Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" класс 4 "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по чтению (4 класс)
Рабочая программа учителя по литературному чтению для учащихся 4-го класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования; с положениями Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ ЦО " Школа-Сад №7" с возможнастями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы Л.А.Ефросининой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_4_klass.docx | 67.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Школа-сад №7»
Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
Приказ № ___от «__»______201 г.
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей ______________________________ Протокол №__от «___»____2019 г. Руководитель МО _________________________Ф.И.О. _______________________ подпись | УТВЕРЖДЕНО на заседании методического совета Протокол №___от «___» ____2019 г. Председатель МС ________________________Ф.И.О. _______________________ подпись | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УР ______________ Ф.И.О. «___» _________2019 г. _____________ подпись . .
|
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
учебного курса «Литературное чтение»
Класс: 4
Уровень образования: начальное общее образование
Срок реализации программы -2019/2020гг.
Количество часов по учебному плану:
всего – 102ч/год; 3 ч/неделю
Планирование составлено на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Литературное чтение», автор Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. – [Ефросинина Л.А., Оморокова М.И., Литературное чтение: программа: 1-4 классы: [Текст] / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 224 с.]
Учебник: Ефросинина Л. А. Литературное чтение: учебник для 4 кл. в 2 ч.– М.: Вентана-Граф, 2016
Рабочую программу составила: Удовенко Лидия Ивановна ,учитель начальных классов
г. Ханты-Мансийск 2019
Пояснительная записка.
Рабочая программа учителя по литературному чтению для учащихся 4-го класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
с положениями Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ ЦО «Школа –Сад №7»;
с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы Л.А Ефросиной Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф, 2013
Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений:
• Изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности
(слушания, говорения, чтения и письма);
• В результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также
универсальные учебные действия;
• Дифференцированное обучение обеспечивает учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» обучения работе с произведением и книгой.
При изучении произведений постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес
к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного
чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения,
решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для
ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Принципы построения курса.
Использование системно-деятельностного подхода предполагает:
- учёт индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- учёт различных видов деятельности учащихся и форм общения педагогов с детьми для решения целей образования и воспитания;
- обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.
В основу построения курса «Литературное чтение» в системе учебников «Начальная школа 21 века» были положены следующие
принципы:
• Системности - обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитания и развития младшего школьника, а также создания
литературного пространства на основе взаимодействия и интеграции различных форм дополнительного образования (кружки,
факультативы, библиотечные часы, а также самостоятельная работа с книгой);
• Эстетический – обусловливает требования к произведениям, вошедшим в курс литературного чтения. Постоянное общение
младших школьников с лучшими образцами детской литературы создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и
читательских предпочтений;
• Эмоциональности – учитывает воздействие литературного произведения и книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего
читателя (развитие его эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать художественный мир автора, сопереживание
чувствам героев);
• Преемственности – обеспечивает связь разных уровней (этапов) литературного образования и уроков литературного чтения с уроками
русского языка, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.
При конструировании курса литературного чтения с учётом принципа системности были сформулированы следующие требования к его
содержанию:
• Содержание учебников представлено блоками (разделами), построенными по жанрово-тематическому, жанровому и авторскому
принципам. Объём и содержание произведений каждого блока отобраны с учётом возрастных и психологических особенностей
учащихся начальной школы, произведения способствуют приобщению младших школьников к культурному опыту своего и других
народов;
• Развитие основных видов речевой деятельности (слушание, чтение, устная и письменная литературная речь) входит содержательной
линией в каждый изучаемый раздел и носит практико-ориентированный характер;
• Введение в каждый раздел и последовательное знакомство с литературоведческими понятиями на пропедевтическом уровне служит
литературному развитию и формированию читательской компетентности;
• Системная работа по формированию самостоятельной читательской деятельности проходит в каждом разделе каждого класса и
усложняется от класса к классу;
• Система творческих заданий, представленная в каждом блоке (разделе), позволяете учитывать уровень обученности и
индивидуальные возможности учащихся;
• Умение работать с информацией (находить информацию в тексте произведения, в справочниках, энциклопедиях и доступных
Интернет-ресурсах) формируется последовательно во всех классах начальной школы.
Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:
1.Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.
2.Работа с текстом как речеведческой единицей и над литературными произведениями как искусством слова с учётом их специфической
структуры и жанровых особенностей.
3.Одновременная работа над языком произведения и речью детей.
4.Сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения.
5.Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения.
6.Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведений, ориентировка в мире книг.
7.Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы,
обогащением духовного мира ученика.
Основная цель урока литературного чтения в начальных классах – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира
отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова обогатить читательский опыт. Развитие читательских
умений предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст
произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла
(иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно
героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах – подробно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса «Литературное чтение»:
• Обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной
формы;
• Научить учащихся понимать точку зрения писателя, формировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
• Систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения
(ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
• Включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
• Формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
• Расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню
подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать) художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т.д.); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской
деятельности.
• с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал своё понимание прочитанного;
• с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы.
В соответствии с Образовательной программой школы на 2018-2019 учебный год рабочая программа рассчитана на 102 часа в год
при 3 часах в неделю.
.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3. Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Результаты освоения 4 года обучения
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
• понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
• собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
• составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
• принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Обучающиеся получат возможность научиться:
• познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
• рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
• находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины; создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
• формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини -группе или паре;
• читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
• осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
• принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
• выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
• оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
• определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
• фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
• фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений». Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
• свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
• самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
• владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
• пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся;
• находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов
учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
• находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
• сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
• сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
• находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
• сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
• создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9-10 предложений;
• понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
• проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; и я нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
• определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
• определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
• создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
• высказывать свою точку зрения (9-10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
• пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
• участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
• создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
• способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
• демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
• предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
• определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
• использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях; -отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
• определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
• определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
• оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
• искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
• обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
• находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
• находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
• самостоятельно готовить презентацию из 9-10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
• использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы; озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
• договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
• интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся: | Обучающиеся получат возможность научиться: |
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» | |
|
|
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» | |
|
|
Раздел «Творческая деятельность» | |
|
|
Раздел «Чтение: работа с информацией» | |
|
|
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии. Стихотворные и прозаические произведения русских и зарубежных писателей-классиков XIX — начала XX века, детских писателей второй половины XX века, раскрывающие многообразие их творчества, жанров, особенности национального колорита и специфику произведения. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга.
Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях и др. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки, воспоминания, письма. Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).
Для самостоятельного чтения. Художественная книга (автобиографическая, из жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве человека). Научно- познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, истории, психологии, археологии и др. Книги о путешествиях и приключениях. Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.
Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека и т.д. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя. Умение определять задачу чтения — что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения. Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении — реальных и фантастических. Жанрово-тематическое разнообразие. Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки (на родной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам: манера письма, особенности композиции текста, языка, характер изображения персонажей. Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов {«жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты {«добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения {«день и ночь — су тки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа. Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты {«сыра земля», «богатырский конь» и т.д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре). Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.
Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально-образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям. Манера письма автора. Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности. Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие в них познавательных, реальных знаний, их образного отражения. Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение. Очерк — повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство я действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе. Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения. Тема, идея произведения; литературный герой, персонаж, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.
Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.
Структура курса:
Произведения фольклора. Сказки. Легенды, былины, героические песни – 9часов
Басни. Русские баснописцы - 5 часов
Произведения В. А.Жуковского - 4 часа
Произведения А.С. Пушкина – 3часа
Произведения М.Ю. Лермонтова - 3 часа
Произведения П.П. Ершова - 3 часа
Произведения В.М. Гаршина - 4 часа
Произведения русских писателей о детях - 5 часов
Произведения зарубежных писателей о детях - 7 часов
В мире книг - 6 часов
Произведения Л.Н. Толстого - 7 часов.
