Конспект интегрированного урока литературного чтения по сказке «Рукавичка»
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Конспект интегрированного урока литературного чтения по сказке «Рукавичка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k-integrativnogo_uroka_po_lit-chteniju-1_klass-shk.docx | 26.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока литературного чтения
по сказке «Рукавичка»
УМК «Школа России»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: создать условия для знакомства учащихся с русской народной сказкой «Рукавичка» и восприятия произведения с межпредметной связью.
Планируемые результаты:
Предметные:
1) дать представление о специфике сказочного жанра на примере русской народной сказке о животных;
2) способствовать формированию целостного представления об основной идее сказки;
3) формирование условий для выразительного чтения.
Метапредметные:
1) использовать навыки смыслового чтения русской народной сказки «Рукавичка», осознанного построения речевого высказывания на поставленные вопросы по данному произведению;
2) умение искать и выделять необходимую информацию;
3) формирование развитие процессов памяти, внимания и воображения (сколько персонажей поместилось в рукавичку и кто именно, т.е. назвать клички зверей; представить, как выглядела рукавичка);
4) умение формулировать свою точку зрения по содержанию прочитанного произведения и сравнивать её с авторской. (Е. Чарушин «Теремок»);
4) связь с математикой посредством математического шифра, а также счет количества персонажей, которые поместились в рукавичку, и порядковый счет (какой по счету лисичка – сестричка забралась в рукавичку);
5) связь с русским языком, а именно знание алфавита, знание правила как узнать сколько в слове слогов, поделить слово на слоги и посчитать их, а также как в слове расставить ударение);
6) связь с окружающим миром посредством знания жилищ для каждого зверя из сказки, и что нужно делать, чтобы кисти рук не замерзали на морозе;
7) связь с технологией посредством знания различных видов тканей, а именно из каких видов тканей изготавливаются перчатки, варежки и рабочие рукавицы.
Личностные:
1) формирование интереса к чтению сказок;
2) формирование представлений о добре и об нравственных поступках.
Оборудование: проектор, компьютер, учебник (Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. 1 класс).
Библиография:
1) Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. М.: Просвещение, 2012. — 110 с.
2) Стефаненко Н. А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. А. Стефаненко. — 3-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2017. — 110 с. — (Школа России). — ISBN 978-5-09-052541-1.
3) Чехлова А.Г. Особенности построения и проведения интегрированного урока по математике и литературному чтению в начальной школе. // Международный научный журнал Инновационная наука. 2015 г. №10. С. 186 – 189.
Структура урока
- Организационный момент (1 мин)
- Проверка домашнего задания (4 мин)
- Актуализация знаний (3 мин)
- Подготовка к восприятию (7 мин)
- Первичное восприятие (6 мин)
- Проверка первичного восприятия (3 мин)
- Работа над содержанием текста (4 мин)
- Фикультминутка (1 мин)
- Работа над содержанием текста (10 мин)
- Этап обобщения, подведение итогов (2 мин)
- Рефлексия (2 мин)
- Домашнее задание (2 мин)
Ход урока:
- Организационный момент
Учитель: Добрый день, ребята! Встаньте, пожалуйста. Давайте посмотрим, все ли у вас на парте: учебник «Литературное чтение», подставка под учебник? Отлично.
Учитель: А сейчас проверим, кто из вас сядет тише. Первыми тихо садятся девочки, теперь мальчики. - Молодцы, все сели тихо.
- Проверка домашнего задания
Учитель: Начнем работу с проверки домашнего задания. Ребята, кто напомнит, какое домашнее задание у вас было? (Домашнее задание было вариативное и относится к прошлой теме урока – литературная сказка Е. Чарушина «Теремок»).
- Нарисовать обложку к сказке «Теремок».
- Придумать и написать свой вариант продолжения сказки «Теремок».
- Найти 2-3 пословицы, подходящие к данной сказке. (обязательное)
Хорошо. Начнем поверку с обложек к сказке, которые вы нарисовали. тестов. Выйдете, пожалуйста, к доске, кто рисовал. Каждый по очереди скажет, почему он нарисовал такую обложку к сказке.
Теперь перейдем тем, кто придумал и написал свой вариант продолжения сказки. Кто хочет прочесть своё продолжение сказки всему классу, поднимите руку. (Если желающих нет, учитель выбирает сам).
И напоследок, проверим кто какие подобрал пословицы к данной сказке. (Учащиеся читают по одной пословице и объясняют ее смысл).
- Актуализация знаний
Учитель: Сегодня мы с вами продолжим знакомится со сказками. А для начала давайте вспомним, что же такое сказка? (Сказка – это выдуманная история; вымышленная и фантастическая история)
Учитель: На какие 2 большие группы делятся сказки? (Сказки делятся на две большие группы: литературные сказки, в которых есть авторы – авторские и русские народные).
