Урок литературного чтения Н.Носов "Фантазеры"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Кекеева Эльвира Тимофеевна

Урок-исследование

Тема урока: Н.Носов «Фантазёры» Злой умысел и фантазия

Цели урока: познакомить с произведением Н.Носова «Фантазёры», научить проводить грань между выдумкой и ложью, проанализировать понятия «фантазия», «выдумка», «ложь», различать героя обманщика и героя-выдумщика, развивать речь, мышление,

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов –  (формировать представление о фантазии, творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские  навыки.

Воспитательная:  воспитывать интерес к литературным произведениям.

Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 2 кл.: 1 часть. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров, 2012.стр.85-92

Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение».  2 кл.  Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2012

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип урока

Урок-исследование

Дидактическая цель

Тема урока: Н.Носов «Фантазёры» Злой умысел и фантазия

Цели урока: познакомить с произведением Н.Носова «Фантазёры», научить проводить грань между выдумкой и ложью, проанализировать понятия «фантазия», «выдумка», «ложь», различать героя обманщика и героя-выдумщика, развивать речь, мышление,

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов –  (формировать представление о фантазии, творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские  навыки.

Воспитательная:  воспитывать интерес к литературным произведениям.

Планируемые

результаты

Планирумые результаты учащиеся должны научиться оценивать поступки героев; определять тему и выделять главную мысль (с помощью учителя); анализировать смысл названия произведения; различать жанры произведений; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Личностные УУД: 

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей 

(Регулятивные УУД).

- Уметь оформлять свои  мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию

(Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебники разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).

Предметные:

- Уметь находить слова из толкового словаря

- Уметь  различать героя обманщика и героя -выдумщика

Ресурсы:

- основные

дополнительные

Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 2 кл.: 1 часть. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров, 2012.стр.85-92

Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение».  2 кл.  Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2012

- проектор, экран, компьютер, презентация, карточки  для самостоятельной работы, портрет Н.Носова, выставка книг

Организация

пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент (2 минуты)

- Прозвенел звонок    СЛАЙД 1

 – начинается урок.

Посмотрите на себя, на свою парту.

 Все ли в порядке?

 Готовы ли вы к уроку?

Посмотрите на своего соседа и его парту.

Подскажите, если что-то у него не так.

Посмотрите на соседа, улыбнитесь.

Начинаем урок.

Дети приводят в порядок рабочее место.

Дежурные усаживают только тех учеников, которые не только готовы сами, но и их сосед по парте тоже готов.

Регулятивные  УУД (самоконтроль)

Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером)

Постановка цели урока ( 3  минуты)

Страна вообразилия –    СЛАЙД 2

Такую мы все знаем.

И с Николаем Носовым

Там снова побываем.

Неправда и фантазия.

Как их нам распознать?

Для этого и будем

Сегодня мы читать.

- Ребята, сформулируйте цель нашего урока.

- Как мы сможем это сделать?  СЛАЙД 3

- Понять, чем отличается неправда от фантазии.

- Возможно, нам поможет уже знакомый автор – Николай Носов его рассказ «Фантазеры».

Регулятивные  УУД (целеполагание)

(прогнозирование)

Открытие нового (15 мин)

- К какому жанру можно отнести это

произведение? Выбирайте нужный ответ.   СЛАЙД 4

стихотворение

сказка

рассказ

-Кто главные герои рассказа? 
- Что можете о них сказать? 

-Прочитайте, что придумывал Миша, а что Стасик. (СТР 85-88)

      СЛАЙД 5

Миша 

Стасик 

1.Мне 140 лет.

1.Мне 95 лет.

2. Был большой, а стал маленький.

2.Был маленький, вырос, снова стал маленький, а потом опять вырасту.

3. Мог реку переплыть, океан.

3.Мог море переплыть.

4. Напала акула, откусила голову, другая выросла.

4.Крокодил съел, а потом выплюнул.

5. Раздавил автобус. 

5.На луну летал. 

             

-Кто, по-вашему, лучший сочинитель? Почему?

 - А как они сами называют свои фантазии?

 - Подберите синонимы к этому слову 


- Что же получается, что враньё и фантазия – одно и то же?

-Получали ли мальчики удовольствие от фантазий друг друга?

- Что в этой истории правда?

-Что в этой истории неправдоподобно?

- Как развивались события дальше?

