, так говорили сказители сказок.)

- Текст наполнен старинными словами и выражениями. Проверим, насколько внимательны вы были при прочтении сказки.

Лексическая работа  (Шкатулка)

- Вот сказочная шкатулка, но не каменья драгоценные в ней, а слова устаревшие.

\Ученики по очереди вынимают карточки из шкатулки и объясняют лексическое значение\

Пригорок муравчатый - поросший мягкой и сочной травой

Яства сахарные – еда, кушанья

Челядь дворовая – слуги, дворовые

Если середович – будь мне дядюшка – мужчина средних лет

Опочивать легла – спать легла

Паче зеницы ока – сохранять, беречь, больше, чем глаза.

И речь сказки часто звучит несовременно, непривычно.

Вспомните, кому из героев принадлежат слова?

1. «Не потерял я своё богатство великое, а нажил казны втрое - вчетверо…» (Купец, стр. 201)

2. «Срока даю тебе дома пробыть три дня и три ночи» (З.Л.Ч.М., стр 119)

3. «Благослави меня, государь мой батюшка родимый (Настенька, стр. 203)

- А кого же ещё из героев нет на слайде (старшей и средней сестёр)

Характеристика героев

Перед нами герои  ( Три сестры; купец; зверь лесной, чудо морское)

- Какими видит их автор, что заметили вы в их образе?

- Совпадает ли наш взгляд с авторским? Вот в этом нам и предстоит разобраться.

 По ходу  будем заполнять таблицу в рабочей тетради.

1. Купец. (Слайд 5)

- Прочитаем отрывок из сказки , где купец  держит ответ перед чудищем лесным   стр 200 “Лучше мне с дочерьми повидатися, дать им своё родительское благословение, и коли они избавить меня от смерти не захотят, то приготовиться к смерти по долгу христианскому и воротиться к лесному зверю, чуду морскому”. (обращение к дочерям стр 193)

- О каких качествах характера купца можно судить из этого отрывка?

(Купец – человек слова и верующий, он думает лишь о спасении души.)

 (На парте лежат слова, дети выбирают нужные слова к нужным героям)

ДОБРЫЙ, ЛЮБЯЩИЙ ОТЕЦ, ЧЕЛОВЕК СЛОВА, ЗАБОТЛИВЫЙ      

2. Сопоставление иллюстраций. Зверь лесной, чудо морское.    

–Перед вами три изображения этого персонажа (художники Н. Куприянов, Б. Диодоров,  И. Цыганков). Кому из художников удалось точнее передать облик аксаковского героя? Почему?

-Найдите в тексте описание зверя лесного. Посмотрим, подтверждает или опровергает отрывок из текста ваше мнение.(стр 207)

- Да, Сергей Тимофеевич, так описал образ зверя лесного, чуда морского, что мы невольно представляем безобразное существо. Вызывает ли у вас этот герой  чувство отвращения? (Нет) 

Почему? А какие чувства он вызывает? Почему?  (При своем внешнем безобразии этот герой был красив душой…)

 -  Какие слова вы наклеите в таблицу в строку с героем?

Работа в парах

- Разложите их в таблицу и попросите товарища по парте проверить, верно ли у вас, кто всё, показывает.

 (ДОБРЫЙ, ДОВЕРЧИВЫЙ, ДОБРОПОРЯДОЧНЫЙ, БЛАГОДАРНЫЙ, ЩЕДРЫЙ)

- Ребята, а какой вывод можно сделать о чудище лесном, если соотнести его внешность с его душой?

Вывод: В жизни внешне непривлекательный человек может обладать редкой душевной красотой

-А встречали ли вы таких людей, у которых внешний вид не соответствует внутреннему?

- Ребята,а если Вы встретили человека, внешний вид которого вам неприятен? Как вы поступите в таком случае? (Нужно быть терпимее друг к другу, и судить не по внешности,а по отношению, поступкам)

Физкультурная минутка                     Слайд 

Наши алые цветочки

Распускают лепесточки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет,

Птички весело летают,

Нежно бабочки порхают.

Наши алые цветочки

Закрывают лепесточки-

Видно, отдохнуть пора…

 А у нас урок, друзья!

3.Три сестры Слайд

- Дает ли Аксаков описание характера сестер? (Нет) Как же мы можем судить об их душевных качествах? (По поступкам) 

- Почему я объединила старшую сестру и младшую, как вы думаете?

 Старшая –ГОРДЕЛИВАЯ. Она просит для себя венец самоцветный, да такой, как у королевны заморской (стр 194).НЕБЛАГОДАРНАЯ Не пошла выручать отца НЕДОБРАЯ, ЗАВИСТЛИВАЯ(стр

Средняя –САМОЛЮБИВАЯ, КОРЫСТНАЯ,  Ей нужны только богатства, да чтоб ее красота не старилась (стр 194-195)

 - А  кого характеризуют слова, которые остались у вас на парте?  (Настеньку) ДОБРАЯ, ЛАСКОВАЯ, ПРИВЕТЛИВАЯ,

- Наклейте их .

В каком поступке это проявилось? (стр 195,она пошла выручать отца)

-  А как вы думаете, могли быть на месте младшей дочери ее сестры?  Почему?

Вот какими героев показал автор.

- Совпадает ли наш взгляд с авторским?

 Пересказ отрывка сказки

- Какой герой вызвал у вас сочувствие? (лесной зверь)

- Какой момент сказки, связанный с лесным зверем, самый волнующий?

 (Когда происходит превращение чудища в доброго молодца.) Когда происходит волшебство?

-Давайте расскажем, как это произошло. (Пересказ в лицах  близко к тексту)

Видеофрагмент превращения. С 35 по 38.30 мин

– Что же помогло снять заклятие со зверя лесного, чуда морского?  (Любовь девушки.)

-  За что же полюбила девушка чудище? (За его душу, доброту)

– О чем главном рассказал С.Т.Аксаков в этой сказке?

Он рассказал о самоотверженной любви, верности и преданности.

        Итог урока.

- Какая из пословиц, записанных на доске, отражает мудрость  этой сказки, ее идею?

Любовь не знает мести, а дружба лести.

Любовь все побеждает.

-  Какую народную мудрость передает нам, читателям, Сергей Тимофеевич Аксаков?

Вывод: В человеке главное -  его душа,  а любовь способна победить зло.

        Рефлексия.

- Какие задания показались вам интересными?

- Ребята, с каким чувством вы заканчиваете урок? Поделитесь. (Свободные высказывания)

- Если урок для вас был интересен и полезен, то поставьте в вазу распустившийся аленький цветочек, если вам кажется, что урок недостаточно интересен, то поставьте в вазу бутон аленького цветочка.

 Домашнее задание.

-  Ребята, получите домашнее задание по выбору: составить кроссворд,  придумать  вопросы для викторины, сочинить сказку с названием  «Любовь все побеждает»

Заключительные слова учителя

Произведение А Ц дополняет раздел  «Литературные сказки» и учит, как  и все сказки этого раздела верить в чудеса и творить добро.

- Сказке «Аленький цветочек» уже более 150 лет, а она  не постарела, потому что никогда не исчезнут добро и любовь. Пусть же аленький цветочек не увядает в душе каждого человека.

Таблица, которую ученики заполняют

Герои сказки

Характеристика героев

Купец

Чудище

Старшая сестра

Младшая сестра

Настенька


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...