Учитель: Почему называются авторскими? (у них есть автор)
Учитель: Какие авторские сказки вы читали? (Е. Чарушин «Теремок», И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»).
Учитель: Почему сказки называются народными? (их сочинил народ, передаются из уст в уста).
Учитель: Приведите примеры таких сказок. («Колобок», «Гуси лебеди», «Репка», «Курочка Рябя»).
Учитель: Какие бывают виды сказок? (бытовые, волшебные, о животных).
- Подготовка к восприятию
Учитель: И сейчас мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой. А с какой именно вы мне скажите сами, расшифровав шифр. На доске записан математический шифр из чисел, который следует расшифровать и тогда вы узнает название сказки. Но для расшифровки шифра вам потребуется знание алфавита, так как определенное число соответствует букве алфавита. Поэтому вам нужно будет посчитать и определить каждую букву и тогда у вас получится название сказки. Математический шифр (18, 21, 12, 1, 3, 10, 25, 12, 1). (Учащиеся вспоминают алфавит, расшифровывают шифр с помощью чисел и знание алфавита, затем получают название «Рукавичка»).
Учитель: Какая тема нашего сегодняшнего урока? Кто назовет? (Русская народная сказка «Рукавичка»)
Учитель: Сколько слогов в названии нашей сегодняшней сказки? Как вы узнаете сколько в слове слогов? (Ру-ка-вич-ка, т.е 4 слога, сколько в слове гласных, столько и слогов)
Учитель: Какой слог ударный? (Ударный 3-тий слог)
Учитель: Но прежде чем познакомится с этой сказкой мы с вами проведет речевую разминку. Читаем слоги, четко произнося все звуки, сначала вместе со мной (читают хором, читают по цепочки, читают мальчики, потом девочки)
БУ – БЮ БА – БЯ
ВУ – ВЮ ВА – ВЯ
ГУ – ГЮ ГА – ГЯ
ЛУ – ЛЮ ЛА – ЛЯ
РУ – РЮ РА – РЯ
Учитель: Теперь прочитаем скороговорку сначала медленно, затем чуть ускоряясь, четко произнося слова:
«В ночной тиши у шалаша
Чуть слышен шорох камыша»
- Первичное восприятие
Учитель: Я прочитаю вам русскую народную сказку «Рукавичка», а ваша задача внимательно слушать.
- Проверка первичного восприятия
Учитель: Понравилась ли вам сказка? Что вас удивило в этой сказке? (Да, а удивило то, что в одну рукавчику поместилось только животных, и все звери были доброжелательны друг к другу).
Учитель: Какое настроение у вас было при прослушивании сказки? Менялось ли оно, если да, то как и почему? (Сначала сказки было грустное, что дед потерял рукавичку, затем – веселое и радостное настроение, потому что у животных появился дом, но в конце сказки – грустное, так как собака разогнала всех зверей из жилища).
- Работа над содержанием текста
Учитель: О чем эта сказка? (сказка о том, как дед потеря рукавичку, а звери один за другим находили так называемое жилище)
Учитель: Прочитайте с чего начинается сюжет сказки? (Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел да обронил рукавичку).
Учитель: Как вы себе представляете эту рукавичку? (Большой и очень теплой).
Учитель: Как вы думаете замерзла ли у деда кисть руки без рукавички и почему? (Да, потому что деду в лесу нужно работать, а без рукавички холодно ему)
Учитель: Ребята, представьте себе, как замерзли руки у дедушки. Вот у вас, когда замерзнут кисти рук или для того, чтобы они не замерзли, что вы делаете? (Одеваем перчатки и варежки).
Учитель: Скажите, пожалуйста, из какой ткани ваши варежки и перчатки? (Из шерсти, хлопка)
Учитель: А как вы думаете из какой ткани были сделаны дедушкины рабочие рукавички из сказки? (Из плотной ткани)
Учитель: Верно. Рабочие рукавички шьются из плотной брезентовой ткани. Такая ткань часто используется в хозяйственной деятельности человека.
Учитель: Сейчас я проверю, кто был самым внимательным. Сколько зверушек поместилось в рукавичку? Найдите в тексте всех зверей и перечислите их. (7: мышка – поскребушка, лягушка – квакушка, зайчик – побегайчик, лисичка – сестричка, волчок – серый бочок, кабан – клыкан, медведюшка - батюшка)
Учитель: А теперь скажите, мне пожалуйста, какой по счету лисичка – сестричка забралась в рукавичку? (4)
Учитель: Найдите в тексте ответ на вопрос: почему звери были вынуждены покинуть свой домик? (Собака их испугала своим лаем, и звери разбежались врассыпную по лесу).