- Что сказал ребятам Игорь? Как он отнесся к игре мальчиков? Найдите в тексте. (СТР 88-89)

СЛАЙД 6

- Что значит презрительно? Презрение – чувство полного пренебрежения, крайнего неуважения. 

-Что ответили ребята?(СТР 88)

-Какое новое слово появилось для обозначения того, что делают мальчики?

-Что значит обманывать? Как называют человека, который обманывает?

- Игорь считает, что ребята врут, а они считают, что выдумывают. С кем вы согласны?

- Почему Стасик и Миша обрадовались, когда Игорь решил сочинить историю?

- Как Игорь придумывал? Прочитайте.(СТР 89-90)

- Зачем автор использует такие слова, как гм, кхм?

- Смог ли Игорь сочинить интересную историю? Почему?

- Трудно ли сочинять? Приходилось ли вам сочинять?

- Прочитайте отрывок о том, как Игорь поступил с Ирой. (СТР 90)

- Как ребята отнеслись к поступку Игоря?

- Как вы относитесь к поступку мальчика?

- Почему ребята не захотели сидеть с Игорем? А что бы сделали вы?

- Как вы понимаете значение слова брехун?

- Подумайте, какое родственное слово можно подобрать?

 -Часто ли мы используем в речи это слово?

- Каким синонимом его можно заменить?

- Зачем используется такое грубое слово?

- Что произошло, когда Игорь ушёл?

- Кого встретили мальчики?

- Какое настроение было у Иры? Какие слова помогли вам это понять?(СТР (91)

- Почему плакала Ира?

- Как ребята утешали Иру? Прочитайте.(СТР 91-92)

-Как вы считаете, в этом эпизоде Стасик врёт или фантазирует, когда говорит ей, что не хочет мороженого?

- Зачем он это делает?

- А как бы вы посочувствовали девочке?

СЛАЙД 7

- Давайте сделаем вывод, чем врун отличается от фантазёра.

- Как вы считаете, удалось ли Мише и Стасику утешить Иру?

- Какие слова в тексте подтверждают это? (СТР 92)

- рассказ

- Мишутка и Стасик 
- Они наши ровесники, любят фантазировать 

Читают по ролям. Без слов автора

5 пар

….

- Враньё 

- Обман, ложь, неправда 


- Нет, фантазия никому вреда не приносит.  

- Встреча с акулой в море и ёё нападение могли произойти в реальной жизни

-Что Мишка ходил без головы и что у него выросла другая.

 - Тут пришёл соседский Игорь…

- «Сказки!» - презрительно фыркнул Игорь. 

…..

-«А ты думаешь, легко выдумывать!»

Обманывать.

Обманщик.

…..

…..

 «Сейчас…»

Автор показал, что Игорю фантазировать было сложно

…..

…..

выборочное чтение

……

……

….

……

(Брехать.) 

…..

(Обманывает, врёт.)

……

(Ребята купили мороженое.)

-Иру.

-«Глаза были заплаканные.»

( Игорь наговорил на Иру, оклеветал, свалил на неё вину.)

выборочное чтение

- Это не фантазия. Это было на самом деле.

- Игорь поступил нечестно. От его слов пострадала сестренка

…..

(Врун – это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя.

Фантазёр – выдумщик, который получает удовольствие от самого процесса сочинения.)

……

-Засмеялась Ира

Общеучебные познавательные УУД: 
Умение работать с текстом 
Умение выделять существенное 
Личностные УУД: 
Умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм 

Физкультминутка (1 мин) (выполнить круговые движения, движение вниз, вверх, вправо, влево).

СЛАЙД8

-Дадим характеристику поступкам героев. Вам помогут слова, зашифрованные на доске.

3, 29,14,29,19,6,13          

  21,14,29,19,6,13  

- Дайте определение этим словам.

- Где можно найти точное определение?

- Два наших одноклассника уже поработали со словарем. Им слово.  

СЛАЙД 9

- Чей поступок можно назвать вымыслом, а чей умыслом? Обоснуйте свой ответ.

- Как автор относится к своим героям?

 

- вымысел

- умысел

- В толковом словаре.

- Вымысел – то, что создано воображением, фантазией.

- Умысел – заранее обдуманное тайное намерение, обычно заслуживающее осуждения.

……

-Мишутке и Стасику симпатизирует, называет их ласково, а Игорю – нет.