Стихи А.А. Блока - 2 часа.
Стихи К.Д. Бальмонта - 4 часа.
Произведения А.И. Куприна - 4 часа
Стихи И.А. Бунина - 3 часа
Произведения С.Я. Маршака - 8 часов
Стихи Н.А.Заболоцкого - 3 часа.
Произведения о детях войны - 4 часа.
Стихи Н.М. Рубцова - 3 часа.
Произведения С.В. Михалкова - 1 час.
Юмористические произведения - 2 часа.
Очерки - 5 часов.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел учебного курса | Количество часов |
4 класс | ||
1 | Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни. | 7 часов |
2 | Басни | 7 часов |
3 | Произведения В.А. Жуковского | 5 часов |
4 | Произведения А.С. Пушкина | 4 часа |
5 | Произведения М.Ю. Лермонтова | 4 часа |
6 | Произведения П.П. Ершова | 4 часа |
7 | Произведения В.М. Гаршина | 3 часа |
8 | Произведения русских писателей о детях | 3 часа |
9 | Произведения зарубежных писателей | 8 часов |
10 | В мире книг | 4 часа |
11 | Произведения Л.Н. Толстого | 6 часов |
12 | Стихи А.А. Блока | 2 часа |
13 | Стихи К.Д. Бальмонта | 5 часов |
14 | Произведения А.И. Куприна | 4 часа |
15 | Стихи И.А. Бунина | 3 часа |
16 | Произведения С.Я. Маршака | 8 часов |
17 | Стихи Н.А. Заболоцкого | 3 часа |
18 | Произведения о детях войны | 4 часа |
19 | Стихи Н.М. Рубцова | 4 часа |
20 | Произведения С.В. Михалкова | 2 часа |
21 | Юмористические произведения | 2 часа |
22 | Очерки | 3 часа |
23 | Путешествия. Приключения. Фантастика | 7 часов |
Итого: | 102 часа |
№ п\п | Дата проведения урока | Темы уроков | Примечания | |
План | Факт | |||
Произведения фольклора. Сказки. Легенды, былины, героические песни – 9 часов | ||||
1 | 2.09 | Произведения фольклора. Малые жанры фольклора. Повторение. Дополнительное чтение. Крупицы народной мудрости. | ||
2 | 4.09 | Произведения фольклора. Волшебная сказка. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк» Контрольное чтение наизусть №1.Малые жанры фольклора. | ||
3 | 5.09 | «Былины». Былина «Волхв Всеславович». | ||
4 | 9.09 | Дополнительное чтение. Русская народная сказка «Марья Моревна». | ||
5 | 11.09 | «Народные легенды». «Легенда о граде Китеже». | ||
6 | 12.09 | «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Книги с народными легендами. | ||
7 | 16.09 | «Народные песни». Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения». | ||
8 | 18.09 | Слушание и работа с книгами. «Народные песни». Дополнительное чтение. Песня-слава «Русская Земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море». | ||
9 | 19.09 | Обобщение. «Книги с фольклорными произведениями». Рубрика «Книжная полка». Рубрика «Проверьте себя». Книги с былинами и легендами. | ||
Басни. Русские баснописцы - 5 часов | ||||
10 | 23.09 | «Произведения русских баснописцев». И. Крылов «Стрекоза и Муравей». И. Хемницер «Стрекоза». Л.Н. Толстой. «Стрекоза и муравьи». Проверка навыка чтения вслух на начало года | ||
11 | 25.09 | Слушание и работа с книгами. «Произведения русских баснописцев». И. Хемницер. «Друзья». Дополнительное чтение. И. Крылов. «Крестьянин в беде». Контрольное чтение наизусть №2.И. Крылов «Стрекоза и Муравей». | ||
12 | 26.09 | «Произведения русских баснописцев». А. Измайлов. «Кукушка». Дополнительное чтение. А. Измайлов. «Лестница». | ||