Учитель: У всех зверей в окружающем нас мире есть свое жилье. Посмотрите на слайд, сейчас вам предстоит соединить животного с его жилищем. (Мышка – норка, лягушка – пруд, заяц – лежка или логово, лиса – нора, волк – волчье логово, кабан – гнездо или логово, медведь – берлога.)
Вызываю по одному учащемуся для соотношения зверя с его жилищем.
Учитель: Скажите, мне пожалуйста, данная сказка по содержанию какому виду относится? (к сказке о животных).
Учитель: Почему вы так считаете? (главные герои – животные, они разговаривают, ведут диалог).
- Физкультминутка
Учитель: А сейчас немного отдохнем, я вам буду называть разных животных, а ваша задача будет заключаться в том, что если животное есть в сказке «Рукавичка» вы приседаете: корова, сорока, мышка, медведь, белка, лисичка, обезьяна, зайка, слон, синица, лягушка, волк, воробей, кабан.
- Работа над содержанием текста
Учитель: Давайте с вами прочитаем эту сказку, но прежде, чем начать читать вспомним правила выразительного чтения.
Правила выразительного чтения:
- читайте внимательно;
- передавайте голосом восклицательную и вопросительную интонацию;
- старайтесь читать так, чтобы вы могли передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.
Учитель: Хорошо, повторили правила выразительного чтения. Теперь приступаем к прочитыванию сказки по цепочке, а затем сравним данную сказку со сказкой «Теремок».
Учитель: Чем эти сказки похожи? (персонажами, все звери доброжелательно впускали в жилище)
Учитель: Чем отличаются? (количеством персонажей и их кличками, концовкой - в сказке «Теремок» персонажи остаются жить в теремке, а сказке «Рукавичка» зверям приходится покидать жилище)
Учитель: Как вы думаете, в чем же заключается идея данной сказки? (что даже очень разные звери при некоторых жизненных обстоятельствах могут вместе мирно существовать).
- Этап обобщения, подведение итогов
Учитель: С какой сегодня сказкой познакомились? («Рукавичка»)
Учитель: На какие две большие группы делят сказки? (литературные – авторские и народные)
Учитель: А сказка «Рукавичка» какой группе относится? И по содержанию какому виду сказок относится? (народной, сказка о животных)
Учитель: Чему учит сказка «Рукавичка»? (при любых жизненных обстоятельствах, нужно быть доброжелательным)
- Рефлексия
Учитель: Ребята, давайте теперь посмотрим, что вы узнали, а что еще хотели бы узнать.
Таблица ЗХУ
З-Знаю | Х – Хочу узнать | У - Узнал |
Мы обязательно постараемся познакомиться с тем, что вы бы хотели узнать.
- Домашнее задание (на выбор)
Открываем дневник и записываем домашнее задание.
1. Найти 2 – 3 пословицы, подходящие для сказки «Рукавичка». (Обязательное)
2. Придумать и написать свой конец сказки.
3. Представить себя в роли какого-то одного персонажа сказки и написать, как бы ты поступил в данной ситуации.
4. Нарисовать жилище для животных, где бы они могли поселится и мирно жить.
Спасибо вам за урок, вы сегодня хорошо работали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока « Литературное чтение и окружающий мир » во 2 классе
« Литературное чтение и окружающий мир » во 2 классеЦель урока: - создание условий для ознакомления обучающихся с песенным фольклором зарубежных стран.Формы обучения:фронтальная, самостоят...
План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.
План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....
Конспект интегрированного урока литературного чтения, русского языка и математики в 4 классе
Конспект интегрированного урока литературного чтения, русского языка и математики в 4 классе по программе "Школа России"...
конспект интегрированного урока литературное чтение и музыка "С. Есенин "Черёмуха""
Подробная технологическая карта интегрированного урока литературное чтение и музыка С. Есенин "Черёмуха", включает в себя анализ стихотворения и исполнение романса...
Интегрированный урок литературного чтения и осетинского чтения. Тема: Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок.
Конспект интегрированного урока по литературному чтению и осетинскому чтению. Урок посвящен закреплению материала по теме "Фольклор". В ходе урока учащиеся работают как на русском, так...
Конспект интегрированного урока (литературное чтение и окружающий мир) в 1 классе
Литературное чтение – это особый предмет. Это, прежде всего, “искусство слова”, воплощающее стремление человека к истине, добру и красоте. Это тот самый предмет, который в полной мере формирует си...
Конспект интегрированного урока литературного чтения и письма класс 1. Тема: Знакомство со строчной и заглавной буквами Ч, ч. Звук [ч’]. Правописание сочетаний ЧА-ЧУ
Конспект интегрированного урока литературного чтения и письма класс 1. Тема: Знакомство со строчной и заглавной буквами Ч, ч. Звук [ч’]. Правописание сочетаний ЧА-ЧУ...