Общеучебные УУД (работа со словарем)

Физкультминутка (1 мин)

Встал Незнайка, потянулся,

Раз - нагнулся, два –нагнулся.

Три –присел, посидел. Встал.

Руки в стороны развел

И тихонько сел за стол. (6 слайд)

Первичное закрепление Включение в систему знаний и повторение. (7 мин)

          Работа в группах и парах. СЛАЙД 10

1. Ученики получают карточки с заданием:

-Поделите определения на две группы  «Умысел  и  вымысел» и объясните свое решение

                           

2. - Поделите слова на две группы   «Умысел  и  вымысел»

и объясните свое решение

   

3. - Прочитайте слова и соберите из слов пословицу.

     - Как вы ее понимаете?

Раз    солгал,    навеки   вруном    стал.

Вопросы учителя, если учащийся допустил ошибку:

  • Где у тебя ошибка?
  • В чем ты видишь причину?
  • Какой ты видишь выход?

Рифмовка:              Ошибок не пугайся,

 С ошибками справляйся!

Вывод:

По одной паре выходят к доске и распределяет слова.

Карточка для первой группы

(работаем парами)

Придумывать ради собственного удовольствия;

Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя;

Хочет сочинить интересную историю;

Сочиняет истории для того, чтобы их читали другие;

Обманывает, чтобы получить какую-то пользу;

Придумывает для того, чтобы другие получали удовольствие.

Карточка для  2 группы

тоже работают парами.

Фантазировать, обманывать, выдумывать, сочинять, изобретать, лгать, врать

Карточка для  3группы

тоже работают парами

Раз,    солгал,    навеки,    вруном,    стал.

фантазёры сочиняют ради собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие другие люди.

Учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им

(Коммуникативные УУД).

XI.  Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). ( 5 минут)

-Ребята, обманывать и выдумывать – это одно и тоже?

-Почему рассказ называется «Фантазёры», а не «Вруны» или Обманщики» СЛАЙД 11

-Чему хотел научить вас Н.Носов своим рассказом? В чём главная мысль?

-В чем же секрет творчества писателя?

- С.В.Михалков так сказал про Носова:

(запись на доске)

«Все герои Носова «как живые», а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру…»

 - А я, в свою очередь, предлагаю вам поделиться частичкой своего доброго сердца с тем героем рассказа, который вам наиболее интересен.  

                                                                           

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли мы этой цели?

 

(Героями рассказа являются Мишутка и Стасик, они и есть фантазёры-безобидные  выдумщики. А Игорь- обманщик. Он вызывает только осуждение и гнев)

 -(С человеком который умеет фантазировать, всегда интересно. Фантазии безобидны, они приносят радость и удовольствие, дарят хорошее настроение. Но когда человек, сочиняя и придумывая, обманывает и пользуется слабостью других – это нечестно и вызывает осуждение.)

- ( У него развиты фантазия и воображение)

(Выходят дети по рядам, прикрепляют сердечко рядом с именем героя.)

- Понять, чем отличается неправда от фантазии.

- Да.

Оформлять свои мысли в устной форме

 (Коммуникативные УУД)

Домашнее задание (3 мин)

А вы умеете фантазировать? О чем вы любите фантазировать?

1.Придумайте и нарисуйте дома свои фантазии.

2. Подготовьте пересказ текста.

ИТОГ УРОКА. Оценивание (2 мин)   СЛАЙД12

-  Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Молодцы!

- Один мальчик прочитал этот рассказ и так этот рассказ задел его за живое, что мальчик опубликовал свое письмо в Интернете. Вот это письмо.

«Рассказ Носова "Фантазеры" мне очень понравился тем, что в нем рассказано про таких же мальчишек, как я и мои одноклассники. Мишутка и Стасик - веселые и добрые ребята. У них богатое воображение. Они, наверное, много читают, потому что фантазия "уносит" ребят то в океан к акулам, то в Африку к крокодилам, а то и вовсе на Луну.  Эти безобидные фантазии никому не приносят вреда, а лишь учат мальчиков мечтать.  Мишутке и Стасику не понравился подлый поступок Игоря, когда тот подвел свою сестренку.     Ребята сразу поняли разницу между своими фантазиями и злым враньем Игоря. Встретив заплаканную Иру, сестру Игоря, мальчики делятся с ней своим мороженым, чтобы утешить девочку.