13 | 30.09 | «Баснописец И.А. Крылов». И. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». Дополнительное чтение. И. Крылов «Осёл и Соловей». С. Михалков. «Слово о Крылове». | ||
14 | 2.10 | Контрольное чтение наизусть №3. И. Крылов «Мартышка и очки».Обобщение по разделу «Басни». Рубрика «Проверьте себя». | ||
Произведения В. А.Жуковского - 4 часа | ||||
15 | 3.10 | «Стихотворения Жуковского». В. Жуковский «Песня», «Ночь». | ||
16 | 7.10 | «Волшебные сказки в стихах». В. Жуковский«Спящая царевна». | ||
17 | 9.10 | Слушание и работа с книгами. «Книги В.А. Жуковского». Дополнительное чтение. В.Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, кощеевой дочери». | ||
18 | 10.10 | Обобщение. «Произведения Жуковского». Рубрика «Проверьте себя» (в тетради). | ||
Произведения А.С. Пушкина – 3 часа | ||||
19 | 14.10 | «Повторение изученных произведений А.С. Пушкина». Стихотворение «Осень» (отрывки). Дополнительное чтение. Г. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (в сокращении). Проверка навыка чтения вслух на конец 1 четверти | ||
20 | 16.10 | «Стихи А.С. Пушкина». А.С. Пушкин «И.И. Пущину», «Зимняя дорога». Контрольное чтение наизусть №4.А.С. Пушкин «Осень». | ||
21 | 17.10 | «Сказки А.С. Пушкина». Дополнительное чтение. А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке». Из воспоминаний В.И. Даля. | ||
Произведения М.Ю. Лермонтова - 3 часа | ||||
22 | 21.10 | «Стихи М.Ю. Лермонтова». М. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...» | ||
23 | 23.10 | «Стихи о природе М.Ю. Лермонтова». М. Лермонтов «Горные вершины» .Контрольное чтение наизусть № 5.М. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...» | ||
24 | 24.10 | Слушание и работа с книгами. «Книги М.Ю. Лермонтова». Дополнительное чтение .М. Лермонтов «Казачья колыбельная песня». | ||
Произведения П.П. Ершова - 3 часа | ||||
25 | 6.11 | «Литературные (авторские) сказки». П. Ершов. «Конёк-Горбунок» (отрывки). | ||
26 | 7.11 | «Литературные (авторские) сказки». П. Ершов «Конёк-Горбунок» (отрывки). | ||
27 | 11.11 | Обобщение «Русские поэты». Рубрика «Книжная полка». Рубрика «Проверьте себя». | ||
Произведения В.М. Гаршина - 4 часа | ||||
28 | 13.11 | «Сказки В.М. Гаршина». В. Гаршин «Лягушка-путешественница». | ||
29 | 14.11 | «Сказки В.М. Гаршина». В. Гаршин «Лягушка-путешественница». | ||
30 | 18.11 | Слушание и работа с детскими книгами. «Авторские сказки». Дополнительное чтение. В. Гаршин «Сказка о жабе и розе». | ||
31 | 20.11 | «Повторение литературных сказок». Рубрика «Проверьте себя». Контрольное чтение наизусть №6.В. Гаршин. «Сказка о жабе и розе» (фрагмент). | ||
Произведения русских писателей о детях - 5 часов | ||||
32 | 21.11 | «Произведения о детях».Н. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»). | ||
33 | 25.11 | «Произведения о детях». Н. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»). | ||
34 | 27.11 | Слушание и работа с книгами. «Произведения о детях». Дополнительное чтение. К. Станюкович. «Максимка». Контрольное чтение наизусть № 7. Н. Гарин-Михайловский. «Старый колодезь» (фрагмент). | ||
35 | 28.11 | «Произведения русских писателей о детях». Дополнительное чтение. Д. Мамин-Сибиряк «Вертел». Рубрика «Книжная полка». | ||