Рассказ писателя Носова учит нас добру, отзывчивости, внимательному, чуткому отношению к окружающим.
Я и мои одноклассники тоже любим придумывать всякие фантастические истории, но никогда не обижаем своими выдумками никого. А того, кто будет врать и выдумывать во вред другим, мы прогоним из своей компании. Фантазия должна приводить человека к изобретательности. Ведь недаром, всякие машины, которые описывают фантасты в своих произведениях, рано или поздно появляются в реальном мире, а не в мире фантазии. Поэтому фантазировать не только интересно, но и полезно.»

сочинять

лгать

врать

фантазировать

обманывать

выдумывать

изобретать

Придумывать ради собственного удовольствия.

Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя.

Хочет сочинить интересную историю.

Сочиняет истории для того, чтобы их читали другие.

Обманывает, чтобы получить какую-то пользу.

Придумывает для того, чтобы другие получали удовольствие.

Раз

солгал

вруном

стал

навеки

Вымысел – то, что создано воображением, фантазией.

Умысел – заранее обдуманное тайное намерение, обычно заслуживающее осуждения.

УМЫСЕЛ

ВЫМЫСЕЛ

УМЫСЕЛ

ВЫМЫСЕЛ

Стасик

Мишутка

Ира

Игорь

Карточка №1

Какие из словосочетаний, характерны для фантазёров, а какие -  для врунов

               

Придумывать ради собственного удовольствия;

Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя;                                                фантазёры

Хочет сочинить интересную историю;    

                                                                                                                             

Сочиняет истории для того, чтобы их читали другие;

Обманывает, чтобы получить какую-то пользу;

Придумывает для того, чтобы другие получали удовольствие.                        вруны

                           

             Карточка №2  для  2 группы

Поделите слова на две группы и объясните свое решение

Фантазировать, обманывать, выдумывать, сочинять, изобретать, лгать, врать

               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н.Носов «Фантазёры» Урок-исследование «Злой умысел и фантазия»

Слайд 2

Страна вообразилия – Такую мы все знаем. И с Николаем Носовым Там снова побываем. Неправда и фантазия. Как их нам распознать? Для этого и будем Сегодня мы читать. Определяем тему урока: Николай Николаевич Носов (1908 - 1976) писатель, драматург.

Слайд 3

Николай Николаевич Носов Русский писатель, режиссер

Слайд 4

К какому жанру можно отнести это произведение? сказка стихотворение рассказ

Слайд 5

Чтение по ролям Миша Стасик 1.Мне 140 лет. 1.Мне 95 лет. 2. Был большой, а стал маленький. 2.Был маленький, вырос, снова стал маленький, а потом опять вырасту. 3. Мог реку переплыть, океан. 3.Мог море переплыть. 4. Напала акула, откусила голову, другая выросла. 4.Крокодил съел, а потом выплюнул. 5. Раздавил автобус. 5. На луну летал.

Слайд 6

Словарь Презрение – чувство полного пренебрежения, крайнего неуважения

Слайд 7

Врун – это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя. Фантазёр – выдумщик, который получает удовольствие от самого процесса сочинения . Чем отличается врун от фантазёра?

Слайд 8

Расшифруйте слова 21, 14, 29, 19, 6, 13 3, 29, 14, 29, 19, 6, 13 в ы м ы с е л у м ы л с е

Слайд 9

Вымысел – то, что создано воображением, фантазией. Умысел – заранее обдуманное тайное намерение, обычно заслуживающее осуждения. Толковый словарь

Слайд 10

Работа в группах 1 группа 2 группа 3 группа Разделите определения на две группы «умысел и вымысел» Разделите слова на две группы «умысел и вымысел» Прочитайте слова и соберите из слов пословицу Придумывать ради собственного удовольствия; Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя; Хочет сочинить интересную историю; Сочиняет истории для того, чтобы их читали другие; Обманывает, чтобы получить какую-то пользу; Придумывает для того, чтобы другие получали удовольствие. Фантазировать, обманывать, выдумывать , сочинять , изобретать , лгать , врать Раз, навеки, стал солгал, вруном

Слайд 11

Николай Николаевич Носов Русский писатель, режиссер «Все герои Носова «как живые», а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру…» С.В.Михалков

Слайд 12

Домашнее задание Придумать и нарисовать свою фантазию. Подготовить пересказ рассказа.

Слайд 13

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...