36 | 2.12 | Обобщение по разделу. «Произведения русских писателей о детях». Рубрика «Проверьте себя». | ||
Произведения зарубежных писателей о детях. 7 часов | ||||
37 | 4.12 | «Произведения о детях».В. Гюго «Козетта» (отдельные главы). | ||
38 | 5.12 | «Произведения о детях».В. Гюго «Козетта» (отдельные главы). | ||
39 | 9.12 | «Произведения зарубежных писателей о детях» .Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки). Контрольное чтение наизусть № 8. Марк Твен «Приключения Тома Сойера». | ||
40 | 11.12 | «Сказки зарубежных писателей». Х.-К. Андерсен. «Дикие лебеди». | ||
41 | 12.12 | Дополнительное чтение.Х.-К. Андерсен«Самое невероятное». | ||
42 | 16.12 | «Произведения Х.-К. Андерсена». Стихотворение Х.-К. Андерсена «Дети года». Книги Х.-К. Андерсена. | ||
43 | 18.12 | Обобщение изученного в первом полугодии. «Книги зарубежных писателей». Рубрика «Книжная полка». | ||
В мире книг - 6 часов | ||||
44 | 19.12 | «Книга книг — Библия». Детская Библия. Библейские предания. Дополнительное чтение. Библейское предание «Суд Соломона». Проверка навыка чтения вслух на конец 2 четверти | ||
45 | 23.12 | «Мифы Древней Греции». Древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар». | ||
46 | 25.12 | «Мифы народов мира». Славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийский миф «Творение». Дополнительное чтение. Древнеиндийский миф «Создание ночи». | ||
47 | 26.12 | Слушание и работа с детскими книгами. «Мифы народов мира». Дополнительное чтение. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». | ||
48 | 9.01 | «Книги Древней Руси». «Деятельность Ярослава. Похвала книгам» (отрывок из «Повести временных лет»). «О князе Владимире» (отрывок из жития). | ||
49 | 13.01 | «Первая славянская азбука» .Отрывки из «Повести временных лет»: «Повесть о Константине и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого», «Повесть о Никите Кожемяке». | ||
Произведения Л.Н. Толстого - 7 часов. | ||||
50 | 15.01 | Слушание и работа с детскими книгами. «Повторение изученных произведений Л.Н. Толстого». Дополнительное чтение. Воспоминания Л.Н. Толстого». | ||
51 | 16.01 | «Художественные рассказы». Л.Н. Толстой «Акула». | ||
52 | 20.01 | «Басни Л.Н. Толстого». Л.Н. Толстой. «Мужик и Водяной». | ||
53 | 22.01 | «Научно-популярные рассказы». Л.Н. Толстой. «Черепаха». | ||
54 | 23.01 | «Познавательные рассказы». Л.Н. Толстой. «Русак». | ||
55 | 27.01 | Слушание и работа с детскими книгами. «Былины Л.Н. Толстого». Былина Л.Н. Толстого «Святогор-богатырь». | ||
56 | 29.01 | Обобщение. Рубрика «Проверьте себя». | ||
Стихи А.А. Блока - 2 часа. | ||||
57 | 30.01 | «Стихи о Родине». А. Блок «Россия». | ||
58 | 3.02 | «Стихи А.А. Блока для детей». А. Блок «Рождество». Контрольное чтение наизусть № 9.А. Блок «Россия». | ||
Стихи К.Д. Бальмонта - 4 часа. | ||||
59 | 5.02 | «Стихи о Родине и о природе». К. Бальмонт «Россия» Контрольное чтение наизусть №10. | ||
60 | 6.02 | «Стихи о Родине и о природе». К. Бальмонт «К зиме». | ||
61 | 10.02 | «Стихи о природе» .К. Бальмонт «Снежинка». | ||
62 | 12.02 | «Сказочные стихи» .К. Бальмонт «У чудищ». | ||
Произведения А.И. Куприна. 4 часа | ||||
63 | 13.02 | «Рассказы о животных». А. Куприн «Скворцы». | ||
64 | 17.02 | Слушание и работа с детскими книгами. «Сказки и легенды русских писателей». Дополнительное чтение. А. Куприн «Четверо нищих». | ||
65 | 19.02 | Слушание и работа с детскими книгами. «Произведения о животных». Рубрика «Книжная полка». Дополнительное чтение. Э. Сетон-Томпсон. «Виннипегский волк». Песков «В гостях у Сетон-Томпсона». | ||
66 | 20.02 | Обобщение. Рубрика «Проверьте себя» в тетради. | ||
67 | 26.02 | «Стихи о природе». И. Бунин. «Гаснет вечер, даль синеет...», «Детство». | ||
68 | 27.02 | Слушание и работа с детскими книгами. «Стихи русских поэтов». Дополнительное чтение. К. Чуковский «Н. Некрасов». Контрольное чтение наизусть №11.И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет...» | ||
69 | 2.03 | Обобщение. «Стихи русских поэтов». Рубрика «Проверьте себя». | ||
70 | 4.03 | «Стихотворения С.Я. Маршака». С. Маршак «Словарь». | ||
71 | 5.03 | Дополнительное чтение. С. Маршак. «Загадки», «Зелёная застава». | ||
72 | 11.03 | «Пьесы-сказки С.Я. Маршака». «Двенадцать месяцев» (избранные картины). | ||
73 | 12.03 | «Пьесы-сказки С.Я. Маршака». «Двенадцать месяцев» (избранные картины). | ||
74 | 16.03 | Слушание и работа с книгами. «Пьесы-сказки С.Я. Маршака». Дополнительное чтение. С. Маршак «Сказка про козла». Проверка навыка чтения вслух на конец 3 четверти | ||
75 | 18.03 | «С. Маршак — переводчик». Р. Бернс «В горах моё сердце...» (перевод С. Маршака). | ||
76 | 19.03 | Обобщение по разделу «Произведения С.Я. Маршака». Рубрика «Проверьте себя». | ||
77 | 1.04 | Библиотечный урок «Маршак — сказочник, поэт, драматург, переводчик». | ||
Стихи Н.А. Заболоцкого - 3 часа | ||||
78 | 2.04 | «Стихи для детей». Н. Заболоцкий «Детство». | ||
79 | 6.04 | «Стихи Н.А. Заболоцкого». Н. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке». | ||
80 | 8.04 | Библиотечный урок. «Стихи русских поэтов». Книги со стихотворениями русских поэтов. Контрольное чтение наизусть №12.Н. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке». | ||
Произведения о детях войны - 4 часа | ||||
81 | 9.04 | «Произведения о детях войны». Дополнительное чтение. В.П. Катаев. «Сын полка» (отдельные главы). | ||
82 | 13.04 | В.П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы).Р/к Нанайская сказка «Отважный сын» | ||
83 | 15.04 | Слушание и работа с детскими книгами. «Книги о детях войны». Детские журналы и книги. | ||
84 | 16.04 | Дополнительное чтение. К. Симонов «Сын артиллериста». Р\к Корякская сказка «Чайка и ворон» | ||
Стихи Н.М. Рубцова - 3 часа. | ||||
85 | 20.04 | «Стихи о родной природе». Н. Рубцов «Берёзы». | ||
86 | 22.04 | «Стихи о Родине». Н. Рубцов «Тихая моя родина». Дополнительное чтение. Н. Рубцов «Ласточка». Контрольное чтение наизусть №13.Н. Рубцов «Берёзы». Р/к Хантыйская сказка «Мышка и лось» | ||
87 | 23.04 | Обобщение. Рубрика «Проверьте себя» .Р/к Ненецкая сказка «Кукушка» | ||
Произведения С.В. Михалкова - 1 час | ||||
88 | 27.04 | «Произведения С.В. Михалкова». С. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома». Дополнительное чтение. С. Михалков. «Как бы мы жили без книг?» Книга Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». | ||
Юмористические произведения - 2 часа | ||||
89 | 29.04 | «Юмористические рассказы о детях и для детей». Н. Носов «Федина задача». Р/к Мансийская сказка «Гордый олень» | ||
90 | 30.04 | «Юмористические стихи» И. Гамазкова. «Страдания». Дополнительное чтение. В. Драгунский «Тайное становится явным». | ||
Очерки - 5 часов | ||||
91 | 4.05 | «Очерки о Родине». И. Соколов-Микитов «Родина». Дополнительное чтение. М. Шолохов. «Любимая мать-отчизна». Р/к Хантыйская сказка «Мальчик Идэ» | ||
92 | 6.05 | «Очерки о людях». А. Куприн «Сказки Пушкина». Н. Шер «Картины-сказки». | ||
93 | 7.05 | Дополнительное чтение. М. Горький «О сказках». Р/к Хантыйская сказка «Нарты с золотом» | ||
94 | 11.05 | Слушание и работа с книгами. «Темы очерков». Дополнительное чтение .Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди». Детские газеты и журналы. | ||
95 | 13.05 | Обобщение. Рубрика «Проверьте себя». Дополнительное чтение. М. Горький. «О книгах». Ю. Яковлев «Право на жизнь». | ||
Путешествия. Приключения. Фантастика. 7 часов | ||||
96 | 14.05 | «В мире фантастики». Н. Вагнер «Фея Фантаста». Комплексная разноуровневая контрольная работа. | ||
97 | 18.05 | Н. Вагнер «Берёза». Р/к Нанайская сказка «Березовый сынок» | ||
98 | 20.05 | Слушание и работа с детскими книгами. «Книги Н.П. Вагнера». Проверка навыка чтения вслух на конец 4 четверти | ||
99 | 21.05 | Дополнительное чтение. Н. Вагнер «Сказка», «Руф и Руфина». Р/к Ненецкая сказка «Два брата» | ||
100 | 22.05 | «Приключенческая литература». Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы). | ||
101 | 25.05 | «Приключенческая литература». Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы). Р/к Корякская сказка «Ворон и кит» | ||
102 | 26.05 | Обобщение. Рубрика «Проверьте себя» |
Лист корректировки рабочей программы
№ урока по тематическому планированию | До корректировки | Способ корректировки | После корректировки | |||
Тема урока | Количество часов | Тема урока | Количество часов | Дата | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по мамтематике 2 класс школа XXI века
Рабочая программа по учебнику В.Н. Рудницкая...
рабочая программа по математике 2 класс "Школа XXI века"
Рабочая программа разработана в соответствии с программой "Математика" концепция "Начальная школа XXI века", руководитель Н.Ф.Виноградова (автор В.Н.Рудницкая. М. Веентана-Граф, 2012), примерной...
Рабочая программа по технологии 2 класс "Школа XXI века"
Программа разработана на основе требований федерального государственного стандарта начального образования. Автор Лутцева Е.А....
Рабочая программа по информатике 2 класс Школа 21 века ФГОС
Рабочая программа 2 класс по информатике составлена с учетом ФГОС второго поколения по программе Школа 21 века...
Рабочая программа по математике УМК "Начальная школа ХХI века" 2 класс по ФГОС
Рабочая программа и календарно тематический план для 2 го класса...
Рабочая программа по математике 2 класс школа 21 века
Рабочая программа по математике 2 класс школа 21 века. В программе предоставлена: пояснительная записка, тематический план, результаты освоения программы, литература, оценка письменных работ...
Рабочая программа по математике 2 класс школа 21 века
Рабочая программа курса «Математика» разработана на основе авторской программы В. Н. Рудницкой (М.: Вентана-Граф, 2012).Программа рассчитана на 136 часов....